Рабочая программа по внеурочной деятельности
учебно-методический материал (9 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_6-9_klassov_proektnaya_deyatelnost_na_urokah.docx | 272.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность программы - В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей.
Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы исторического образования является повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности учащихся по истории, которая позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цель и задачи программы
Цель – создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
- активизировать участие учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории и обществознанию
- сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории и обществознанию
- развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления
- развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, интерес к мировому культурному наследию и научному наследию.
Основные индикативные показатели программы
Мотивационно – целевой
- Общая и качественная успеваемость по предмету;
- участие в олимпиадах, НПК
Когнитивный
- сформированность универсальных учебных действий:
- умение работать с дополнительными источниками; умение планировать работу; рационально организовывать её выполнение; осуществленть самоконтроль; умение работать в заданном темпе; уровень развития мыслительных операций;
- сформированность специальных умений по истории и обществознанию
- сформированность умений работать: индивидуально, коллективно;
- уровень понимания материала;
- интерес к содержанию усвоенных знаний; интерес к самому процессу учебной деятельности; стремление проникнуть в сущность явлений
Деятельностно - практический
- инициативность;
- способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы при решении проблемы.
- способность удовлетворять познавательный интерес при помощи различных источников внеучебной деятельности.
- способность осуществлять перенос знаний, умений и навыков;
- самостоятельное использование знаний, умений для решения новых задач;
- умения выполнять сложные задания;
- способность формулировать вопросы, задаваемые учителю, товарищу;
- стремление поделиться знаниями, умениями с товарищами
Эмоционально – волевой
- способность к преодолению познавательных интересов;
- стремление к лидерству, интерес к деятельности;
- эмоциональные переживания;
- наличие положительной мотивации в урочной и внеурочной деятельности;
- наличие установки на творчество.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 6-9 классов.
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют оперировать фактами, устанавливать причинно – следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.
Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.
Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.
Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:
- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);
- этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка (этап творческого познания).
Именно на этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества. Полученные выводы проверяют или согласуют с другими теоретическими знаниями.
Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать следующие общие навыки исследовательской работы: умение составлять план, раскрывающий содержание текста; навыки написания тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций, отзывов, рецензий; знание этапов работы над исследованием; умение выступить с докладом, отражающим результаты исследования. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа проектно – исследовательской деятельности по истории разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2010 год);
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по истории
- программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
- идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Общая характеристика проектно - исследовательской деятельности на ступени основного общего образования
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению проектно - исследовательской деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.
Цели и задачи проектно – исследовательской деятельности:
Цель данной программы:
- формирование навыков и умений исследовательской деятельности;
Задачи:
- воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
- выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
- способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
- способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности
- привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края;
- повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Учащиеся должны:
- иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
- знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
- уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
- владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом ;
- иметь опыт исследовательской работы.
Новизна программы
На страницах журналов, газет, с экранов телевидения вновь зазвучала тема Родины, возрождается интерес к её прошлому, по-новому рассматриваются многие факты. Страна не забыла своих героев, не забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью. В немалой степени ответственность за сохранение нашей исторической памяти лежит и на современных программах, которые все более пристальное внимание уделяют таким темам, как “Куликовская битва ”, “Княгиня Ольга” и т. д. Ведь именно эти уроки дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому. При этом стоит напомнить слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота”. Данный курс акцентирует внимание именно на патриотическое воспитание, используя методы проектной деятельности.
Содержание программы проектно - исследовательской деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.
Особое внимание при организации проектно - исследовательской деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностными результатами проектно - исследовательской деятельности по «Истории» являются:
- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами проектно - исследовательской деятельности по «Истории» являются:
- умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметными результатами проектно - исследовательской деятельности по «Истории» являются:
- усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
- расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
- приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
- освоение приемов установления причинно-следственных связей;
- умения объяснять разнообразие современного мира: свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира. 6)умения рассматривать общественные процессы в развитии;
- предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван Грозный и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
- выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, выявлять гуманистические нравственные ценности;
- давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Ледовое побоище, Александр Невский), установлению тех или иных порядков (Ярослав Мудрый);
- определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи монголо – татарского нашествия.
