Рабочая программа по внеурочной деятельности "РОБОТЕХНИКА"
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)
РП по ВУ "Роботехника", рассчитан для детей 7-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_robototehnika.docx | 88.27 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа дополнительного образования школьников «Моделирование роботов» (далее Программа) носит научно-техническую направленность и разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Моделирование роботов» (под редакцией В. А. Горского).
Интенсивное использование роботов в быту и на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда учащиеся имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки.
Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Сегодня человечество практически вплотную подошло к тому моменту, когда роботы будут использоваться во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому курсы робототехники и компьютерного программирования необходимо вводить в образовательные учреждения.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.
Данная программа реализуется посредством ведения кружка «Робототехника», составлена на основании:
- учебного плана дополнительного образования МАОУ СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год;
- примерной программы внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Моделирование роботов» (под редакцией В. А. Горского).
Цели и задачи:
Цель: обучение основам конструирования и программирования.
Задачи:
- Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
- Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
- Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
- Развивать мелкую моторику.
- Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
Режим занятий
Реализация данной программы рассчитана на 35 часов в год. Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю по 1 часа и включают в себя теоретические и практические занятия.
Помимо проведения фронтальных занятий Программой предусматривается выделение часов для проведения индивидуальных и групповых занятий: для формирования навыков конструирования при отставании воспитанника от общего уровня; для занятий с учащимися, проявившими особенные конструкторские способности. На индивидуальных занятиях могут присутствовать от 2 до 8 учеников, на групповых - от 5 до 12 учеников - в зависимости от цели проведения занятия.
Целевая группа - 7-14 лет.
Формы контроля и оценки образовательных результатов
-Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических заданий.
-Участие в выставках научно-технического творчества различных уровней.
-Участие работ (моделей собранных воспитанниками) в школьных и городских творческих выставках Ожидаемые личностные результаты
Личностные результаты освоения курса:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения- преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- формировать умения ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения- задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий- для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; « проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками —определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
- осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
УЧЕБНО-ТЕМАГИЧЕСКИЙ ПЛАН | ||||
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретических | практичес ких | |||
I. НАЧАЛЬНЫЙ уровень | ||||
1. | Вводное занятие. Органы чувств роботов. | 1 | 1 | |
2. | Игровые автоматические устройства. | 1 | 1 | |
3. | Лабораторная работа №1 «Создание робота божьей коровки» | 2 | 2 | |
4. | Лабораторная работа №2 «Создание робота кузнечика» | 1 | 1 | |
5. | Лабораторная работа №3 «Создание робота таракана» | 2 | 2 | |
6. | Движущиеся роботы. Беспроводное управление роботами. | 1 | 1 | |
7. | Лабораторная работа № 4 «Создание робота жука-рогача» | 2 | 2 | |
8. | Лабораторная работа №5 «Создание модели мельницы» | 1 | 1 | |
9. | Лабораторная работа №6 «Создание робота жука- водомерки» | 1 | 1 | |
10. | Лабораторная работа №7 «Создание робота усатого жука» | 2 | 2 | |
11. | Особенности устройства и изготовления исполнительных механизмов для модели робота. | 1 | 1 | |
12. | Лабораторная работа №8 «Создание робота зайца» | 1 | 1 | |
13. | Лабораторная работа №9 «Создание робота жука- броненосца» | 1 | 1 | |
14. | Лабораторная работа № 10 «Создание робота тюленя» | 1 | 1 | |
15. | Дистанционное управление роботами с помощью В1ие1оо1;11 | 1 | 1 | |
II. БАЗОВЫЙ уровень | ||||
16. | Лабораторная работа №10 «Создание робота слона» | 1 | 1 | |
17. | Проект: Собери робота, определяющего расстояние. | 1 | 1 | |
18. | Проект: Собери робота, отслеживающего линию. | 1 | 1 | |
19. | Программирование с RoboPlus | 1 | 1 | |
20. | Управление роботами с помощью программной среды LabView. | 1 | 1 | |
21. | Лабораторная работа №11 «Создание робота объезжающего препятствия» | 1 | 1 | |
22. | Лабораторная работа №12 «Применение простейших сенсорных устройств. Сборка робота- пингвина» | 1 | 1 | |
23. | Лабораторная работа №13 «Типы приводов и механических передач. Сборка робота- катапульты» | 1 | 1 | |
24. | Лабораторная работа №14 Регистрирование и воспроизведение звуков. Сборка робота, реагирующего на звук» | 1 | 1 | |
25. | Лабораторная работа №15 «Регистрирование и воспроизведение звуков. Сборка дракона, реагирующего на звук» | 1 | 1 | |
26. | Лабораторная работа №16 «Влияние сил инерции. Сборка робота-щенка» | 1 | 1 | |
27. | Лабораторная работа №17 «Управление скоростью и ускорением роботов. Сборка робота-мышки» | 1 | 1 | |
28. | Лабораторная работа №18 «Тяговая сила роботов. Сборка робота-кузнечика» | 1 | 1 | |
29. | Лабораторная работа №19 «Переключение периферийных устройств. Сборка автоматизированного шлагбаума» | 1 | 1 | |
30. | Лабораторная работа №20 «Подъемно-транспортные машины. Сборка подъемного крана» | 1 | 1 | |
31. | Выставка созданных роботов, демонстрация движения. | 1 | ||
ИТОГО часов: | 35 | |||
Содержание программы
Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).
