К уроку внеклассного чтения по повести Бориса Васильева "Завтра была война"
материал по литературе (8 класс)

К уроку внеклассного чтения по повести Бориса Васильева "Завтра была война"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Проблематика повести

Бориса Львовича Васильева(1924 - 2013)

«Завтра была война» (год выхода книги в свет 1987)

План урока

  1. Задача урока: проанализировать содержание повести; определить проблемы, которые поднимаются автором; сформулировать главную идею произведения
  2. Тест на знание текста
  3. Об авторе и его книге

Б.Л. Васильев (1924 – 2013)

Поколение: в 1941 году автору было 17 лет; за школьным порогом ждала война; прежде чем стать кем-то, они стали солдатами; жизни молодых людей были оборваны, не успев начаться; В. называл свое поколение поколением погибших (из 100 в живых осталось 3).

В войне мало геройства, война – это только боль и слезы. Она несет смерть. Самое красивое умирает во время войны. Войну не надо хвалить.

Эта боль не давала писателю спокойно жить, поэтому были написаны 3 книги о войне, где главные герои – молодые люди: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Встречный бой».

Откуда они взялись, мальчишки и девчонки, ушедшие на фронт со школьной парты? Как выросли такими, что становились героями, даже сражаясь в одиночку?

Так появилась повесть «Завтра …» - произведение, рассказывающее  о предвоенном времени и поколении. Роман был напечатан в 1987 году. Отклики читателей. Спектакли. Фильм.

  1. Осмысление названия

«Завтра была война»

Что не так в сочетании этих слов?

Какое время предполагает слово «завтра»?

Глагол какого времени стоит рядом?

В названии - сочетание несочетаемого.

ОксЮморон – это средство выразительности нашей речи, которое предполагает намеренное сочетание несочетаемого. (живой труп, горячий снег). Это привлекает внимание читателя, заставляет задуматься, заострить проблему.

Что стремится подчеркнуть Васильев?

Неизбежность, неотвратимость страшной трагедии, она будет, произойдет, случится.

Современный читатель знает, завтра будет испытание, пострашнее того, что приходится переживать сегодня.

  1. Особенности композиции

Как построено произведение? В чем особенность композиции?

Пролог (предисловие, вводная часть) – 9 глав – эпилог (послесловие, заключительная часть). Кольцевая композиция – события начала и конца проходят в одном и том же месте.

С какой целью это делает писатель? Подчеркнуть правдивость, реалистичность событий

  1. Время, описанное в повести

1940 год. Время сталинских репрессий – тоталитарное общество

Черные маруси, органы госбезопасности, доносы, враг народа, вычеркивались из жизни (работа, партия, комсомол); унижение страдания для члены семей врагов народа, отречение от близких, жизнь строго регламентировалась законами и формулярами.

  1. Герои повести

Кто является главными героями повести? Девятиклассники – ребята 16-17 лет, поколение, родившееся уже после революции и Гражданской войны.

Еще достаточно молоды их родители – герои революции и Гражданской войны.

Задание «Узнай героя по описанию»

 (в парах по 1-2 герою)

Прочитать выразительно вслух. Назвать имя. Почему? Определить главные черты.

  • Какими  общими идеями они жили? (чтение стр. 7 - 9  )
  • Можно ли назвать людей старшего поколения одинаково смотрящими на жизнь? Приведите примеры. Докажите. (Люберецкий и мать Искры об истине стр.54, 55, 58, о человеке стр.72, 75; директор и Валендра стр. 65)
  • И все-таки поколение родителей – пример для подражания. Докажите.
  • Всегда ли дети и родители находили общий язык? (Искра и ее мать)
  • Чем герои книги похожи на современных подростков? Чем отличаются?

  1. Первое испытание - арест отца Вики

Просмотр фрагмента фильма 33:24 – 34:46

  • Первое испытание – арест отца Вики. Как реагируют ребята? Почему им есть до этого дело?
  • Кто и при каких обстоятельствах узнал об аресте?
  • Из-за чего происходит дуэль Артема и Юрки из 10 кл. Как удалось Артема оставить в школе?
  • Зачем они пошли к Вике в гости?
  • Как договорились вести себя, когда Вика пришла в школу?
  • Как реагирует Валендра на происшествие? Чего добивается?
  • Как ведут себя ребята во время допроса?

