Внеклассное занятие "Не помнить нельзя, забыть невозможно"
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Вологжина Елена Валентиновна

Методическая разработка "Не помнить нельзя, забыть невозможно", посвящена 75 -летию Великой Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_v_7-8_ne_pomnit_nelzya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие в 7-8 классах. Педагог: Вологжина Елена Валентиновна

Тема: «Не помнить нельзя, забыть невозможно»

Цель: Формирование качества защитника и патриота своей Родины.

Задачи.

  1. Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям своей страны.

      2.  Корректировать память, зрительное восприятие посредством  работы с презентацией.

  1. Способствовать проявлению положительных эмоций.

Оборудование: мультмедиапроектор, иллюстрации военной тематики, рисунки «Мы не хотим войны», макет огня.

 

Ход занятия:

  1. Орг. момент:
  2. Слово педагога:

- Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы. В этом году исполняется 75 лет, со дня Победы над фашистской Германией. Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям. Солдатам, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы.

Сегодня мы вспомним о тех, кто не жалея себя, боролся с врагом. Война – это годы холода и голода, погибшие друзья, редкие письма, болезни, встречи и прощания. Война – это страх за себя, за своих близких, товарищей, которые рядом с тобой в землянке. Какими они были, солдаты 1941 года? Грянул 41 год, ударил огнем, подпоясал мальчишек солдатским ремнем. А им бы еще петь, любить и быть любимыми. Но судьба распорядилась иначе.

(Инсценировка)

Играет  веселая музыка, выходят девочки

 1. - Девочки, красота – то какая!

 2. - Чудо! Какой июнь теплый выдался!

 3. - Ой, девочки, как же хорошо у нас в деревне. Тишина!

4. - Девочки милые, я осенью в Москву собираюсь, поступать буду в институт

5. - А, я девочки. Мечтаю, чтобы у нас в совхозе клуб новый открыли. Вот одену я свое новое платье и буду самой красивой!

 Слышен рев самолетов. Голос Левитана извещает о начале войны (слайд №1)

(Слайд № 2 Родина – мать зовет).

Выходят на середину класса ребята в военной форме под песню А. В. Александрова «Священная война»

Мальчик:

Вот сорок первый год, конец июня.

И люди спать легли спокойно накануне.

Но утром уже знала вся страна,

Что началась ужасная война.

Девочка 1:

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли.

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Девочка 2:

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите… Но все – таки

Постарайтесь вернуться назад!

Мальчик 1:

Ты не плачь, сестренка,

Мама не рыдай,

Я вернусь с победой

В наш родимый край!

Мальчик 2: Есть у нас танки, есть пулеметы!

Мальчик3: Есть у нас пушки и самолеты!

Мальчики: (хором): Будем врагов мы бесстрашно крушить,

Чтобы Отчизну освободить!

Девочки машут рукой, и уходят, мальчики под музыку маршируют круг по классу.

Ученики:

1. Мальчики, еще не герои…

Еще вас не знает страна.

Но близится двадцать второе…

Стоит на пороге война.

Какими вы юными были,

Красивыми были – когда

Часы еще те не пробили,

Но рядом стояла беда! ...

2. В мирное небо ворвалась война,

Падали бомбы, горела земля.

Гибли герои в жестоком бою,

Но защищали Отчизну свою.

3. Рвались гранаты, и с криком «Ура!»

Наши солдаты били врага.

Танки стреляли, строчил пулемет.

Верили,знали: враг не пройдет!

4. Гнали фашистов и ночью и днем

С моря и с воздуха шквальным огнем.

Сил не щадя, шли бесстрашно вперед,

Верили свято: Победа придет!

Педагог: 

- Может быть, не стоит вспоминать тяготы войны? Ведь мы победили страшного врага! Обязательно стоит – для того, чтобы ценить нашу мирную жизнь. И в знак глубокой благодарности тем, кто на фронте и в тылу ковал эту победу, в знак памяти тех, кто отдал свою жизнь за наши с вами сегодняшние покой и благополучие, всех павших в этой чудовищной войне.

