Колокола памяти
методическая разработка (10, 11 класс)

Старикова Татьяна Викторовна

Методическая разработка представляет собой сценарий устного журнала, посвященного одной из скорбных дат в истории Великой Отечественной войны, – трагедии Хатыни.

Актуальность данной методической  разработки в том, что она посвящена 75 - летию Великой Победы с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны, с произведениями, посвященными трагедии в Хатыни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka_kolokola_hatyni.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Новоалтайска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия

«Колокола Хатыни…»

 

для уч-ся 5-9 классов

                                                         

                                                                           Автор работы: учитель русского                            

                                                                             языка и литературы

                                                                             МБОУ  «СОШ № 9»

                                                                             г. Новоалтайска

                                                                   Старикова Татьяна Викторовна

                                                             

                                                                         

 

2020 год

Аннотация

Методическая разработка представляет собой сценарий устного журнала, посвященного одной из скорбных дат в истории Великой Отечественной войны, – трагедии Хатыни.

Актуальность данной методической  разработки в том, что она посвящена 75 - летию Великой Победы с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны, с произведениями, посвященными трагедии в Хатыни. Необходимо заранее подготовить 4-х школьников для рассказа  и чтения стихов о страшных событиях в Хатыни в годы войны. Мероприятие проводится для детей среднего школьного возраста.   В основе сценария лежит рассказ учителя и учащихся о трагедии белорусской деревни Хатынь, произошедшей  2 марта 1943 года,  о зверстве фашистов. Рассказ основан на книге - воспоминаниях белорусского поэта и писателя, участника партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны - «Хатынь: боль и гнев». Эмоциональный фон мероприятия создают стихи и песни о Хатыни, музыкальное оформление,  видеоролик, презентация.  Учитель выполняет роль ведущего, учащиеся – чтецы - его помощники.

Внимание слушателей  поддерживается методом повествования.  В заключение классного часа дети пишут свои пожелания на сердечках и вывешивают на доске на «Дереве пожеланий».

Данная разработка будет полезной и нужной в проведении различных мероприятий, уроков памяти, классных часов,  посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне.

Введение

        Одним из главных направлений воспитательного процесса подрастающего поколения является гражданско-патриотическое воспитание. Любить свою Родину, помнить о ее героическом прошлом и делать все для ее  будущего – одна из важнейших задач  воспитания в школе. Без прошлого нет и будущего. И пока будет жива людская память –  уроки войны  не должны повториться.  

       Социологические исследования, проводимые в регионах России, показывают негативные тенденции среди молодежи, заключающиеся в незнании подрастающим поколением важных для России исторических событий XX века.

        О Великой Отечественной войне советского народа с фашистскими захватчиками дети узнают на уроках истории, на внеклассных мероприятиях, из книг, кинофильмов,   ещё больше узнают во время встреч с ее участниками. К сожалению, очевидцев этих событий   осталось в живых совсем немного, кинофильмы о войне показывают только в преддверии праздников, и не все современные родители создают условия для их совместного просмотра и обсуждения.

Внеклассное мероприятие  посвящено страшным событиям  в Хатыни, описанным белорусскими писателями: А. П. Белевичем в книге «Хатынь: боль и гнев»  и Кобец-Филимоновой Е.Г. -  «Жаворонки над Хатынью».  Повести рассказывают о трагедии 149 жителей белорусской деревни Хатынь, заживо сожженных фашистами в марте 1943 года. Также ребята познакомятся с именами поэтов, чьи стихи о Хатыни стали песнями.

Выбор темы  не случаен:

во-первых,  дети должны знать  о наиболее страшных событиях   войны;

во-вторых, в результате  опроса учащихся   выявилось недостаточное понимание  детьми ценностей человеческой жизни.

  Задача педагога - не оставить равнодушными  к  произошедшей трагедии  детские души, донести до каждого ребёнка, какую жестокую и страшную войну мы выиграли, заплатив за неё самым дорогим - жизнями 27 миллионов человек.