Просмотр фрагмента фильма 43:28 – 47:20

  • Как 9 «Б» прошел через это испытание?

  1. Второе испытание - гибель Вики
  • Зачем Вика позвала ребят на речку на выходные – попрощаться с осенью?
  • Второе испытание – смерть Вики. Почему Вика так поступает? (письмо Вики стр. 137)
  • Что, по-вашему, означает фраза Искры: мы должны быть настоящими?
  • Почему девочки решили взять на себя организацию похорон, а не милиция?
  • Не смогли найти машину, чтобы перевезти гроб. Как вышли из этой ситуации?
  • Что сделала Искра во время похорон Вики, несмотря на запрет матери? Как это ее характеризует?
  • Что посадили на могиле Вики Жорка Ландыс и Артем Шефер?
  • Почему ребята не хотели занимать парту Вики? Почему Валендра навсегда потеряла доверие класса?
  • Как ведет себя Стамескин? Как реагирует на это Искра? На чьей вы стороне?
  • Как реагируют ребята на возвращение Люберецкого?
  • Как ребята проходят и через это испытание?

Просмотр фрагмента фильма 47:20 и до конца

  1.  Третье испытание – война

Чтение эпилога учителем

Почему автор подробно не рассказал читателям о том, как воевали его герои?

Слова директора о ребятах, когда он прощался со школой стр. 131

    11. Проблематика повести и ее главная идея

Проблемы

Вывод - каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. Что это такое? В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.

Письменная работа

Основная проблема повести Б. .Л. Васильева «Завтра была война»

(Что такое нравственный выбор? Перед каким нравственным выбором оказываются герои повести?)

  1. Проблема нравственного выбора – основная в повести Б. Васильева «Завтра была война».
  2. Нравственный выбор – это выбор, который человек делает, находясь в сложной жизненной ситуации, опираясь на свои убеждения и принципы.
  3. Главным героям повести часто приходится искать ответ на вопрос: как поступить, чтобы остаться «настоящими»?
  • Искра Полякова (комсомольское собрание)
  • Вика Люберецкая (не отрекается от отца-«врага народа»)
  • Артем и Жорка (дуэль)
  • Даже Зиночка (спасает Артема от исключения из школы)
  • Стамескин (трус, отношение ко всей ситуации)
  1. Как проявляет себя весь 9 «Б» класс, находясь в сложной жизненной ситуации?

(оказались «настоящими», верные, преданные друзья, поддержка и в радости, и в горе; ситуация выбора усугубляется еще и особенностями времени «сталинских репрессий», рисковали своими судьбами, жизнями)

   

     

     



Предварительный просмотр:

Искра

… не желала быть «любой», она была особой и с помощью маминых внушений и маминого примера целеустремленно шла к своему идеалу. Идеалом ее была личность активная, беспокойная, общественная — та личность, которая с детства определялась гордым словом «комиссар». Это была не должность — это было призвание, долг, путеводная звездочка судьбы. И, собираясь на первое комсомольское собрание, делая первый шаг навстречу своей звезде, она добровольно взвалила на себя самое трудное и неблагодарное, что только могла придумать.

- В своих делах мы должны разбираться сами. Надо вырабатывать характер.

- Счастье - быть полезной своему народу.

Вика

… держалась всегда чуть покровительственно со всеми девочками и надменно со всеми мальчишками, точно вдовствующая королева. Только ее подвозила служебная машина; правда, останавливалась она не у школы, а за квартал, и дальше она шла пешком, но все равно об этом знали все. Только она могла продемонстрировать девочкам шелковое белье из Парижа … . Только у нее была шубка из настоящей сибирской белки, швейцарские часы со светящимся циферблатом и вечная ручка с золотым пером. И все это вместе определяло ее как существо из другого мира … И еще она была красивой, … вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своем обаянии девушкой с большими серыми глазами.

- Счастье – это любить и быть любимой. Нет, я не хочу какой-то особой любви: пусть она будет обыкновенной, но настоящей.

