"МОЙ ДАГЕСТАН" Открытый классный час для учителей и воспитателей коррекционных школ.
классный час

Сулейманова Анна Александровна

Классный час.

"Мой край родной- мой Дагестан"

Цель классного часа:

1. Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю, воспитание патриотизма.

2. Пробудить интерес к истории родного края.

3. Приобщать учеников к прекрасному,  к богатому культурно-историческому наследию малой Родины.

4. Вспомнить обычаи и адаты народа

5. Воспитание нравственности

 

Здравствуйте, ув.гости! Мы приветствуем Вас на открытом мероприятие посвященный любимому и родному краю.Мой Дагестан! 

Открывает мероприятие ученица с песней.

Оборудование: ПК, мультимедиа-презентация, проектор, колонки, выставка книг о Дагестане, набор иллюстраций по теме классного часа, пословицы на плакатеЦель классного часа:
1. Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание
патриотизма.
2. Пробудить интерес к истории родного края.
3. Приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-
историческому наследию малой Родины.
4. Углубить знания учеников о кодексах народов Дагестана.
5. Воспитание нравственности
Оборудование: ПК, мультимедиа-презентация, проектор, колонки,
выставка книг о Дагестане, набор иллюстраций по теме классного часа,
пословицы на плакате Цель классного часа:
1. Привить детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание
патриотизма.
2. Пробудить интерес к истории родного края.
3. Приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-
историческому наследию малой Родины.
4. Углубить знания учеников о кодексах народов Дагестана.
5. Воспитание нравственности
Оборудование: ПК, мультимедиа-презентация, проектор, колонки,
выставка книг о Дагестане, набор иллюстраций по теме классного часа,

 

пословицы на плакате

Песня "Дагестан" (национальный танец)

Эпиграф:

В ладони сердце можно уместить,

Но в сердце целый мир не уместишь.

Другие страны очень хороши,

Но Дагестан дороже для души. (Р. Гамзатов)

Ведущий 1:

Что такое Родина? Как вы понимаете это слово?

Если заглянуть в словарь, мы увидим, что «родина»- это место нашего рождения. Место, откуда мы пришли. Родина – место, которое любишь и защищаешь. Человек не выбирает Родину. Но от каждого из нас зависит наше отношение к родине. Родину нужно защищать, оберегать и всячески развивать. От каждого из нас зависит, какой будет наша родина.

Ведущий 2:

С чего начинается Родина? Слова знакомые всем с детства. Эти строчки всем известной песни, недаром говорят нам не о пафосной любви к огромной стране, а о любви к малой родине. Старым дворикам, тихим улочкам, к склонившейся березке у окна, к парку, засыпанному золотой, шуршащей осенней листвой. Как приятно осознавать и чувствовать гордость за наш любимый город! (слайды) Родной город Избербаш, родная школа, парки, скверы, природа Избербаша.

Ведущий 1:

И конечно же, не станем забывать о чудесах света родного Дагестана.

(слайды) Пещера Дюрк ( Табасаранский район) , скала «Спящая красавица» (гора над Гунибом), «Поэтическая скала» Пушкин-Тау (г.Избербаш) , Самурский лес (единственный в России лиановый

лес) Бархан «Сары-Кум» (самый высокий в Европе) , Сулакский каньон ( самый высокий в мире), город- музей Дербент, озеро Чiехи вир , с. Нижний Батлух , Чиркейская ГЭС, Каспийское море.

Ведущий 2: Дагестан — это страна многочисленных языков, народов, традиций, национальных костюмов. Количество которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого народа свои прославленные аулы. Один аул известен гончарами, другой – знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвертый – кузнецами. В одном ауле - хорошие строители мостов и дорог, в другом - прославленные мастера холодного и огнестрельного оружия.

Ведущий 1:

Этот аул славен качеством своего зерна, тот – прекрасными яблоками, а другой – капустой и картошкой. В этом ауле ткут ковры, радующие глаз, в другом делают платки и меховые шапки. Одни аулы гордятся учеными, вторые – знатоками арабского языка, третьи – канатоходцами, четвертые танцорами и музыкантами. Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана.

Ведущий 2:

Уникальны и национальные костюмы Дагестана. Традиционная одежда народов Дагестана имеет длительную историю и характеризуется разнообразием исторически сложившихся форм. Женская одежда народов Дагестана представляет собой наиболее сложную часть материальной культуры. Ее характеризует многообразие материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, отражала этнические особенности, нравы и обычаи народов.

