Классный час "Не помнить нельзя, забыть невозможно"
классный час (7 класс) по теме

Уханова Елена Александровна

Цель. Формирование качеств защитника и патриота своей Родины.

Задачи.

  1. Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям своей страны.

  2. Развивать эстетический и литературный вкус, интерес к поэзии и поэтическо­му слову.

  3. Способствовать проявлению положительных эмоций, способность восприни­мать не равнодушно литературное и художественное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Не помнить нельзя, забыть невозможно»

Люди!

                     Покуда сердца стучаться, -

                                      помните!

                                      Какою ценой

                                      завоевано счастье, -

                                      пожалуйста,

                                      помните!

(Р. Рождественский)

Цель. Формирование качеств защитника и патриота своей Родины.

Задачи.

  1. Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям своей страны.
  2. Развивать эстетический и литературный вкус, интерес к поэзии и поэтическому слову.
  3. Способствовать проявлению положительных эмоций, способность воспринимать не равнодушно литературное и художественное слово.

Оборудование: иллюстрации военной тематики, рисунки на тему «Мы не хотим войны».

Ход классного часа

Комментарии учителя. Скоро большой праздник, который чтит и помнит каждый человек нашей страны. Праздник, отражающий не только радость, но воспоминания слез, горя, и страдания. Воспоминания о самой страшной и кровопролитной войне в истории нашей страны.

Война ... Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки.

Сегодня мы вспомним о тех, кто не жалея себя, боролся с врагом.

Война - это годы холода и голода, погибшие друзья, редкие письма из дома, госпиталя, болезни, встречи и прощания.

Война - это страх, за себя, за своих близких, товарищей, которые рядом с тобой в землянке.

22 июня 1941 года тишину летнего воскресного утра нарушил рев самолетов. На  всем протяжении западной государственной границы СССР разорвались тысячи бомб и снарядов. Без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну, неся смерть и разрушение.

Читает ученик. Не забудет Россия безусые лица

Защищавших восход васильковой весны.

Нам уже никогда ничего не приснится,

Так смотрите за нас наши юные сны.

 Мы ни разу свои ордена не наденем

И в парадном строю вдоль трибун не пройдём.

 Мы погибли, но мы и погибшие верим:

Не забудет история наших имён.

Мы вернемся домой, чтоб навек там остаться,

 Нам последнюю песню в церквях пропоют.

Ведь российский солдат не умеет сдаваться,

Если он защищает Отчизну свою.

Степан Кадашников

Сообщение ученика. Для плана войны против СССР фашистские военачальники выбрали прозвище свирепого германского императора Фридриха I Барбароссы.

Барбаросса жил в 17 веке, командовал рыцарским войском и пролил немало человеческой крови. Название «Барбароссы» определяло характер войны как жестоко, истребительной и разрушительной.

3 июля по радио выступил Председатель Государственного Комитета Обороны Иосиф Виссарионович Сталин. В выступлении Сталина прозвучало:

«Красная армия, Красный флот и все граждане Советского Союза должны отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость инициативу и смекалку, свойственные нашему народу».

Фашистская Германия, сумевшая захватить к лету 1941 года половину стран Европы (Польшу, Данию, Голландию, Бельгию, Францию), не ожидала такого мощного сопротивления и начала народной войны. Вся страна, все люди как один поднялись на защиту Отечества. Уходили на фронт семьями.

Одна из первых приняла на себя удар вражеских войск Брестская крепость.  Оборона брестской крепости - это подвиг советских воинов, ценой своей жизни задержавших наступление врага.

Читает ученик. Брестская крепость.

Разбитая крепость над Бугом стоит,

 В ней камни, омытые кровью.

Но мы не сдаемся, стоим как гранит!

 Под стать легендарным героям.

Расскажут лишь камни об этих боях,

Как насмерть герои стояли.

Здесь русский, бурят, армянин и казах

За Родину жизнь отдавали.

Прощайте, товарищи, Родина-мать, Прощайте друзья и невесты...

