Программа внеурочной деятельности "Занимательная лексика и фразеология" для обучающихся 5-6 класса
рабочая программа (5 класс)

Анастасия Владимировна Абраменкова

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная лексика и фразеология» предназначена для учащихся 5-6 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11 – 12 лет. Она может быть использована как в работе с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.

Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 34 часа в год (1 занятие в неделю). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Язык – это история народа.

Язык – это путь цивилизации и культуры.

 Именно поэтому изучение и сбережение русского языка

 является не праздным увлечением от нечего делать,

а насущной необходимостью».

А.И. Куприн

Актуальность создания программы дополнительных занятий по русскому языку для учащихся 5 и 6 классов в том, что эти занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Программа «Занимательная лексика и фразеология» обладает большим воспитательным потенциалом: реализует цели общекультурного воспитания, которые являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный социальный заказ для образования, решить который необходимо, используя многоаспектную работу над художественным словом, речевым развитием учащихся. Значимость данной программы состоит в приобретении учащимися теоретической и практической базы для анализа языковых норм и формирования у школьников грамотной выразительной речи.

Словарная работа, направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, должна стать первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

Практическая направленность рабочей программы «Занимательная лексика и фразеология» заключается в том, что её реализация направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий, социальной активности, представлений о нравственности, опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми эстетическими нормами.

Особенностью данного курса является интегрированный межпредметный характер. Он включает в себя сведения различных образовательных курсов: русского языка, литературы, истории.

Новизна курса заключается в реализации коммуникативно-деятельностного подхода, формирующего всесторонне развитую личность.

Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. Практико-ориентированные занятия позволяют учащимся выйти за рамки учебной литературы, научиться самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.

Цель программы  создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; обогащение словарного запаса и формирование грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи программы

Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

 углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка;

 формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.

Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:

         -  научность, связь теории и практики;

         -  принцип учёта возрастных особенностей учащихся;

         -  принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

         -  учёт индивидуальных особенностей учащихся;

         - принцип коммуникативной активности учащихся в практической     (творческой, исследовательской) деятельности;

         - непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как  механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка и ответственности за произнесённое и написанное слово;
  • уважительное отношение к языку; гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  • умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности, последовательность действий;
  • определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • формулирование и удерживание учебной задачи;
  • соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем;

Коммуникативные

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  • сохранение доброжелательного отношения друг к другу в ситуации конфликта интересов;
  • установление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания;
  • оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
  • понимание возможностей различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • уважение позиций других людей, отличные от собственной.

Познавательные

  • самостоятельное прогнозирование информации, которая будет  нужна для изучения незнакомого материала, отбор необходимых источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
  • умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, предоставление информации на основе схем, моделей, сообщений;
  • планирование своей работы по изучению незнакомого материала;
  • сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников.

Предметные результаты:

  • представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
  • расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова;
  • формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

Место данного курса в базисном учебном плане

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная лексика и фразеология» предназначена для учащихся 5-6 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11 – 12 лет. Она может быть использована как в работе с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.

        Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 34 часа в год (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия 40 мин.

Содержание курса «Занимательная лексика и фразеология»

Введение. Слово красит человека: речевой этикет (4 ч.)

Тема 1. Правила речевого этикета.(1 ч.)

Понятие «речевой этикет». Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии.

Тема 2.Формулы речевого этикета (1 ч.)

Понятие «формулы речевого этикета». Этикетные речевые ситуации: приветствие, обращение, привлечение внимания, знакомство, просьба, приглашение, благодарность, извинение, пожелание, поздравление, комплимент, одобрение, утешение, прощание.

Тема 3. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. (1 ч.)

Проявление средствами речевого этикета уважения, почтения, приветствия, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.

Тема 4. Речевой этикет  гарант коммуникативного успеха. (1 ч.)

Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.

II. Слово о словах  (18ч.)

 Тема 5.  О словарях энциклопедических и лингвистических (1ч.)  

