Внеклассное мероприятие Тема :«Хлеб – всему голова»
учебно-методический материал
Внеклассное мероприятие
Тема :«Хлеб – всему голова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Тема :«Хлеб – всему голова»
Цели и задачи:
- Привитие учащимся бережного отношения к хлебу.
- Воспитание уважения к труду хлеборобов.
- Воспитание любви к своей малой родине.
- Показать значимость и ценность хлеба в годы Великой Отечественной Войны и в наше время.
Развитие мышления, интеллекта, смекалки, быстроты реакции
Оборудование и оформление:
- Плакаты с цитатами о хлебе: «Хлеб – всему голова!», «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил».
- Выставка книг о хлебе.
- Рисунки детей или иллюстрации;
- Разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Да, вы правильно угадали. И сегодня мы будем говорить о хлебе.
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский …хлеб:
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Хлеб – кормилец», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет». Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Звучит куплет из песни на музыку Е. Родыгина, слова Н. Солохиной «Едут новосёлы».
Слайд 2.
Ведущий. Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека - хлебе.
Ведущий. Как пришел ты к людям, хлеб?
Слайд 3.
Вот послушайте сказку.
Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо-колоске.
С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, должно потрудиться много людей разных профессий. Вспомните, пожалуйста, какие это профессии?
Ответы детей:
Механизаторы, трактористы, комбайнёры, повара, агрономы, мельники, шофера, пекари, кондитеры, продавцы.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ
КОНДИТЕР.
Дети, здравствуйте!
Вы любите сласти?
Я пеку пирожные –
Всевозможные.
Я и сам очень горд,
Что испечь –
Умею торт.
Он больше, чем дверь,
Ты мне поверь,
Если хватит силы,
Бери вилку
И ешь пока свеж!
ПЕКАРИ.
Е.СТЮАРТ.
Когда под звёздным небом
Все по домам уснут,
Запахнет город хлебом,
Что в темноте везут.
Ночными переулками
Шуршат машины с булками,
Рядком в кузовике
Лежат щека к щеке.
Высокие батоны,
И плюшки всех фасонов.
И халы, и ватрушки,
И калачи, и сушки.
На цыпочках машины,
Чтоб спящих не будить,
Спешат по магазинам
Поклажу развозить.
А там на чистых полках
Её разложат с толком.
Спешат, спешат машины
Шуршат чуть слышно шины!
Заря займётся алая,
И пекари усталые
Халаты снимут белые:
- Мы эти булки сделали,
Высокие батоны,
И плюшки всех фасонов,
И халы, и ватрушки,
И калачи, и сушки!
Катали мы рогалики
И маком посыпали.
Шофёры помогали нам:
Возили их - не спали,
Чтоб свежим хлебом встретить
Когда проснутся дети.
Мы все трудились от души.
Садитесь, ешьте, малыши!
1 ученик. У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Вместе. Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слова, слава!
Ведущий. Вот такое коротенькое, но емкое слово – «хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
2 Ученик. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе – 800 г. В хлебе от 4,7 % до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающий человека 1000-1600ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Хлеб.… Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Ведущий. В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды.
Во время войны в армию были признаны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944гг. в стране было заготовлено 4312 млн пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Звучит куплет песни «Слава русскому хлебу!», слова Н. Палькина, музыка К. Масалитинова.
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы. Слайд 9.
641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище - тысячи безымянных могил. Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: "Доченька, если б я могла дать тогда..."
Ведущий. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам.
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Норма хлеба была низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь по 250 г, а служащие, иждивенцы и дети – по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственное питание ленинградцев.
Слайд 8.
Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу. Воспоминания школьниц (читают дети).
"Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул".
"А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее".
900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Однажды стала выходить из строя одна из печей. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь.
Ведущий. «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне»
Ведущий. В Ленинградском музее истории хранятся дневники Тани Савичевой.
Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942г
Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942г.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.
Ведущий. Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50г хлеба это
составит 200кг, т.е около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
« Хлеб- драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».
Звучит « Песня о хлебе», слова В. Дюкова, музыка О. Фельцмана.
Почтим, светлую память минутой молчания.
Звучит музыка "Аве Мария".
Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. В городе работало 39 школ.
Дети и учителя умирали во время уроков.
15-й ученик Девчонка руку протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
Ю. Воронов.