    Цель:  создать условия для формирования нравственной компетенции уч-ся через стимулирование   интереса к чтению произведений о событиях Великой Отечественной войны; познакомить обучающихся с трагедией белорусской деревушки Хатынь, описанной поэтами и писателями в разные годы

Задачи:

  • воспитание гражданско-патриотических качеств личности учащихся через изучение истории хатынской трагедии;
  • воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа;
  • формирование чувств  сопереживания, отрицательного отношения к насилию,     осуждение того, что ведёт к человеческих жертвам;
  • сформировать негативное отношение к войне как страшной трагедии человечества;
  • формировать убеждённость в важности исторической памяти для гражданского становления личности.

Классный час рассчитан на детей 12-15 лет (6-9 кл.).

Ожидаемые результаты:

Формируется убеждение, что фашизм - это великое зло, против которого нужно бороться всем вместе. Человечеству нужно стремиться к взаимопониманию и справедливости.

Область применения: внеклассное мероприятие по литературе

 Формы и методы реализации:

  • устный журнал;
  • выступления чтецов;
  • применение ИКТ

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:

  • Оформить класс, книжную выставку;
  • Подобрать музыкальное и видеосопровождение;
  • Провести предварительную   работу с учащимися;
  • Подобрать стихи и подготовить чтецов.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация «Колокола Хатыни», песни о Хатыни, видеоролик «Колокола Хатыни».

Подготовительный этап

1. Планирование учителем хода занятия, определение его целей и задач. На этом этапе подробно разрабатываются элементы занятия и приемы активизации деятельности учащихся.

2. Подбор материала. Учитель  изучает соответствующую литературу по теме в библиотеке, производит поиск нужной информации в Internet.

3. Подбор стихотворений, иллюстрированного материала, музыкального сопровождения. Были использованы Internet – ресурсы для подготовки слайдов для каждого этапа занятия, затем слайды скомпонованы в   презентацию. Подбор стихотворений, видео и муз. сопровождения.

4. Подготовка ТСО. Проверено наличие оборудования: ПК, проектора, экрана.

 Методика проведения

1. Особенность организации данного   мероприятия в том, что уже на подготовительном этапе ребята участвуют в подборе и подготовке литературного и музыкального материала, распределяют роли, это формирует у них ответственность за проведение мероприятия.

2. Классный час начинается с музыкальной заставки  и  вступительного слова учителя. Сообщается тема, цели проведения мероприятия – это делается для восприятия его  целостности   учащимися, дисциплинирует их.

3. Общие рекомендации. При раскрытии темы   учителю рекомендуется использовать не только исторический материал, но и стихотворные включения, иллюстрации в виде слайдов, музыкальное и видеосопровождение.

4. В заключение   для проведения рефлексии ребятам предлагается написать на сердечках пожелания прошлому, настоящему и будущему, которые позволят сделать выводы о результативности проведенного мероприятия.

    6. Перед окончанием мероприятия учителю рекомендуется сделать логическое заключение, подвести итоги.

Сценарий внеклассного мероприятия «Колокола Хатыни».

  1. Вступительное слово учителя.

 Звучит музыка «Воспоминание» М. Таривердиева из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». (1 слайд)
Учитель. Ребята! У времени есть своя память – история. Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне.75 лет прошло с тех пор, как советский народ одержал победу над фашистскими захватчиками.   Мы обязаны это помнить, ведь до сих пор болью в сердце отзываются события того страшного времени. Враги, напавшие на нашу страну, были сильными и очень жестокими, они беспощадно убивали стариков, женщин, детей. Это они оставили на земле кровавые, незаживающие следы: в Польше - Майданек и Освенцим, во Франции - Орадур, в Чехословакии-Лидице, в России - Красуха, на Украине - Бабий Яр, в Литве-Пирчюпис, в Белоруссии – Хатынь. (2 сл.) Сегодня мы узнаем о об этой страшной трагедии  из стихотворений разных поэтов и 2 книг ( 3 слайд): Елены Кобец-Филимоновой «Жаворонки над Хатынью», А. Белевича «Хатынь: Боль и гнев». Это повести о предвоенном и военном времени в белорусском селе Хатынь, о трудной жизни людей в период фашистской оккупации, борьбе с захватчиками и трагедии, разыгравшейся там, когда село и все население его - дети, женщины и старики - были сожжены. Авторы зримо показывают жизнь отдельных семей, рисуют яркие образы детей и взрослых, их участие в общей борьбе, рассказывают о судьбе тех немногих людей, кто уцелел. 

