Навечно остались в строю
материал

Павлинова Галина Александровна

Сценарий мероприятия, посвященного памяти Героя Советского Союза Боронина Михаила Петровича

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navechno_ostalis_v_stroyu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Навечно остались в строю

Сценарий мероприятия, посвященного

Михаилу Петровичу Боронину

Подготовила: Павлинова Г. А.

учитель истории

МОУ «Ромодановская СОШ №3»

Цель мероприятия: воспитание чувства патриотизма, гражданского долга на примере Великой Отечественной войны, углубление знаний учащихся по истории края.

Оборудование:  плакаты о войне, презентация по  сценарию.


ведущий 1.
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу больную войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страдания пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же, полными слез.


ведущий 2.
Россия, Русь — куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у смутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.

ведущий1.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.

Звучит обращение Левитана о начале  Великой отечественной войны.


Ведущий2.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну.

Звучит фрагмент песни «Священная война».


Девушка.
Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли — за солдатом солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите... Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!


ведущий 1.
Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей,  боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

ведущий 2.
Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери...


Солдат.
Был отступленья путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок...
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток.
Рев траков над ячейкой одиночной
Других сводя, а нас не свел с ума.
Не каждому заглядывали в очи
Бессмертье и история сама.

Звучит песня В. Высоцкого «Сыновья уходят в бой».

ведущий 1. Уходили на войну солдаты и из нашего поселка.    Около 7 тысяч уроженцев Ромоданова и района

участвовали в  Великой Отечественной войне. Среди них и выпускники нашей  Красноузельской средней школы. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений, другие дошли до  Берлина, встретив там День Победы. Боронин Михаил Петрович – выпускник нашей школы, в годы Великой отечественной войны был удостоен самого высокого звания – Героя Советского Союза.

ведущий 2. Из воспоминаний Борониной Надежды Егоровны – матери Героя.

Восьмерых детей вырастили  Надежда Егоровна и Петр Павлович Боронины. Удивительно остра материнская память. Надежда Егоровна  может целыми часами вспоминать детские годы своего первенца – Михаила, отыскивая все новые и новые подробности из его жизни.  Самые разные были увлечения у Мишутки: то почти сутками не оторвется от захватившей его книги; то на самодельных коньках умчится километров за двадцать по неокрепшему льду; то мастерит аэроплан. Почти полвека прожили Боронины в небольшой деревушке Торбеевка, рядом со станцией Красный Узел. Отсюда семилетний Мишутка пошел учиться в  Ромодановскую начальную школу. Проучился там два года, потом перешёл в железнодорожную, при станции. В первый же день прибежал домой возбужденный, обрадованный: «Меня сразу в четвертый класс посадили!»

ведущий 1. Отец Михаила, вернувшись с гражданской войны, занимался переустройством жизни в деревне. Михаил тоже жил заботами отца, старался помогать ему. Проучившись два года в Саранске, он семнадцатилетним юношей стал в тридцать первом году помощником районного землеустроителя. Не было пожалуй, во всей округе парня с более разносторонними интересами, чем комсомолец Михаил Боронин. Он любил волейбол и городки, книги и музыку. С нескрываемой завистью смотрели на Михаила его сверстники и его младшие братья и сестры. С завистью и удивлением: как это он везде успевает? «Зачем тебе такие толстые книги?» - спрашивал его братишка Андрей. «Эх, Андрюшка, несмышленыш ты этакий! – отвечал ему Михаил, - Прочтешь книг много-много  - и все-все будешь знать: как раньше люди жили, как сейчас живут. Земля наша большая и люди на ней разные. А без книг, как впотьмах…»  И Михаил  подолгу рассказывал о прочитанном Андрюшке и сестренке Тоне, которые слушали его с раскрытыми от удивления ртами.

ведущий 2  Два года занимался землеустройством. На колхозных полях в ту пору появились первые тракторы. У Михаила  зрели новые мечты: а что, если выучиться варить сталь, чтобы  больше «стальных коней» в деревне было. Когда Михаил поделился этой мечтой с отцом, тот возражать не стал, только посоветовал учиться как следует. А мать сказала: «Тяжело тебе будет, сынок, сам видишь: уже шестеро вас стало».

