План подготовки учащихся к олимпиадам
консультация
В основу составления программы положены следующие принципы:
- Углубление учебного материала.
- Решение задач повышенной сложности.
- Использование занимательной математики.
- Развитие практических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_podgotovki_uchashchihsya_k_olimpiadam.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка обучающихся к олимпиадам по математике
для 7-8 классов.
Пояснительная записка.
В основу составления программы положены следующие принципы:
- Углубление учебного материала.
- Решение задач повышенной сложности.
- Использование занимательной математики.
- Развитие практических навыков.
Основной целью является развитие и закрепление интереса к математике.
Задачи:
1.Подготовка к олимпиадам.
2.Формирование логического мышления по средствам решения задач.
3.Воспитание настойчивости инициативности.
Обучаемые приобретают и совершенствуют опыт:
* решение разнообразных классов задач, требующих поиска путей и способов решения;
* проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснование;
* ясного точного, грамотного изложение своих мыслей в устной и письменной речи;
* поиски систематизации, анализа и классификации информации, использование различных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
* логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
* использовать различные языки математики: словестный, символический, графический;
*свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
*широту применения математической теории на практике;
*проводить проверку найденных результатов;
* смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности. При достаточно полном рассмотрении вопросов курса, несомненно, появляется прогресс в подготовке обучающихся к олимпиадам.
Содержание программы 7 класса. Всего 34 часа в год, 1 час в неделю.
N п\п | Тема | Количество часов |
1 | Наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель. | 2 |
2 | Загадка простых чисел. | 1 |
3 | Забавные числа. | 1 |
4 | Занимательные и исторические задачи на составление уравнений. | 2 |
5 | Занимательные задачи на проценты. | 2 |
6 | «Переливания», «дележи» и «переправы» при затруднительных обстоятельствах. | 2 |
7 | Задачи на разрезание и перекрашивание фигур. | 3 |
8 | Геометрические упражнения с листом бумаги. | 2 |
9 | Несколько математических софизмов. | 2 |
10 | Алгоритмы ускоренных вычислений. Приближенный подсчет и прикидка. | 1 |
11 | Геометрия и оптические иллюзии. | 1 |
12 | Взвешивания. | 3 |
13 | Решение олимпиадных задач. | 4 |
14 | Несколько задач для геометра-следопыта. | 2 |
15 | Геометрические построения с различными чертежными инструментами. | 3 |
16 | Построения при наличии недоступных точек. | 2 |
17 | Математические викторины. | 1 |
Содержание программы 8 класса. Всего 34 часа в год, 1 час в неделю.
N п\п | Тема | Количество часов |
1 | Задачи на делимость. | 3 |
2 | Замечательные свойства натуральных чисел. | 1 |
3 | Решение линейных уравнений в целых числах. | 1 |
4 | Алгоритм Евклида. Основная теорема арифметики. | 2 |
5 | Решение задач на доказательство. | 4 |
6 | Комбинаторика. Задачи, решаемые с помощью графов, и способы умножения. Задачи, решаемые с помощью таблиц. | 6 |
7 | Игры на шахматной доске. | 2 |
8 | Логические задачи. | 3 |
9 | Осевая и центральная симметрия в планиметрии. | 1 |
10 | Геометрические места точек на плоскости. | 2 |
11 | Занимательные задачи, решение которых основано на применении теоремы Пифагора. | 3 |
12 | Старинные задачи:
| 2 |
13 | Решение олимпиадных задач. | 4 |
Подготовка обучающихся к олимпиадам по математике» для 10-11 классов
Пояснительная записка
Общеизвестно, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений, навыков; ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из основных факторов их математического и личностного развития.
Программа предусматривает изучение отдельных вопросов, примыкающих к основному курсу, и углубление его через включение более сложных задач, исторических сведений, материалов занимательного характера.
В программу включены темы, на которых можно успешно подготовить обучающихся к участию в олимпиадах разного уровня.
Цели:
- Развитие продуктивной мыслительной деятельности обучающихся для повышения интеллектуальной готовности детей к обучению их в дальнейшем.
- Воспитание устойчивой мотивации к изучению математики.
Задачи:
- Расширение и углубление знаний обучающихся по предмету.
- Расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики.
- Развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
- Воспитание у обучающихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
В результате обучения по программе обучающиеся должны уметь:
- оценивать логическую правильность рассуждений в своих доказательствах;
- решать задачи, требующие поиска путей и способов решения.
Знать:
- широту применения математической теории на практике;
- проводить проверку найденных результатов.
