ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ ДЛЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА »
рабочая программа

Марина Александровна Шамрина

Цель программы – знакомство со способами изготовления кукол разных видов.

 

Задачи:

- прививать интерес к декоративно-прикладному искусству;

- учить детей самостоятельно изготавливать куклы;

- воспитывать в ребенке трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести   

  начатое дело до конца.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnye_kursy._izgotovlenie_kukol.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЛЯНТОРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ

ДЛЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА »

(для детей 8-9 классов)

 Подготовила:

                                         Шамрина Марина Александровна,

                                             педагог дополнительного образования.

                                             

г. Лянтор

Пояснительная записка

       Куклы в жизни людей появились очень давно, еще в каменном веке, а может быть, и раньше. Тогда они совсем не были похожи на тех, в которые играют наши дети. Делали их из древесины, палочек, веточек, травы, из кусочков кожи и других подручных материалов. Специально ставились целые представления, в которых главными действующими лицами были большие фигурки животных. С помощью кукол старшие обучали младших. Делая кукол, дети учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство той местности, в которой жили.

      В современном мире игрушки не утратили свою значимость в воспитании детей. Кукла, сама по себе, несёт некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол помогут ребенку ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным.

     Помимо знакомства с куклами, ребята осваивают технику изготовления пальчиковых, перчаточных, ростовых и других видов кукол, учатся экономно использовать бросовый материал в работе.

     В процессе создания кукол мы знакомим детей с народными традициями декоративно-прикладного творчества.           

Цель программы – знакомство со способами изготовления кукол разных видов.

Задачи:

- прививать интерес к декоративно-прикладному искусству;

- учить детей самостоятельно изготавливать куклы;

- воспитывать в ребенке трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести  

  начатое дело до конца.

Ожидаемые результаты

К концу обучения дети должны:

знать:

  • правила техники безопасности;
  • историю кукольного театра, виды кукол;
  • классификацию и свойства инструментов и материалов;
  • правила создания эскизов, правила конструирования  выкроек, раскроя и сборки кукол.

уметь:

  • пользоваться необходимыми инструментами и материалами;
  • делать эскизы персонажей, костюмов;
  • делать шаблоны и выкройки;
  • выполнять монтаж различных видов игрушки самостоятельно;

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма теоретических занятий

Форма практических занятий  

Форма контроля

I

Кукольный театр

2

1

Знакомство с историей кукольного театра. Виды кукольных театров: театр верховых кукол; театр марионеток; театр теней.

1

Беседа

Входящий. Собеседование

2

Виды кукол: пальчиковые, конусные, кукла – живая рука, кукла – варежка, куклы - перчатки, марионетки, многофункциональные куклы, напольные куклы, тростевые, теневые.

1

Лекция

Промежуточный

II

Изготовление пальчиковых кукол

3

1.  Изготовление чехлов для кукол

2

Практикум

Промежуточный

2.  Декор кукол

1

Практикум

Промежуточный

III

Изготовление плоских кукол

3

1. Изготовление шаблонов кукол

2

Практикум

Промежуточный

2. Декор кукол

1

Практикум

Промежуточный

IV

Изготовление перчаточных кукол

5

1. Изготовление голов кукол

2

Практикум

Промежуточный

2. Изготовление тел кукол

1

Практикум

Промежуточный

3. Сборка кукол

1

Практикум

Промежуточный

4. Изготовление одежды для кукол

1

Практикум

Промежуточный

V

 Изготовление кукол из подручных материалов

4

1. Изготовление кукол из подручных материалов

3

Практикум

Промежуточный

2. Декор кукол

1

Практикум

Итоговый

ИТОГО:

17

Содержание образовательной программы

Раздел I. Кукольный театр

Тема 1. Знакомство с историей кукольного театра

Теория: История кукольного театра. Виды кукольных театров: театр верховых кукол; театр марионеток; театр теней.

Тема 2. Виды кукол

Теория:  Виды кукол: пальчиковые, конусные, кукла – живая рука, кукла – варежка, куклы перчатки, марионетки, многофункциональные куклы, напольные куклы, тростевые, теневые и т.д.

Практика:  Просмотр кукол, иллюстраций с объяснениями и комментариями.

Раздел II. Изготовление пальчиковых кукол

Тема 1. Изготовление чехлов для пальчиковых кукол

Теория: Виды пальчиковых кукол по технике изготовления. Способы изготовления пальчиковых кукол. Техника изготовления пальчиковых кукол из остатков пряжи, лоскуток. Материалы для изготовления пальчиковых кукол.

Практика: Просмотр иллюстраций, выбор материала для изготовления пальчиковых кукол, создание эскизов, рисунков. Изготовление пальчиковых кукол из картона, шерстяных ниток и других подручных материалов на выбор.

Тема 2. Декор кукол

Теория: Материалы для декорирования изделия. Способы декорирования пальчиковых кукол. Способы изготовления элементов декора. Способы соединения  элементов декора с изделием.