Было детей шестеро, потом еще двое прибавилось. И Михаилу, который теперь учился в одном из металлургических институтов, и в самом деле приходилось туговато. Но он не унывал. С головой влезал в новые, дотоле незнакомые ему науки. Наступали каникулы – и Михаил занимался в аэроклубе, прыгал с парашютом, изучал самолет: далекое детское увлечение давало о себе знать. Летом отправлялся с туристами в далекие походы, а однажды с группой альпинистов совершил поход на Эльбрус.

ведущий 1  Вот и институт окончен. С дипломом инженера уехал Михаил в Алапаевск, на металлургический завод. В деревню Торбеевку, отцу и матери шли от него письма, полные светлой радости и торжества, с описанием событий, которые особенно волновали Михаила. Петр Павлович и Надежда Егоровна знали о старшем сыне все: и то, что его портрет уже красуется на Заводской доске почета; и то, что Михаил уже летает; и то, что он готовится стать членом партии; и то, что он задумал обзавестись семьей. «Правильную дорогу сынок выбрал», - довольно крякал Петр Павлович, прочитывая очередную весточку, Надежда Егоровна тайком смахивала со щеки непрошенную слезинку.

ведущий  2. В начале июня 1941 года Михаил приехал в Торбеевку, в отпуск. Но отдыхать не пришлось. Уже через несколько дней Михаил был призван в армию, в одну из частей военно-морской авиации. Там, в Ленинграде и застала его война… Часть, где начинал  службу М.П. Боронин, была расформирована, и он снова попал в родные края.  Здесь учился летному мастерству, стал хорошим специалистом.  Потом воевал, как миллионы людей его поколения. Защищал Одессу, Севастополь, Ленинград. Военная судьба его бросала с одного фронта на другой, и везде лейтенант Михаил Боронин служил для  других образцом в выполнении воинского долга.

ведущий 1. …Осенью сорок третьего года в девятом гвардейском минно-торпедном  полку тяжелой морской бомбардировочной авиации на Карельском фронте прославились особо высокой отвагой и мужеством несколько экипажей. Среди соколов-гвардеццев хорошо были известны имена  гвардии старшего лейтенанта Николая Зайцева, штурмана гвардии лейтенанта Михаила Боронина и стрелка-радиста гвардии сержанта Приходько.

Вот сообщение одной из фронтовых газет: «Новая победа гвардейцев. Экипаж гвардии старшего лейтенанта Зайцева в составе  гвардии лейтенанта Боронина и гвардии сержанта Приходько 25 ноября 1943 года потопил вражеский транспорт водоизмещением в 7 тысяч тонн. Слава соколам-гвардейцам!» Геройски не щадя жизни своей, Дрались летчики- гвардейцы. Многие, нанося непоправимый урон врагу, гибли в жестокой схватке с ним.

 ведущий 2.  К марту 1944 года из полковых «старичков» осталось всего два экипажа: Николая Зайцева и Владимира Пирогова. Летчикам и штурманам этих экипажей за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом  отвагу и геройство Президиум Верховного Совета СССР 22 февраля 1944 года присвоил звание Героев Советского Союза. В числе Героев был и наш земляк Михаил Петрович Боронин, уже награжденный к тому времени двумя орденами Красного Знамени и Орденом Отечественной войны второй степени.

 ведущий 1.  Героям в торжественной обстановке, в перерыве между боями, вручили ордена Ленина и Золотые звезды. А потом дали месячный отпуск. Михаил побывал в Москве, у Андрея, который в то время служил в армии в звании  капитана, затем приехал к жене и дочери, погостил у родителей. Петр Павлович и Надежда Егоровна с младшими детьми к тому времени переехали в Чувашию, в город Алатырь. «Гляди-ка, герой! – радовалась мать. – Честь-то какая! Высоко взлетел, сынок… Не сорвись…»

 ведущий 2.  Будучи в отпуске, он снова рвался на фронт, так и не использовал положенных ему тридцати дней. Вернувшись в часть, он со своими товарищами, которые тоже возвратились досрочно, продолжал топить  транспортные суда врага.

