Рабочая программа по внеурочной деятельности
учебно-методический материал (9 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Zombi\Desktop\титульный лист 2.jpeg

Пояснительная записка

Актуальность программы - В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей.

Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют. Другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы исторического образования является повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности учащихся по истории, которая позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Цель и задачи программы

Цель – создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

  • активизировать участие учащихся в интеллектуально-творческих мероприятиях по истории и обществознанию
  • сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории и обществознанию
  • развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления
  • развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, интерес к мировому культурному наследию и научному наследию.

Основные индикативные показатели программы

Мотивационно – целевой

  • Общая и качественная успеваемость по предмету;
  • участие в олимпиадах, НПК

Когнитивный

  • сформированность универсальных учебных действий:
  • умение работать с дополнительными источниками; умение планировать работу; рационально организовывать её выполнение; осуществленть самоконтроль; умение работать в заданном темпе; уровень развития мыслительных операций;
  • сформированность специальных умений по истории и обществознанию
  • сформированность умений работать: индивидуально, коллективно;
  • уровень понимания материала;
  • интерес к содержанию усвоенных знаний; интерес к самому процессу учебной деятельности; стремление проникнуть в сущность явлений

Деятельностно - практический

  • инициативность;
  • способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы при решении проблемы.
  • способность удовлетворять познавательный интерес при помощи различных источников внеучебной деятельности.
  • способность осуществлять перенос знаний, умений и навыков;
  • самостоятельное использование знаний, умений для решения новых задач;
  • умения выполнять сложные задания;
  • способность формулировать вопросы, задаваемые учителю, товарищу;
  • стремление поделиться знаниями, умениями с товарищами

Эмоционально – волевой

  • способность к преодолению познавательных интересов;
  • стремление к лидерству, интерес к деятельности;
  • эмоциональные переживания;
  • наличие положительной мотивации в урочной и внеурочной деятельности;
  • наличие установки на творчество.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 6-9 классов.

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно актуальной в связи с этим стала сегодня индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности: неверие школьников в свои силы, неудовлетворённость педагогов уровнем качества знаний. Учащиеся теряют интерес к изучению истории и обществознания, не всегда умеют оперировать фактами, устанавливать причинно – следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

Выход может быть найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально – значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

Значит, главной задачей и результатом целенаправленной проектно-исследовательской деятельности должно являться изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.

Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Ученическая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (ученика), в результате рождаются новообразования в виде знаний, умений, проявлений личности.

Таким образом, в процессе проектной деятельности, как и исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного творчества:

  • возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
  • этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний (творческий процесс);
  • этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка (этап творческого познания).

Именно на этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества. Полученные выводы проверяют или согласуют с другими теоретическими знаниями.

Значит, на уроках истории и обществознания учащиеся должны выработать следующие общие навыки исследовательской работы: умение составлять план, раскрывающий содержание текста; навыки написания тезисов, конспектов, рефератов, аннотаций, отзывов, рецензий; знание этапов работы над исследованием; умение выступить с докладом, отражающим результаты исследования. Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих учителей истории: «Проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры».

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа проектно – исследовательской деятельности по истории разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2010 год);
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Примерной программы основного общего образования по истории
  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;
  • идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Общая характеристика проектно - исследовательской деятельности на ступени основного общего образования

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению проектно - исследовательской деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.

Цели и задачи проектно – исследовательской деятельности:

Цель данной программы:

  • формирование навыков и умений исследовательской деятельности;

Задачи:

  • воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
  • выработать у учащихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
  • способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
  • способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности
  • привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края;
  • повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

Учащиеся должны:

  • иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
  • знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
  • уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
  • владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом ;
  • иметь опыт исследовательской работы.

Новизна программы

На страницах журналов, газет, с экранов телевидения вновь зазвучала тема Родины, возрождается интерес к её прошлому, по-новому рассматриваются многие факты. Страна не забыла своих героев, не забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью. В немалой степени ответственность за сохранение нашей исторической памяти лежит и на современных программах, которые все более пристальное внимание уделяют таким темам, как “Куликовская битва ”, “Княгиня Ольга” и т. д. Ведь именно эти уроки дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому. При этом стоит напомнить слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота”. Данный курс акцентирует внимание именно на патриотическое воспитание, используя методы проектной деятельности.

Содержание программы проектно - исследовательской деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.

Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной жизни людей), так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.

Особое внимание при организации проектно - исследовательской деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностными результатами проектно - исследовательской деятельности по «Истории» являются:

  • формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами проектно - исследовательской деятельности по «Истории» являются:

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
  • определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения задачи,  собственные возможности её решения;
  •  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  смысловое чтение;
  •  умение организовывать  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  •  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметными результатами проектно - исследовательской деятельности по «Истории» являются:

  • усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
  • расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
  • приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
  • освоение приемов установления причинно-следственных связей;
  • умения объяснять разнообразие современного мира: свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира. 6)умения рассматривать общественные процессы в развитии;
  • предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван Грозный и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
  • выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, выявлять гуманистические нравственные ценности;
  • давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Ледовое побоище, Александр Невский), установлению тех или иных порядков (Ярослав Мудрый);
  • определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи монголо – татарского нашествия.