Ведущий 1:

Так же некоторые особенности декора и цветовой гаммы одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их

обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком, зачастую дополнявшуюся некоторыми деталями в зависимости от региона проживания. Наши ученики расскажут о особенностях каждого костюма , каждой нации.

Ученик 1:

Аварцы (мужчина) Мужская традиционная одежда аварцев большим разнообразием не отличалась. Она состояла в основном из длинной туникообразной рубахи, штанов с узкими штанинами, овчинной папахи. Верхней одеждой был бешмет (гужгат), похожий по покрою на известную на Кавказе черкеску. Обязательный элемент мужской одежды - кинжал. Зимой повсеместно надевали шубы, войлочные сапоги на толстой войлочной же подошве, шерстяные носки. Последние вязали в Аварии повсеместно. Во время дождя на плечи накидывали бурку, ее носили с собой чабаны и путники.

Ученик 2:

Аварцы (женщина) Женская одежда аварцев отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности . Одежда была по существу этническим признаком, различительным элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества или селения та или иная женщина. Девушка надевала платье из цветной ткани (желтой, зеленой), пояс (кушак) красный, около 3 м длиной. Женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов.

Ученик 3:

Кубачинка ( женщины) Одежда Кубачинки состояло из платья туникообразного покроя, парчовой шубы с короткими рукавами,трех типов головного убора: чухты - квадратной повязки с нашитыми разноцветными лоскутами, каза - белой, обычно

вышитой полотенцеобразной накидки-повязки, кате - шерстяного платка-накидки, а также белых войлочных сапог и вязаных узорчатых шерстяных носков. Во время свадеб кубачинки носят платья из восточной парчи, вышитые золотыми и серебряными нитями казы, различные украшения - серебряные цепочки на чухте, крупные золотые перстни с бирюзой и жемчугом, массивные серебряные браслеты, нагрудные подвески с жемчугом и самоцветами.

Ученик 4:

Кубачинец Мужская одежда однотипна с одеждой представителей других народов Дагестана: это туникообразная рубаха, прямые штаны, бешмет и черкеска, сафьяновые или войлочные сапоги, овчинные меховые шубы и папахи, а также серебряный наборный пояс, кинжал, газыри к черкеске. Ныне традиционная мужская одежда вытеснена общеевропейской одеждой городского типа.Ученик 5:

Лакцы. Селение Балхар. Женский костюм состоит из широкой головной накидки, которая закрывает чохто, своего рода мешок с открытым основанием, куда убраны волосы, и широкого платья, доходящего до щиколоток. Особую прелесть и своеобразие придают костюму серебряные украшения, которые украшают и платье и головной убор. Мужской традиционный костюм состоит из черкески, папахи, шаровар, рубашки и кожаных сапог - ичигов.

Ученик 6:

Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, голубого, а так же белого цветов. Черное обычно носили в период траура, а так же глубокие старухи; кроме того, будничная одежда так же нередко была темного цвета.

В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, женский костюм состоял из длинного ситцевого платья -рубахи

туникообразного покроя, либо отрезного по линии талии, с широкой юбкой, длинных ситцевых штанов вахчаг , верхнего распашного платья, мешкообразного головного убора шуткъу и большого квадратного платка из шерсти, шелка. Основным видом обуви лезгинок были богато орнаментированные шерстяные вязаные носки и чулки кемечар , которые женщины в домашних условиях носили без верхней обуви, подшив для практичности сафьяном.

Ученик 7:

Национальный костюм: мужской — рубаха, штаны, бешмет (къаптал), черкеска (чепкен), шуба (тон), бурка (ямучу), папаха (папах, бёрк), кожаная обувь; женский — платье-рубаха, штаны (шалбар), различные платья (полша, арсар, къабалай), платки, чуткъу, кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника. Костюм, особенно женский, дополнялся разнообразными украшениями.

Ученик 8:

Наиболее распространенной женской одеждой являлись сарафан и понева. Вместе с ними носился часто шугай - женская короткая одежда со сборками сзади, из шелка, парчи, реже - бархата, обязательно на подкладке. Сарафаны и поневы были в основном однотипны, но могли шиться из разного материала: из тонкого сукна, ситца, сатина, бязи и др. Во второй половине XIX в. они повсеместно начали вытесняться юбками и кофтами самых различных модификаций: из домотканых и фабричных дешевых и дорогих, местных и привозных тканей; юбки ниже колен, юбки до пят, с клиньями, вставками и без них и др.; кофты с большим вырезом, на пуговицах, с малым вырезом, без выреза, с вышивкой и без нее, с узкими и широкими рукавами.

