Дополнительная образовательная программа «Держава FM+TV»
календарно-тематическое планирование

Зубова Дарья Викторовна

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых ребят, поэтому работа «Держава FM+TV» является очень актуальной.

Дополнительная образовательная программа «Держава FM+TV» ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с профессией теле- и радиожурналиста.  Нацелена на развитие коммуникативной компетенции учащихся, занимающихся выпуском радио – и телепередач. В курсе значительная часть часов отведена для практической деятельности по выпуску передач школьной радиостанции, для ознакомления с работой СМИ г.Петрозаводска, в том числе и встреч с журналистами. Программа рассчитана на 35 часов и предполагает выпуск радиопередач по самым различным направлениям: спортивно- оздоровительное, гуманитарное, художественно- эстетическое, гражданско- патриотическое.

Цель курса – профессиональная ориентация учащихся, ознакомление с особенностями журналистских произведений, формирование культуры устной и письменной речи учащихся.

Задачи курса:

- формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессий;

- развитие умения ориентироваться в потоке информации;

- развитие коммуникативной компетенции, творческого потенциала учащихся;

- формирование навыков работы в команде, воспитание чувства ответственности.

- формирование навыков по составлению и написанию интервью, репортажей.

- развитие личностных качеств, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи.

- разумное, целесообразное приобщение детей к современной технике, привитие умений и навыков правильного взаимодействия с ней;

Работа складывается из нескольких направлений: информационное, образовательное, воспитательное. Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, музыкальные программы.

Актуальность:

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьной радиостанции влияет на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и навыков, сплачивает учащихся разного возраста.

 Основные направления деятельности:

Информационная: Школьное радио - самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы, города, страны.

Образовательная: Школьное радио используется в процессе преподавания школьных предметов - для централизованной подачи в школьные коридоры и рекреации необходимой учебной звуковой информации.

Подготовка радиопрограмм требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, диктора, звукооператора. Обучение детей современным технологиям, основным навыкам записи и воспроизведения фонограмм, работа с аудиотехникой. В результате работы с детьми по выпуску радиопередач возрастает их мотивация к обучению.

Воспитательная: Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе школьной радиостанции позволяет с пользой занять их свободное время, учиться подавать любую информацию заинтересованно, внося в сообщения своё личное отношение.

Тематика радиопередач: формы, темы, рубрики радиопередач могут быть довольно разнообразными: выпуск еженедельных (ежедневных) информационных программ; тематические радиовыпуски к классным часам на важные и нужные для ребят темы; праздничные программы к юбилейным датам и красным дням календаря; музыкальные (поздравительные) программы по заявкам слушателей; радиоконкурсы и радиовикторины (2-3 раза в год) «Открытый микрофон».

Примерные темы радиоконкурсов: «Моя школа», «Наш класс – лучший класс», «Однажды на уроке», «Угадай исполнителя», «Sound the sound» и др. По предложенным на конкурсе темам ребята пишут сочинения, эссе, стихи, берут интервью. Во время проведения в школе «Недели (месячника) знаний» можно использовать такую форму работы, как радиовикторина по предмету.

Традиционные рубрики радиопередач: «Поздравлялка», «Спортивные новости», «Гороскоп», «Рассказы о профессиях», «Вести из класса», «Подросток и закон», «В мире книг», «Встречи с прекрасным», «Жить здорово», «Весёлая переменка» и другие.

Школьный радиоцентр обладает следующими преимуществами:

- создание школьной радиостанции позволит обеспечить более эффективное

использование современных технических средств обучения в образовательном процессе;

- повышается оперативность подачи звуковой информации;

- перед учащимися открываются широкие возможности во внеклассной деятельности:

- занятия детей в редакциях радио, в кружках звукооператоров, дикторов, корреспондентов.

Участие школьников в системе школьного радиовещания развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказывается на профессиональном самоопределении.

Структура школьной радиостанции. Управление. Традиции.

Во главе радиостанции (студии) стоит директор и заместитель директора радиостанции. Радиостанция объединяет несколько редакций: тематических, литературных, спортивных, музыкальных передач. Редакция имеет свой актив или Совет радиостанции. Кроме редактора (редакторов) в состав Совета входят: корреспонденты, звукооператоры, дикторы, режиссёры, диджеи, администраторы, заменяющие диджеи.

