Дети в годы Великой Отечественной войны
методическая разработка (7 класс)

Загуменная Елена Федоровна

Внеклассное мероприятие посвящено детям, родившимся в годы Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_v_gody_vov.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Дети в годы Великой Отечественной войны

1 Ведущий: Опять – «война», опять «блокада»….
                  А может нам о них забыть?
                  Я слышу иногда: не надо,
                  Не надо раны бередить.

2 Ведущий:   Ведь это правда, что устали
                  Мы от рассказов о войне,
                  И о блокаде прочитали
                  Стихов достаточно вполне.

1 Ведущий: Чтоб снова на земной планете
                  Не повторилось той зимы,
                  Нам нужно, чтобы наши дети
                  Об этом помнили, как мы!
                  Я не напрасно беспокоюсь,
                  Чтоб не забылась та война.


1 Ведущий:   В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе.

2 Ведущий:   ВОВ 1941-1945г.г., навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей. Она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины.

1 Ведущий:  Фашисткие варвары разрушили  и сожгли 1710 городов, более 70 тыс. сел и деревень, уничтожили 84 тыс. школ, лишили крова 25 млн. человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

         На фоне звучания  метронома памяти  кадет читает стих.  ( Отрывок из № Реквиема» Р. Рождественского)

                                                        Помните!

                                                        Через века, через года-

                                                         Помните!

                                                         О тех, кто уже не придет никогда –

                                                         Помните!

                                                         Памяти павших будьте достойны!

                                                         Вечно  достойны!

                                                         Люди!

                                                         Покуда сердца стучатся, - помните!

                                                         Какой ценой завоевано счастье, -

                                                         Пожалуйста, помните!

                                                         Детям своим расскажите о них, чтоб

                                                         Запомнили!

                                                         Детям детей расскажите о них,

                                                         Чтобы тоже помнили!

2 Ведущий:   Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

                  Как вы понимаете слово «подвиг»?

       Кадеты рассуждают.

1 Ведущий: Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч! А бывает ПОДВИГ НАРОДа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

2 Ведущий:   В памяти народа навечно остались: 29 трагических дней – столько дней мужественно сражались защитники Бресткой крепости и не покорились врагу; 250 дней героической обороны Севастополя; 900 дней блокады Ленинграда (Санкт- Петербурга), давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа: 103 дня великой битвы под Москвой: 212 дней ожесточенных боев защитников г. Воронежа; 201 день насмерть стоящего Сталинграда (Волгограда) и 50 дне сражения на Курской  дуге.

            Звучит 7-я симфония Шостаковича. На фоне музыки кадет читает стих.                                 (Р. Рождественский)

Разве для смерти рождаются дети,                                                                                                                       Родина?

      Разве хотела ты нашей смерти                                                                                                                   Родина?

Пламя ударило в небо – ты помнишь,                                                                                                            Родина?

Тихо сказала: « Вставайте на помощь…» -                                                                                                         Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,                                                                                                                    Родина,

        Просто был выбор у каждого: Я или                                                                                                            Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твое – это наше горе Родина.

Правда твоя – это наша правда, Родина.

Слава твоя -  это наша слава, Родина.

         Звучит видеоклип: «С чего начинается Родина?» Исп. М. Бернес

1 Ведущий: Весь народ поднялся на защиту Родины 27 млн. жизней  унесла война. Фашизм не щадил ни стариков, ни женщин ни детей. Особую страницу в истории  ВОВ занимают мужество и героизм школьников, ваших сверстников уважаемые кадеты.

            кадет читает стих.      Вспомним их поименно.

                                                            Горем вспомним своим!

                                                            Это нужно не мертвым

                                                            Это нужно живым!                 

2 Ведущий:   Во время Великой Отечественной войны против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок. Только в оккупированной Белоруссии не менее 74500 мальчишек и девчонок, юношей и девушек воевали в партизанских отрядах. В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. пионеров – юных защитников Родины - было награждено боевыми орденами и медалями. Это было поразительное «движение»! Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, – начали действовать с первых дней оккупации. Рисковали смертельно! 

1 Ведущий:     До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, да друзья.
   ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
2 Ведущий:   Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
   Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

         кадет читает стих.                                 

                                    Июнь. Клонился к вечеру закат.

                                    И теплой ночи разливалось море.

                                    И раздавался звонкий смех ребят,

                                    Не знающих, не ведающих горя.

                                    Июнь! Тогда еще не знали мы,

                                    Со школьных вечеров домой шагая,

                                   Что завтра будет первый день войны,

                                  А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Демонстрация живой газеты в формате презентации.(Кадеты поочередно называют имена героев и кратко сообщают об их подвиге)

Марат Казей - родился 10 октября 1929 г. в деревне Станьково Минской области Белоруссии. В ноябре 1942 года, в возрасте 13 лет, вступил в партизанский отряд им. 25-летия Октября, затем стал разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского.

