Разработка внеклассного мероприятие "Читатель года" по повести Б.Васильева "В списках не значился" (10-11 класс)
методическая разработка (10 класс)
Разработка внеклассного мероприятие "Читатель года" по повести Б.Васильева "В списках не значился" (10-11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_meropriyatie.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе:
«ЧИТАТЕЛЬ ГОДА»
(10-11 классы)
Выполнила: Томилова Е.А.
Тобольск
Внеклассное мероприятие по литературе «Читатель года-2009»
(программа «Умники и Умницы»)
Цели:
Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по биографии и творчеству Б. Васильева.
- Формировать умения самостоятельной работы с литературой на практике.
Развивающие цели:
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
- Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать умение работать в команде.
- Воспитывать любовь к литературе.
Оборудование: компьютер, экран, презентация с вопросами к программе «Умники и Умницы», 9 участника, жюри, портреты Бориса Васильева.
Программы: «Доброе утро», «Умники и умницы», «Своя игра» и викторина, посвящённая 65-летию Великой Победы.
Ход мероприятия:
№ слайда | Описание | Содержание |
1 | Второй (школьный) отборочный тур. Посвящается 65 – летию Великой Победы. По произведению Бориса Васильева «В списках не значился» | |
2 - 3 | Вступительное слово ведущего. Инсценировка интервью «телеведущей» с писателем Борисом Львовичем Васильевым. (Проводит Сабитова Г.А.) | Ведущий: Доброе утро, вас приветствует студия Первого канала и я, ваша ведущая Гузель Альфритовна |
4 - 11 | Интервью проводит Сабитова Г.А. | |
12-98 | Игра «Умники и умницы» (проводит Гуша Е.А.) Слова ведущей Сабитовой Г.А. и Гуша Е.А. | Ведущая Гузель: А вас, уважаемые телезрители, мы просим вместе с нами перейти в студию интеллектуальной игры «Умники и умницы». Позвольте вас познакомить с ведущей телепередачи «Умники и умницы» Евгенией Анатольевной. Ведущая Евгения: Добрый день, уважаемые участники, члены жюри и гости программы «Умники и Умницы». Мы находимся сегодня в преддверии приближающегося, знаменательного события для нашей страны - 65-летия Великой Победы нашего народа над фашистской Германией, 65-летия со дня окончания Великой Отечественной войны. Течёт река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей до Победы над чумой фашизма. «Когда гремит оружие, музы молчат» - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей литературе, к нашим писателям, в ряду которых мы встречаем имя Бориса Львовича Васильева. Борис Львович, как и миллионы его сверстников в те памятные каждому годы войны, прежде чем стать кем – нибудь, стал солдатом. И остаётся им до сих пор, о чём бы он ни писал. И сегодня нам представляется прекрасная возможность блестнуть своими знаниями о жизни и творчестве писателя – фронтовика Бориса Васильева и его произведении «В списках не значился…» Попрошу победителей первого внутриклассного отборочного тура традиционного конкурса «Читатель года» подняться на сцену. Поддержим участников второго школьного отборочного тура конкурса «Читатель года» громкими аплодисментами. |
Игра «Умники и Умницы» представлена ниже | ||
99 | Игра «Своя игра» (знакомство с участниками и правилами игры) (проводит Турнаева Е.В.) Слова ведущей – Сабитовой Г.А. и Турнаевой Е.В. | Ведущая Гузель: Добрый день, уважаемые телезрители. Я рада вновь приветствовать вас на телепередаче, но уже не «Умники и умницы», а «Своя игра» и хочу представить её ведущую Елену Викторовну. Ведущая Елена: Здравствуйте, добрый день, дорогие друзья. Я рада приветствовать вас на программе «Своя игра». Прежде чем начать, я напоминаю правила нашей игры: Суть игры заключается в том, что вам предстоит ответить на вопросы различной стоимости. Каждая из тем состоит из 4 тем по пять вопросов в каждой. Каждый тема имеет свою стоимость – она варьируется от 10 до 30 баллов. Чем выше балл вопроса, тем он сложнее. Помимо обычных вопросов существуют специальные – «Кот в мешке» и «Вопрос-аукцион». Сегодня у нас в гостях ученики 10-11 классов (ФИ). |