Содержание программы 10 - 11 классов. Всего 34 часа в год, 1 час в неделю.
N п\п | тема | Количество часов |
1 | Квадратный трехчлен в олимпиадных задачах. | 4 |
2 | Делимость чисел. | 3 |
3 | Диофант и диофантовы уравнения. | 2 |
4 | Задачи на процентное содержание. | 2 |
5 | Принцип Дирихле. | 1 |
6 | Задачи на раскраску. | 2 |
7 | Математические игры: а) Игры-шутки; б) Симметрия; в) Выигрышная стратегия. | 3 |
8 | Задачи на взвешивания. | 2 |
9 | Решение геометрических задач: а) Подобие треугольников; б) Вписанные и описанные окружности; в) Геометрические неравенства. | 6 |
10 | Элементы математической логики. | 1 |
11 | Комбинаторика. | 4 |
12 | Решение олимпиадных задач. | 4 |
Целые числа
- Десятичная запись
- Сумма цифр числа
- Чётность
- Делимость. Общие свойства
- Признаки делимости
- Простые числа
- Основная теорема арифметики
- НОД и НОК
- Формулы сокращённого умножения
- Остатки и сравнения
- Китайская теорема об остатках
- Делимость. Разное
- Произведения и факториалы
- Уравнения в целых числах
- Неравенства в целых числах
- Задачи с целыми числами
- Number Theory. IMO
Алгебра и анализ
- Рациональные и иррациональные числа
- Целая и дробная части
- Числовые неравенства
- Алгебраические преобразования
- Системы линейных уравнений
- Квадратный трёхчлен
- Многочлены
- Среднее арифметическое и среднее геометрическое
- Доказательство неравенств
- Доказательство неравенств (new)
- Неравенства на олимпиаде «Туймаада»
- Функциональные вычисления
- Функциональные уравнения и неравенства
- Последовательности
- Рекуррентные соотношения
- Суммирование
- Текстовые задачи
- Уравнения и неравенства на ММО и Всероссе
- Исследование функций
- Интеграл. Геометрия
Алгебраические уравнения и неравенства
- Квадратные уравнения
- Уравнения высших порядков
- Замена переменной
- Системы алгебраических уравнений
- Уравнения с модулем
- Неравенства с модулем
- Иррациональные уравнения и системы
- Иррациональные неравенства
- Комбинированные уравнения и неравенства. 1
- Функции в уравнениях и неравенствах. 1
- Минимаксные задачи. 1
- Плоские множества
Тригонометрия
- Тригонометрические преобразования и вычисления
- Исследование тригонометрических функций
- Обратные тригонометрические функции
- Преобразования тригонометрических уравнений
- Тригонометрические уравнения с модулем
- Тригонометрические уравнения с радикалами
- Системы тригонометрических уравнений
- Минимаксные задачи в тригонометрии
- Тригонометрические неравенства
Логарифмы
- Логарифмические преобразования и вычисления
- Показательные уравнения
- Показательные неравенства
- Логарифмические уравнения
- Логарифмические неравенства
- Комбинированные уравнения и неравенства. 2
- Функции в уравнениях и неравенствах. 2
- Минимаксные задачи. 2
Задачи с параметрами
- Необходимые и достаточные условия
- Что такое параметр?
- Параметры. Линейные уравнения и неравенства
- Параметры и квадратный трёхчлен. 1
- Параметры и квадратный трёхчлен. 2
- Параметры и квадратный трёхчлен. 3
- Параметры. Рациональные уравнения и неравенства
- Параметры. Уравнения высших порядков
- Параметр как переменная
- Область значений функции
- Условный экстремум
- Параметры и тригонометрия
- Минимаксные задачи с параметрами
- Параметры. Необходимые условия
- Симметрия в задачах с параметрами
- Параметры. Свойства функций
- Параметры. Графики
Разное
- Примеры и конструкции
- Ребусы
- Да или нет?
