Программа кружка "Школа дорог"
рабочая программа
Данная программа написана для школьного кружка по ПДД. Реализуется для детей 9-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
муниципального района «Ферзиковский район»
Принята на заседании методического совета МКОУ ДО «ЦДТ» протокол № 1 от 03.09.2018 г. | Утверждаю: Директор МКОУ ДО «ЦДТ» ___________Кокина Н.Н. от 03.09.2018 г. № 57 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ»
Программа рассчитана на детей 9 - 15 лет.
Срок реализации 1 год
Автор программы:
Устинова Татьяна Викторовна
педагог дополнительного образования
п. Ферзиково
2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 4
1.2 Цель и задачи программы.. 8
1.4 Планируемые результаты.. 18
Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий 20
2.1 Календарный учебный график 20
2.2 Условия реализации программы 20
2.5 Методическое обеспечение программы 23
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения» |
Тип программы | модифицированная |
Составитель программы | Педагог дополнительного образования МКОУ ДО «ЦДТ» МР «Ферзиковский район» |
Адрес организации, реализующей программу | 249800, Калужская область, п. Ферзиково, ул. Карпова, д.27 |
Телефон/факс | 8(48437) 31-309 |
Возраст детей | 9-15 лет |
Направленность | Социально-педагогическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Уровень реализации | основное общее образование |
Форма реализации | Групповая |
Уровень освоения | общекультурный |
Способ освоения содержания образования | практический, репродуктивный |
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в Национальной доктрине образования РФ, делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.
Бурное развитие техники в 20-м и 21-м веках привело к стремительному росту числа дорожно-транспортных происшествий. Создание машин, механизмов, транспортных средств, наряду с бесспорными положительными результатами принесли человеку немало бед и страданий. Дорожно-транспортные происшествия это всегда большая беда, наносится непоправимый ущерб здоровью людей.
Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников. Ежегодно в России регистрируется более 2 миллионов случаев травматизма у школьников.
По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К «Чаще всего травмируются школьники в возрасте 11-14 лет 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек»
Наиболее типичными случаями смертельного травматизма является дорожно-транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Процент летальности(количество погибших из числа пострадавших) при нем достигает 15% ,в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%.
Деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма школьников способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению опасных ситуаций на дорогах, приобретению навыков самостоятельной деятельности, не на словах, а на деле пропагандирует соблюдение правил дорожного движения, и в итоге- сохранению жизни и здоровья детей.
Программа составлена в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны и развитие системы патриотического воспитания граждан РФ и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, одной из духовно-нравственного единства общества.
Количество часов работы кружка ПДД 72 часа в год. Кроме занятий проводятся различные соревнования и конкурсы. Данное количество времени связано:
- с возрастными особенностями кружка ПДД (дети занимаются с 3 по 9 класс включительно);
- с расширением спортивно-состоятельных мероприятий: с систематическим участием в районных и областных соревнованиях по всем видам ПДД, для накопления опыта и отслеживания промежуточных достижений воспитанников;
- с ежегодным участием в конкурсах–школьников, которые являются основным результатом деятельности за год.
Нормативно-правовое обеспечение программы.
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.
- Положение об отряде юных инспекторов движения.
Новизна и актуальность
Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране является исключительно актуальной. В ее решении принимают участие как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, преподаватели школ, и сами школьники.
Основные причины дорожного травматизма школьников :
- нарастание концентрации транспорта на улице;
- недисциплинированность школьников, их желание выделиться среди сверстников, незнание опасности;
- недостаточный надзор за детьми по пути в школу;
- незнание Правил дорожного движения, правил поведения на улице;
- неправильное пользование общественным транспортом;
- игры и шалости на проезжей части улицы;
- неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя.
Основная задача деятельности по изучению правил дорожного движения и применению их в практических жизненных ситуациях для учащихся- подготовить их к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, сформировать навыки поведения в этих ситуациях.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа рассчитана на детей школьного возраста. Именно в этом возрасте происходит привитие специальных навыков и привычек. Совершаемые детьми ошибки повторяются и являются частыми. Большинством этих ошибок формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. Поэтому большая ответственность в деле формирования у подрастающего поколения знаний по Правилам дорожного движения лежит на семье и учреждениях образования. От родителей учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования, во многом зависит сформированность у подрастающего поколения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге.
Отличительные особенности
В учебном плане по курсу ОБЖ школьной программы не предусмотрены часы на изучение правильного вождения велосипеда. А ведь каждый второй школьник имеет велосипед и после самостоятельного обучения ребенок, слабо владея навыками вождения на велосипеде и практически не зная правил дорожного движения, выезжает на проезжую часть, становясь потенциально опасным водителем или потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку юных велосипедистов к безопасному движению на дороге.
Отличительные особенности программы.
- Обязательные принципы в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении.
- Система обучения по данной программе включает в себя такие элементы, как: закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Обеспечению реализации данной программы способствует система внешних связей (с ГИБДД, сотрудничество с клубами ЮИД, Автошколой)
Данная программа – модифицированная
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся возраста: 9-15 лет.