100 | Вопросы к своей игре (знакомство с темами и переход к игре) | Ведущая Елена: Уважаемые игроки, позвольте пожелать вам удачи, а теперь обратите внимание на наш главный монитор. Там вы увидите все темы нашей сегодняшней игры. А мы начинаем игру. Прошу вас, (Имя), начинайте. |
154 | Слова ведущей Гузели Альфритовны. Проводится викторина, состоящая из 15ти вопросов. | Ведущая Гузель: Закончилась «Своя игра», но наш конкурс продолжается. Уважаемые телезрители, вашему вниманию предлагается викторина «Хочу всё знать!?», которая поможет нам выявить лучшего знатока жизни и творчества Бориса Васильева, а также фактов, связанных с событиями Великой Отечественной войны. За каждый правильный ответ вам вручается орден. Набравший большее количество орденов и станет победителем в номинации «Самый активный зритель». Внимание, первый вопрос. |
155 | Окончание викторины (проводит Сабитова Г.А.) | Ведущая Гузель: На этом наша викторина закончилась. Ребята, получившие ордена, просим вас подойти к жюри. Наш конкурс подходит к концу. Осталось подвести итоги школьного конкурса «Читатель года – 2009». |
156 | Жюри объявляет победителей. | Ведущая Гузель: Слово предоставляется жюри. Жюри: Ведущая Гузель: Студии «Первого» канала и канала «НТВ» благодарят всех игроков и телезрителей, принявших участие в конкурсе «Читатель года – 2009», посвященном 65-летию Дня Победы, и желают вам новых творческих успехов, достижений и побед на интеллектуальном фронте. До встречи в следующем учебном году на школьном конкурсе «Читатель года – 2010», который состоится традиционно в декабре. |
Интеллектуальная игра «Умники и Умницы»
в рамках традиционного городского конкурса «Читатель года».
Второй (школьный) отборочный тур.
Посвящается 65 – летию Великой Победы.
По произведению Бориса Васильева «В списках не значился»
Ведущий: Добрый день, уважаемые участники, члены жюри и гости программы «Умники и Умницы».
Мы находимся сегодня в преддверии приближающегося, знаменательного события для нашей страны - 65-летия Великой Победы нашего народа над фашистской Германией, 65-летия со дня окончания Великой Отечественной войны. Течёт река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей до Победы над чумой фашизма. «Когда гремит оружие, музы молчат» - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей литературе, к нашим писателям, в ряду которых мы встречаем имя Бориса Львовича Васильева. Борис Львович, как и миллионы его сверстников в те памятные каждому годы войны, прежде чем стать кем – нибудь, стал солдатом. И остаётся им до сих пор, о чём бы он ни писал. И сегодня нам представляется прекрасная возможность блестнуть своими знаниями о жизни и творчестве писателя – фронтовика Бориса Васильева и его произведении «В списках не значился…»
Попрошу победителей первого внутриклассного отборочного тура традиционного конкурса «Читатель года» подняться на сцену. Поддержим участников второго школьного отборочного тура конкурса «Читатель года» громкими аплодисментами.
Знакомьтесь – это………………………………………………………………………………...
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
Позвольте мне познакомить Вас с членами жюри:
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………..
Поприветствуем членов жюри дружными аплодисментами и пожелаем им не утратить звание – справедливое жюри, что, конечно же, поможет нашим участникам в нелёгкой борьбе за звание «Победитель школьного конкурса «Читатель года – 2009», которое даст право принять участие в городском конкурсе традиционно в марте.
Уважаемые, участники, перед вами три дорожки: зелёная, желтая, красная. На зелёной дорожке, по условиям игры, вам необходимо ответить на четыре вопроса и даётся возможность допустить две ошибки, на жёлтой - три вопроса и право на одну ошибку, на красной дорожке вашему вниманию будут представлено два вопроса, но при этом вы должны знать, что права на ошибку у вас нет. Сейчас вам необходимо сделать свой выбор, но прежде вам необходимо ответить полно, связно, используя аргументы, приводя факты доказательства, на вопрос, дающий вам право сделать выбор первым. Возможность выбрать цвет дорожки первым, вторым, третьим решает жюри.