 Мы с верой в победу идем умирать

В последним сраженье под Брестом.

Федор Гермоненко

     Эти стоки были написаны кровью на клочке бумаги. Стихи заложены в гильзу и найдены через 20 лет при раскопках на территории крепости. Внизу подпись: Федор Гермоненко.

Комментарий учителя. Много героических подвигов совершал советский народ во время войны. Не боялся смерти, ранений. Люди, сражались за свое Отечество, все делали, что бы победить врага. Были люди-герои, которых не думали о себе, для них было важнее уничтожить врага.

Рассказ ученика. Один из таких героев был летчик Николай Францевич Гастелло.

На земле и в воздухе шел бой. Противник прорывался на советскую землю. Самолет, на котором летел капитан Гастелло - подбит. Машина в огне. У Николая Францевича есть возможность надеть парашют и спуститься на землю. Но боязнь попасть в плен к врагу останавливает его. Тогда он принимает решение повернуть самолет на вражеские машины. Огонь уже подкрадывается к летчику. Но он, сосредоточив все силы, мчит свою машину к цистернам и технике врагов. Глаза Гастелло уже плохо видят из-за окружающего его огня. Опаленные руки - тверды. Умирающий самолет еще слушается рук умирающего пилота. Самолет Гастелло врезается в толпу цистерн и машин - и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух.

Комментарии учителя. В сентябре 1941 года немецко-фашистские войска, несмотря на отчаянные сопротивления нашей армии, вышли на ближайшие подступы к Ленинграду. Отдавать Ленинград было нельзя.

По мнению командующего ленинградским фронтом маршала Жукова, при сдаче Ленинграда враг незамедлительно пошел бы на Москву.

Началась 900 дневная блокада Ленинграда. Такого всенародного мужества и героизма не мог предвидеть Гитлер. Несмотря на яростные атаки фашистских войск, на варварские бомбардировки, на жестокий голод и холод, болезни и ежедневную смерть, ленинградцы выстояли и победили.

Большой бедой, была нехватка продуктов питания, люди умирали от голода. Из чего только не выпекали ленинградцы хлеб! Добавляли к ржаной муке муку овсяную, соевую, кукурузную. Применяли жмых - льняной, хлопковый. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху. Но десять раз перетряхивали мешки из-под муки. Хлеб был на вкус кисловато-горьковатым, травянистым. Вначале получали по 300 граммов хлеба, а после по 250 граммов это была норма взрослого человека на целый день. Ребенку, давали по 125 граммов, он был примерно размером с осиновым листик. Рядом со взрослыми, несли на своих хрупких плечах все тягости и лишения - дети. Изнемогая от голода и усталости, стояли у станка мальчишки и девчонки, изготавливая снаряды, мины и взрывчатки для фронта, для победы.

Читает ученик.   Песня юных защитников Ленинграда.

В далеком суровом военном году,

 Под гром батарей, у страны на виду Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

Но были они - Ленинградцы!

Им было всего лишь тринадцать,

 И мы никогда не забудем с тобой

Как наши ровесники приняли бой.

                  М. Кульчицкий (погиб под Сталинградом в январе 1943 года)

Рассказ ученика. В блокаду, дети посещали школы-интернаты, где продолжали учиться и работали на ровне со взрослыми.

На завтрак ученики получали по 25 граммов хлеба и по кружке горячей воды с солью. Ребята, у которых еще были силы - ходили, разбирали на дрова, разрушенные деревянные дома. На обед давали по 50 граммов хлеба, крохотный кусочек масла и немного супа из мороженой свеклы и каплю каши. Многие дети часть супа и каши прятали в банки. А после обеда, сжимая в руках стакан или баночку с едой, несли домой для матери, брата, сестры.

