«Настоящая ответственность бывает только личной»
классный час (5 класс)
Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности.
Задачи:
· раскрыть понятие «ответственность»;
· содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера,
· формирование коммуникативной компетенции, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям,
· способствовать развитию у детей мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.
· профилактика правонарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_na_temu.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа на тему:
«Настоящая ответственность бывает только личной»
Разработку подготовила учитель биологии филиала МАОУ «Байкаловская СОШ»-
«Булашовская ООШ» Волохова Ирина Валерьевна
Тобольский район
Цель: способствовать развитию у школьников чувства ответственности.
Задачи:
- раскрыть понятие «ответственность»;
- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера,
- формирование коммуникативной компетенции, воспитывать уважение, терпимость к окружающим людям,
- способствовать развитию у детей мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.
- профилактика правонарушений
Форма проведения: групповой тренинг, моделирование ситуаций.
Оборудование: карточки-задания для работы в малых группах; компьютер, презентация «Настоящая ответственность бывает только личной».
Содержательный компонент классного часа
I. Вступительная часть.
II. Основное содержание:
1. Разминка «Заповедь ответственного человека».
2. Ситуационные задания «Как поступить?»
III. Заключительная часть. Все в ваших руках.
Рефлексия.
Ход классного часа
I. Вступительная часть
Учитель:
- Добрый день. Очень приятно вас видеть в хорошем настроении, и я надеюсь, что оно сохранится у вас в процессе нашей работы и после неё.
В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы думаете, о каком качестве человека мы будем сегодня говорить? (об ответственности)
- Чему мы будем учиться на классном часе? (Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки)
Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную.
Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.
Учитель просит ребят разделиться на 2 группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность»: например, «разум», «министерство справедливости», «долг» и др . Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у детей уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».
II. Основное содержание
1. Разминка «Заповедь ответственного человека»
Учитель предлагает ответить на вопросы командам по очереди и тем самым сформировать Заповедь ответственного человека. Для этого используется презентация, во время которой сначала задаются вопросы, а после обсуждения вариантов ответов – правильный ответ.
1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)
2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому собы-тию в сказке? (болтливость)
3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)
4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)
5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость).
6 Из–за чего Заяц лишился лубяной избушки? (доверчивость)
При этом учитель и дети обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.
На доске написаны слова, которые обозначают разные черты характера человека. Оставьте только те, которые свойственны ответственному человеку.
(честность, мужество, малодушие, неискренность, общительность и замкнутость, доброта и недоброжелательность, внимательность и равнодушие, трудолюбие и лень, боязнь трудностей, активность.
Не ответственный человек : | Ответственный человек : |
- малодушие, неискренность, замкнутость, недоброжелательность, равнодушие, лень, боязнь трудностей, легкомыслие; болтливость; жадность, непослушание; | Мужество, общительность, доброта, внимательность, трудолюбие, активность, честность, исполнительность; надёжность; чувство долга |
Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему. Далее дети по просьбе учителя приводят примеры безответственности из жизни, истории, литературы.
2. Ситуационные задания «Как поступить?»
Перед просмотром фрагмента мультфильма «Можно и нельзя» учитель задает вопрос:
-Всегда ли можно делать то, что хочется?
Просмотр первой части мультфильма «Можно и нельзя».
- Как вы думаете, что могло произойти дальше?
Просмотр второй части мультфильма.
- Совпало ли наше мнение с продолжением мультфильма?
Учитель предлагает рассмотреть несколько ситуаций из жизни, и определить ответственный поступок или нет в данной ситуации. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.
1группа. К чему может привести безответственное решение врача?
Ты опоздал в школу.
2группа. К чему приведет безответственный поступок шофера?
Ты не выучил урок.
Учитель:
- Какой вывод можно сделать из этого? Как же избежать ошибок в жизни?
- Какие могут быть ошибки? (поправимые и непоправимые)
- Назовите примеры поправимых ошибок. (опоздал на урок, получил двойку за контрольную работу, потерял кошелёк и т. д.)
- Назовите примеры непоправимых ошибок. (смерть, потеря здоровья)
- О какой ошибке труднее вспомнить?
Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса.
III.. Заключительная часть. Все в ваших руках.
Учитель:
- Как ведет себя в речном потоке рыба? ( плавает по течению и против течения, т. е. активно)
- Что происходит с плавающим на поверхности бревном?
- А давайте спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как бревно по реке?
- Ответственное отношение к жизни подразумевает очень многое. Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.
- Перед кем вы несете ответственность? ( перед собой, перед родителями, перед товарищами).
Учитель произносит высказывание, и показывать визуально (презентация), а дети выбирают возможный ответ. (Для презентации)
Мы в ответе за ................., которым дали жизнь (детей)
Мы в ответе за .................., благодаря которым можем радоваться каждому дню (родителей)
Мы в ответе за .................., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)
Мы в ответе за ......................, которых привязали к себе (друзей и любимых)
Мы в ответе за ..............., которой занимаемся (работу)
Мы в ответе за всё, что .................................... (происходит вокруг нас)
Мы .............. своей жизни (авторы)
- Приведите как можно больше примеров ответственного поведения.
Учитель предлагает обсуждение в группах ответственных поступков, которые они совершили за неделю.
Игра « Горячий стул ».
- Сев на стул, расскажите случай, когда вы были очень ответственны.
( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству ) и т.д.
- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).
Рефлексия(закончи предложение)
На классном часе я понял……
Сегодня я задумался……
Я решил…..
Учитель: Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой. Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром, и вы сделаете для себя соответствующие выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Но только последний звонок в жизни однажды бывает...»
сценарий линейки для совместной линейки для 9 и 11 классов, приложение содержит материал для выступлений обучающихся выпускных классов и первоклассников....
Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Ответственное отношение к личным вещам"
Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации....
Не бывает ошибок, есть только уроки
Рассказ об участии в Педагогической Ассамблее, приурочненной к Году учителя (С-Петербург)...
"Волшебство бывает не только в сказках?" разработка для конкурса " Учитель года"
Данная разработка может быть использована для классного часа, в разных возрастных группах. Материал включат готовый сценарий + ситуации для обсужденя, к сожалению из-за ограничений р...
Презентация к беседе с детьми "Настоящая ответственность бывает только личной"
Презентация к беседе с детьми об ответственности...
Методическая разработка проблемно – диалогической беседы на тему: "Настоящая ответственность бывает только личной."
Внеурочная деятельность. Методическая разработка проблемно – диалогической беседы на тему: «Настоящая ответственность бывает только личной»В качестве эпиграфа мне хотелос...
Презентация "Настоящая ответственность бывает только личной"
Презентация "Настоящая ответственность бывает только личной"...