Вопросы для жеребьёвки:
1. - Говорят, что герои бесстрашны. Что вы думаете о героях и героизме?
- В повести есть эпизод, когда Николай Плужников испугался, бросил в костёле бойцов и трусливо бежал с позиции. «Это не вина, это – преступление», - сказал ему старший лейтенант. Прав ли он? Можно ли животный страх перед смертью на войне считать преступлением?
3.
Жюри оценивают ответы участников.
Участники выбирают дорожки: всего 9 участников /на каждую дорожку по 3 участника/
1 АГОН. Вопрос 1. Что тревожило Николая Плужникова в первый день прибытия на службу, когда он передвигался по крепости с Мирой? |
Кадр из фильма «Я – русский солдат» Николай Плужников и Мира |
Ответ: «А кругом тьма, и тишина, и кусты, и, может быть, это вообще не Брестская крепость, тем более что никаких башен он так и не заметил. -Что же, пусть ведут – придётся подороже продать свою жизнь и только…» |
Вопрос 2. Что снилось Николаю Плужникову после второй осады костёла? |
Ответ: «Он плыл куда-то на лодке, волны перехлёстывали через борт, и он пил холодную, необычайно вкусную воду сколько хотел. А на корме в белом платье сидела Валя и смеялась. И он смеялся во сне…» (фоновая картинка) |
Вопрос 3. Какова причина отказа приписника Прижнюка сотрудничать с Николаем Плужниковым – передать пистолет Сальникову? |
Ответ: «Нам, которые работают хорошо, которые стараются, нам послабление будет. А которые местные, тех домой отпустят, обещали, что непременно домой…» |
Вопрос 4. По какому признаку пограничник узнал в «русских» сапёрах немецких солдат? |
Ответ: « - В сапогах они - Ну и что? - В немецких видишь, голенища короткие, а наши сапёры в обмотках ходили – сказал Деникин – а эти – сплошь в сапогах» (фоновая картинка – немецкие солдаты) |
Вопрос 5. Для чего Степан Матвеевич узнавал у Николая Плужникова путь, которым каждый день немцы входили в крепость? (Тереспольские ворота) |
Кадр из фильма «Я - русский солдат» Степан Матвеевич |
Ответ: «И в этот момент тёмная фигура сорвалась сверху, с разбитой башни. Мелькнула в воздухе, упав прямо на шагающих немцев, и мощный взрыв двух связок гранат рванул утреннюю тишину» |
Вопрос 6. Какой Брестская крепость предстала перед Николаем Плужниковым в день прибытия его на место службы? |
Ответ: «Коля с нетерпением ожидал увидеть нечто вроде Кремля. Но впереди чернело что-то бесформенное… - Крепость! – Коля тихо рассмеялся – Я ведь думал – стены да башни. А она, оказывается, вон какая, эта самая Брестская крепость… » (фоновая заставка – Брестская крепость) |
Вопрос 7. С какой находкой Николая Плужникова был связан едва ли не самый счастливый день из жизни в крепости Миры и Николая? |
Ответ: «Он вытащил сухарь, поднёс к лицу: не видя, ощутил запах – густой дух ржаного хлеба…. Весь следующий день они грызли эти сухари, и это был едва ли не самый радостный день в их жизни» (фоновая заставка - сухари) |
Вопрос 8. В чём причина сумасшествия Васи Волкова? |
Кадр из фильма «Я – русский солдат» Вася Волков Ответ: «… Волков уходил от страха, и этот животный, безграничный и уже не подвластный воле страх олицетворялся для Волкова в нём, в лейтенанте Плужникове» |
Вопрос 9. Почему Николай Плужников не убил «языка», которого привёл в подвал, в место общего убежища? |
Ответ: Николай рассматривал «немца» не как солдата, а как человека, у которого есть семья. «Знаешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека» |
Кадр из фильма «Я – русский солдат» Николай Плужников и пленный немец. Ведущий: прошу участников второго тура выйти на сцену. Вопрос для жеребьёвки: «… Бойцы, вповалку спавшие рядом и дежурившие у входа, тоже не знали и не могли знать, сколько дней отпущено каждому из них. Они жили единой жизнью, но смерть у каждого была своя» Какая мысль автора положена в основу этих слов? |
2 АГОН. Вопрос 1. Как Николай Плужников аргументировал отказ от должности командира учебного взвода? |