Звучит 1 куплет песни «Колокола Хатыни» на стихи А. Дементьева (4 сл)

Учитель. Прозвучала песня на стихи известного русского поэта Андрея Дементьева. В лирике этого поэта тема Великой Отечественной войны занимает важное место. Многие стихи стали песнями.

(Перезвон колоколов – 5 слайд). Слушайте! К вашим сердцам обращаются колокола Хатыни.  Всё человечество слышит колокольный звон Хатыни!

Ученица. (6 слайд) Это была небольшая белорусская деревня в Логойском районе в 26 дворов. До войны  в ней жили люди, сажали картошку, доили коров, радовались теплу и жаворонкам, никому не пожелали никогда худого. Воду брали из четырех деревенских колодцев.

  Ученик.  Но 22 марта  1943 года этой деревушки не стало. Ни одной живой души. Как же так случилось?   Утром этого дня  в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. В отместку за это была проведена карательная акция, и пришлась она  на Хатынь…  Отряд карателей «Чёрная смерть» окружил деревню, что мирно стояла на краю леса. 

   Ученица. (7 сл.)     Белорусский поэт, писатель, участник партизанского движения на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны Антон  Петрович Белевич  в  книге «Хатынь: боль и гнев» (1971), используя свои воспоминания и стихи, воспоминания очевидцев, рассказывает: (8 сл.)

Ученица.  «В ничего не подозревавшую деревню въехали машины со свастикой. Высыпавшие из них полицаи пошли по дворам, выгоняя всех на улицу: стариков, женщин, детишек. Кто успел обуться, а кто и босиком. Тех, кто не мог сам  идти, вели под руки соседи и близкие; а тех, кто ещё не научился ходить, несли на руках. Шла семья Иосифа и Анны Барановских с 9-ю детьми; Александра и Александры Новицких с 7-ю детьми, столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому, Юзику, исполнился 1 год. В сарай пригнали и двухлетних Мишу Желобковича, Лену Миронович, Вову Карабана».

Ученик.(9 сл.) Нельзя без слез читать и страницы книги    Елена Кобец-Филимоновой   «Жаворонки над Хатынью»: «Даже больных и старых каратели вытаскивали из хат. Кто сопротивлялся, того убивали на месте. Все гнали и гнали людей на край села к большому старому гумну Тумайского. Босиком, по лужам и еще холодной земле, по снегу, не успевшему растаять в затененных местах улицы, шла невестка кузнеца Яцкевича, прижимая к груди запеленатого сына. Шла и навзрыд рыдала:
   - Жавороночек мой родненький!.. Ясочка моя ненаглядная!.. Неужто и тебя вороги не пожалеют!.. Да ведь ты еще и ножками не ходил!.. И травки зелененькой не видел!.. И зубик только вчера пошел!..
   - Шнэль! Шнэль! - толкали ее в спину каратели дулом автомата».(10 сл.)

Ученица.

- Ах, горюшко – горе, сыночек родной!
Сухими губами шептала –
А может, не станут они над тобой
Глумиться?.. Ты прожил так мало!
Не видел, как вишня весенней порой,
Как груша в саду расцветала;
Не слышал, как трубно кричат журавли,
Как годы пророчит кукушка,
Не знаешь ты запахов талой земли
И тёплой коры на опушке;
Ни разом ещё не промчался верхом
За ветром вдогонку в ночное,
Не ел, согреваясь под осень костром,
Печёной картошки с золотою.
Ну, хоть бы одни истоптал сапоги,
Прочёл бы хоть первую книжку…
Ты слышишь, наш татка! Приди! Помоги!
Спаси не меня – так сынишку, – пишет  в своей повести Антон Белевич.

Ученица. Нет, не придёт, не спасёт маленького. Спасай сама – ты мать!

      И она потихоньку, с отчаянием протискивалась сквозь толпу, к забору, к кустам. «А может, выберусь?». Бросилась бежать. Но за ней кинулся рослый полицай и швырнул опять в толпу.