Оценка перспектив модели.

Радио - это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.

Коммуникативная.

Подготовка радиопрограмм - дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов работы радиостанции, общение со слушателями способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.

Управленческая.

Школьная радиостанция - это самая оперативная форма передачи необходимой информации от управленческой структуры к подразделениям школы. Целесообразно использование радиостанции для совершенствования руководства ученическими организациями.

Координирующая.

Различные подразделения школы через радио согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.

Программа включает в себя тематическое планирование радиопередач по четырем направлениям:

- спортивно-оздоровительное

- гуманитарное (нравственное)

- художественно-эстетическое

- гражданско-патриотическое

Спортивно-оздоровительное направление (примерные темы репортажей)

  1. Глобальная неделя безопасности «Минутки безопасности»
  2. Незваный гость - наркомания.
  3. Территория, свободная от никотина.
  4. СПИД - болезнь души и тела.
  5. Девичьи секреты. Дискуссионный клуб.
  6. Всемирный день здоровья- 7 апреля.
  7. Всемирный день без табака-31 мая.

Гуманитарное направление

  1. Будем говорить правильно (речевой этикет)
  2. О чистоте русского языка или  За чистоту русского языка.
  3. Международный день русского языка.
  4. Язык мой - друг мой. (в рамках «Недели иностранного языка»)
  5. День славянской письменности и культуры-24 мая.

Художественно-эстетическое направление

  1. Школьная форма: плюсы и минусы. История школьной формы в Россию
  2. Звезда с звездою говорит (передачи о лучших учениках школы, победителях олимпиад и конкурсов на школьном/муниципальном/республиканском/российском уровнях)
  3. Волшебный мир моды (в рамках “Недели моды”)
  4. «Слово об учителе» (Праздничный выпуск ко Дню учителя 05.10)
  5. «Обратный отсчет» (праздничные выпуски по десятилетиям к 25-летию лицея)
  6. В гостях у деда Мороза (праздничный цикл программ посвященных празднованию «Нового года»)
  7. День святого Валентина.
  8. 1 апреля - День смеха.
  9. 8 марта.
  10. 23 февраля.
  11. Ура, каникулы!

Гражданско-патриотическое направление

  1. Тематическая передача ко Дню матери.
  2. Славные сыны Отечества. Тематическая передача к 23 февраля.
  3. Тематическая передача-поздравление учителей к 8 марта.
  4. Прощай, Масленица!
  5. «Мне бы в небо» (тематическая передача ко Дню космонавтики)
  6. День Российской Конституции. Тематическая передача.
  7. Тематическая передача, посвящённая Дню Победы.

Кроме тематических передач предполагается выпуск постоянно действующих рубрик:

  1. Школьные новости.
  2. Спортивный репортаж.
  3. Это интересно.
  4. Календарь знаменательных дат.
  5. Школьные смешинки.
  6. Гороскоп для школьников.
  7. Классика для всех.

Каждое утро по плану работы радио начинается выпуском утреннего эфира, который имеет своей целью организованно начать новый учебный день под позывные радио, создать атмосферу хорошего настроения через музыкальные минутки, организованно провести утреннюю зарядку.

Основной целью утреннего эфира является и патриотическое воспитание через музыкальное оформление. Утренний эфир имеет важное значение, так как служит началом учебного дня и потенциалом к дальнейшей работе.

В работе радиостанции является необходимым ведение следующей документации:

- график выхода утренних эфиров;

- график выхода дневных эфиров (тематика);

- график дежурства в радиорубке;

- журнал инструктажа;

- работа рубрик;

- распределение обязанностей членов кружка.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  В ходе реализации данной программы учащиеся  должны достигнуть следующих результатов:

-  понимать важную роль СМИ в современной жизни, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;

- знать основные жанры журналистских текстов, специфику их создания;

- знать основные типы теле- и радиопередач, специфику их создания;

- уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;

- создавать творческие работы  разных жанров;

- овладеть навыками создания выпусков теле- и радиопередач.

           

Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

- собеседование по изученным темам;

- защита творческих работ разных жанров;

- выпуск теле- и радиопередач;

- ежедневная работа радио в школе во время перемен.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....