Ответ: «Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках, товарищ генерал. Так нам говорили в училище, и сам товарищ полковой комиссар на торжественном вечере тоже говорил, что только в войсковой части можно стать настоящим командиром» (фоновая заставка - солдат) |
Вопрос 2. Сравните каким был Николай Плужников до войны и что произошло с героем за несколько месяцев пребывания на войне? |
Ответ: «Он лежал и спокойно думал, что ничего уже не боится – ни немцев, ни смерти, ни холода. Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность… И спокойно осознавал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту личность, где и как она жила, кого любила и как погибала. Важным было одно: важным было, чтобы звено, связывающее прошлое и будущее в единую цепь времени, было прочным» |
Кадр из фильма «Я – русский солдат» Николай Плужников |
Вопрос 3. Что спасло Николая Плужникова от верной смерти при встрече с фашистами в конюшне? |
Ответ: «Так вот почему на штыке не осталось крови…. И всё счастье заключалось в том, что его кололи не немецким кинжалом, а своим, родным, четырёхгранным, и свой штык не удержал его кровь, не выдал, не донёс о ней немцам» |
Вопрос 4. Был момент, когда Николай Плужников хотел убить себя, но не сделал этого. Почему? Какую истину осознал Николай? |
Ответ: «Он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него – это закон войны…. Он открывал этот закон на собственном опыте, и для него это был не вопрос совести, а вопрос жизни» |
Кадр из фильма «Я – русский солдат» Николай Плужников |
Вопрос 5. Назовите фамилию первого русского солдата, которого Николай Плужников увидел убитым. |
Ответ: Кондаков: «Это был первый убитый, которого видел Плужников, и жуткое любопытство невольно притягивало к нему» |
Кадр из фильма «Я – русский солдат» убитый кондаков |
Вопрос 6. С какими историческими личностями судьба свела Николая Плужникова в конце лета 1941 года? |
Ответ: «Плужников не знал и никогда не узнал, кто посетил Брестскую крепость… Не знал, что видит перед собой фюрера Германии Адольфа Гитлера и дуче итальянских фашистов Бенито Муссолини» (фоновая заставка – фото Гитлера и Муссолини) |
Вопрос 7. Какой выход придумала Мира, чтобы выбраться из крепости? |
Ответ: «Ты не беспокойся, я уже всё продумала. Ты только поможешь мне пробраться к этим женщинам, а уж они выведут меня из крепости» |
Кадр из фильма «Я – русский солдат» Николай Плужников и Мира |
Вопрос 8. В повести есть эпизод, где Николай Плужников берёт на себя ответственность за жизнь другого человека. Он самостоятельно выносит смертельный приговор Федорчуку и приводит в исполнение. Прав ли был Николай? |
Ответ: «Предатель. Гадина. С платочком шёл, видел? … За жизнь свою поганую всё бы продал, всё. И нас с тобой продал. Гадюка. …. Он спокойненько шёл, обдуманно» Кадр из фильма «Я – русский солдат» |
Вопрос 9. Чем мотивировали своё нежелание брать Миру при отступлении из крепости Небогатов и Климков? |
Ответ : «- Ну, ты сам посуди, лейтенант, куда нам такая обуза? За внешним обводом – поле, там по-пластунски километра два ползти придётся. Сможет она ползти? - С хромой-то ногой!» Кадр из фильма «Я – русский солдат» Небогатов и Климков. Ведущий: на сцену приглашаются участники третьего тура. Вопрос для жеребьёвки: В повести есть эпизод, когда Николай Плужников испугался, бросил в костёле бойцов и трусливо бежал с позиции. «Это не вина, это – преступление», - сказал ему старший лейтенант. Прав ли он? Можно ли животный страх перед смертью на войне считать преступлением? Жюри оценивают ответы. Выбор дорожки участниками. |
3 АГОН. Вопрос 1. «На откосе сидел парнишка в синей майке, чёрных трусах и пилотке. По щеке у него текла кровь; он вытирал её всё время, вытирая её, удивленно глядел на ладонь и вытирал снова» |
Ответ: Пётр Сальников. Кадр из фильма «Я – русский солдат» |
Вопрос 2. По какой причине Николай Плужников был оставлен при училище? Сам Николай объяснял библиотекарше Зине, что у него «секретное задание» |