Ученик. Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Все остальное население Хатыни, от мала до велика, фашисты согнали в один из сараев. Сарай оказался переполненным, нельзя было поднять даже руки.  Как смертельный приговор проскрипели петли ворот.  На улице  раздавались голоса полицаев. Запахло бензином, затрещала солома… 

Ученик: А Белевич   очень подробно рассказывает  об этом ужасе в своей книге:  «Тесно, душно  в холодном, просторном овине.  Только  под коньком вылетают и  воркуют в гнёздах голуби. Некого больше гнать, всех хатынцев вместил пустой сараище. Проскрипели, затворились снаружи ворота…

И вдруг жуткий голос:

- Горим!..

Горьким дымом запахло в овине. С крыши посыпались искры… Люди бросились к воротам. Стали колотить ногами, плечами навалились. Затрещали ворота, распахнулись. Свежим ветром дохнуло в овин, свинцовым ливнем хлестнуло…

Как в кузнечном горне. Трещат волосы, дымится одежда…»

Ученица: Огромное, зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Они так и не успели понять, зачем сгоняют их  в этот темный сарай, зачем заколачивают широкие ворота?

Ученик: (11 сл.) В повести есть страшный рассказ    Иосифа Иосифовича Каминского, главного свидетеля и очевидца хатынской трагедии: «Каратели открыли двери и стали расстреливать горевших людей из пулеметов. Из-за сильного воя обреченных выстрелы почти не были слышны. Еще живые люди метались, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий крик и вой еще больше усилился. Под упавшей и горевшей крышей люди так вопили и ворочались, что крыша прямо-таки кружилась».  

 Ученица:  В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

 Ученик.(12 сл.) Лишь двое детей, из  находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок, пролежал под трупом самого родного на свете человека — матери, дважды подарившей ему жизнь, до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

2 ученик. 

        Еще над Хатынью едва рассвело,

Еще и поесть не успели,

Когда налетели враги на село,

Густым вороньем налетели.

Согнали – в сарае стоят и молчат

Десятки парней и десятки девчат,

Мужчины и женщины…дети…

        Фашисты в сарай затолкали Хатынь-

Свободу родимого края.

И дым, заслоняя небесную синь,

Взметнулся над кровлей сарая,

Тяжелый, зловещий, удушливый дым

И выдохнул кто-то: «спасайся, горим».

                Стропила трещат,головешки шипят,

 Горящая рушится кровля,

И гаснут глазенки хатынских ребят,

Пожар наливается кровью.

        Пожухлые липы рыдают «горим»,

«Горим» причитают березы.

Доныне в Хатыне тот въедливый дым

У каждого вызовет слезы.

Стихотворение Антона Петровича Белевича не оставит никого равнодушным.

Учитель. Вспоминает динственный взрослый свидетель хатынской трагедии, 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, он пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне:

Ученик:  «У меня обгорела спина и руки, я лежал в луже крови. Увидел сына Адама, он был перерезан пулями пополам. Еще успел спросить меня: «А жива ли мама?» и тут же скончался. Погибла жена и еще трое детей».

Учитель. Сейчас прозвучит песня «Хатынь» в исполнении  А. Наволоцкого – поэта с 1996 года,  исполнителя песен собственного сочинения.( 13 слайд)

Учитель. 75 детских жизней было загублено в деревушке Хатынь. В чем они виноваты? Какое преступление перед миром совершил Юзик Иотко, которому исполнился всего лишь год? В чем провинились двухлетние Лена Миронович, Миша Новицкий, Вова Карабан. Что   страшного сделали  девять детей   Иосифа и Анны Барановских, что им не дали жить?  (14 слайд)

 Ученица.  Хата, а в хате звоночки смеха

Шаг твой первый – маме утеха

Был человеку один год

Был человеку год.

Что он изведал, светлоголовый

Первые два нехитрые слова

Первую песню – мамину ласку, мамину сказку.

Миша Каминский, мальчик хатынский.

О, прогремите вселенским набатом

Был человечеству сыном и братом

Миша Каминский, мальчик хатынский.

Наш синеглазый простой василек

Милой земли белорусский сынок.

Учитель: Страшную судьбу Хатыни, когда от деревни остается  только пепел, повторили в Белоруссии и другие деревни. (15 слайд)

1 ученик: 11 сентября 1942 г. Деревня Дремлево.  Расстрелянных  286 жителей, из них — 124 ребенка.

2 ученик: февраль  1943 г.   Деревня Ладеево.  Сожженных  - 42 человека.

