Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Распутина «Рудольфио» с использованием читательской практики «мозаика».
методическая разработка (8 класс)

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по рассказу В.Распутина "Рудольфио"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_8_kl.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 8 классе

по рассказу В.Распутина «Рудольфио»

с использованием читательской практики «мозаика».

                                         

Тема: «…счастье  только  там,  где  любят  нас…» М.Ю.Лермонтов

Цель: анализ  рассказа «Рудольфио», наблюдение  за  развитием  чувств  героев.

Задачи: 

Обучающие: формировать  объективную  оценку  произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать. Развивающие: развивать  умение вычитывать текст, видеть литературные переклички (Распутин – Экзюпери, Распутин – Тургенев),   совершенствовать  навыки  анализа художественного произведения, развивать речь обучающихся.

 Воспитательные: воспитывать  читательскую культуру, интерес к произведениям  Распутина,  умения работать в группе.

                                                               Ход урока

1.Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

       Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ В.Распутина «Рудольфио».

 Будем учиться внимательно читать,  обращать  внимание  на  детали, думать, рассуждать, выдвигать и доказывать свою точку зрения. Работаем  в  группах,  слушаем  друг  друга,  помогаем,  дополняем.  Пожелайте  друг другу  удачи,  я  желаю  вам  интересной  работы.

 

2.Актуализация знаний

Самое большое счастье — чувствовать, что тебя любят. Не знать, а чувствовать… Б.Васильев

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. И.Бунин

Мозговой штурм с составлением кластера к слову «любовь»

- Скажите, ребята, что  такое  любовь?

(Любовь - чувство  самоотверженной,  сердечной  привязанности.  С.И.Ожегов  «Словарь  русского  языка»)

- Как она возникает? что притягивает людей друг к другу?

- Всегда ли первая любовь – это счастье?

- Какова степень ответственности за любимого человека? (Ответы на вопросы по кругу, передавая эстафету от одного к другому).

Любовь – это скорее не слово, а определенные действия, благодаря которым ты понимаешь, что тебя любят.

Любовь – это энергия, которая заставляет двигать жизнью.

По словам ученых, врачей любовь, это болезнь – острое психическое расстройство, зависимость от другого человека.

Любовь - это болезнь, которая заразна, причем эмоциональное заражение в психическом смысле. Эмоции или настроение одного человека передаются другому, так происходит, когда чувство взаимно.

Признаки любви:

-отстраненный взгляд, направленный внутрь себя;

-радостное вздрагивание при каждом телефонном звонке, несчастный вид, если телефон долго молчит;

-непредсказуемая смена настроения;

-неадекватная реакция: истерика или блаженная улыбка;

-повышенная эгоистичность по отношению к проблемам других.

    - Подберите определения к слову «любовь». Какая она  бывает?
(
Первая, печальная,  радостная,  романтическая, долгожданная, неожиданная, необходимая, взаимная, безответная, желанная, …).

Не бывает любви несчастной.

 Может быть она горькой, трудной,

 Безответной и безрассудной,

Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любовь не бывает,

 Даже если она убивает.

 Тот, кто этого не усвоит,

Тот счастливой любви не стоит...(Ю.Друнина)

- Произведение, о котором мы сегодня будем говорить, названо «Рудольфио».  О чем оно должно  быть, по вашему мнению?

3. Первичное чтение

Комментированное чтение рассказа учителем.

Вопросы на выявление эмоционального восприятия и целостного понимания текста:

- Какое впечатление складывается  у  вас  после  прочтения?

 Какие чувства вы испытывали при чтении? Одинаковые ли по ходу чтения?

- Определите тему текста. Где  кульминация  рассказа?  (встреча  после  командировки)

- Каково  внутреннее  состояние  героев?

Постановка учебной задачи.

- Можем ли мы без анализа текста точно ответить на этот главный вопрос? Обратимся к тексту,  его строению, образам, элементам и попробуем доказать, что вся структура текста работает на раскрытие идеи.

4.Организация групповой исследовательской деятельности по элементам текста. Открытие обучающимися  новых  знаний.

Соотнесение в тексте внутренних элементов структуры, обеспечивающих его целостность. Выявление логики связи значимых деталей, обеспечивающих целостность и связность текста.

1 группа. Обсуждение заглавия рассказа и его жанра.

- Определите жанр произведения. Какие доказательства принадлежности к этому жанру есть в тексте (род литературы, объем, количество героев, особенности повествования)? Как соотносятся такие компоненты композиции, как вступление и концовка? Какой принцип лежит в основе композиции? Каков финал рассказа? (Рассказ  построен  на  романтической  антитезе:  печальная  любовь  и  радостная,  романтик  и  реалист,  взрослые  и  дети)

Кто  придумал  слово  «рудольфио»,  что  оно  обозначает?