- В разделе Начальный уровень постепенно происходит введение в конструирование, выработка навыков сборки роботов.
Ознакомление с конструктором марки "Технолаб". Названия и назначения деталей. Названия и назначения всех деталей конструктора. Виды соединений деталей. Изучение типовых соединений деталей. Понятие конструкции, ее элементов. Основные свойства конструкции: жесткость, устойчивость, прочность, функциональность и законченность
Учащиеся должны знать:
- названия всех деталей конструктора;
- виды соединений и их характеристики;
- способы соединения деталей.
- способы постановки задачи; а способы описания конструкции;
- отличия их друг от друга;
- условные обозначения деталей.
Учащиеся должны уметь:
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения.
- описывать конструкцию всеми способами;
- выбирать наиболее рациональный способ описания.
- В разделе Базовый уровень учащиеся знакомятся с программированием роботов.
Построение моделей с использованием технологических карт.
Учащиеся должны знать:
- виды форм энергии.
- основы программирования конструктора 01X0.
- создание и отладка программ.
Учащиеся должны уметь:
- работать в коллективе;
- самостоятельно конструировать механизмы способные передавать энергию.
- производить отладку программы управления роботом.
Методическое обеспечение программы.
Для реализации программы в кабинете имеются наборы конструктора OLLO (среда программирования RoboPlus), базовые детали, компьютеры, принтер, проектор, экран. Наборы образовательных материалов и методик содержат: методические указания для преподавателя по проведению занятий; руководства по сборке и программированию на различных языках программирования, в том числе руководства по программированию в программной среде ЬаЬУ1е\у; руководства по проведению лабораторных работ и экспериментов; примеры программ.
Все методические рекомендации разработаны при поддержке специалистов факультета «Робототехника и комплексная автоматизация» МГТУ им Н.Э.Баумана с использованием учебно-методических материалов издательства «Экзамен», которые имеют грифы ИСМО РАО, МИОО и допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях (приказ №729 от 14 декабря 2009 г. МОН РФ).
Модуль направлен на стимулирование и развитие любознательности и интереса к технике. Обеспечивает решение образовательных задач участников образовательного процесса (обучающийся, педагог) с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе моделирования, конструирования объектов и их программирования на компьютере.
Модуль способствует развитию системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Модуль предназначен для проведения урочных и дополнительных занятий по изучению основ робототехники и информатики.
Методы обучения
- Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, воспринятая, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
- Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
- Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
- Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
- Индивидуальная работа.
Материальное обеспечение
Базовый робототехнический набор состоит из пластиковых деталей и крепежных элементов, а так же специализированного инструмента для их сборки. Элементы, входящие в набор, позволяют реализовывать как фиксированные соединения деталей и фланцев, гак и подвижные вращающиеся соединения шарниров и различных передач. Состав модуля:
- Базовый робототехнический набор - 6 шт;
- Методические рекомендации для преподавателя - 1 шт;
- Методические рекомендации для ученика - 6 шт;
- Диск с рабочими материалами - 1 шт;
- Диск с ПО для программирования - 1 шт;
- Комплект модулей Вluetooth - 1 ш.
Состав базового робототехнического набора:
- Набор конструктивных и крепежных элементов;
- Привод на базе двигателя постоянного тока - 2 шт;
- Программируемый контроллер - 1 шт;
- Пульт дистанционного управления -1 шт;
- Батарейный отсек - 2 шт.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В. А. Горского.М: Просвещение,2013г.-111с.
- Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. Lego Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
- Методические рекомендации для преподавателя «Образовательный роботехнический модуль» К. В. Ермишин, И. И. Мацаль. М.:Издательсвто «Экзамен», 2014 г.- 96с.
- История изобретений. Большая детская энциклопедия. М.: ООО «Издательство», 2009. [Электронная энциклопедия.]
- Креативный мир. [Электронный ресурс.] www.trizland.ru
- Сайт Технолаб http://examen-technolab.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...