3 ученик: Деревня Ала, Светлогорского района. Расстреляно и сожжено 1758 человек, из них 950 детей.

4 ученик: 22 января 1944 г. Деревня Байки, Пружанского района.  Дети затравлены собаками,  остальные  сожжены заживо.

Учитель: Всего в Беларуси фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 миллионов 200 тысяч советских граждан. Почтим  память всех погибших минутой молчания (слайд 16, минута молчания – 17 слайд).

 (18 сл.)  На  54  километре  шоссе  Минск — Витебск   установлен  указатель  «Хатынь».  Проехав  5 километров,  вы окажетесь  на  территории Государственного  мемориального  комплекса «Хатынь». (19 сл.)   В центре возвышается бронзовая шестиметровая скульптура Непокоренного Человека – человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть высечены  на его лице. А   натруженные крестьянские руки бережно держат тело замученного ребенка. Бронзовые, натруженные уста словно  непокоренного говорят: «Будь проклят, фашизм!» 

Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая. Сколы в центре как бы подчеркивают ее кульминацию. Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши - плиты. (20 слайд)

Кладбище деревень. Сюда привезли землю ещё из 185 белорусских деревень, сожжённых и разрушенных в годы войны. (21 слайд)

(22, 23 сл.)На братской могиле жителей деревни Венок памяти из белого мрамора со словами наказа мертвых  живым: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда вихре пожаров жизнь не умирала!» С другой стороны венка ответ живых погибшим: «Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед Вами. Вы приняли смерть, но пламя любви Вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет. Память о Вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно солнце над нею!» (слайд)

Где когда-то стояли дома, поставлено 26 обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём, и столько же символических срубов из бетона. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. А сверху — печально звенящие колокола (23 слайд)

В довоенной Хатыни было 4 колодца. Сейчас люди оставляют в колодце пожертвования. ( 24 слайд) На территории мемориала также находится вечный огонь в память о жертвах нацистских преступлений.(25 слайд)

Звучит музыка Cekret Garden (26 слайд)

1 чтец. Хатынь… В чем же вина твоя, что оккупанты за тысячу километров пришли, чтобы полонить тебя, разграбить и сжечь вместе с людьми?

2 чтец. Хатынская улица. Никогда её не огласит смех детворы, никогда там не зацветут подсолнухи и мальвы.

3 чтец. На этих двориках никто не посадит, никто не вырастит сада.

4 чтец. На этой лавочке никто не присядет на вечерней зорьке, не погладит по головке сына или дочку.

1 чтец. В этой деревне никогда не будет  свадьбы, не будут играть гармошки, не послышатся песни.

2 чтец. В этом колодце никто и никогда не зачерпнет воды, не утолит жажду в знойный день…

3 чтец. Хатынь – это памятник всем 296 деревням, уничтоженным фашистами на территории Белоруссии. 

4чтец. В каждом бетонном дворе – колокол. Колокола  Хатыни звонят одновременно каждые 30 секунд.

Ученик:     А. Вертинский «Хатынь» (27 слайд)

         Хатынь! Хатынь! Хатынь!
        Я слышу, как набатом боль стучится.
        Мороз по коже.
        Стой! Замри! Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной
       Я не могу, когда стою на месте,
       Где каждый сантиметр земли вопит
       От горя и от боли нестерпимой, -
       Он кровью человеческой полит...
Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив
       Колокола звонят... Их эхо тонет
       В высоком поднебесье.
       Стой! Застынь! Перед тобой - Хатынь!

Перезвон колоколов.(28 слайд)

 Слышали вы в Хатыни

Траурный перезвон?

Кровь от ужаса стынет,

Только раздастся он.

Кажется, ты в пустыне,

Выжжено все дотла –

В той, военной Хатыни

Плачут   колокола.