2 группа. Анализ деталей: портрет и характер.

- Какими  вы  представляете  Ио  и  Рудольфа?  Что  помогает  представить  героев?  (сделать  акцент  на  речевую  характеристику  героев)

- Какие  книги  читают  герои?  Как  это  их  характеризует?  (единство  взглядов  на  мир)

- Почему  при  единстве  взглядов  они  по-разному  строят  свою  жизнь?

3группа. Анализ  пейзажа.

Валентин Распутин усиливает чувства героев с помощью коротких описаний природы.

- Найдите эти эпизоды и постарайтесь понять, почему писатель использовал такую метафоричность.

- В какое время года происходит действие рассказа?

Герои встречаются зимой, когда шёл снег, “такой мягкий, пушистый, словно где-то там, наверху, теребят диковинных снежных птиц”. Такая метафоричность узорной нитью будет пронизывать всё повествование. В следующий раз мы вместе с героем почувствуем “пряный, острый запах наступающей весны, сдувшей с него, словно пепел, зимнюю неясность и неотчётливость”. И вот весна совсем наступила, а “весенние сны с мастерством опытной гадалки напророчили им счастье и любовь”. Последняя встреча происходит в мае, “когда на солнечных весах лето окончательно перевесило весну”.

Приход весны уже традиционно ассоциируется с пробуждением чувств человека (томления, ожидания, мечтания). По шагам приближается весна – по шагам развиваются чувства героев. Время словно раздвигает пространство. А ведь оно здесь не так велико: трамвай – дорога домой – квартира Рудольфа, квартира Ио – пустырь, берег реки. Может показаться, что герои зажаты толчеёй трамвая, клеточным пространством своих квартир, но это не так. Мощная энергетика весны, заражающая людей светом, теплом, любовью, рушит эти границы, и мы видим только их: Ио и Рудольфа.

4 группа. Сделаем выводы о ценностях и свойствах характера Ио и Рудольфа.

- Почему автор назвал рассказ «Рудольфио»?

- Почему  Ио  соединила  два  имени?

Характеристика  других  героев рассказ (жена  Рудольфио,  мать и  сестра  Ио)

5. Закрепление знаний. Предъявление результатов исследований

Основные выводы по группам:

Жанр  произведения – рассказ,  произведение небольшое по объёму, мало действующих лиц, нет больших описаний.

Учитель может дополнить особенности этого жанра:

  • Рассказ отличается лаконизмом; не может быть длинных описаний.
  • Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в
    изображении пейзажа, портрета, интерьера).
  • Психологизм: важно не столько отразить душевный процесс во всей полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героев в данный момент.
  •  В композиции рассказа очень важна концовка.
  • Рассказ  построен  на  романтической  антитезе:  печальная  любовь  и  радостная,  романтик  и  реалист,  взрослые  и  дети. 

У героев  рассказа действительно необыкновенные имена. Ио – имя древнегреческое. Жрица Геры, любимая Зевсом. Ревнивая Гера превратила её в корову и приставила Аргуса стеречь её. Когда Гермес убил Аргуса, то Гера наслала на корову слепня, который преследовал её; она переплыла через Босфор и, наконец, снова обрела человеческий образ в Египте, где её отождествляли с богиней Изидой. У неё не только необыкновенное имя, откуда-то из древности,  но   она и  сама необычна, не похожа на других. Сразу же привлекает её искренность, открытость, непосредственность. Она ещё совсем ребёнок. Обычно, её ровесники стремятся к взрослости, пытаются казаться таковыми. Ио же намеренно отделяет себя от мира взрослых: “Взрослые ужасные эгоисты”, “Взрослые всего на свете боятся”. Похоже, этот мир ей чужд. Но одинока она и в своём мире. У неё нет друзей, подруг. Её не понимает сестра, мама… Каким  образом она разглядела в городской суете ЕГО? Кто же он?

Рудольф – в переводе с древнегерманского – “красный волк”. “Словарь имён” характеризует мужчин с таким именем как упрямых, трудолюбивых, способных увлечься какой-либо идеей. Рудольф – однолюб, предан семье, но лидером в семье является жена… Независимо от времени рождения – это основательный и надёжный человек. А кто же наш Рудольф? Соответствует ли характеристика имени нашему герою?

Ему 28 лет, он женат, устроен в жизни, много времени уделяет работе. (Находим  в  тексте эпизод,  когда  Р.  и  И.  идут  от  трамвайной  остановки,  обращаем  внимание  на  чувства  и  поведение  героев)  После первой же произнесённой им фразы он “почувствовал, что ей этого недостаточно”. Почувствовал. Не понял, а именно почувствовал, отозвался струнами души.