- Доказательство от противного
- Разбиения на пары и группы
- Упорядочение
- Принцип крайнего
- Оценка плюс пример
- Инварианты
- Полуинварианты
- Числовые таблицы
- Взвешивания
- Графы
- Игры и стратегии
- Турниры
- Процессы и операции
- Сборная солянка
- Всеросс. Избранное
Планиметрия
- Равенство треугольников
- Сумма углов треугольника
- Медианы, высоты, биссектрисы
- Средняя линия треугольника
- Прямоугольный треугольник
- Параллелограмм
- Трапеция
- Конкуррентность
- Неравенство треугольника
- Вписанные и описанные окружности
- Касающиеся окружности
- Ортоцентр
- Треугольник с углом 60°
- Треугольник с углом 120°
- Теорема Карно
- Четыре точки на окружности
- Лемма о трезубце
- Окружность девяти точек и прямая Эйлера
- Ориентированные углы
- Прямая Симсона
- Изогональное сопряжение
- Педальный треугольник
- Точка Микеля
- Радикальная ось
- Инверсия
- Симедиана
- Окружность Аполлония
- Задача №255
- Векторы в планиметрии
- Формула расстояния между точками
Стереометрия
- Прямые и плоскости
- Сечения
- Развёртки
- Трёхгранные и многогранные углы
- Пирамида
- Достраивание тетраэдра
- Призма
- Параллелепипед
- Куб
- Многогранники
- Сфера и шар
- Вписанная сфера
- Описанная сфера
- Тела вращения
- Комбинации фигур
- Объём и площадь поверхности
- Преобразования пространства
- Векторы
- Геометрические задачи на экстремум
- Неравенства в геометрии
- Проектирование или векторы?
- Большее в меньшем
Геометрия. Олимпиады
- Геометрия на Всероссийской олимпиаде. 8 класс
- Геометрия на Всероссийской олимпиаде. 9 класс
- Геометрия на Всероссийской олимпиаде. 10 класс
- Геометрия на Всероссийской олимпиаде. 11 класс
- Геометрия на ММО. 8 класс
- Геометрия на ММО. 9 класс
- Геометрия на ММО. 10 класс
- Геометрия на ММО. 11 класс
- Планиметрия на олимпиаде ПВГ
- Стереометрия на олимпиаде ПВГ
- Планиметрия на олимпиаде «Ломоносов»
- Стереометрия на олимпиаде «Ломоносов»
- Планиметрия на олимпиаде «Физтех»
- Стереометрия на олимпиаде «Физтех»
- Планиметрия на ОММО
- Стереометрия на ОММО
- Geometry. IMO
Комбинаторика и вероятность
- Перебор вариантов
- Цепочки и множества
- Правила суммы и произведения
- Размещения, перестановки и сочетания
- Вероятность
- Формула включений и исключений
- Подсчёт двумя способами
- Принцип Дирихле
- Рекуррентные соотношения в комбинаторике
- Формула Эйлера и плоские графы
- Биекции
- Теорема Шпернера
Теория графов
- Деревья
- Перечисление графов
- Планарные графы
- Эйлеровы графы
- Экстремальные характеристики графов
- Теорема Турана
- Графы пересечений
- Теория Рамсея
Комбинаторная геометрия
- Системы точек и отрезков
- Разрезания
- Замощения плитками
- Раскраски
- Шахматная раскраска
- Геометрия на клетчатой бумаге
- Целочисленные решётки
Логика
Расписание
7 класс в четверг в 15.20 часов.
8 класс в четверг в 16.00 часов.
10-11 классы в четверг в 16.40 часов.
Литература: И.С. Петраков «Математические кружки» издательство «Просвещение», Москва1999г
Е.Е.Змеева, И.Э. Гриншпон «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики» Томск 2006г
Н.В. Заболотнева «Олимпиадные задачи по математике». Издательство «Учитель», Волгоград 2006г
В.А. Гусев «Математическая разминка» Москва «Просвещение» 2005г
Курт Смит «Задачи на математическую логику» Москва Астрель 2009г
И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку» Москва «Просвещение» 2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры
В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...
Программа подготовки учащихся к олимпиадам
Программа предназначена для подготовки учащихся к олимпиадам...
Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"
Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...
Подготовка учащихся к олимпиадам по физике в условиях «Санаторно-лесной школы» для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Эта статья поможет учителям, которые заинтересованны в том, чтобы их ученики активно участвовали в олимпиадном движении. В статье проводится сравнительный анализ моей работы в этом направ...
Подготовка учащихся к олимпиаде по предмету "Искусство" тесты для учащихся 9-х классов.
При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету "Искусство" бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап)....
Подготовка учащихся к олимпиаде по предмету "Искусство" тесты для учащихся 9-х классов.
При полготовки учащихся к олимпеаде по предмету "Искусство" бывает трудно подобрать задания. Предлагаю использовать задания 2014-15 уч. года (школьный этап)....
План работы школы «Олимпионик». Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Подготовка учащихся 7-11 классов к олимпиаде по русскому языку....