Учитель. «Дин-дон!..Звоны бывают разные. А это хатынский набат. Он слышен во всем мире. Сюда приходят издалека, чтобы склонить обнаженные головы и поклониться праху в нечеловеческих муках погибших людей. Тут не только могила хатынцев. Тут кладбище всех деревень, сожженных в Белоруссии... А их больше сотни, не восставших из пепла хатыней...» = так пишет Елена Кобец-Филимонова в своей книге «Жаворонки над Хатынью»
Видеоклип «Колокола Хатыни» (в конце клипа  ребята зажигают свечи) 
Звучит музыка - Моцарт «Лакримоза» (слайды 31 – 40)

 Учитель: В истории каждого народа, каждого государства есть такие периоды, которых лучше бы никогда не было. Порой они складываются из тысяч мелких кусочков, из многих разрозненных эпизодов, поражающих кошмарными деяниями.  Логичней было бы предположить, что подобное надо забыть как можно скорее. Но на самом деле это не так. Художественная литература, запечатлевшая беспримерный героизм нашего народа, служит для новых и новых поколений неиссякаемым источником познания, что такое война, сколько горя и страдания причинила она нашему народу и какой дорогой ценой досталась нам победа. Талантом писателей, поэтов, пишущих на десятках языков народов нашей страны, создана коллективная эпопея Отечественной войны 1941-1945годов. На нашей книжной выставке представлены лишь некоторые книги о Великой Отечественной войне. Безусловно, талантливых, получивших признание читателей произведений о войне, неизмеримо больше.

Историю надо помнить, какая она бы ни была, но ни в коем случае не забывать.   «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Поэтому я предлагаю вам на память о сегодняшнем классном часе оставить пожелание прошлому, настоящему и будущему.

(дети пишут свои пожелания на сердечках и вывешивают на доске на «Дереве пожеланий») 

Список  использованной литературы

  1. Белевич  А: Хатынь: боль и гнев.  Минск, 1974 http://www.molodguard.ru/village04.htm
  2. Кобец-Филимонова  Е.  «Жаворонки над Хатынью».Москва  "Детская литература",1973

http://www.molodguard.ru/village04.htm

  1. Хатынь: фотоальбом.  Минск, 2004.

http://www.continent-ex.ru/columns/museum/hatyn-simvol-nepokorennoj-belorussii

  1. http://poznamka.com.tw/

Заключение

Данная разработка способствует развитию интереса учащихся к чтению произведений о Великой Отечественной войне.

 Ребята познакомились с повестями белорусских писателей Белевич  А. П. «Хатынь: боль и гнев», Е. Кобец-Филимоновой   «Жаворонки над Хатынью», повествующими  о трагедии в Хатыни, со стихотворениями А.П. Белевича, А. Вертинского, вызвавшими у ребят чувство сопереживания, отрицательного отношения к насилию,     осуждение того, что ведёт к человеческих жертвам. Прослушивание отрывков из произведений белорусских писателей, воспоминаний очевидцев происшедшей трагедии, просмотр фотоматериалов на слайдах, видеоролика, прослушивание песне о Хатыни способствовало воспитание гражданско-патриотических качеств личности учащихся, воспитанию бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, формированию негативного отношения к войне как страшной трагедии человечества, убеждённости в важности исторической памяти для гражданского становления.

 В течение всего мероприятия используется музыка (песни военных и послевоенных лет, классические произведения), аудиозаписи песен на стихи А. Наволоцкого, А. Дементьева. Рассказ учителя и уч-ся  сопровождается мультимедийной презентацией, видеороликом о трагедии в Хатыни, что усиливало эмоциональное восприятие материала,  позволило донести до учащихся не только историческую канву военной поры, но и дух времени.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колокола памяти

Сценарий Литературно-музыкальной композиции, посвященной освобождению Ленинграда от фашистской блокады. Общешкольное мероприятие для 5-9 классов....

Литературно-музыкальная композиция «Колокол памяти»

Вечер, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. для учащихся 9-11-х классов...

Колокола памяти

Сценарий данного мероприятия  был создан в рамках  ежегодного школьного проекта "Память сердца", посвященного чествованию ветеранов накануне  дня Победы. Материалы были собраны  де...

Концертная программа "Колокола памяти"

Концертная программа к Дню Победы проходила в сельском Доме культуры и была предсавлена на районном смотре художественной самодейтельности среди ОУ "Слава тебе, победитель-солдат!"...

Митинг "Колокол памяти"

А может не было войны, и людям может это все приснилось?...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:«КОЛОКОЛА ПАМЯТИ»

Внеклассное мероприятие, посвященное очередной годовщине взрыва на Чернобыльской атомной станции...