Результаты проектно – исследовательской деятельности
Содержание | Способ достижения | Возможные формы деятельности |
Первый уровень результатов | ||
Приобретение учеником исторических знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа, лекция, рассказ, сообщение, продуктивные игры |
Второй уровень результатов | ||
Получение учеником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, знания, труд, культура, толерантность, закон, народ), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии лицеистов между собой на уровне класса, лицея, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Дебаты, тематический диспут, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки), написание очерков и статей в лицейский пресс-центр, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс правовых знаний на уровне лицея |
Третий уровень результатов | ||
Получение учеником опыта самостоятельного исторического мышления в открытом социуме, за пределами дружественной среды лицея, где не обязательно положительный настрой | Достигается во взаимодействии лицеиста с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов, «круглые столы», работа с историческими источниками, документами. |
Методы и приемы обучения, воспитания и развития
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей, виртуальные экскурсии) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Драматизация во проектно - исследовательской деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории России. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.
Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.
Формы проведения занятий
Проектно - исследовательская деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Структура образовательного процесса:
- Лекции (урок, рассказ, беседа).
2. Семинары.
3. Дискуссии, деловые игры, театрализованные представления.
4. Индивидуальная или групповая разработка выбранной темы и ее защита.
5. Просмотр кинофильмов по темам
Ученическая проектно-исследовательская деятельность имеет целый ряд специфических особенностей, среди которых:
- активное познание, поиск, исследование;
- комплексный характер;
- творческий характер;
- учебно-трудовой, т.е. прикладной характер;
- личностная или социальная значимость проекта;
- проблемный характер;
- вариативность и альтернативность, отсутствие единственности решения;
- воспроизводимость деятельности и ее результата, практическая значимость;
- планомерность, последовательность, технологичность процесса;
- самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самокоррекция, самооценка;
- сотрудничество с учителем и его координирующая роль;
- авторское решение, авторская доказательная позиция;
- защита проекта и его общественная оценка.
Каждый раздел занятий с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется:
1-й этап - возникновение идеи или задачи. По содержанию его можно считать организационно-подготовительным. На этом этапе происходит выявление проблемы исследования и противоречия; локализация темы (отражает характерные черты исторической или обществоведческой проблемы); определение объекта и предмета исследования; постановка цели и задач; выдвижение рабочей гипотезы, обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности (определение временных рамок, объема и этапов ее выполнения), анализ и создание необходимых условий (теоретической и материальной базы) для исследования.
2-й этап - решение задачи. Его можно назвать технологическим. На этом этапе осуществляется при постоянном самоконтроле и промежуточной самооценке и самокоррекции сбор, анализ, структурирование информации и исторического материала, выработка идей, их обсуждение, моделирование, прогнозирование, проведение необходимых ученических исследований, оформление документации, схем; обобщение и анализ полученных результатов; выводы.
3-й этап - реализация на практике, заключительный (презентационный) этап. На нем осуществляется мини-маркетинг, проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности (успехов и ошибок), коррекция.
Алгоритм учебного проектно – исследовательской деятельности может быть раскрыт и таким образом:
- Подготовка к работе над проектом.
- Выбор проблемы.
- Сбор информации.
- Разработка собственного варианта решения проблемы.
- Реализация плана действий команд.
- Подготовка к защите проекта.
- Оформление материала (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта).
- Подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами).
- Подготовка команды для ответов на вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству)
- Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
- Презентация проекта.
- Рефлексия (анализ).
Учитель истории должен понимать, что проектно-исследовательская деятельность учащихся требует знаний, которые выходят за рамки одного предмета, в связи с этим появляются интегрированные проекты, которые имеют не только практическую, теоретическую, но и познавательную значимость в предполагаемых результатах. Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект – необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.
Причем, в ходе оценивания проекта учитель выясняет:
- степень усвоения учениками учебного материала;
- пробелы в знаниях и умениях лицеистов;
- правильность (или ошибочность) использования алгоритмов проектной деятельности;
- применение рациональных приемов и способов организации и выполнения проектного задания.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектно – исследовательской деятельности деятельности.
