Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Распутина «Рудольфио» с использованием читательской практики «мозаика».
методическая разработка (8 класс)
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Распутина "Рудольфио"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_8_kl.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 8 классе
по рассказу В.Распутина «Рудольфио»
с использованием читательской практики «мозаика».
Тема: «…счастье только там, где любят нас…» М.Ю.Лермонтов
Цель: анализ рассказа «Рудольфио», наблюдение за развитием чувств героев.
Задачи:
Обучающие: формировать объективную оценку произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать. Развивающие: развивать умение вычитывать текст, видеть литературные переклички (Распутин – Экзюпери, Распутин – Тургенев), совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать речь обучающихся.
Воспитательные: воспитывать читательскую культуру, интерес к произведениям Распутина, умения работать в группе.
Ход урока
1.Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ В.Распутина «Рудольфио».
Будем учиться внимательно читать, обращать внимание на детали, думать, рассуждать, выдвигать и доказывать свою точку зрения. Работаем в группах, слушаем друг друга, помогаем, дополняем. Пожелайте друг другу удачи, я желаю вам интересной работы.
2.Актуализация знаний
Самое большое счастье — чувствовать, что тебя любят. Не знать, а чувствовать… Б.Васильев
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. И.Бунин
Мозговой штурм с составлением кластера к слову «любовь»
- Скажите, ребята, что такое любовь?
(Любовь - чувство самоотверженной, сердечной привязанности. С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)
- Как она возникает? что притягивает людей друг к другу?
- Всегда ли первая любовь – это счастье?
- Какова степень ответственности за любимого человека? (Ответы на вопросы по кругу, передавая эстафету от одного к другому).
Любовь – это скорее не слово, а определенные действия, благодаря которым ты понимаешь, что тебя любят.
Любовь – это энергия, которая заставляет двигать жизнью.
По словам ученых, врачей любовь, это болезнь – острое психическое расстройство, зависимость от другого человека.
Любовь - это болезнь, которая заразна, причем эмоциональное заражение в психическом смысле. Эмоции или настроение одного человека передаются другому, так происходит, когда чувство взаимно.
Признаки любви:
-отстраненный взгляд, направленный внутрь себя;
-радостное вздрагивание при каждом телефонном звонке, несчастный вид, если телефон долго молчит;
-непредсказуемая смена настроения;
-неадекватная реакция: истерика или блаженная улыбка;
-повышенная эгоистичность по отношению к проблемам других.
- Подберите определения к слову «любовь». Какая она бывает?
(Первая, печальная, радостная, романтическая, долгожданная, неожиданная, необходимая, взаимная, безответная, желанная, …).
Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной.
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
Тот счастливой любви не стоит...(Ю.Друнина)
- Произведение, о котором мы сегодня будем говорить, названо «Рудольфио». О чем оно должно быть, по вашему мнению?
3. Первичное чтение
Комментированное чтение рассказа учителем.
Вопросы на выявление эмоционального восприятия и целостного понимания текста:
- Какое впечатление складывается у вас после прочтения?
Какие чувства вы испытывали при чтении? Одинаковые ли по ходу чтения?
- Определите тему текста. Где кульминация рассказа? (встреча после командировки)
- Каково внутреннее состояние героев?
Постановка учебной задачи.
- Можем ли мы без анализа текста точно ответить на этот главный вопрос? Обратимся к тексту, его строению, образам, элементам и попробуем доказать, что вся структура текста работает на раскрытие идеи.
4.Организация групповой исследовательской деятельности по элементам текста. Открытие обучающимися новых знаний.
Соотнесение в тексте внутренних элементов структуры, обеспечивающих его целостность. Выявление логики связи значимых деталей, обеспечивающих целостность и связность текста.
1 группа. Обсуждение заглавия рассказа и его жанра.
- Определите жанр произведения. Какие доказательства принадлежности к этому жанру есть в тексте (род литературы, объем, количество героев, особенности повествования)? Как соотносятся такие компоненты композиции, как вступление и концовка? Какой принцип лежит в основе композиции? Каков финал рассказа? (Рассказ построен на романтической антитезе: печальная любовь и радостная, романтик и реалист, взрослые и дети)
Кто придумал слово «рудольфио», что оно обозначает?
2 группа. Анализ деталей: портрет и характер.