Практика: Выбор материала для декорирования изделия. Изготовление элементов декора для пальчиковых кукол. Соединение  элементов декора с куклами.

Раздел III. Изготовление плоских кукол

Тема 1. Изготовление шаблонов кукол

Теория: Виды плоских кукол: неподвижные куклы-фигурки, подвижные куклы-фигурки, способы управления плоскими куклами. Правила создания эскиза и шаблона плоской куклы. Техника изготовления плоских кукол.

Практика: Просмотр иллюстраций, выбор материала для изготовления плоских кукол, создание эскизов, шаблонов кукол.  Изготовление плоских кукол из картона, фанеры на выбор.

Тема 2. Декор кукол

Теория: Материалы для декорирования изделия. Способы декорирования плоской куклы. Способы изготовления элементов декора. Способы соединения  элементов декора с изделием. Правила крепежа движущихся частей куклы подвижной куклы

Практика: Выбор материала для декорирования подвижных и неподвижных кукол. Изготовление элементов декора для подвижных кукол. Соединение  элементов декора с куклами. Крепёж движущихся частей куклы.

Раздел IV. Изготовление перчаточных кукол

Тема 1. Изготовление голов кукол

Теория: Виды перчаточных кукол: перчаточные куклы с бумажной головой, с мягкой головой, с головой из папье-маше. Вязанные перчаточные куклы. Техника изготовления голов перчаточных кукол.

Практика: Просмотр иллюстраций, выбор материала для изготовления голов перчаточных кукол. Создание эскизов голов кукол. Создание основ голов кукол из разных материалов. Изготовление голов кукол

Тема 2. Изготовление тел для кукол

Теория: Инструменты и материалы для изготовления тел кукол. Правила создания эскиза, правила конструирования выкроек, раскроя изделия.

Практика:  Просмотр иллюстраций, выбор материала для изготовления тел перчаточных кукол. Создание эскизов. Конструирование выкроек, раскрой изделия. Изготовление изделия.

Тема 3. Сборка кукол

Теория: Виды сборок изделия. Последовательность монтажа изделия.

Практика: Выбор материала для сборки изделия. Монтаж изделия - соединение головы куклы с туловищем.

Тема 4. Изготовление одежды для кукол

Теория: Инструменты и материалы для изготовления костюмов для кукол. Правила создания эскиза, правила конструирования выкроек, раскроя изделия

Практика: Просмотр иллюстраций, выбор материала для изготовления костюмов перчаточных кукол. Создание эскизов. Конструирование выкроек, раскрой изделия. Изготовление костюмов для кукол.

Раздел V. Изготовление кукол из подручных материалов

Тема 1. Изготовление кукол из подручных материалов

Теория:  Виды кукол из подручного материала. Подручные материалы: древесина, веточки, кусочки кожи и ткани, остатки меха и пряжи и т.д, Техника изготовления кукол из подручных материалов.

Практика:  Просмотр иллюстраций, выбор материала (солома, нитки, пластилин, глина, ткань и т.д.) для изготовления кукол. Создание эскизов, рисунков. Выбор материалов для изготовления куклы. Изготовление различных кукол на выбор детей.

Тема 2. Декор изделия

Теория: Материалы для декорирования изделия. Способы декорирования. Способы изготовления элементов декора. Способы соединения  элементов декора с изделием.

Практика: Выбор материала для декорирования кукол. Изготовление элементов декора для подвижных кукол. Соединение  элементов декора с куклами. Крепёж движущихся частей куклы.

Методическое обеспечение программы

  1. Н. Павлова «Мягкая игрушка. Красивые вещи своими руками», М., «Владис», 2007г.
  2. Д. В. Менджерицкая «Об игре и игрушке», Дошкольное воспитание, 1969г., № 3.
  3. В.М. Романенко «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства», М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004г.
  4. Р.Я. Гильман «Иголка и нитка в умелых руках», М.: Просвещение, 1993г. С.
  5. Алянский Ю. А. «Азбука театра», - М.: Современник, 1998.
  6. Безымянная О. «Школьный театр», - М.: Рольф,2001.
  7. Граник Г. Г., Концевая Л. А. «Драматурги, драматургия, театр», –М.: Изд-во Владос – ПРЕСС, 2001.
  8. Программы для учреждений дополнительного образования    детей - Вып. 5. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
  9. Ким Е. В. «Куклы-перчатки и другие идеи из вашего гардероба», М.: Росмен, 2008.
  10. Трифанова Н. М. «Кукольный театр своими руками», – М.: Рольф, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. НАУКА И ПРАКТИКА»

Программа курса «Химический анализ. Наука и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы....

Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса: "Я решу задачу по физике!"

Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деяте...

Программа элективного курса предпрофильного обучения «Я в мире профессий»

Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование, профессиональных планов в вы...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов. "Преобразование графиков функций".

Стратегия модернизации содержания образования, концепция профильного обучения предполагает переход в старших классах на профильное обучение. В 9-ых классах должна осуществляться предпрофильная подгото...