Марат ходил в разведку, участвовал в рейдах,подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1965 году — через 21 год после гибели. 

Леня Голиков – мальчик из легенды Когда началась война, школьник из деревни Лукино, что под Старой Руссой, добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, в свои 14 лет он выглядел еще моложе. Под видом нищего он ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск, о количестве боевой техники противника. Голиков вступил в партизанский отряд в марте 1942 года - говорится в наградном листе. - Участвовал в 27 боевых операциях... Истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами... 15 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу. Смелый партизан из автомата убил генерала, в штаб бригады доставил его китель и захваченные документы. В числе документов были: описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие ценные данные разведывательного характера». Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943года.        2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза (посмертно).

Валя Котик. Юный партизан-разведчик,самый младший по возрасту Герой Советского Союза. Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории, Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Первое боевое задание Валентин с друзьями-сверстниками получил осенью 1941 г. Ребята залегли в кустах вблизи шоссе Шепетовка-Славута. Услышав шум мотора, они замерли. Было страшно. Но когда машина с фашистскими жандармами поравнялась с ними, Валя Котик приподнялся и швырнул гранату. Начальник полевой жандармерии был убит.В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, он поднял тревогу, и благодаря его действиям партизаны успели приготовиться к бою.  16 февраля 44 года в бою за город Изяслав Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Он награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «Партизан Великой Отечественной войны» 2-й степени.

Аркадий Каманин стал боевым лётчиком в 14 лет. Удивлению взрослых не было предела, когда к ним в корпус штурмовой авиации прислали механиком по спецоборудованию мальчишку. Придирчивые экзаменаторы убедились в хорошей подготовке механика, который до этого два года в летние каникулы работал на аэродроме. Отец Аркадия, Н. П. Каманин был генералом,  известным летчиком и военачальником, но сын не производил впечатления "генеральского сынка".
Обслуживая самолёты, он многому научился, но заветная его цель была - летать. Но однажды случилось непредвиденное. Удиравший от наших истребителей "Юнкерс", яростно отстреливался, и шальная пуля ранила в лицо осколками лобового стекла лётчика самолёта ПО-2, случайно оказавшегося в зоне боя. В этом же самолёте находился и Аркадий. Ему-то и передал управление самолётом лётчик, сумев переключить на него рацию. Мальчик посадил самолёт успешно.  Ему открылась дорога в небо. Через два месяца Аркадий стал пилотом. Он стал самостоятельно выполнять задания по связи. Из штаба корпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков, выполнял самые различные задания.

Пролетая однажды вдоль линии фронта, Аркадий увидел штурмовик Ил-2, который дымился на нейтральной полосе. Увидев, что из самолёта никто не появляется, Аркадий пошёл на посадку. С трудом вытащил из горящего самолёта  раненного в голову осколком лётчика, который попросил его снять с самолёта фотокамеру и сообщить в часть, что задание выполнено (это был самолёт-разведчик, который должен был доставить последние сведения об обороне противника в канун намечавшегося нашего крупного наступления). Ценные разведданные были доставлены генералу Байдукову.
. Закончил он войну в 16 лет кавалером трёх боевых орденов ( Орден Красного Знамени, два ордена Красной Звезды и медалями «За взятие Будапешта, Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Умер в 18 лет от менингита.

Зина Портнова - юная партизанка - член подпольной комсомсомольско-молодёжной организации "Юные мстители"; разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова на временно оккупированной территории Белорусской ССР, активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против немецко-фашистских захватчиков.
В декабре 1943 года она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. При возвращении в отряд Зина была арестована. Во время допроса отважная девушка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена и зверски замучена в январе 1944 года в деревне Горяны ныне Шумилинского района Витебской области Белоруссии.
За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Галя Комлева

Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу"

Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.
   Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна.
   Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.

         

1 Ведущий:      Навсегда в памяти народной останутся имена молодогвардейцев: Олега Кошевого, ульяны Громовой, Любови Шевцовой, Ивана Туркенича, Сергея Тюленина, Ивана Земнухова,также Саши Чекалина, Володи Дубинина, Зои Космодемьянской и тысячи других патриотов, замученных фашистами. Знайте, что они умерли во имя будущей победы.

2 Ведущий:   Родина высоко оценила боевые заслуги юного поколения страны. За годы войны были награждены орденами и медалями 36тыс. школьников. Трем тысячам юношам и девушкам присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них четверо пионеров - Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

1 Ведущий: Примеры удивительной стойкости и героизма показали школьники на трудовом фронте. Родина нуждалась  в действенной помощи со стороны учащейся молодежи. Сотни тысяч юношей и девушек во внеурочное время активно помогали промышленности и транспортным предприятиям выполнять срочные правительственные задания, участвовали в сельскохозяйственных и других работах в помощь фронту.

2 Ведущий:   Старшеклассники управляли тракторами, комбайнами, обслуживали жнейки, молотилки и другие сельскохозяйственные машины. Младшие школьники под руководством педагогов собирали на полях колоски, оставшиеся после уборки урожая. Десятки тысяч пудов хлеба получила дололнительно страна из колосков, собранных заботливыми детскими руками.

