Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
методическая разработка

Интеллектуальная игра «Счастливый  случай»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schastlivyy_sluchay.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Счастливый  случай»

Удивительный мир химии

Цель:

-  Обобщить и систематизировать знания учащихся по химии;  

-  Формировать  умения  и  навыки  учебного  труда  (работать  с

книгой,  найти  нужный  материал  в  справочнике);  развивать  умения

применять знания на практике.  

Образовательные задачи:

-  Обобщить и систематизировать знания по химии;

-  Обучать переносу знаний в новую ситуацию.

Воспитательные задачи:

-  Формировать привычку оказывать помощь товарищам в учении, труде,

повседневных делах;

-  Развивать  требовательность  к  себе  и  товарищам,  добросовестное

отношение к выполняемому заданию;

-  Развивать культуру речи;

-  Воспитывать информационную культуру.

Развивающие задачи:

-  Развивать  такие  качества  ума,  как  сообразительность,  гибкость,

критичность, самостоятельность;

-  Развивать  познавательные  умения:  сформулировать  проблему,

выдвинуть  гипотезу,  умение  доказывать,  делать  выводы,  применять

знания в знакомой и в незнакомой ситуациях.

Тип  и  вид  занятия:  обобщения  и  систематизации  знаний;  внеурочное

мероприятие.

Методы:  метод  сотрудничества,  исследовательский  метод,  частично-

поисковый метод, интеллектуальная игра.

Форма проведения: интеллектуальная игра

Оборудование  занятия:  мультимедийное  сопровождение,  бочонки  с

номерами,  перечень  вопросов  к  заданиям

Ход игры

Учитель:  Для  того  чтобы  расширить  ваши  знания  об  особенностях

свойств  химических  соединений,  истории  и  роли  химии  в  жизни  людей, приобщить    к  чтению  научно-популярной  литературы,  а  также  с  целью развития  ваших  творческих  возможностей  мы  решили  провести  сегодня интеллектуальную игру «Счастливый случай».  В игре участвуют две команды по 6 человек, один из которых капитан. Работу команд оценивает жюри.

     Химия  –  всех  недр  земных  владыка! И  не  только  недр  земных,  но  и

всей нашей жизни. Недаром Д.И.Менделеев сказал: «Широко распространяет

химия  руки  свои  в  дела  человеческие».  Мы  живем  в  мире  веществ.  Они окружают  нас  повсюду.  Из  них  состоят  звезды  и  планеты,  моря  и  горы, растения  и  животные.  Вещества  постоянно  изменяются.  Вещества  и  их взаимные  превращения  являются  предметом  изучения  химии.  Современная химия  –  это  фундаментальная  система  знаний,  основанная  на  богатом экспериментальном  материале  и  теоретических  положениях.  Она  имеет поразительную созидательную силу и затрагивает все области практической деятельности  человека.  Поэтому  вполне  можно  говорить  о  химическом аспекте многих  наук,  особенно  естественных. Именно  в  этом мы  сегодня  в очередной раз убедимся. Химия нужна механику и ветеринару, бухгалтеру и врачу. Химия нужна всем!  

Итак, начинаем игру.

   А сейчас мы разыграем право первого хода. Та команда, которая первая даст правильный ответ, начнет нашу игру. Послушайте, пожалуйста, загадку:

Она родилась в волшебной стране - химической лаборатории. Ее папа - оксид азота (IV) - был мужчина злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Ее мама была простой, спокойной женщиной, звали ее вода. Она появилась маленькая, бесцветная, но когда к ней прибавили раствор синего лакмуса, все сразу поняли, что родилась девочка. Назовите ее. (Азотная кислота).

Первый гейм «Дальше, дальше…»

За  одну  минуту  команды  должны  ответить  на  максимальное

количество вопросов. Каждый вопрос оценивается в один балл.

Вопросы для 1 команды:

1.  Аллотропная модификация кислорода (озон)

2.  Основные источники кислотных дождей (металлургическая

промышленность)

3.  Соединение серы, имеющие запах тухлых яиц – газ нервно-

паралитического действия (сероводород)

4.  Галоген, используемый на водонапорных башнях (хлор)

5.  Самый распространенный и природе элемент (кислород)

6.  Вещества, снижающие скорость реакции (ингибиторы)

7.  Самая малая частица вещества, которая сохраняет его свойства (молекула)

8.  Превращения одних веществ в другие (химическая реакция)

9.  Природные катализаторы (ферменты)

10.  Жженый сахар (карамель)

11.  Русский ученый, создатель синтетического каучука (Сергей Васильевич Лебедев)

12.  Вулканизированный каучук (резина)

13.  Химические средства для уничтожения растений-сорняков (гербициды)

14.  Болотный газ (метан)

15.  Какие воды очищают с помощью очистных сооружений?