Следующий  диалог сближает героев. Узнавая  имена друг друга, они громко смеются. Смех окончательно стирает все условности. И, уже расставаясь, Рудольф заканчивает фразу, начатую Ио: “До трамвая…, в котором мы вместе поедем”. Думается, можно считать эту фразу несколько символичной. Герои теперь действительно вместе, неотделимы друг от друга. “Рудольфио” - некое единое существо, неразделимое целое. Сложение имён – словно соединение двух половинок. Значит, она и есть его половинка? А он тот, кого ждёт её сердце?

Она счастлива. Переполненная радостью открытия, она звонит рано утром, чтобы сообщить о том, что они теперь нерасторжимы, они – “Рудольфио”. Но Рудольф совсем не разделяет эту восторженность. Чувствуется, что фразу: “Я счастлив”, он говорит равнодушно, не  проявляя  никаких  чувств.. А далее? Он остаётся таким же? После одной из встреч с Ио, “он почувствовал, что ему стало тоскливо, он был полон какой-то необъяснимой, ещё неоткрытой тоски, тем не менее, существующей в природе”. Случайно ли повторяются однокоренные слова “тоскливо”, “тоска”? Конечно же, нет. Они удваивают чувство беспокойства героя. И после этого становится ясно окончательно, что Рудольф несчастлив в своём взрослом мире. Чуть раньше об этом, как тонкий психолог, замечает Ио: “Ты без всякого удовольствия моешь полы, а у счастливых так не бывает”, “Рудольф, по-моему ты несчастлив в семейной жизни”.

В чем должно состоять счастье? Каждый понимает это по-своему. Можем ли мы сказать, как понимают счастье наши герои? Однозначно, что такое счастье для Рудольфа мы сказать не можем, потому что он этого ещё не знает сам. А вот юная девушка счастлива. Быть рядом с любимым, понимать его, верить ему – это счастье. Быть искренней, открытой, быть самой собой и чувствовать, что тебя именно такой и принимают – это счастье. Герои говорят короткими фразами, много слов не нужно – они и так понимают друг друга.

В рассказе есть короткий диалог с женой, диалог,  ничего не выражающий, не содержащий чувств. В общении с Ио, напротив, мы чувствуем, как всё больше накаляются нити, связывающие их. “Рудольфио, - отчего-то волнуясь, сказал он. – Приходи ко мне сейчас, я один”. Тоска, волнение, ожидание чего-то… И вот в трамвае ОН идет к ней, боясь, что она сойдёт. Что-то,  неведомое ранее,  охватывает его. Что-то должно случиться. Он уже не тот Рудольф из первой встречи, он - Рудольфио, он – часть единой Души. “Он почувствовал, что она, как и он полна волнения”. Состояние Ио мы воспринимаем через чувства Рудольфа.

Они перешли через пустырь, словно через некую границу, к реке, где, наконец, в открытое пространство готовы вырваться их чувства. И вдруг… “В губы целуют только самых близких людей”, - мучаясь, выдавил он. Для  нас  эта фраза  настолько  неожиданна,  что даже  не сразу  понимаешь  смысл  сказанного. И только пощёчина Ио возвращает нас снова туда. Почему Рудольф говорит такие слова? Нам  кажется, что это обыкновенный, стандартный ответ взрослого человека,  что  он  не  мог  поступить  иначе.   А чем же он так обидел Ио? И вот наступает момент, когда нужно обратиться к тому, у кого такое же красивое имя как у Рудольфио. Это Экзюпери. Обращаемся  к  любимой  с  детства  книге.