- Какими вы представляете Ио и Рудольфа? Что помогает представить героев? (сделать акцент на речевую характеристику героев)
- Какие книги читают герои? Как это их характеризует? (единство взглядов на мир)
- Почему при единстве взглядов они по-разному строят свою жизнь?
3группа. Анализ пейзажа.
Валентин Распутин усиливает чувства героев с помощью коротких описаний природы.
- Найдите эти эпизоды и постарайтесь понять, почему писатель использовал такую метафоричность.
- В какое время года происходит действие рассказа?
Герои встречаются зимой, когда шёл снег, “такой мягкий, пушистый, словно где-то там, наверху, теребят диковинных снежных птиц”. Такая метафоричность узорной нитью будет пронизывать всё повествование. В следующий раз мы вместе с героем почувствуем “пряный, острый запах наступающей весны, сдувшей с него, словно пепел, зимнюю неясность и неотчётливость”. И вот весна совсем наступила, а “весенние сны с мастерством опытной гадалки напророчили им счастье и любовь”. Последняя встреча происходит в мае, “когда на солнечных весах лето окончательно перевесило весну”.
Приход весны уже традиционно ассоциируется с пробуждением чувств человека (томления, ожидания, мечтания). По шагам приближается весна – по шагам развиваются чувства героев. Время словно раздвигает пространство. А ведь оно здесь не так велико: трамвай – дорога домой – квартира Рудольфа, квартира Ио – пустырь, берег реки. Может показаться, что герои зажаты толчеёй трамвая, клеточным пространством своих квартир, но это не так. Мощная энергетика весны, заражающая людей светом, теплом, любовью, рушит эти границы, и мы видим только их: Ио и Рудольфа.
4 группа. Сделаем выводы о ценностях и свойствах характера Ио и Рудольфа.
- Почему автор назвал рассказ «Рудольфио»?
- Почему Ио соединила два имени?
Характеристика других героев рассказ (жена Рудольфио, мать и сестра Ио)
5. Закрепление знаний. Предъявление результатов исследований
Основные выводы по группам:
Жанр произведения – рассказ, произведение небольшое по объёму, мало действующих лиц, нет больших описаний.
Учитель может дополнить особенности этого жанра:
- Рассказ отличается лаконизмом; не может быть длинных описаний.
- Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в
изображении пейзажа, портрета, интерьера). - Психологизм: важно не столько отразить душевный процесс во всей полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героев в данный момент.
- В композиции рассказа очень важна концовка.
- Рассказ построен на романтической антитезе: печальная любовь и радостная, романтик и реалист, взрослые и дети.
У героев рассказа действительно необыкновенные имена. Ио – имя древнегреческое. Жрица Геры, любимая Зевсом. Ревнивая Гера превратила её в корову и приставила Аргуса стеречь её. Когда Гермес убил Аргуса, то Гера наслала на корову слепня, который преследовал её; она переплыла через Босфор и, наконец, снова обрела человеческий образ в Египте, где её отождествляли с богиней Изидой. У неё не только необыкновенное имя, откуда-то из древности, но она и сама необычна, не похожа на других. Сразу же привлекает её искренность, открытость, непосредственность. Она ещё совсем ребёнок. Обычно, её ровесники стремятся к взрослости, пытаются казаться таковыми. Ио же намеренно отделяет себя от мира взрослых: “Взрослые ужасные эгоисты”, “Взрослые всего на свете боятся”. Похоже, этот мир ей чужд. Но одинока она и в своём мире. У неё нет друзей, подруг. Её не понимает сестра, мама… Каким образом она разглядела в городской суете ЕГО? Кто же он?
Рудольф – в переводе с древнегерманского – “красный волк”. “Словарь имён” характеризует мужчин с таким именем как упрямых, трудолюбивых, способных увлечься какой-либо идеей. Рудольф – однолюб, предан семье, но лидером в семье является жена… Независимо от времени рождения – это основательный и надёжный человек. А кто же наш Рудольф? Соответствует ли характеристика имени нашему герою?
Ему 28 лет, он женат, устроен в жизни, много времени уделяет работе. (Находим в тексте эпизод, когда Р. и И. идут от трамвайной остановки, обращаем внимание на чувства и поведение героев) После первой же произнесённой им фразы он “почувствовал, что ей этого недостаточно”. Почувствовал. Не понял, а именно почувствовал, отозвался струнами души.
