Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
материал по психологии (9 класс)
Одним из видов психолого-педагогического сопровождения является профессиональная ориентация и самоопределение старшеклассников: предпрофильная подготовкка и профильное обучение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pps_prof_samoopredel_starsheklassnikov.docx | 115.59 КБ |
Предварительный просмотр:
С-1 Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
С-2
Введение ФГОС в среднее общее образование предполагает, что личностными результатами обучающихся будут:
- подготовленность к осознанному выбору профессии через жизненное, личностное и профессиональное самоопределение;
- ценностно-смысловые установки, социальные компетенции — знание и их выполнение основных моральных норм на основе понимания их социальной необходимости.
- мотивированность на самообразование (смыслоообразование)
С-3
Профессиональное самоопределение связано с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека, так как в жизни старшеклассников это первый обязательный вынужденный выбор, от которого нельзя уйти.
С-4
Перед старшеклассниками стоят проблемы, которые необходимо решить:
- недостаточно развитая готовность самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать ответственность за нее.
- Недостаточная успеваемость для выбранного типа профессий.
- Несоответствие профессиональных интересов и желаний подростков требованиям интересующей профессии.
- Особенности местного и регионального рынка труда
- Одновременно с этим родители выдвигают подростку противоречивые требования, иногда не соответствующие интересам, личностным запросам и способностям самого учащегося.
Как построить работу со старшеклассниками, что бы она была наиболее эффективна?
Одним из видов работы является психолого-педагогическое сопровождение — содействие старшеклассникамв профильной ориентации и профессиональном самоопределении, их поддержка в самопознании, поиске смысла жизни, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.
С-5
Цель психолого-педагогического сопровождения ФГОС СОО:
Cодействие обучающихся в профессиональном самоопределении и социализации; путем создания условий в рамках введения ФГОС СОО.
С-6
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
- Актуализация проблемы выбора и личной ответственности учащихся за результат обучения в 10-11 классах.
- Использование психодиагностических методик определения профессиональных предпочтений, интересов, склонностей старшеклассников.
- Профориентационное просвещение учащихся, индивидуальное профконсультирование.
С-7
Психолого-педагогическое сопровождение состоит из двух подразделов:
- Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8 - 9 кл)
- Психологическое сопровождение профильного обучения (10 – 11 кл)
С-8
Направления деятельности педагога-психолога охватывают всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогический коллектив школы, родителей учащихся.
Сегодня требуется творческий, активный человек, обладающий определенной мерой свободы, ответственности и профессионально направленных компетенций.
С-9
В 8-9-м классах учащиеся знакомятся с формулой выбора профессии «Хочу. Могу. Надо», личностными качествами и подходят к выбору предлагаемых в школе профилей обучения.
Стадия профессионального самоопределения подрастающего человека приходится на 10-11 классы и если она успешно пройдена, то старшеклассник быстрее сможет определиться с профессиональной направленностью.
Успешная работа с учащимися невозможна без участия их родителей. Для них также проводятся родительские собрания, анкетирование и опросы по степени информированности о профессиональной ориентированности детей.
Психологическая поддержка осуществляется и в отношении педагогического коллектива школы: какую помощь они могут оказать подросткам, проведение семинаров и консультаций.
В 9 классе целью работы психолога является уточнение образовательного запроса в ходе профильного обучения.
С-10
Основной вид деятельности - профессиональное просвещение.
Оно включает в себя профессиональную информацию, сообщение школьникам сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях овладения ими, общественной значимости профессий. Учащимся нужно показать, где можно найти информацию и как ею пользоваться.
В рамках данного этапа проводились классные часы и занятия по профориентации: «Формула выбора профессии», «Мир профессий», «Пути получения образования».
С-11
Ребята знакомились с информацией, представленной на сайте Zасобой по направлениям: «Zасобой в предпринимательство», «Zасобой в промышленность», «Zасобой в сельское хозяйство» …культуру, …медицину, … IT технологии и др.