Вопросы для команды 2:

1.  Толщина озонового слоя (2-4 мм)

2.  Токсичный туман (смог)

3.  Галоген, недостаток которого вызывает кариес (фтор)

4.  Общее название мела, мрамора, известняка (карбонат кальция)

5.  От какого слова происходит слово «керамика»? (глина)

6.  Вещества, изменяющие окраску в присутствии других веществ

(индикаторы)

7.  Самые  распространенные  искусственные  материалы (пластмассы)

8.  Вещества, увеличивающие скорость химической реакции (катализаторы)

9.  Превращение  солнечной  энергии  в  химическую  в  зеленых растениях (фотосинтез)

10.  Химическая  реакция,  сопровождающая  выделением  тепла (горение)

11.  Раствор,  образующийся  при  нагревании  смеси  крахмала  с водой (клейстер)

12.  Как ведет себя фтор по отношению к воде? (он загорается в воде)

13.  Русский  ученый,  получивший  искусственный  альдегид  из ацетилена (Кучеров)

14.  Раствор аммиака в воде (нашатырный спирт)

15.  Жидкая смесь природных углеводородов (нефть)

Гейм I
«Дальше, дальше …»

Каждой из команд ведущий задает вопросы в течение 1 – 2 минут. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда не знает ответ, капитан говорит: «Дальше», тогда ответ дает ведущий. Дается по 15 вопросов каждой команде.

Гейм II
«Заморочки из бочки»

  Команды по очереди достают бочонки с номерами и пытаются ответить

на  вопросы.  Если  ответа  нет,  то  отвечают  зрители.  Каждый  ответ

оценивается жюри в два балла.

 Гейм III
«Ты – мне, я - тебе»

      Команды  по  очереди  задают  друг  другу  по  два-три  заранее

приготовленных вопроса. Каждый вопрос оценивается в три балла.

Гейм IV
«Темная лошадка»

В качестве «темной лошадки» зашифрован  химический элемент. Ведущий зачитывает командам высказывания об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Чем меньше команде понадобилось подсказок, тем больше балл.

Гейм V

  «Гонка за лидером»

Команды занимают свои места, капитан выбирает категорию и ведущий задает команде один из вопросов из определенной области знаний. На обсуждение вопроса дается 15 секунд. В обсуждении ответа на вопрос принимает участие вся команда. Если команда дает неверный ответ, ведущий отвечает на него сам. Команды выбирают категорию по 7 раз каждая. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для первой команды:

1.  Самая  вредная  часть  выхлопных  газов  автомобиля  и  сигаретного  дыма

(угарный газ)

2.  Современное название карболовой кислоты (фенол)

3.  Спирт, вызывающий наркотическое привыкание (этиловый)

4.  Ядовитый металл, содержащийся в лампах дневного света (ртуть)

5.  Стимуляторы роста растений (удобрения)

6.  Вещество, создающее парниковый эффект (углекислый газ)

7.  Приборы для очистки воды от нерастворимых примесей (фильтры)

8.  Топливо для заправки самолетов (керосин)

9.  Три металла, которые вошли в название веков (золото, медь, железо)

10.  Разрушение металлов под воздействием окружающей среды (коррозия)

11.  Устранение нежелательных веществ с поверхности (очистка)

12.  Токсичные вещества (яды)

13.  Излучение,  вызывающее  необратимые  процессы  в  живых  тканях

(радиация)

Вопросы для второй команды:

1.  Спирт, вызывающий слепоту (метиловый)

2.  Установка для получения чугуна (домна)

3.  Ядовитое  вещество,  выделяющееся  при  горении  линолеума

(хлороводород)

4.  Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах (свинец)

5.  Катализатор в реакциях фотосинтеза (хлорофилл)

6.  Металл, который называют автомобильным (железо)

7.  Каустическая сода (гидроксид натрия)

8.  Газ, используемый при резке м сварке металлов (кислород)

9.  Металл, которым покрывают консервные банки (олово)

10.  Кратковременное  поступление  загрязнителей  в  окружающую

среду (выброс)

11.  Соединения  кремния,  вызывающие  болезнь  легких  –  силиоз

(кварц)

12.  Экологически чистое топливо (водород)

13.  Металл, который можно резать ножом (натрий).  

По промежуточным результатам подводится общий итог, выявляется команда – победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...