Следующий диалог сближает героев. Узнавая имена друг друга, они громко смеются. Смех окончательно стирает все условности. И, уже расставаясь, Рудольф заканчивает фразу, начатую Ио: “До трамвая…, в котором мы вместе поедем”. Думается, можно считать эту фразу несколько символичной. Герои теперь действительно вместе, неотделимы друг от друга. “Рудольфио” - некое единое существо, неразделимое целое. Сложение имён – словно соединение двух половинок. Значит, она и есть его половинка? А он тот, кого ждёт её сердце?
Она счастлива. Переполненная радостью открытия, она звонит рано утром, чтобы сообщить о том, что они теперь нерасторжимы, они – “Рудольфио”. Но Рудольф совсем не разделяет эту восторженность. Чувствуется, что фразу: “Я счастлив”, он говорит равнодушно, не проявляя никаких чувств.. А далее? Он остаётся таким же? После одной из встреч с Ио, “он почувствовал, что ему стало тоскливо, он был полон какой-то необъяснимой, ещё неоткрытой тоски, тем не менее, существующей в природе”. Случайно ли повторяются однокоренные слова “тоскливо”, “тоска”? Конечно же, нет. Они удваивают чувство беспокойства героя. И после этого становится ясно окончательно, что Рудольф несчастлив в своём взрослом мире. Чуть раньше об этом, как тонкий психолог, замечает Ио: “Ты без всякого удовольствия моешь полы, а у счастливых так не бывает”, “Рудольф, по-моему ты несчастлив в семейной жизни”.
В чем должно состоять счастье? Каждый понимает это по-своему. Можем ли мы сказать, как понимают счастье наши герои? Однозначно, что такое счастье для Рудольфа мы сказать не можем, потому что он этого ещё не знает сам. А вот юная девушка счастлива. Быть рядом с любимым, понимать его, верить ему – это счастье. Быть искренней, открытой, быть самой собой и чувствовать, что тебя именно такой и принимают – это счастье. Герои говорят короткими фразами, много слов не нужно – они и так понимают друг друга.
В рассказе есть короткий диалог с женой, диалог, ничего не выражающий, не содержащий чувств. В общении с Ио, напротив, мы чувствуем, как всё больше накаляются нити, связывающие их. “Рудольфио, - отчего-то волнуясь, сказал он. – Приходи ко мне сейчас, я один”. Тоска, волнение, ожидание чего-то… И вот в трамвае ОН идет к ней, боясь, что она сойдёт. Что-то, неведомое ранее, охватывает его. Что-то должно случиться. Он уже не тот Рудольф из первой встречи, он - Рудольфио, он – часть единой Души. “Он почувствовал, что она, как и он полна волнения”. Состояние Ио мы воспринимаем через чувства Рудольфа.
Они перешли через пустырь, словно через некую границу, к реке, где, наконец, в открытое пространство готовы вырваться их чувства. И вдруг… “В губы целуют только самых близких людей”, - мучаясь, выдавил он. Для нас эта фраза настолько неожиданна, что даже не сразу понимаешь смысл сказанного. И только пощёчина Ио возвращает нас снова туда. Почему Рудольф говорит такие слова? Нам кажется, что это обыкновенный, стандартный ответ взрослого человека, что он не мог поступить иначе. А чем же он так обидел Ио? И вот наступает момент, когда нужно обратиться к тому, у кого такое же красивое имя как у Рудольфио. Это Экзюпери. Обращаемся к любимой с детства книге.