С-12
В 9 классе так же определяется образовательный профиль, необходимо обучающихся нацелить на выбор нескольких учебных предметов, являющихся основными для определённой группы профессий.
Правильно определиться с профилем обучения очень важно, это даёт возможность готовиться в нужном направлении, но не ограничивает последующий выбор специальности.
Для диагностики профессиональных и учебных предпочтений, интересов, склонностей учащихся, а также их предметных знаний выбраны такие методики:
- Тесты по профессиональной ориентации школьников для 9 класса общеобразовательных школ под редакцией А.Г. Серебрякова, М., 2017г.
- Интеллектуальный тест «Эрудит»оценивает степень усвоения отдельных циклов учебной программы;
- Методика «Профиль» в модификации Г. Резапкиной
Профили образования представлены на диаграмме. В ходе нескольких занятий по программе «Моя будущая профессия» учащиеся знакомились с образовательными профилями: информационно-математический, инженерно-технический, финансово-экономический, естественнонаучный, производственно-технологический, социально-гуманитарный, творческий и военно-спортивный.
Оценка своих компетенций происходила по определенной шкале. Высокое количество баллов указывает на склонности к профилю.
Например, результаты ученика 9 класса на диаграмме выглядят следующим образом.
Наибольшие баллы он набрал в инженерно-техническом и производственно-технологическом профилях.
Одинаковые высокие баллы по двум профилям дают ученику возможность определить группы профессий на стыке профилей и выбрать необходимые учебные предметы: математика, физика, химия.
С-13
Результаты по методике так же определяют способности к разным видам деятельности (перечислить). У учащихся 9 класса способности были выражены в большинстве в средней степени.
Используя результаты тестовых методик, анкетирования, опроса родителей, определяется образовательный профиль класса.
С-14
В 9 классе был организован общеобразовательный профиль, т.к. не было явного предпочтения одного из профилей.
44% уч-ся выбрали общественные науки, 49% - гуманитарные, 54% естественные и 56% - физику-математику.
С-15
Второй этап ППсопровождения в 10-11 классах, продолжается работа по определению и формированию социальной и профессиональной готовности старшеклассников. Основным направлением является профдиагностика. На этом этапе делается акцент на изучение характерных особенностей личности, профессиональных намерений.
С-16
Для определения групп профессий, соответствующих склонностям и способностям учеников, использовались Матрицы выбора профессии Г. Резапкиной, проходила индивидуальная работа с обучающимися по профкартам,
С-17 … и классные часы по профориентации.
С-18
Для диагностики ребята пользовались и официальным профориентационным сайтом Zасобой.
С-19
Основной формой работы психолого-педагогического сопровождения учащихся 11 класса является консультирование, групповое, но чаще индивидуальное.
Консультации проводятся в двух направлениях:
- справочные
- и коррекция профессионального выбора.
В ходе консультаций учащиеся выясняют возможности обучения и систему получения профессии, ознакомление со списком профессиональных высших и средних учебных заведений региона. Каждое профессиональное образовательное учреждение предоставляет информацию о вступительных испытаниях по предметам для приема. С этой информацией и знакомятся учащиеся на консультациях.
С-20
Официальным источником информации является интернет-портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» (trudvsem.ru). Задание учащимся:
- Зайдите на сайт портала, найдите профессии востребованные в нашем регионе.
С-21
О положительных результатах психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников можно судить по повышению профориентационной компетентности обучающихся. Анкетирование проводилось среди учащихся 11 класса в феврале 2019г.
- Определились ли вы с выбором профессии и образовательным учреждением, на базе которого будете получать профессию? Да – 100%, выбор ОУ - 93%
- Что повлияло на ваш выбор? Интерес к профессии и возможность трудоустройства – 79%
Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей.
Результатом становится готовность старшеклассников к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...
Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...
Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.
Авторская статья о том. как в , в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в ...
Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...
Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха
Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....
Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха
Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...
Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"
В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...