Результаты проектно – исследовательской деятельности

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение учеником исторических знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция, рассказ, сообщение, продуктивные игры

Второй уровень результатов

Получение учеником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, знания, труд, культура, толерантность, закон, народ), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии лицеистов между собой на уровне класса, лицея, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематический диспут, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки), написание очерков и статей в лицейский пресс-центр, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс правовых знаний на уровне лицея

Третий уровень результатов

Получение учеником опыта самостоятельного исторического мышления в открытом социуме, за пределами дружественной среды лицея, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии лицеиста с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов, «круглые столы», работа с историческими источниками, документами.

Методы и приемы обучения, воспитания и развития

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, изготовление макетов и моделей, виртуальные экскурсии) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Драматизация во проектно - исследовательской деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории России. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.

Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения знаний, расширить содержательную сторону предмета; повысить уровень познавательного интереса, познавательной самостоятельности, потребность познавательной творческой деятельности.

Формы проведения занятий

Проектно - исследовательская деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектно-исследовательской, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.


Структура образовательного процесса:

  1. Лекции (урок, рассказ, беседа). 
    2.  Семинары.
    3.  Дискуссии, деловые игры, театрализованные представления.
    4.  Индивидуальная или групповая разработка выбранной темы и ее защита.
    5.  Просмотр кинофильмов по темам

Ученическая проектно-исследовательская деятельность имеет целый ряд специфических особенностей, среди которых:

  • активное познание, поиск, исследование;
  • комплексный характер;
  • творческий характер;
  • учебно-трудовой, т.е. прикладной характер;
  • личностная или социальная значимость проекта;
  • проблемный характер;
  • вариативность и альтернативность, отсутствие единственности решения;
  • воспроизводимость деятельности и ее результата, практическая значимость;
  • планомерность, последовательность, технологичность процесса;
  • самостоятельность, самоконтроль, самоанализ, самокритика, самокоррекция, самооценка;
  • сотрудничество с учителем и его координирующая роль;
  • авторское решение, авторская доказательная позиция;
  • защита проекта и его общественная оценка.

Каждый раздел занятий с использованием проектно – исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов, по которым она осуществляется:

1-й этап - возникновение идеи или задачи. По содержанию его можно считать организационно-подготовительным. На этом этапе происходит выявление проблемы исследования и противоречия; локализация темы (отражает характерные черты исторической или обществоведческой проблемы); определение объекта и предмета исследования; постановка цели и задач; выдвижение рабочей гипотезы, обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности (определение временных рамок, объема и этапов ее выполнения), анализ и создание необходимых условий (теоретической и материальной базы) для исследования.

2-й этап - решение задачи. Его можно назвать технологическим. На этом этапе осуществляется при постоянном самоконтроле и промежуточной самооценке и самокоррекции сбор, анализ, структурирование информации и исторического материала, выработка идей, их обсуждение, моделирование, прогнозирование, проведение необходимых ученических исследований, оформление документации, схем; обобщение и анализ полученных результатов; выводы.

3-й этап - реализация на практике, заключительный (презентационный) этап. На нем осуществляется мини-маркетинг, проводится публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности (успехов и ошибок), коррекция.

Алгоритм учебного проектно – исследовательской деятельности может быть раскрыт и таким образом:

  1. Подготовка к работе над проектом.
  2. Выбор проблемы.
  3. Сбор информации.
  4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
  5. Реализация плана действий команд.
  6. Подготовка к защите проекта.
  • Оформление материала (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта).
  • Подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами).
  • Подготовка команды для ответов на вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству)
  • Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
  1. Презентация проекта.
  2. Рефлексия (анализ).

Учитель истории должен понимать, что проектно-исследовательская деятельность учащихся требует знаний, которые выходят за рамки одного предмета, в связи с этим появляются интегрированные проекты, которые имеют не только практическую, теоретическую, но и познавательную значимость в предполагаемых результатах. Еще один необходимый и важный в проектной деятельности (как и в исследовательской вообще) аспект – необходимо на заключительном этапе, при подведении итогов исследования, определить вытекающие из завершенного исследования новые, более сложные проблемы. Это послужит толчком к следующему витку спирали познания, постоянному процессу развития и совершенствования личности.

Причем, в ходе оценивания проекта учитель выясняет:

  • степень усвоения учениками учебного материала;
  • пробелы в знаниях и умениях лицеистов;
  • правильность (или ошибочность) использования алгоритмов проектной деятельности;
  • применение рациональных приемов и способов организации и выполнения проектного задания.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектно – исследовательской деятельности деятельности.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания  из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной деятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
  •  умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.;

7. Презентационные умения и навыки:

  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • навыки монологической речи;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

Содержание исследовательской работы

  1. Ведение.

Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме

2.Литературный обзор, теоретическая часть

а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.

б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.