Объем программы – 72 часов на один год
1 год – 2 часов в неделю 72 часов в год
Форма обучения – очная
Виды занятий:
- обучающее занятие
- контрольное занятие
Форма организации обучения - групповая
Сроки реализации. Реализуется дополнительная образовательная программа в течение 1 года
Срок освоения программы – 1 год
Уровень освоения программы – базовый
Режим занятий:
Год обучения | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | Кол-ный состав |
1 г. | 2 часа | 1 раз | 2 ч. | 72 ч. | 10 чел. |
- Цель и задачи программы
Цель программы:
Основная цель программы – создание условий для развития гражданственности школьников, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения детей к организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения.
Задачи программы:
- сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
- сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- повысит интерес школьников к велоспорту;
- применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улице;
- в работе по безопасности дорожного движения использовать здоровьесберегающие технологии, как систему учебно-воспитательных и организационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и жизни детей.
- создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;
- создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
- формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровье;
- обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Также для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Обучающие:
-повысить уровень знаний обучающихся по ПДД РФ;
-способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах, навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
-способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
-воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
-формировать навыки культуры поведения в транспорте, навыки дорожного этикета;
-формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Решение данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей, принятых в нашей образовательной системе.
1.3. Содержание программы.
Содержание и план программы должны соответствовать темам в журнале
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | итого | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Участники дорожного движения. | 2 | 2 | |
2 | Изучение ПДД РФ. | 20 | 12 | 32 |
3 | Дорожные знаки | 10 | 4 | 14 |
4 | Основы оказания первой помощи. | 6 | 4 | 10 |
5 | Решение задач по ПДД. | 4 | 4 | |
6 | Велотрасса. | 2 | 2 | |
7 | Промежуточная и итоговая аттестации учащихся. | 8 | 8 | |
15 | ИТОГО | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
Программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма школьников рассчитана на воспитанников средних и старших классов и предусматривает несколько направлений деятельности:
Деятельность по изучению « Правил дорожного движения»-приобретение основных знаний по «Правилам дорожного движения».
Дорожные знаки : зачет по знакам дорожного движения.
Основные «законы» безопасного движения для водителя- Факторы повышенного риска для водителя, типичные обстоятельства и действия водителя, изучение основ правоведения: Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ, изучение основ страхования.
Дорожно- транспортное происшествие – ДТП: Техника и тактика водителя на дороге.
Основы медицинских знаний - первая медицинская помощь при ДТП.
В основе работы с детьми лежат личностно - ориентированные педагогические технологии развивающего обучения с формированием общечеловеческих культурных ценностей, направленные на развитие способностей, познавательной активности, любознательности , коммуникативности, интереса к разным видам творческой деятельности, на развитие физического, стрессовоустойчивого психологического здоровья и эмоционального благополучия.
- Планируемые результаты
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:
- Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
- Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИДД .
- разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
- внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
- расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;
- повысить дорожную грамотность учащихся;
- сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
- повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
- приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;
- развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
- формирования интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
- овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
РАЗДЕЛ 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1 Календарно - тематический план
Номер занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие: «Безопасность дорожного движения». Участники дорожного движения. | 2 часа |
2 | Дорога. Что входит в понятие «дорога». Культура и взаимоуважение- основы безопасности на дорогах. | 2 часа |
3 | Дорожная разметка. | 2 часа |
4 | Перекрестки и пешеходы. Обязанности пешеходов. | 2 часа |
5 | Общие обязанности водителей. Обязанности пассажиров. | 2 часа |
6 | Сигналы светофора и регулировщика. | 2 часа |
7 | Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. | 2 часа |
8 | Начало движения, маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части. | 2 часа |
9 | Пешеход на проезжей части. Опасные ситуации по вине пешеходов. | 2 часа |
10 | Скорость движения. Обгон, опережение встречный разъезд. | 2 часа |
11 | Остановка и стоянка. Проезд перекрестков. | 2 часа |
12 | Пешеходные переходы и места остановок маршрутно-транспортных средств. | 2 часа |
13 | Железнодорожный переезд. Автомагистраль. | 2 часа |
14 | Движение в жилых зонах. Обязанности велосипедистов. | 2 часа |
15 | Велосипедист на проезжей части. Опасные ситуации по вине велосипедистов. | 2 часа |
16 | Приоритеты на проезжей части. Световые приборы и звуковые сигналы. | 2 часа |
17 | Занятие-зачет. | 2 часа |
18 | Дорожные знаки. Знаки приоритета. | 2 часа |
19 | Дорожные знаки. Запрещающие знаки. | 2 часа |
20 | Дорожные знаки. Предписывающие знаки. | 2 часа |
21 | Дорожные знаки. Знаки особых предписаний. | 2 часа |
22 | Дорожные знаки. Информационные знаки. | 2 часа |
23 | Дорожные знаки. Знаки сервиса. | 2 часа |
24 | Дорожные знаки. Знаки дополнительной информации. | 2 часа |
25 | Занятие-зачет. | 2 часа |
26 | Виды переломов. Первая помощь при переломах. | 2 часа |
27 | Виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях. | 2 часа |
28 | Внутреннее кровотечение. Признаки и первая помощь. | 2 часа |
29 | Ожоги. Первая помощь при ожогах. | 2 часа |
30 | Пострадавший без сознания. Алгоритм действий. | 2 часа |
31 | Занятие-зачет. | 2 часа |
32 | Основные «законы» безопасного движения. Решение задач по ПДД. | 2 часа |
33 | Дорожно- транспортное происшествие- ДТП. Если ДТП произошло. Решение задач по ПДД. | 2 часа |
34 | Меры ответственности за нарушение ПДД. Решение задач по ПДД. | 2 часа |
35 | Практическое занятие «Велотрасса». | 2 часа |
36 | Занятие-зачет по итогам года. | 2 часа |
2.2 Условия реализации программы
Теоретические и практические занятия проводятся на местности, с использованием снаряжения (велосипеды), велодорожки и наглядных материалов на основе отработки умений и навыков самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Правила дорожного движения», «Правила организации и проведения соревнований учащихся РФ».