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной деятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.;
7. Презентационные умения и навыки:
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- навыки монологической речи;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Содержание исследовательской работы
- Ведение.
Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме
2.Литературный обзор, теоретическая часть
а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.
б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.
в) Ссылки:
- прямая речь;
- слова автора проекта;
- в скобках указывается номер источника из списка литературы
3.Практическая часть
а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения
б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.
4. Заключение.
Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе
5. Благодарность.
Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь
6.Список литературы.
Таким образом, под проектно – исследовательской деятельностью подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по – новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
.
Содержание программы проектно - исследовательской деятельности
Введение (4 часа) Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Что такое проектно – исследовательская деятельность? Классификация проектов.
Тема № 1. (4 часов) Древняя Русь.
Реформаторы Древней Руси. Княгиня Ольга «хитрая, мудрая». Владимир Святославич. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Святослав Игоревич. Антоний Печерский. Феодосий Печерский. Нестор.
Тема № 2 (4 часа) Русь удельная
Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое гнездо. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Евпатий Коловрат.
Тема № 3 (4часов) Объединение Руси вокруг Москвы
Иван Калита. «Тишина великая по всей русской земле». Дмитрий Донской (1350 - 1389). Строительство Кремля. Борьба с Ордой. Набег Тохтамыша. Иван III. Свержение ордынского ига. Судебник. Митрополит Петр. С. Радонежский и А.Рублев. Ослябя и Пересвет. «Житие».
Тема № 4 (4 часа) Россия XVI века
«Избранная рада». Реформы. А.Ф. Адашев. Сильвестр. Опричнина. Григорий Скуратов. Иван Грозный. Начало освоения Сибири. Строгановы. Ермак Тимофеевич.
Тема № 5 (4 часов) Россия периода Смуты
Правители эпохи. Б. Годунов. Лжедмитрий I. Юрий (Григорий) Отрепьев. В. Шуйский. К. Минин. Д.М. Пожарский. Иван Сусанин.
Тема № 6 (4 часа) Романовы
Михаил Федорович (1596 - 1645). Алексей Михайлович (1629 - 1676). А.Л. Ордин -
Нащокин (1607(?) - 1680).. Никон. Аввакум. Феодосия Морозова.
Выступления и защита проектов (6 часов)
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Кол-во часов |
Введение | 4 |
Тема 1. Древняя Русь | 4 |
Тема 2. Русь удельная | 4 |
Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы | 4 |
Тема 4. Россия в XVI веке | 4 |
Тема 5. Россия в период Смуты | 4 |
Тема 6. Романовы | 4 |
Выступления и защита проектов | 6 |
Итого: | 34 |
Формы учета знаний, умений:
Контроль проводится в форме защиты проектов (выступления, организация конкурсов, постановок, составление и решение кроссвордов и ребусов), выполнение творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде выставки работ или презентации проекта.
Тематический план программы проектно – исследовательской деятельности по истории и обществознанию
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Виды деятельности | Формы занятий | |
1-4 | Введение | 4 |
| урок, игра, исследование, дискуссия, беседа, проекты | |
5-8 | Древняя Русь. | 4 |
| урок, игры - путешествия, проекты, исследования, конкурсы | |
9-12 | Русь удельная | 4 |
| урок, беседа, кинотеатр, игры, проекты, исследования, конкурсы, круглые столы, дебаты. | |
13-16 | Объединение Руси вокруг Москвы | 5 |
| урок, беседа, кинотеатр, игры, проекты, исследования, дебаты. дискуссии | |
17-20 | Россия XVI века | 4 |
| урок, кинотеатр, путешествия, проекты, исследования, дискуссии, соревнования | |
21-24 | Россия периода Смуты | 4 |
| урок, беседа, кинотеатр, путешествия, проекты, исследования, круглые столы, соревнования | |
25-28 | Романовы | 4 |
| урок, беседа, игры, проекты, исследования, дебаты. | |
29-34 | Выступления и защита проектов | 6 |
| беседа, путешествия, проекты, исследования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...