 Работа над темами: «Уточнение понятия  о лексическом значении слов»,   «Знакомство с лингвистическими словарями русского  языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей».  Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

  Тема 6. В царстве смыслов много дорог (2ч.)

   Работа по темам: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов от слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион».

   Тема 7. Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова (1ч.)

       Работа над  темой: «Многозначность слова» (выделение отличительных  признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями.

    Тема 8. Как и почему появляются новые слова? (2ч.)

     Работа над темой: «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского». Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта», использовавшего в своем творчестве неологизмы. Защита презентаций.

    Тема 9. Откуда катится каракатица, или о словах, которые рассказывают об истории слов (1ч.)

     Работа по теме «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными  этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Групповой проект: « Иллюстрируем этимологический словарь».

     Тема 10. Об одном и том же разными словами. (1ч.)

      Работа по темам: «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синонимов». Индивидуальный  проект: составление тематических словариков синонимов: «Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи». Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов.

     Тема 11. Слова – антиподы (1ч.)

     Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект:  составление тематических словариков-антонимов: «Как я выполнял домашнюю работу по…» ,«В походе», «Однажды утром». Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов. Коллективный проект «Легко - сложно» (редактирование текстов школьных сочинений).

     Тема 12.  Ума палата, или о фразеологических оборотах. (2ч.)

     Работа по темам: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Коллективный проект: «Составление ребусов и использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».  

     Тема 13. Словари «чужих» слов.(1ч.)  

      Работа по темам: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты».

    Коллективный проект: игра «Поле чудес» по теме «Заимствованные слова».      

    Тема 14. «Он весь свободы торжество…» (1ч.)

     Беседа по теме: «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».

     Тема 15. Мы говорим его стихами. (1ч.)

     Работа над понятиями «крылатые выражения», «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

     Тема 16. Слова уходящие (1ч.)

     Работа над понятиями «архаизмы», «историзмы». Беседа по темам: «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

       Тема 17. Паронимы, или «ошибкоопасные» места  (2ч.)

       Понятие «паронимы». Виды паронимов и способы их образования.  Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион».

       Тема 18. Словарь-грамотей  (1ч.)

       Работа со словарной статьёй орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарём. Индивидуальный проект «Орфографический словарь у меня дома»

     III.  «Что в имени тебе моём…» (9ч.)

    Тема 19. Научная этимология  (1ч.)

    Работа со  словарной статьёй этимологического словаря. Работа с этимологическим словарём.

 Индивидуальные проекты: «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов «вол», «волк», «волынка», «Родственники ли слова «запонка» и «запятая?»

    Тема 20. Какие бывают имена?  (1ч.)

    Понятие «ономастика». Коллективный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.

     Тема 21. Древнерусские имена  (2ч.)

     История образования древнерусских имён.  Работа с этимологическим словарем. Темы сообщений «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения русских имен». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен».

     Тема 22. Отчество и фамилия (1ч.)

     Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «Антропонимика».

     Тема 23. Времена года.  (1ч.)

     Работ по теме «Название месяцев». Индивидуальный проект: «Как назывались месяца в Древней Руси?» Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием грамматического материала.

     Тема 24. О том, что мы носим (1ч.)

     Беседа на тему: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».

    Тема 25. Растения – почему их так называют? (1ч.)

     Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений?. Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?»

     Тема 26. Птицы и звери – почему их так называют? (1ч.)

     Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных. Инсценирование, устное иллюстрирование на лингвистическом материале.

     Тема 28. Промежуточная аттестация(2ч.)

     Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?»

     Тема 29. Итоговое занятие. (1 ч.)

     Подведение итогов. Индивидуальные проекты учащихся.

Календарно-тематическое планирование курса

Раздел, тема

Всего

Из них

Форма

Дата проведения

п/п

часов

теория

практика

проведения

1

Введение. Слово красит

4

1

3

человека: речевой этикет

1.1.

Правила речевого этикета

1

1

-

беседа

1.2.