Материально-техническое обеспечение программы
- Компьютер
- Комплект знаков дорожного движения .
- Комплект плакатов безопасности дорожного движения .
- ПДД РФ.
- Автомобильная аптечка.
- Бинты, шины и т. д.
- Компьютерные программы: «ПДД для школьников»
- Комплект дидактических карточек по темам: Регулируемый и нерегулируемый перекресток, дорожная разметка, дорожные знаки, правила наложения транспортных шин.
2.3 Формы аттестации
Формы проведения промежуточной аттестации могут быть следующие: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, зачет.
Результатом промежуточной аттестации являются низкий, средний или высокий уровни освоения детьми дополнительной образовательной программы:
Низкий уровень - деятельность выполняется по образцу с погрешностями;
Средний уровень-деятельность выполняется по образцу , качественно, аккуратно;
Высокий уровень- проявляется творческое отношение к выполнению той или иной деятельности.
2.4 Оценочные материалы
Оценка знаний проводится 4 раза в год, из которых первые три контрольных среза проводятся в виде тестирования с помощью компьютерной программы «ПДД для школьников». Итоговый срез проводится в виде тестирования в письменном виде с использованием экзаменационных билетов ПДД 2018 ГИБДД России для категорий В и А.
2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение работы кружка:
- Методическая литература, учебные пособия по правилам дорожного движения для учащихся, учебно-наглядные пособия, карточки по решению задач по правилам дорожного движения, СД- диск
2. Развивающие игры по правилам дорожного движения
3. Набор знаков по правилам дорожного движения
4. Экзаменаторы-системы контроля знаний.
5. Методическая база: кабинет школы, стадион.
2.6. Список литературы для педагогов
1. Сборник кодексов Российской Федерации под редакцией Кузнецова Л.А. М1988г.
2. Федеральные законы Российской Федерации “О безопасности дорожного движения”.
3. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы. Учебное пособие М. 1997г.
4. Бабина Р.П Занимательная дорожная азбука. Учебно-наглядное пособие. М.1997г.
5. Бабина Р.П. Бубнова Н.В. Как оказать помощь при автодорожном происшествии М. 1997г.
6. «Вестник образования» (сборник приказов и инструкций).
7.ПДД РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Добрая дорога детства»
Программа по обучению ПДД и основам безопасного поведения на улицахи дорогах для детей старшего дошкольного возраста "Добрая дорога детства"...
Анализ реализации программы «Толерантность – дорога к миру».
Данная концепция состоит из следующих этапов: I. 2007-2008 уч. год – проектированиеII. 2008-2009 уч. год; 2009-2010 уч. год; 2010-2011 уч. год; 2011-2012 уч. год -реализацияIII. 2012-2013 у...
Программа "Дети-Дорога-Жизнь"
Программа профилактики детского дорожно- транспортного травматизма...
Сквозная программа "Азбука дороги"
Состояние детского дорожно- транспортного травматизма показывает необходимость акцентирование внимания всех взрослых на главной ценности - жизни и здоровье ребенка.Решение такой ...
Игровая познавательная программа "Воздушные дороги"
Игровая познавательная программа «Воздушные дороги»Задачи:Формирование навыков дисциплинированного безопасного поведения в транспортеРазвитие познавательного интереса к истории и современным тенденция...
Конспект занятия «СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА». к образовательной программе "Школьник – дорога - автомобиль"
Занятие с использованием учебно-методического комплекса, дидактического материала, наглядных пособий, методических материалов, учебного оборудования кабинета.Образовательная программа «Школьник ...
программа факультатива "Дорогой здоровья"
Программа направлена на закрепление умений, навыков ЗОЖ учащихся, в первую очередь на закрепление правил личной гигиены, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, формир...