Да! Это же “Маленький принц”! “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”. Эта фраза сразу всплывает в памяти. Маленький принц – ребёнок, с другой планеты, он был очень одинок, на Земле ему повезло – он встретил друга, взрослого, который сохранил в себе детство. Благодаря Лису Маленький принц постиг самую главную истину: быть в ответе за тех, кого приручил. Ио – необычная девушка, она словно тоже с другой планеты. Как и Принц, она одинока, взрослые для неё – это другие существа. Она живёт сердцем. “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Сердцем она угадывает Его, сердцем (а не умом) она читает и понимает книги, и именно сердце Ио принимает на себя жестокий удар. Что значит “приручить”? Заставить (слово не совсем удачное) поверить в другого человека, открыть душу и сердце, доверять ему. Незаметно для себя Рудольф приручает Ио, а значит, становится ответственным за неё. А она любит его и верит ему. Верит, что близка ему. И мы тоже чувствуем – их души родственны. “Союз души с душой родной” - это любовь. Любить – значит нести ответственность за любимого. Кажется, круг замкнулся. Но звучат те убийственные слова: “В губы целуют только самых близких людей”. А кто же тогда Ио, если не тот самый близкий человек? Пощечину он не почувствовал, а именно понял. Понял, что совершил непоправимое, поэтому и не посмел броситься за ней. “Он ещё долго стоял – опустошённый, ненавидящий себя”. Разбилось на кусочки то целое, что называлось Рудольфио. Ещё один удар, немного позже, получает он словами: “Какой ты Рудольфио, ты самый обыкновенный Рудольф. Самый обыкновенный Рудольф, понимаешь?” Этот удар ещё сильнее и больнее. “Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр”, - писал Экзюпери в “Маленьком принце”. Рудольф – всё-таки взрослый, чувствовать и поступать согласно чувствам он уже не может. Он понимает, что совершает преступление, но ничего исправить уже нельзя. Что происходило с Ио в эту ночь? Где она была? О чём она думала? Мы можем только догадываться. Одно можно сказать с полной уверенностью: после этого Ио стала другой. Может быть, или, скорее всего, она больше не будет мечтательной, ранимой девочкой, больше не будет плакать над героями книг, и не будет никогда верить людям. А какой она теперь будет? С холодным умом, трезвым расчётом, прагматичной и практичной? В общем, такой же, как все взрослые. Детство оборвалось, пришелица с другой планеты стала обыкновенной девчонкой, которая запросто может сказать: “Иди ты к чёрту!”
Финал остаётся открытым. Читатель сам вынужден размышлять о том, сохранит ли героиня в себе хоть немного детства, или станет такой же обыкновенной, как и все.
А что станет с Рудольфом? Он будет жить по-прежнему? Или что-то изменится в его жизни? А пока… от себя не убежишь.
И главный вопрос, на который ответ ещё не прозвучал: что такое любовь? Какая любовь показана в рассказе?
Итог подводит учитель:
(Звучит песня Визбора «Милая моя» (клип основан на фильме «Рудольфио») Как вы думаете, почему сегодняшний урок заканчиваем этой песней?)
- Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста: Что такое любовь? Какая любовь показана в рассказе?
( Любовь – это не влечение, это родство душ и сердец, только сердце может угадать того единственного, который предназначен судьбой).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
( Если бы люди чаще прислушивались к своему сердцу, обращались к своей душе, тогда меньше было бы в мире разбитых судеб, непонимания и злобы. Чем ближе человек подпускает к себе другого человека, тем больше возрастает ответственность за него. Любящие особенно беззащитны и ранимы, они лишены панциря, закрывающего от житейских передряг, равнодушия, невнимания. Они требуют бережного отношения к себе, но не всегда имеют это).
6. Рефлексивный этап. Оценка трудностей, результатов работы.
7. Оценивание работы обучающихся учителем.
8. Домашнее задание по выбору обучающихся: (восстановление целостности текста на новом уровне):
А) Написать сочинение-рассуждение «А куда же дальше?»
Б) Чем же оказалась первая любовь Ио – счастьем, оттого что она вообще была, или бедой, потому что всё так случилось?
В) Что объединяет рассказ В.Распутина «Рудольфио» с рассказом И.С.Тургенева «Ася»? Почему у Тургенева нет имени героя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по рассказу В.Распутина « Уроки французского». "Душевная щедрость учителя. Подготовка к сочинению"
Беседа с учащимися, которая раскрывает душевную красоту и щедрость учителя....
Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"
Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове, его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...
Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»
Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...
Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".
Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...
Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс
В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....
«Маленькая трагедия» из нашего сегодня (урок литературы в 10 классе по рассказу В.Распутина «В ту же землю»)
Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены ... В. Распутин...
Урок внеклассного чтения "Мотив совести в рассказе А. Костюнина "Рукавичка"
Урок внеклассного чтения по рассказу современного писателя А. Костюнина, в котором раскрывается мотив совести....