 Да! Это же “Маленький принц”! “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”. Эта фраза сразу всплывает в памяти. Маленький принц – ребёнок, с другой планеты, он был очень одинок, на Земле ему повезло – он встретил друга, взрослого, который сохранил в себе детство. Благодаря Лису Маленький принц постиг самую главную истину: быть в ответе за тех, кого приручил. Ио – необычная девушка, она словно тоже с другой планеты. Как и Принц, она одинока, взрослые для неё – это другие существа. Она живёт сердцем. “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Сердцем она угадывает Его, сердцем (а не умом) она читает и понимает книги, и именно сердце Ио принимает на себя жестокий удар. Что значит “приручить”? Заставить (слово не совсем удачное) поверить в другого человека, открыть душу и сердце, доверять ему. Незаметно для себя Рудольф приручает Ио, а значит, становится ответственным за неё. А она любит его и верит ему. Верит, что близка ему. И мы тоже чувствуем – их души родственны. “Союз души с душой родной” - это любовь. Любить – значит нести ответственность за любимого. Кажется, круг замкнулся. Но звучат те убийственные слова: “В губы целуют только самых близких людей”. А кто же тогда Ио, если не тот самый близкий человек? Пощечину он не почувствовал, а именно понял. Понял, что совершил непоправимое, поэтому и не посмел броситься за ней. “Он ещё долго стоял – опустошённый, ненавидящий себя”. Разбилось на кусочки то целое, что называлось Рудольфио. Ещё один удар, немного позже, получает он словами: “Какой ты Рудольфио, ты самый обыкновенный Рудольф. Самый обыкновенный Рудольф, понимаешь?” Этот удар ещё сильнее и больнее. “Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр”, - писал Экзюпери в “Маленьком принце”. Рудольф – всё-таки взрослый, чувствовать и поступать согласно чувствам он уже не может. Он понимает, что совершает преступление, но ничего исправить уже нельзя. Что происходило с Ио в эту ночь? Где она была? О чём она думала? Мы можем только догадываться. Одно можно сказать с полной уверенностью: после этого Ио стала другой. Может быть, или, скорее всего, она больше не будет мечтательной, ранимой девочкой, больше не будет плакать над героями книг, и не будет никогда верить людям. А какой она теперь будет? С холодным умом, трезвым расчётом, прагматичной и практичной? В общем, такой же, как все взрослые. Детство оборвалось, пришелица с другой планеты стала обыкновенной девчонкой, которая запросто может сказать: “Иди ты к чёрту!”

Финал остаётся открытым. Читатель сам вынужден размышлять о том, сохранит ли героиня в себе хоть немного детства, или станет такой же обыкновенной, как и все.

А что станет с Рудольфом? Он будет жить по-прежнему? Или что-то изменится в его жизни? А пока… от себя не убежишь.

И  главный  вопрос, на который ответ ещё не прозвучал: что такое любовь? Какая любовь  показана  в  рассказе? 

Итог подводит учитель: 

(Звучит песня Визбора «Милая моя» (клип основан на фильме «Рудольфио») Как вы думаете, почему  сегодняшний   урок  заканчиваем  этой песней?)

- Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста:  Что  такое  любовь?  Какая  любовь  показана  в  рассказе?

( Любовь – это не влечение, это родство душ и сердец, только сердце может угадать того единственного, который предназначен судьбой).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

( Если бы люди чаще прислушивались к своему сердцу, обращались к своей душе, тогда меньше было бы в мире разбитых судеб, непонимания и злобы. Чем ближе человек подпускает к себе другого человека, тем больше возрастает ответственность за него. Любящие особенно беззащитны и ранимы, они лишены панциря, закрывающего от житейских передряг, равнодушия, невнимания. Они требуют бережного отношения к себе, но не всегда имеют это).

6. Рефлексивный этап. Оценка трудностей, результатов работы.

7. Оценивание работы обучающихся учителем.

8. Домашнее задание  по  выбору  обучающихся: (восстановление целостности текста на новом уровне): 

А) Написать сочинение-рассуждение  «А  куда  же  дальше?»

Б) Чем же оказалась первая любовь Ио – счастьем, оттого что она вообще была, или бедой, потому что всё так случилось?

В) Что объединяет рассказ  В.Распутина  «Рудольфио»  с  рассказом И.С.Тургенева  «Ася»?  Почему  у  Тургенева  нет  имени  героя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по литературе по рассказу Ф.Абрамова "Несмышлёныши"

Урок помогает расширить и углубить знания учащихся о писателе-земляке- Ф.Абрамове,    его творчестве; поддерживать и развивать интерес к чтению его произведений;- развивать умение анали...

Урок внеклассного чтения для старшеклассников по рассказам В. Крупина «Колокольчика вятского эхо…»

Форма занятия – литературный салонЦели: познакомить с рассказами В. Крупина из книги «Босиком по небу»;- пробудить интерес к творчеству писателя-земляка, темам его творчества; развивать умения рассужд...

Урок внеклассного чтения "Проблема нищенства в рассказе Людмилы Улицкой "Народ избранный".

Как относиться к нищим? Что привело их к такому состоянию? Зачем "господь выпускает на свет немощных, уродов и калек"? Над этими вопросами предлагает порассуждать школьникам известная современная писа...

Урок внеклассного чтения. Тема: К. Паустовский «Рассказы» («Бриз», «Снег», «Радуга»), 8 класс

В материале даются три модульные карточки для самостоятельной работы в группах по теме "Творчество К.Паустовского. Обзор рассказов "Бриз", "Снег", "Радуга"....

«Маленькая трагедия» из нашего сегодня (урок литературы в 10 классе по рассказу В.Распутина «В ту же землю»)

Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены ... В. Распутин...

Урок внеклассного чтения "Мотив совести в рассказе А. Костюнина "Рукавичка"

Урок внеклассного чтения по рассказу современного писателя А. Костюнина, в котором раскрывается мотив совести....