Клубный час "Устное народное творчество"
план-конспект

Дмитриенко Ольга Сергеевна

Формирование знаний о устном народном творчестве, фольклорных произведениях малых жанров: потешках, колыбельной, хороводной народной песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_poteshki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема клубного часа : «Устное народное творчество. Песни и потешки»

Цель: формирование знаний о устном народном творчестве, фольклорных  произведениях малых жанров: потешках, колыбельной, хороводной народной песни.

Задачи: 1.Образовательные - приобщать детей к духовной культуре русского народа.

2.К. – развивающие - развивать связную речь и творческий потенциал учащихся, обогащать словарный запас.

3.Воспитательные - прививать любовь к традициям русского народа и его культуре.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, кукла, матрешка, выставка книг устного народного творчества, маски гусей, деревянная ложка

Ход занятия

1.Орг. момент

Приветствие, психологический настрой учащихся.

 Утром встали вы в школу пришли,

 Вам мы рады как всегда,

 Гости здесь у нас с утра.

 

Не  стесняйтесь, поудобней располагайтесь, всем ли видно, всем ли слышно, приготовьте глазки, ушки, будем читать потешки, слушать песни.

   

2.Сообщение темы и цели занятия

Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами встретимся с любимыми потешками,       песнями. Для этого обратите внимание на нашу книжную выставку. Все книги здесь связаны одной тематикой -  это устное народное творчество. В этих книгах собраны русские народные сказки, потешки, песенки. Давайте поподробнее остановимся на потешках.

3. Основная часть

а) Потешки – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от

слова потешаться, то есть веселиться. Наши бабушки и прабабушки придумали их, чтобы повеселить своих деток, развлечь их. Ведь раньше не было ни телефонов, ни компьютеров.                                                                                                  Ребята, я пришла с корзинкой, а кто у меня здесь вы узнаете отгадав загадку:                                                                                                                                     «Я умею чисто мыться не водой, я язычкoм.

    Как мне часто сниться , блюдце с теплым молочком. (Кошка)

Предлагаю вам посмотреть (потрогать) на котенка. Что можно сказать о его шубке? Какая шубка? (мягкая, пушистая, теплая)

Давайте расскажем  котенку потешку «Как у нашего кота шубка очень хороша»

1.  Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух, и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.

В этой потешки рассказывается о его внешнем виде (какая шубка, усы, глазки, зубки).

2.Дети загибают пальцы, произнося потешку.

Мизинец – Этот пальчик в лес пошел.

Безымянный – Этот пальчик гриб нашел.

Средний – Этот пальчик жарить стал.

Указательный – Этот все на стол подал.

Большой – Этот сел и все съел, от того и потолстел.

Дети стучат кулачком по коленке с оттопыренным пальцем.

Повторяем потешку с другой рукой, затем с двумя руками сразу.

3.Ладушки, ладушки!

«Где были?» - «У бабушки»,

«Что ели?» - «Кашку»,

«Что пили?» - «Простоквашку».

Кашка сладенькая.

Простоквашка ……….,

Попили, поели.

Шу-у, полетели. Полетели,

На головку сели!

4.- Сорока, сорока!

-Где была? – Далеко;

Кашу варила,

Деток кормила,

(указывает на каждый палец руки, начиная с большого)

И этому дала,

И этому дала,

И этому дала,

А ты мал – малёшенек,

(останавливаются на мизинце)

Глуп – глупешенек,

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

б) Инсценировка песни «Веселые гуси»

-А сейчас я хочу потешить вас забавной потешкой «Весёлые гуси». (Видеоролик   «Два весёлых гуся», дети с воспитателем  выполняют движения)

Жили у бабуси                                  Вот кричит бабуся:

Два весёлых гуся                              «Ой, пропали гуси –

Один серый,                                      Один серый,

Другой белый                                    Другой белый,

Два весёлых гуся.                              Гуси, мои гуси!»

Вытянули шеи                                   Выходили гуси,

У кого длиннее –                               Кланялись бабусе –

Один серый,                                       Один серый,

Другой белый,                                    Другой белый,

У кого длиннее.                                  Кланялись бабусе!

Мыли гуси лапки

В луже у канавки –

Один серый,

Другой белый,

Спрятались в канавке.

в) Колыбельные песни

Какие ещё песни пели бабушки, пра-пра-бабушки своим внукам?  (Колыбельные)

- Зачем мамы пели колыбельные песни своим детям?  (Чтобы ребёнок заснул и спал спокойно)

 -Сейчас вы попробуете себя в роли мамы, бабушки, няни.  Каким голосом поются колыбельные песни? (тихо, спокойным голосом). Воспитатель дает куклу, звучит аудиозапись. Дети качают ребенка.

-Наши куколки спят, а мы с вами давайте пойдем поиграем!

г) Хороводные песни

- Хоровод - это круг, который образуют, взявшись за руки. Почему именно круг? Потому что в древней Руси самым главным божеством было Солнце. Солнцу поклонялись все – от мала до велика. Ведь оно давало тепло и свет всему живому. Сейчас и мы встанем в хоровод (учащиеся образуют круг и начинают двигаться по кругу)

Звучит хороводная песня «По малину в сад пойдем»

Дети остаются в кругу.

д) Игра «Шла ложка по кругу»

Звучит музыка, под которую дети по кругу передают деревянную расписную ложку. Как только музыка останавливается, ребенок, у которого находится ложка, выходит в круг и выполняет различные танцевальные движения)

   

(Поиграли, сели на свои места)  

4. Итоги занятия

Ребята, какая вам потешка больше всего понравилась и запомнилась? Какие песенки мы с вами слушали?

Вам понравилось занятие? Дальше будем работать над этой темой?

(Учащиеся в пятницу раскрашивали матрешку, рисовали ей глазки)

На парте у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки, у которой нарисованы глазки.  Учащимся предлагается дорисовать ротик: если настроение хорошее – то улыбку, если грустное – то прямая линия.

(Матрешку дети забирают домой)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО

Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1.    Обучать...

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Клубное занятие по творчеству А.Н.Пахмутовой

Музыкальная гостиная для всех любителей творчества А.Н.Пахмутовой. На занятии была освучена биография композитора, интересные факты из жизни и творчества. Обучающиеся объединений и педагоги центра пел...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...