Ученик 9:

Даргинцы (самоназвание: дарг. дарган, дарганти, даргва; аварск. даргиял, — один из крупнейших народов Дагестана (Россия). в их состав входят субэтносы, кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках.

Относятся к кавкасионскому типу западный вариант балкано-кавказской расы европеоидной расы.

Ученик 10:

Ногайский национальный женский костюм включает платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), платки, косынки и разнообразные виды украшений. Мужской национальный костюм носят лишь лица старшего поколения – штаны традиционного покроя, бешмет, подпоясанный узким ремешком, кожаные чулки с калошами. Молодые люди предпочитают одежду городского покроя.

Ведущий 2: Народы южного Дагестана: лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы, азербайджанцы по традиции в день весеннего равноденствия – 21 марта отмечают праздник Навруз-Байрам.

Ведущий 1: Мы хотим вам показать, как проходить праздник!!!!!

Празднование Навруз Байрам в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления - он появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, то есть задолго до возникновения ислама. Навруз Байрам - один из самых древних праздников на Земле - он символизирует начало новой жизни. В переводе с фарси "навруз" означает "новый день", а тюркское слово "байрам" - "праздник".

Навруз – сугубо народный праздник, связанный с пробуждением природы, наступлением тепла и началом сельскохозяйственных работ.

 

Ведущий 2: Навруз, в древности, праздновали 13 дней, а в конце торжеств люди выходили в поле и встречали Новый год. Этот обычай сулил счастье и благополучие на весь предстоящий год.

Древней традиции, по сей день, следуют в некоторых странах, в том числе и в Иране, где 13-й день весны принято проводить вместе со своими родственниками на природе. Перед национальным праздником следуют покаяться в грехах, простить долги и примириться с недругами. Все домашние работы, связанные с праздником, в том числе уборку, украшение жилища зелеными ветками граната и яблони, приготовление праздничных блюд, по традиции, завершают накануне.

 

Ведущий 3: В первый праздничный вторник поклоняются воде, как основному источнику жизни.

Девушки, женщины с кувшинами идут набирать воду к роднику. В Навруз, по обычаю, девушки на выданье гадают - они бросают ботинок через голову и по направлению его носка определяют – покинут ли они родительский дом в наступившем году, или останутся в нем еще на год. Обычай разжигать ритуальные костры, факелы и свечи сохранился до наших дней для проведения символических обрядов очищения до наступления праздника. На улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. По традиции, за праздничным столом собирается вся семья – в праздник подают разнообразные блюда из баранины, курицы, яиц и рыбы, обильно приправленные различными пряностями. В праздник обязательно подают ритуальное лакомство халва – ее готовят из сока пророщенных зерен пшеницы, добавляя сахар и муку, а также домашний хлеб, миндаль, орехи, сыр, молоко, яйца, крашенные в зеленый цвет.

Гостям, пришедшим на праздник, хозяин, по традиции, протягивает блюдо с едва проросшим зерном - его поедание символизирует приобщение к возрождению всего живого. В праздник дети, по обычаю, ходят по домам и поют песни про Навруз, получая за это сладости. На улицах царит праздничное веселье - выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни и шутки. (включается музыка , танцуют)

 

Ведущий 1: Испокон – веков славился Дагестан и своим гостеприимством. Говорят, что дом, куда не ходят гости - самый несчастный. В этом отношении наша страна гор самая счастливая. Ибо Дагестан испокон веков славится своим хлебосольством. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: “Мир вашему дому!” говорим: “Добро пожаловать!”.

 

Ведущий 2:

Если в дом нагрянут гости, а хозяева при том Чешут сонные затылки, улыбаются с трудом. Знак – они не дагестанцы, не из Дага их родня, В Дагестане жить не станет их семейка и полдня! Пусть придет хоть вся планета! В очаге у нас огонь, Никогда не охладеет для гостей его ладонь. Знай же, друг, что это племя выражает существо Дагестанца, дагестанки, Дагестана моего.

Мой Дагестан, как много поэтов его воспевают. Стихи читают ученики

Ученик

Дагестан - край древних гор,

Здесь обычаи крепки.