Во время одного боевого вылета, когда удалось потопить еще один немецкий транспорт, и когда огонь зенитных батарей противника был особенно плотным, самолет Николая Зайцева загорелся. Это случилось 25 мая  1944 года. Летчики-гврадейцы, спаянные великой дружбой, видели, как гибнут их боевые друзья, и ничем не могли им помочь. Они видели, как потерявший управление горящий самолет рухнул вниз и скрылся в морской пучине неподалеку от норвежского берега.  Так погиб коммунист Михаил Боронин, выполняя священный воинский долг.

минута молчания.

Девушка.
Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой
И любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессилив,
Задремала,
И приснилось ей,
Будто бы она —
Сама Россия,
Мать 100 миллионов сыновей.
Будто в поле,
Вихрем опаленным,
Где последний догорает бой,
Кличет,
Называя поименно,
Сыновей,
Что не придут домой,
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она...
Никогда их не забыть
России.
Как морей не вычерпать до дна.

Солдат.
Нас не нужно жалеть,
Ведь и мы б никого не жалели.
Мы пред нашим комбатом,
Как пред господом богом чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели
На могилах у мертвых
Расцвели голубые цветы.
Пусть живые запомнят и пусть поколения знают
Эту взятую с боем
Суровую правду солдат.
И твои костыли,
И смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой,
Где тысячи юных лежат...


Звучит песня «Журавли»

ведущий 2.
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?


Ведущий 1.
И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования,

радости, но радости со слезами на глазах: 27 миллионов жизней стоила нам эта победа.

Девушка.

Так вот ты какая!
А мы-то представить тебя не могли.
Дождем, как слезами, омыто
Победное утро земли.
Победа идет по дороге
В сиянии майского дня,
И люди на каждом пороге
Встречают ее, как родня
А весна!
Такой и не бывало!
Страшно за такую красоту.
Сколько горьких лет
Не баловала
Ландышами,
Вишнями в цвету.


Чтецы.
Зажглась на небе яркая звезда
В тот майский день, когда пришла Победа.
И пусть бегут безжалостно года,
Им не затмить тот яркий лучик света,
Победа в сердце каждого живет.
Она во мне, как праздник самый светлый.
Он никогда — я верю — не умрет,
Ведь он бессмертной памятью согретый,
Все меньше вас, участников войны,
Но вы в строю, солдаты-ветераны,
Все так же нежно в эти дни весны
Вам внуки дарят красные тюльпаны.
В них боль и кровь седых фронтовиков,
В боях добытая священная Победа,
Она в сердцах детей и стариков
И потому людской судьбой согрета.
Нет, не забыты подвиги солдат,
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим немало разных дат,
Величественней нет, чем День Победы.
Вот почему смотрю на ту звезду,
Что засияла ярко в сорок пятом.
Средь тысяч звезд ее всегда найду,
Победа для меня навеки свята.

Звучит песня Д. Тухманова «День Победы». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Уходит конь – остается зеленое поле, уходит герой – остается его слава"

Данный мастер-класс был показан на конкурсе "Учитель года 2011" и посвящен Дню Героя Отечества...

Урок памяти "Навечно в памяти народной"

Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...

Педагогический проект "Шекспир навечно и для всех"

Данный педагогический проект - результат большой работы в поиске ответа на вопрос: "Какие русские классики использовали фразы великого английского драматурга У.Шекспира в своих произведениях". Ра...

Героическая поверка памяти воинов – интернационалистов «Остаются в строю».

Формирование нравственного качества – патриотизма,  уважения к старшему поколению, его героическому прошлому, готовности защищать свою Родину.Развитие чувства национального достоинства на основе ...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

Навечно остались в строю

Сценарий мероприятия, посвященного памяти Героя Советского Союза Боронина Михаила Петровича...

"Знает народ, пионеры - герои навечно остались в строю"

Внеклассное мероприятие, организованное 5-6 классами для учеников начальной школы...