Артем

Говорил он всегда скверно и хмуро стеснялся. Ему мучительно не хватало слов, и спасительное «это» звучало в его речах чаще всего остального. Тут была какая-то странность, потому что читал он много и жадно, письменные писал не хуже других, а с устными выходила одна неприятность. И поэтому он еще с четвертого класса преданно возлюбил науки точные и люто возненавидел все предметы, где надо много говорить. Приглашение его к доске всегда вызывало приступ веселья в классе. Остряки изощрялись в подсказках, зануды подсчитывали, сколько раз прозвучало «это» …

На лето устроился разнорабочим: копал канавы под водопровод, обмазывал трубы, помогал слесарям. Он не чурался никакого труда, А к сентябрю он получил расчет и принес деньги маме.

- Спортом занимаюсь. Легкая атлетика

Жорка

У него было два дела, которыми он занимался с удовольствием: коньки и марки, причем коньки были увлечением, а марки - страстью. Он разыскивал их в бабушкиных сундуках, до унижения клянчил у знакомых, выменивал, покупал, а порой и крал, не в силах устоять перед соблазном.

Зина

Она постоянно жила в сладком состоянии легкой влюбленности. Влюбленность являлась насущной необходимостью, без нее просто невозможно было бы существовать, и каждое первое сентября, заново возвращаясь в класс, Она срочно определяла, в кого она будет влюблена в данном учебном году. Выбранный ею объект и не подозревал, что стал таковым: она не усложняла свою жизнь задачей кому-то понравиться — ей вполне хватало того, что сама она считала себя влюбленной, мечтала о взаимности и страдала от ревности.

- Искусство должно будить чувства.

Отец Зины

… а он вздохнул. Постоял немного, подумал, взял свою шайку, повернулся и вышел. Повернулся…Я и сейчас помню эту исколотую штыками, исполосованную ножами и шашками спину в сплошных узловатых шрамах. Там не было живого места — все занимал этот сине-багровый автограф гражданской войны.

Жизнь цеха была ему близка и понятна, и он говорил о ней совсем не так, как о политике. Он размахивал руками, смеялся и сердился, вставал и бегал по комнате, наступая нам на ноги. Но мы не любили слушать его цеховые новости: нас куда больше интересовали спорт, авиация и кино

Мать Искры

Она … часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы ее побаивались.

- Революция продолжается, запомните. И будет продолжаться, пока мы не сломим сопротивление классовых врагов. Готовьтесь к борьбе. Суровой и беспощадной.

Слово «комиссар» для нее решало все. В этом понятии заключался ее символ веры, символ чести и символ ее юности.

Удивительно отважная была дама. Прямо Жанна д’Арк.

Она до сих пор носила потертую  кожанку, сапоги и широкий ремень.

Директор школы

Он носил широченные галифе, мягкие шевровые сапоги «шимми» и суконную гимнастерку с огромными накладными карманами, был по-кавалерийски шумлив, любил громко хохотать и чихать на всю школу.

- Завтра же во всех девчоночьих уборных повесить хорошие зеркала.

Он отдал приказ об обязательном совместном пении три раза в неделю.

— Жить надо не распоряжениями, а идеями. А какая наша основная идея? Наша основная идея — воспитать гражданина новой, социалистической Родины.

- Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!

Валендра

Неуклонно борясь со школьным руководством, она не думала о карьере даже тайно, даже про себя. Она думала о линии, и эта сегодняшняя линия нового директора вполне искренне, до слез и отчаяния, представлялась ей ошибочной. Искренне она боролась не за личное, а за общественное благо. Ничего личного в ее аскетической жизни одинокой и необаятельной женщины давно уже не существовало.

Она твердо была убеждена, что школа — ее школа, где она целых полгода правила единовластно, — ныне попала в руки авантюриста. Вот что мучило ее, вот что заставляло ее писать письма по всем адресам, но письма эти пока не имели ответа.

- Поэзия Есенина – пьяные откровения кулацкого певца

- Вам, кажется, разъяснили, до чего может довести ваш гнилой либерализм, так не заставляйте меня еще раз сигнализировать!

Отец Вики

Он был главным инженером авиационного завода.

- В жизни есть две святые обязанности, о которых нужно думать: для женщины — научиться любить, а для мужчины — служить своему делу.