в) Ссылки:

  • прямая речь;
  • слова автора проекта;
  • в скобках указывается номер источника из списка литературы

3.Практическая часть

а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения

б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.

4. Заключение.

Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

5. Благодарность.

Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь

6.Список литературы.

Таким образом, под проектно – исследовательской деятельностью подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по – новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

.

Содержание программы проектно - исследовательской деятельности

Введение (4 часа) Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом. Что такое проектно – исследовательская деятельность? Классификация проектов.

Тема № 1. (4 часов) Древняя Русь.

Реформаторы Древней Руси. Княгиня Ольга «хитрая, мудрая». Владимир Святославич. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Святослав Игоревич. Антоний Печерский. Феодосий Печерский. Нестор.

Тема № 2 (4 часа) Русь удельная

Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое гнездо. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Евпатий Коловрат.

Тема № 3 (4часов) Объединение Руси вокруг Москвы

Иван Калита. «Тишина великая по всей русской земле». Дмитрий Донской (1350 - 1389). Строительство Кремля. Борьба с Ордой. Набег Тохтамыша. Иван III. Свержение ордынского ига. Судебник. Митрополит Петр. С. Радонежский и А.Рублев. Ослябя и Пересвет. «Житие».

Тема № 4 (4 часа) Россия XVI века

«Избранная рада». Реформы. А.Ф. Адашев. Сильвестр. Опричнина. Григорий Скуратов. Иван Грозный. Начало освоения Сибири. Строгановы. Ермак Тимофеевич.

Тема № 5 (4 часов) Россия периода Смуты

Правители эпохи. Б. Годунов. Лжедмитрий I. Юрий (Григорий) Отрепьев. В. Шуйский. К. Минин. Д.М. Пожарский. Иван Сусанин.

Тема № 6 (4 часа)  Романовы

Михаил Федорович (1596 - 1645). Алексей Михайлович (1629 - 1676). А.Л. Ордин -

Нащокин (1607(?) - 1680).. Никон. Аввакум. Феодосия Морозова.

Выступления и защита проектов (6 часов)

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Кол-во часов

Введение

4

Тема 1. Древняя Русь

4

Тема 2. Русь удельная

4

Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы

4

Тема 4. Россия в XVI веке

4

Тема 5. Россия в период Смуты

4

Тема 6.  Романовы

4

Выступления и защита проектов

6

Итого:

34

Формы учета знаний, умений:

Контроль проводится в форме защиты проектов (выступления, организация конкурсов, постановок, составление и решение кроссвордов и ребусов), выполнение творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде выставки работ или презентации проекта.

Тематический план программы проектно – исследовательской деятельности по истории и обществознанию

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

Формы занятий

1-4

Введение

4

  • Составление схемы «Главные вопросы историка»;
  • Подготовка докладов «Вспомогательные исторические дисциплины»;
  • Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины»;
  • Решение познавательных задач «Историческая хронология»;
  • Проекты «История в названиях городов и улиц», «Мое имя».

урок, игра, исследование, дискуссия,

беседа, проекты

5-8

Древняя Русь.

4

  • Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании отрывков из «Повести временных лет».
  • Давать оценку значения принятия христианства на Руси.
  • Составлять характеристики Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
  • Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
  • Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город»
  • Выступление с докладами;

урок, игры - путешествия, проекты, исследования, конкурсы

9-12

Русь удельная

4

  • Участвовать в ролевой игре «Путешествие в древний Новгород»
  • Изучать материалы о походах завоевателей, сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
  • Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения.
  • Рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище, используя материалы учебника, отрывков летописей и картосхем.
  • Составлять характеристику Александра Невского

урок, беседа, кинотеатр, игры, проекты, исследования, конкурсы, круглые столы, дебаты.

13-16

Объединение Руси вокруг Москвы

5

  • Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.
  • Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.
  • Рассказывать о Куликовской битве, используя различные источники и карту.
  • Раскрывать значение Куликовской битвы.
  • Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

урок, беседа, кинотеатр, игры, проекты, исследования, дебаты. дискуссии

17-20

Россия XVI века

4

  • Изучать документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.
  • Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа разных документов.
  • Составлять характеристику Ивана Грозного.
  • Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов про Ивана Грозного, обмениваться мнениями о нем как правителе и человеке.
  • Использовать карту для характеристики роста территории Московского государства.

урок, кинотеатр, путешествия, проекты, исследования, дискуссии, соревнования

21-24

Россия периода Смуты

4

  • Характеризовать личности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Н.Минина и Д.Пожарского и давать им оценку
  • Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России».
  • Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений.
  • Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений. Характеризовать последствия Смуты для российского государства

урок, беседа, кинотеатр, путешествия, проекты, исследования, круглые столы, соревнования

25-28

Романовы

4

  • Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича
  • Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума
  • Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту.
  • Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в.; ход войн и направления военных походов. Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири

урок, беседа, игры, проекты, исследования, дебаты.

29-34

Выступления и защита проектов

6

  • Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений отдельных представителей отечественной истории, характеризовать общие черты и особенности исторического развития, формулировать и обосновывать выводы;
  • Защита проектов

беседа, путешествия, проекты, исследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...