Наши предки с давних пор,

Ценят дружбу и клинки!

Дагестан - земля родная,

Расцветай из года в год!

Пусть "Лезгинка" удалая,

Радость в жизни нам даёт.

Для гостей открыты двери,

А врагам пощады нет.

Мы в друг друга свято верим

И как братья много лет.

Дагестан - земля родная,

Расцветай из года в год!

Пусть "Лезгинка" удалая,

Радость в жизни нам даёт.

Не удастся нас поссорить,

Никому и никогда.

Мы и в радости, и в горе,

Будем вместе, как всегда.

Дагестан - земля родная,

Расцветай из года в год!

Пусть "Лезгинка" удалая,

Радость в жизни нам даёт.

 

Ученик

Дагестан, Дагестан

Это сорок разных стран

И притом всего одна

Чудо горная страна.

Бог по миру проходил,

На плече мешок тащил,

А в мешке (без дураков)

Было сорок языков.

На горе споткнулся Бог,

И рассыпался мешок!

Разбежались языки

От реки и до реки.

Я пришел к тебе в долину,

Понял только половину!

Ты потом ко мне придешь,

Половину не поймешь!

Здесь селения малы,

Приютились у скалы,

Раз селения как гнезда,

Значит люди — как орлы!

Дагестан — страна орлов.

Дагестан — страна ковров,

Край отличных мастеров

Кузнецов и гончаров. Дагестан,

Дагестан Это сорок разных стран

И притом всего одна

Чудо горная страна.

 

Ученик

Мой Дагестан , мой родимый край !

Ты чаруешь своей красотой :

Всюду горы , куда ни глянь ,

И ни одна не сравнится с другой !

Здесь чудесною водой

Напоят нас твои родники ,

Дарят щедрый урожай

Твои дивные сады !

Дагестан – край мой родной ,

Ты – моя гордость и ты – мой оплот !

Процветай же из года в год ,

Дружный и гордый мой народ !

Здесь люди славные живут ,

На различных поют языках !

Здесь на свадьбах пир горой

И лезгинка звучит до утра !

Если грянет вдруг беда ,

Друг за друга все встанут горой !

Дружбой братской Дагестан

Славен был испокон веков !...

К нам гости едут издалека ,

Чтоб увидеть прекрасный наш край !

Стол накроем , как всегда ,

Тамада , всем вина наливай !

Мы бокал поднимем свой

За родителей и за друзей !

Славься , Дагестан родной !

Наливайте бокалы полней !...

 

Ведущий 1: Мы сохранили добрую традицию встретили наших гостей по-дагестански с дагестанской музыкой. С хлебом и солью, с хинкалом, сладостями.. И на прощанье хотим подарить Вам песню "Славься мой Дагестан"

 

Ведущий 2: Мы надеемся, что данный воспитательский час еще больше укрепил в вас любовь, уважение, гордость и преданность своей родине, своему народу. Взрослея, вы будете трепетно и бережно относиться к своему народу и к тому, что создано им! Будете преумножать их богатство своим трудом и своим отношением к нему.

Ведущий 1: На этой приятной ноте наш открытый воспитательский час подходит к концу. Всем участникам и гостям большое спасибо. Просим всех сесть к столу и отведать наших угощений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет МО воспитателей коррекционной школы интернат.

Тема деятельности МО воспитателей "Формирование социально- адаптированной личности воспитанника с интеллектуальными нарушениями в условиях корркекционной школы 8 вида". Создание коррекционно раз...

формы и методы работы методического объединения среднего звена воспитателей коррекционной школы 8 вида

формы и методы работы методического объединения среднего звена воспитателей коррекционной школы 8 вида...

Современный подход в организации работы воспитателя коррекционной школы VIIIвида

Материал для выступлений ШМО воспитателей коррекционных школ VIIIвида...

Календарно-тематическое планирование воспитателя коррекционной школы

Календарно-тематическое планирование воспитателя коррекционной школы- 1 класс VIII вида...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя коррекционной школы

В этом материале проанализировала свою работу за последние пять лет.Какие трудности встречались и как я их преодолевала, какие строю планы, как осуществляю   свои   ежедневные обязанно...

Тематическое планирование воспитателя коррекционной школы.

Тематическое планирование воспитателя коррекционной школы....

Рабочая программа воспитателя коррекционной школы по ЗОЖ

Рабочая программа воспитателя по ЗОЖ....