Формулы речевого этикета

1

-

1

игра

1.3.

Вежливость как нравственно-

1

-

1

ролевая игра

ценностная основа культуры

речевого поведения.

1.4.

Речевой этикет – гарант

1

-

1

групповая

коммуникативного успеха.

работа

2

Слово о словах

18

3

15

2.1.

О словарях

1

0,5

0,5

беседа

энциклопедических и

лингвистических.

2.2.

В царстве смыслов много

2

-

2

групповая

дорог

работа

2.3.

Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова

1

-

1

исследование

2.4.

Как и почему появляются

2

0,5

1,5

беседа,

новые слова (неологизмы)?

исследование

2.5.

Откуда катится каракатица, или  о словарях, которые

1

-

1

беседа,

рассказывают об истории слов

выступление

2.6.

Об одном и том же разными

1

-

1

лингвистичес

словами

кое

рисование,

индивидуальн

ая работа

2.7.

Слова – антиподы

1

-

1

викторина

2.8.

Ума палата, или о фразеологических оборотах

2

-

2

коллективная

работа,

исследование

2.9.

Словари «чужих» слов

1

0,5

0,5

индивидуальн

ая работа,

исследование

2.10

Мы говорим его стихами

1

-

1

групповая

работа,

индивидуальн

ая работа

2.11

Слова  уходящие

1

-

1

групповая

работа,

исследование

2.12

Паронимы

2

0,5

1,5

групповая

работа, игра

2.13

Словарь - грамотей

2

1

1

беседа,

исследование

3

«Что в имени тебе моём…»

12

2

10

3.1.

Научная этимология

1

1

-

беседа

3.2.

Какие бывают имена

1

-

1

исследование

3.3.

Древнерусские имена

2

-

2

исследование

3.4.

Отчество и фамилия

1

-

1

исследование

3.5.

Времена года

1

-

1

заочное путешествие

3.6.

О том, что мы носим

1

-

1

заочное путешествие

3.7.

Растения – почему их так называют?

1

-

1

устный

журнал

3.8.

Птицы и звери – почему их

1

-

1

устный

так называют?

журнал

3.9.

Промежуточная аттестация

2

1

1

игра

3.10

Итоговое занятие

1

-

1

исследование

34

6

28

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя

1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения/

Практическая риторика: 5-9 классы. Книга для учителя. Екатеринбург, 2013.

2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

3. Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. М.: Просвещение, 2009.

4. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.,2010 5. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь

русского языка. М., 2013.

6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кодакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

7. Матвеева Т. В. Риторический практикум журналиста : учеб. пособие/ Т. В. Матвеева. - М.: Флинта, 2010.

8. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.,2011.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М., 2010.

10. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. – М.: Московский Лицей,2010.

11. Полякова А.В. Превращения слов: Русский язык в кроссвордах и Головоломках. М.: Учебная литература, 2010

12. Родная речь. Программа для 5 класса. Составители Львова С.И., Разумовская М.М., М.: Мнемозина, 2010

13. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.- М., 2010

14. Энциклопедия для детей. Т.Ю. Языкознание. Русский язык. - 2-е изд., испр./ гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта, 1999

Литература для ученика

1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения/ Практическая риторика: учебное пособие для 5 класса. Екатеринбург, 2013.

2. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.,2010.

  1. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2013.

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М. 2003.

  1. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.- М., 2010

  1. Энциклопедия для детей. Т.Ю. Языкознание. Русский язык. - 2-е изд., испр./ гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Срок реализации 3 года. Рецензирована кандидатом педагогиче...

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Дизайн костюма" для обучающихся 1-4 классов

Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Дизайн костюма" для обучающихся 1-4 классов апробирована в МБОУ "Яйская СОШ №2". Включает такие темы, как "Обработка материалов для костюма...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» для обучающихся 5-7 классов

ПРОГРАММА                         внеурочной деятельности                    ...

Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"

Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...

Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с целью приобщения обучающихся к российским традици...