Много героических подвигов совершал советский народ во время войны. Не боялся смерти, ранений. Люди, сражались за своё Отечество, всё делали, чтобы победить врага. Рядом со взрослыми, несли на своих хрупких плечах все тягости и лишения – дети.

Ученик:

Упала нам на слабенькие плечи

 Огромная не детская беда.

 Была беда и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна,

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война

 Педагог:

- В сентябре 1941 года немецко-фашистские войска, несмотря на отчаянные сопротивления нашей армии, вышли на ближайшие подступы к Ленинграду (слайд № 3 ). Началась 900 дневная блокада Ленинграда. Такого всенародного мужества и героизма не мог предвидеть Гитлер. Несмотря на яростные атаки фашистских войск,  на варварские бомбардировки, на жестокий голод и холод, болезни и ежедневную смерть, ленинградцы выстояли и победили.

Большой бедой, была нехватка продуктов питания, люди умирали от голода. Из чего  только не выпекали ленинградцы хлеб! Добавляли к ржаной муке муку овсяную, соевую, кукурузную. Применяли жмых – льняной, хлопковый. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху. На десять раз перетряхивали мешки из-под муки. Хлеб был на вкус кисловато-горьковатым, травянистым. Вначале блокады давали по 300 граммов хлеба, а после по 250 граммов это была норма взрослого человека на целый день. Ребёнку давали по 125 граммов, он был примерно размером с осиновый листик. Изнемогая от голода и усталости, стояли мальчишки и девчонки, изготавливая снаряды, мины и взрывчатки для фронта, для победы.

Ученик:

               В далёком суровом военном году,

                Под гром батарей, у страны на виду

                 Стояли со взрослыми рядом

                 Мальчишки у стен Ленинграда.

                  Но были они – Ленинградцы!

                 Им было всего лишь тринадцать,

                И мы никогда не забудем с тобой

                Как наши ровесники приняли бой.

Педагог:

- В блокаду дети посещали школы-интернаты, где продолжали учиться и работали на ровне со взрослыми. На завтрак ученики получали по 25 граммов хлеба и по кружке горячей воды с солью. Ребята, у которых ещё были силы – ходили, разбирали на дрова, разрушенные деревянные дома. На обед давали по 50 граммов хлеба, крохотный кусочек масла и немного супа из мороженой свеклы и каплю каши. Многие дети часть супа и каши прятали в банки. А после обеда, сжимая в руках стакан или баночку с едой, несли домой для матери, брата, сестры.

 -  Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

- Дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только  жуткие факты: (слайд № 4)
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.

Слайд №   5  , звучит песня «Дети войны» (сл. И.Резник , муз. О. Юдахиной) в исполнении Лины Казакевич. Все учащиеся выходят на середину классу к макету огня, встают полукругом с зажженными свечами в руках, склонив головы, покачиваясь из стороны в сторону под такт музыки.

Ученик:

Его я узнал не из книжки –

 Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

 К нам в детство ворвалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы войну не играли –

Мы просто дышали войной.

Педагог:

- Дети принимали активное участие в военных действиях, они украдкой от родителей уходили на фронт. Им было всё равно, что делать лишь бы помочь бойцам.

Имя Лары Михеенко бессмертно (слайд № 6). Это была обычная 14 летняя девочка, которая доставляла сведения о фашистских силах, сколько пушек, танков, снарядов. Однажды, выполняя очередное задание, девочка была схвачена фашистами. Она мужественно терпела побои и пытки, но не проронила, ни слова, не придала. Лару расстреляли холодным октябрьским утром 1943 года. Посмертно Лариса Михеенко награждена орденом Отечественной войны 1 степени и медалью «Партизану Отечественной войны».

Ученик:

- Другая девочка Таня Морозова ей было всего 12 лет, тоже была партизанкой  (слайд №7).   За смелость и отвагу была награждена орденом «Красной звезды».

Педагог:

- Таня прошла всю войну. Девочка, участвовала во многих боях, не раз сталкивалась лицом со смертью. Была тяжело ранена, но осталась жива, встретила Победу со слезами на глазах.