Кадеты читают примеры  помощи фронту Воронежских школьников.

1-кадет. Газета « Правда» от 23 ноября 1941 года, отмечая энтузиазм Воронежской области, писала: «С большим успехом проходит в Воронежской области сбор средств на строительство танковой колонны имени ВЛКСМ. Комсомольцы и молодежь Воронежской обл. внесли в фонд строительства колонны 128 тыс. рублей. Всего по области было собрано 300 тыс. рублей. И то все за 3 дня!

2-кадет. Триста учеников Рамонской школы наравне со взрослыми работали на прополке посевов и уборке урожая. За время летних каникул ученики этой школы выработали в колхозах свыше 6 тыс трудодней. Ученица 5-го класса Шура Глаголева заявила6: «Мы школьники должны идти вместе со всем советским народом. Мы остро ненавидим врага и всеми силами помогаем фронту честной работой на полях и отличной учебой.» Сама Шура за время летних каникул выработала более 100 трудодней. Школьники Перегудов, Шеляхин, Ефремов, Чувилин, Расщупкин  и др. при норме 1.2га пахоты пахали по 1.4-1.6га.

3-кадет.   Ученик 1-го класса Борисоглебской школы собрал 180 рублей и обратился к Верховному Главнокомандующему  И.В. Сталину списьмом: « Я, ученик 1-го класса, сын фронтовика, вношу свои сбережения – 180 рубл. На постройку самолета « Юный октябренок». Вскоре от Верховного Главнокомандующего был получен ответ, в котором он благодарил юного школьника за патриотический поступок, а также пожелал малышу хорошо учиться.

 4-кадет К концу 1944 года более 3-х тыс. школ уже приступили к работе. Остальные открылись в следующем году. Разрушенную школу на окраине Воронежа у Задонского шоссе ребята с помощью взрослых восстановили менее чем 6 месяцев. Когда стало не хватать гвоздей, младшие школьники Шура Вашкевич, Артур Дъяков и др. организовали бригаду, которая за несколько дней в развалинах соседних домов собрала 100 кг гвоздей. Учащиеся заготовили более трехсот кубометров дров для отопления школы.

5-кадет.  Десятки тысяч воронежских школьников вышли на весенний сев 1944 года. Объединенные более чем в 1300 молодежных звеньев, они трудились на полях Воронежской области. Менее чем за неделю весенний сев был завершен. За досрочное проведение весеннего сева 1944 года Воронежской области было вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Эта высокая оценка Родины – свидетельство самоотверженного труда колхозного крестьянства, среди которого большой удельный вес занимала школьная молодежь.               

1 Ведущий:    Концентрационные лагеря нацисткой Германии – пожалуй одна из самых трагических страниц в истории  человечества.27 апреля 1940 г. был создан первый концлагерь Освенцим, предназначенный для массового уничтожения людей. (12 слайд)

Кадет читает: «…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах - испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

Кадет читает стихотворение на фоне видеосюжета « Дети Холкоста.

Дети в Освенциме (Наум Коржавин)

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились - мучили детей.

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины...

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что - обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы.

Но их всё били.

Так же.

Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин "идеи" были,

Мужчины мучили детей.

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это - было!

Мужчины мучили детей!

Кадет читает стихотворение:

Страшная сказка  (Б. Пастернак, 1941 г.)

Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.

Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.

Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабытьс
я.

2 Ведущий:     На Земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним — и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. !9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

1 Ведущий:    Скоро наступит великий праздник всего нашего народа — 70-я годовщина Великой Победы. Уважаемые, кадеты, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня — Дня Победы!

 

Читает кадет:  Вот такое это было поколение, вошедшее в историю как поколение победителей.

                                   Шел смартный бой,

                                   Земля в огне кипела.

                                   Был сужен мир до прорези прицела.

                                   Но мы, полные решимости и веры,

                                   Ему вернули прежние размеры!

  ( показ 16 слайда с песней « До свидания мальчики…)

 (На фоне музыки выходят кадеты в касках, в плащ-накидках, с автоматами. В руках зажженные свечи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по курсу «История Владимирского края» в 9 классе. Тема: « Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны»

Открытый урок по теме:"Дети села Урванова в годы Великой Отечественной войны».Пока еще живо поколение людей, переживших войну в детском возрасте и готовых об этом рассказать, мы просто не имеем п...

Дети и подростки в годы Великой Отечественной войны

В этой исследовательской работе рассмотрено жизнь подростков и детей в годы Великой Отечественной войны в Чекмагушевском районе  на основе воспоминаний. Их быт, учеба в школе и работа на кол...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.

Устный журнал.А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.Обучение анализу лирического произведения.  Цели: 1) Учить анал...

Буклет "Дети Кубани в годы Великой Отечественной Войны"

В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...