- Мещанство — это такое состояние человека, когда он делается рабом незаметно для себя. Рабом вещей, удобств, денег, карьеры, благополучия, привычек. Он перестает быть свободным, и у него вырабатывается типично рабское мировоззрение. Он теряет свое “я”, свое мнение, начинает соглашаться, поддакивать тем, в ком видит господина.



Предварительный просмотр:

Письменная работа

Основная проблема повести Б. .Л. Васильева «Завтра была война»

(Что такое нравственный выбор? Перед каким нравственным выбором оказываются герои повести?)

  1. Проблема нравственного выбора – основная в повести Б. Васильева «Завтра была война».
  2. Нравственный выбор – это выбор, который человек делает, находясь в сложной жизненной ситуации, опираясь на свои убеждения и принципы.
  3. Главным героям повести часто приходится искать ответ на вопрос: как поступить, чтобы остаться «настоящими»?
  • Искра Полякова (комсомольское собрание)
  • Вика Люберецкая (не отрекается от отца-«врага народа»)
  • Артем и Жорка (дуэль)
  • Даже Зиночка (спасает Артема от исключения из школы)
  • Стамескин (трусит, отношение ко всей ситуации)
  1. Как проявляет себя весь 9 «Б» класс, находясь в сложной жизненной ситуации?

(оказались «настоящими», верные, преданные друзья, поддержка и в радости, и в горе; ситуация выбора усугубляется еще и особенностями времени «сталинских репрессий», рисковали своими судьбами, жизнями)

Письменная работа

Основная проблема повести Б. .Л. Васильева «Завтра была война»

(Что такое нравственный выбор? Перед каким нравственным выбором оказываются герои повести?)

  1. Проблема нравственного выбора – основная в повести Б. Васильева «Завтра была война».
  2. Нравственный выбор – это выбор, который человек делает, находясь в сложной жизненной ситуации, опираясь на свои убеждения и принципы.
  3. Главным героям повести часто приходится искать ответ на вопрос: как поступить, чтобы остаться «настоящими»?
  • Искра Полякова (комсомольское собрание)
  • Вика Люберецкая (не отрекается от отца-«врага народа»)
  • Артем и Жорка (дуэль)
  • Даже Зиночка (спасает Артема от исключения из школы)
  • Стамескин (трусит, отношение ко всей ситуации)
  1. Как проявляет себя весь 9 «Б» класс, находясь в сложной жизненной ситуации?
  2. (оказались «настоящими», верные, преданные друзья, поддержка и в радости, и в горе; ситуация выбора усугубляется еще и особенностями времени «сталинских репрессий», рисковали своими судьбами, жизнями)



Предварительный просмотр:

Вопросы на знание текста повести Б. Васильева «Завтра была война»

  1. В каком году происходят события, описанные в повести?
  2. На что Артем Шеффер, тайно влюбленный в Зину, тратит свой первый заработок?
  3. Стихи какого поэта Вика Люберецкая читает на дне рождения Артема?
  4. Почему Валендра не пишет донос на Вику Люберецкую после того, как узнает, что она читала стихи на дне рождения?

  1. Что видят Зина и Юра, когда сидят во дворике возле дома Люберецких?
  2. Кто разболтал всей школе о том, что отец Вики – враг народа?
  3. На чем настояла Валендра после того, как отца Вики объявили «врагом народа»?
  4. Почему Вика решается на самоубийство?
  5. После какого случая Валендра навсегда потеряла контакт со своим классом?
  6. Как погибла Искра?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Бориса Васильева "Великолепная шестерка"

Презентация является слайдовым сопровождением к уроку внеклассного чтения по рассказу Б.Васильева "Великолеаная шестерка". На слайдах ается биографический материал о писателе, предлагается список прои...

"Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.

Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

Презентация к уроку внеклассного чтения по повести Ф.А.Абрамова "Жила-была сёмужка"

Презентация к уроку литературы в 7 классе. Внеклассное чтение по повести Ф.А.Абрамова "Жила-была сёмужка"...

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ В.КОНДРАТЬЕВА «САШКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ»

Знакомство учащихся с творчеством и судьбой писателя; выявление специфики изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказательство главной мысли писателя: даже в нечеловеческих усло...