Выходят девочки исполняют песню «А закаты алые» (сл. Н.Осошник, муз. В. Осошник) (слайд №8,9,10, 11 с фрагментами сражений)

Педагог:

- Фашисты прошли всю Европу, покорив её. У них были тысячи пушек, самолётов и танков. Они расстреливали, вешали, сжигали, отравляли стариков и женщин, детей и раненых. Враги считали, что так же лёгок будет их путь в Советскую Россию… И просчитались… Фронт проходил всюду – на передовой и в тылу. Воевали все – отцы, матери, дети… Нескончаемые трудные и горестные дороги войны пролегли через весь тыл. Местное население помогало партизанскому движению всем, чем могло… Рассказывает Александра Никифоровна Захарова, партизанский комиссар.

Выходит девочка в одежде военных лет, рассказывает:

- Помню, как раненые ели ложками соль… как в строю называют фамилии, боец выходит и падает вместе с винтовкой от слабости. Народ помогал нам. Целая армия в лесу, но без них мы бы погибли, они же сеяли, пахали, чтобы себя и детей кормить, чтобы нас кормить, одевать всю войну. Пахали ночью, пока не стреляют… У нас было оружие, чтобы защищаться. А они? За то, что буханку хлеба дал партизану, - расстрел; я переночевала и ушла, а если кто донесёт, что я ночевала в этой хате, - им всем расстрел. А там женщина одна, без мужика, а с ней трое маленьких детей. Она не прогоняла, когда придём. И печку вытопит, и обстирает нас… Она нам последнее отдаст. Мы едим, а дети сидят, плачут голодные… Что бы мы без них сделали в войну? Без этих женщин, которые вырастили детей без мужей, которые отдавали последнее, веря в нашу победу.

Ученик:

  1. Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все без конца и без счета –

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

  1. Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путём трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далёкой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

  1. Рубила, возила, копала, -  

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живёшь.

Педагог:

- Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжёлый час, когда так страшно качались весы истории, отдавала последний кусочек хлеба солдату? Можно ли  было победить народ, ребёнок которого, оставаясь голодным, продолжал работать у станка, помогая взрослым ковать оружие для победы. Нет, тысячу раз нет. Кипела ярость благородная, вставала как волна, ведь шла война народная, священная война. Неумолимое возмездие вступило на вражескую землю… (слайд № 12 ). И враг был остановлен. Пробитое пулями Красное знамя Победы гордо реяло над Берлином. Многим не суждено было вернуться с этой самой страшной войны…

 - Почтим светлую память всех, кто отстоял наши земли от фашистов, минутой молчания  (слайд № 13 «Метроном»  вечный огонь). Все встают. 

Ученик:

1. СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда - в сорок пятом!

2. Вы кровью и потом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы молоды были,
Сейчас - уже деды.

3. Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям!

4. Пусть счастье и радость
Живут на планете!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям!
Педагог: (слайд №14 )

- 9 мая – дата окончания кровопролития, всенародная радость, слезы и смех, гордость и любовь…Любовь к своему народу, к своей Отчизне и к своей земле. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной, суровой войне. Дорогие ребята, мы должны свято помнить всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу землю, за Россию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура речи: учить нельзя забыть!" (11 класс)

Урок русского языка в форме дискуссии. Подготовка к написанию части С ЕГЭ....

Классный час "Не помнить нельзя, забыть невозможно"

Цель. Формирование качеств защитника и патриота своей Родины.Задачи.Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям своей страны.Развивать эстетиче...

Забыть невозможно

Назарова Арина МБОУ СОШ№38 г. Озерск, Челябинской областиРуководители: Великанова Ирина Николаевна, Лисакова Анна НиколаевнаОдна из работ проекта "Озерчане - малолетние узниуки фашистских лагерей"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе «ДРЕВНИЙ ВОСТОК: ПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ»

Урок ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ знаний по теме: «Древний Восток: помнить нельзя забыть»ПедагогическиецелиСпособствовать осмыслению учащимися важнейших закономерностей и причинно-следственных связей в исто...

Такое забыть невозможно

Внеклассное мероприятие, посвященное дню освобождения г. Азова от немецко-фашистских захватчиков...

Нельзя забыть, нельзя простить…

сочинение о зверствах фашизма...