В Ленинграде во всесоюзном институте растениеводства в жестяных коробках хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. Во время войны 14 ослабевших от голода сотрудников каждый день приходили на работу, чтобы сохранить от мороза, сырости, от крыс десятки тонн сортового зерна и картофеля. От голода погиб профессор Иванов, сотрудник Щукин. Никто из них не посягнул ни на один пакетик семян. В живых остались только 5 сотрудников. В институте хранились 20 000 образцов только одной пшеницы.
Слайд 10.
1 ученик В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм…
2 ученик В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
«Хлеб - всей жизни голова!»
В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.
А потом у поэта Р.Рождественского родились эти строки:
1 ученик Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года...
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил...
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок,
Кусок, не подаривший жизнь...
Лежащий здесь - у ваших ног.
Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может.
2 ученик Прошу тебя:
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь.
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала
Даже хлеба крошка...
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал
Тебе я озорство.
Я знаю: детство
Без игры нелепо.
Но не могу простить
Лишь одного-
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
Слайд 11.
Ведущий:
- А теперь давайте повторим правила обращения с хлебом в магазине.
1. Покупайте в магазине столько хлеба, сколько потребуется
его вам и вашей семье на день – два.
2. В магазинах – самообслуживания, чтобы выяснить,
мягкий ли хлеб в продаже, пользуйтесь специальными вилками или ложечками.
3. Купив хлеб, положите его в чистый полиэтиленовый пакет. Хлеб без упаковки легко впитывает влагу, запахи. Он может запылиться.
4. Резать хлеб надо специально – заточенным ножом тонкими
ломтями, на чистой деревянной дощечке.
5. Мягкий хлеб легче режется слегка нагретым ножом.
Ведущий:
- А как надо относиться к хлебу в столовой? (рассуждение детей).
- Так какой же вывод мы делаем?
1 Ученик:
Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ. Его надо беречь.
Ведущий:Помните, ребята, такие правила:
1. Не бери лишнего хлеба. Бери хлеба столько, сколько съешь.
2. Не оставляй крошки на столе.
3. Не играй с хлебом.
4. Не выбрасывай хлеб.
5. Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
6. Не относись неуважительно к хлебу.
7. Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
До слез обидно видеть выброшенный кусок хлеба в помойку. Или в столовой можно увидеть в отходах пищи куски хлеба, булочек.
Да, мы богаты хлебом, но это богатство не перечеркивает необходимость бережно относиться к нему. Приглядитесь к себе: вошло ли в привычку у Вас по-хозяйски относиться к хлебу? За обедом, завтраком, ужином так нарежьте его, чтоб не оставалось кусочков. А если есть лишний, используйте остатки иначе – в сухарях, в добавках к блюдам.
Ведь из сухого черствого хлеба можно приготовить вкусные питательные блюда, угощения к чаю – пирожное с изюмом и орехами, бисквит из ржаных сухарей, пирожное – картошка с какао, шарлотка с яблоками, гренки с ягодами.
Берегите хлеб! Пусть малая бережливость станет внутренним залогом каждого из нас.
И всегда помните:
Хлеб – земля
Хлеб – воздух
Хлеб – вода
Это то, без чего не может быть жизни.
Звучит « Песня о хлебе», слова В. Дюкова, музыка О. Фельцмана
Дети читают:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб друзья!
Ведущий:
Даже не верится нам с тобою,
Что кто – то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
2 Ученик : Мы немало рассказали,
Много нового узнали.
Знаем главные слова:
«Хлеб всей жизни голова!»
Ведущий: Будем помнить народную мудрость "Хлеб - всей жизни голова" и слова пожилого поколения: "При сытости помни голод".
Так повелось уж на моей земле:
Из года в год, из рода в род - веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах.
В июльский полдень солнечного лета
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле».
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!»
Спасибо всем за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"
Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе ориентирована на учащихся 5-7 классов. Основные цели мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...
Внеклассное мероприятие в 5-7 классах "Хлеб - всему голова!"
Внеклассное мероприятие о значении хлеба в жизни человека...
Устный журнал по теме "Хлеб - всему голова".
«Устный журнал по теме «Хлеб – всему голова» для учащихся 5-7 классов»....
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова".
Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка и коррекцию нарушений чтения у...
Конспект урока на тему "Хлеб - всему голова".
Хлеб - всему голова!...
Классный час по теме "Хлеб- всему голова"
Классный час по теме «Хлеб – всему голова»Цели:1.Познакомить с историей хлеба, историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с тру...