Ответ: «И Коля остался в училище на странной должности «куда пошлют» … Коля прилежно считал постельные комплекты, погонные метры портянок и пары яловых сапог. И писал всякие докладные» |
Вопрос 3. Какую тайну поведал перед смертью старшина Семишный Николаю Плужникову? Какую святыню передал? |
Ответ: «Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черёд. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя – родины нашей это честь» (фоновая заставка - флаг) |
Вопрос 4. Каков лозунг был Николая Плужникова, когда он практически один остался в крепости? |
Ответ: «Победить! Потому что человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя!... Человека победить невозможно, даже убив. Человек выше смерти» Кадр из фильма «Я – русский солдат» Николай Плужников |
Вопрос 5. Почему Николай Плужников не убивал раненых врагов? Какого принципа он придерживался? |
Ответ: «Это были раненые, а воинская честь не допускала их убийства» Кадр из фильма «Я – русский солдат» Раненые бойцы |
Вопрос 6. Как Николай Плужников прореагировал на предложение Петра Сальникова бежать из крепости при первой атаке немецкими войсками? |
Ответ: «Мне дали приказ держать. А приказа бежать мне никто не давал» |
Кадр из фильма «Я – русский солдат» Николай Плужников |
Вопрос 7. Какой последний приказ дал Николаю Плужникову перед смертью ослепший командир? |
Ответ: «Патроны, лейтенант! Где хочешь, достань патроны!... Приказываю достать» |
Вопрос 8. Почему фельдшер ответил отказом на приказ покинуть крепость? |
Ответ: «А их (раненых)? Их что, кирпичами завалим? Даже пристрелить нечем. Вот они меня касаются. А приказы… Приказы уже не касаются: я сам себе пострашнее приказ отдал» (фоновая заставка – раненый боец) |
Вопрос 9. Какое условие поставило немецкое командование еврею Савицкому прежде чем отправило в подземелье за Николаем Плужниковым? |
Ответ: «Там, в подвале, сидит русский фанатик. Спустишься вниз и уговоришь его добровольно сдать оружие. Если останешься с ним – вас сожгут огнемётами, если выйдешь без него – будешь расстрелян» Кадр из фильма «Я – русский солдат» Еврей Савицкий |
Объявление трёх финалистов.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша интеллектуальная игра «Умники и Умницы», которая помогла нам определить трёх финалистов, показавших хорошие знания произведения Бориса Львовича Васильева «В списках не значился…». Борьба за звание Победителя в школьном конкурсе «Читатель года» ещё не закончилась, ещё всё впереди. И мне хочется пожелать ребятам, вышедшим в полуфинал, удачи, везения, победы! На этом позвольте мне с вами попрощаться и сказать вам: «До свидания! До новых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...
Методическая разработка обобщающего урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Обобщающий урок в 8 классе Цели: 1.углубить понимание идейно-художественного богатства романа.2. учить разгадывать замысел автора.3.хорошо ориентироват...
Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс
Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ В.КОНДРАТЬЕВА «САШКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ»
Знакомство учащихся с творчеством и судьбой писателя; выявление специфики изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказательство главной мысли писателя: даже в нечеловеческих усло...
Конспект урока внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Данный конспект является приложением к системе работы по теме "Гражданско-патриотическое становление школьников на уроках литературы"...
Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Совсем недавно мы говорили с вами о героизме и патриотизме русских солдат во время Отечественной войны 1812 года. Упоминали о том, что истоки этого героизма — в беззаветной любви к Родине, ...
К уроку внеклассного чтения по повести Бориса Васильева "Завтра была война"
К уроку внеклассного чтения по повести Бориса Васильева "Завтра была война"...