Клубный час "Устное народное творчество"
план-конспект
Формирование знаний о устном народном творчестве, фольклорных произведениях малых жанров: потешках, колыбельной, хороводной народной песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_poteshki.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема клубного часа : «Устное народное творчество. Песни и потешки»
Цель: формирование знаний о устном народном творчестве, фольклорных произведениях малых жанров: потешках, колыбельной, хороводной народной песни.
Задачи: 1.Образовательные - приобщать детей к духовной культуре русского народа.
2.К. – развивающие - развивать связную речь и творческий потенциал учащихся, обогащать словарный запас.
3.Воспитательные - прививать любовь к традициям русского народа и его культуре.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, кукла, матрешка, выставка книг устного народного творчества, маски гусей, деревянная ложка
Ход занятия
1.Орг. момент
Приветствие, психологический настрой учащихся.
Утром встали вы в школу пришли,
Вам мы рады как всегда,
Гости здесь у нас с утра.
Не стесняйтесь, поудобней располагайтесь, всем ли видно, всем ли слышно, приготовьте глазки, ушки, будем читать потешки, слушать песни.
2.Сообщение темы и цели занятия
Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами встретимся с любимыми потешками, песнями. Для этого обратите внимание на нашу книжную выставку. Все книги здесь связаны одной тематикой - это устное народное творчество. В этих книгах собраны русские народные сказки, потешки, песенки. Давайте поподробнее остановимся на потешках.
3. Основная часть
а) Потешки – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от
слова потешаться, то есть веселиться. Наши бабушки и прабабушки придумали их, чтобы повеселить своих деток, развлечь их. Ведь раньше не было ни телефонов, ни компьютеров. Ребята, я пришла с корзинкой, а кто у меня здесь вы узнаете отгадав загадку: «Я умею чисто мыться не водой, я язычкoм.
Как мне часто сниться , блюдце с теплым молочком. (Кошка)
Предлагаю вам посмотреть (потрогать) на котенка. Что можно сказать о его шубке? Какая шубка? (мягкая, пушистая, теплая)
Давайте расскажем котенку потешку «Как у нашего кота шубка очень хороша»
1. Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух, и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
В этой потешки рассказывается о его внешнем виде (какая шубка, усы, глазки, зубки).
2.Дети загибают пальцы, произнося потешку.
Мизинец – Этот пальчик в лес пошел.
Безымянный – Этот пальчик гриб нашел.
Средний – Этот пальчик жарить стал.
Указательный – Этот все на стол подал.
Большой – Этот сел и все съел, от того и потолстел.
Дети стучат кулачком по коленке с оттопыренным пальцем.
Повторяем потешку с другой рукой, затем с двумя руками сразу.
3.Ладушки, ладушки!
«Где были?» - «У бабушки»,
«Что ели?» - «Кашку»,
«Что пили?» - «Простоквашку».
Кашка сладенькая.
Простоквашка ……….,
Попили, поели.
Шу-у, полетели. Полетели,
На головку сели!
4.- Сорока, сорока!
-Где была? – Далеко;
Кашу варила,
Деток кормила,
(указывает на каждый палец руки, начиная с большого)
И этому дала,
И этому дала,
И этому дала,
А ты мал – малёшенек,
(останавливаются на мизинце)
Глуп – глупешенек,
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
б) Инсценировка песни «Веселые гуси»
-А сейчас я хочу потешить вас забавной потешкой «Весёлые гуси». (Видеоролик «Два весёлых гуся», дети с воспитателем выполняют движения)
Жили у бабуси Вот кричит бабуся:
Два весёлых гуся «Ой, пропали гуси –
Один серый, Один серый,
Другой белый Другой белый,
Два весёлых гуся. Гуси, мои гуси!»
Вытянули шеи Выходили гуси,
У кого длиннее – Кланялись бабусе –
Один серый, Один серый,
Другой белый, Другой белый,
У кого длиннее. Кланялись бабусе!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки –
Один серый,
Другой белый,
Спрятались в канавке.
в) Колыбельные песни
Какие ещё песни пели бабушки, пра-пра-бабушки своим внукам? (Колыбельные)
- Зачем мамы пели колыбельные песни своим детям? (Чтобы ребёнок заснул и спал спокойно)
-Сейчас вы попробуете себя в роли мамы, бабушки, няни. Каким голосом поются колыбельные песни? (тихо, спокойным голосом). Воспитатель дает куклу, звучит аудиозапись. Дети качают ребенка.
-Наши куколки спят, а мы с вами давайте пойдем поиграем!
г) Хороводные песни
- Хоровод - это круг, который образуют, взявшись за руки. Почему именно круг? Потому что в древней Руси самым главным божеством было Солнце. Солнцу поклонялись все – от мала до велика. Ведь оно давало тепло и свет всему живому. Сейчас и мы встанем в хоровод (учащиеся образуют круг и начинают двигаться по кругу)
Звучит хороводная песня «По малину в сад пойдем»
Дети остаются в кругу.
д) Игра «Шла ложка по кругу»
Звучит музыка, под которую дети по кругу передают деревянную расписную ложку. Как только музыка останавливается, ребенок, у которого находится ложка, выходит в круг и выполняет различные танцевальные движения)
(Поиграли, сели на свои места)
4. Итоги занятия
Ребята, какая вам потешка больше всего понравилась и запомнилась? Какие песенки мы с вами слушали?
Вам понравилось занятие? Дальше будем работать над этой темой?
(Учащиеся в пятницу раскрашивали матрешку, рисовали ей глазки)
На парте у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки, у которой нарисованы глазки. Учащимся предлагается дорисовать ротик: если настроение хорошее – то улыбку, если грустное – то прямая линия.
(Матрешку дети забирают домой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...
«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО
Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1. Обучать...
Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»
Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
Клубное занятие по творчеству А.Н.Пахмутовой
Музыкальная гостиная для всех любителей творчества А.Н.Пахмутовой. На занятии была освучена биография композитора, интересные факты из жизни и творчества. Обучающиеся объединений и педагоги центра пел...
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...