Фашисты отчаянно шли и подступали к Москве. К концу ноября был взят Клин. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск. На помощь измотанным в боях войскам подошли сибирские дивизии. Прямо с заводов на фронт шли танки. Удалось превзойти врага по числу самолетов. На 159-200 километрах то столицы были отброшены вражеские войска. Битва за Москву завершилась в апреле 1942 года. Враг потерял свыше полумиллиона человек, бессчетное количество танков и самолетов.

Читает ученик. Партизанка.

Убили партизанку на рассвете.        

Две ночи длились пытки и допрос.

Прощаясь, трогал подмосковный ветер

На лбу девичью прядь волос.

Исколотую вражьими штыками,

В разрушенном селенье - на краю -

Мы подняли солдатскими руками,

Россия, дочь любимую твою.

В снежинках всю ее мы положили

В избе просторной русского села.

Еще о ней мы песен не сложили,

А жизнь ее - вся песнею была.

М. Матусовский

Рассказ ученика. Война продолжалась, количество погибших все росло и росло. Битва под Сталинградом известна всем жителям страны. Здесь на берегу великой реки Волги, состоялось сражение, прославившее Красную армию. Сталинградская битва стала символом несгибаемой воли нашего народа, его самоотверженности и героизма, В ходе Великой отечественной войны фашисты захватили огромные территории нашей страны. На этих землях они пытались ввести свой новый порядок. С захваченной территории немцы вывозили все: хлеб, полезные ископаемые, памятники искусства.

Страшный итог германской оккупации — 1700 уничтоженных городов, 70000 сел и деревень, 32000 предприятий, 27 миллионов наших соотечественников погибло в войну - это и воины и мирное население. ;

Дети принимали активное участие в военных действиях они украдкой от родителей уходили на фронт. Им было все равно, что делать лишь бы помочь бойцам.

Рассказ ученика. Имя Лары Михеенко бессмертно. Это была обычная 14 летняя девочка, которая доставляла сведения о фашистских силах, сколько пушек, танков, снарядов. Однажды, выполняя очередное задание, девочка была схвачена фашистами. Она мужественно терпела побои и пытки, но не проронила не слова, не придала. Лалу расстреляли холодным октябрьским утром 1943 года. Посмертно Лариса Михеенко награждена орденом Отечественной войны 1 степени и медалью «Партизану Отечественной войны».

Читают 2 ученика по ролям.

Знаешь Юлька

Знаешь, Юлька, я против грусти,        Знаешь, Юлька, я против грусти.

Но сегодня она - не в счет.        Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,        Отогрелись мы еле-еле.

Мама, мамка моя живет.        Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

У тебя есть друзья, любимый.        Снова рядом в сырой шинели

У меня - лишь одна она.        Светлокосый солдат идет.

Пахнет в хате квашней и дымом,        С каждым днем становилось горше,

За порогом бурлит весна.        Шли без митингов и знамен.

Старой кажется: каждый кустик        В окруженье попал под Оршей

Беспокойную дочку ждет...        Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

                         Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

                         Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

                        О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я против грусти,

                        Но сегодня она - не в счет,

Где-то в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

                       Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.

Юлия Друнина.

Рассказ ученика. Другая девочка Таня Морозова ей было всего 12 лет, тоже была партизанкой. За смелость и отвагу была награждена орденом «Красной звезды». Таня прошла всю войну. Девочка, участвовала во многих боях, не раз сталкивалась лицом со смертью. Была тяжело ранена, но осталась жива, встретила Победу со слезами на глазах. Сейчас вы прослушаете стихотворение, о четверых молодых парнях, которые перед боем фотографировались, возможно, они хотели эти снимки отправить своим родителя или любимым девушкам, но жизнь распорядилась иначе.

Читает ученик.

На фотографии в газете.          Они легли на поле боя,
Нечетко изображены.          Жить начинающие едва.
Бойцы, еще почти что дети,          И было небо голубое,
Герои мировой войны.                Была зеленая трава.

Они снимались перед боем          Забыть тот горький год не близкий

В обнимкуs четверо у рва.             Мы никогда бы не смогли.

И было небо голубое,        По всей России обелиски,

Была зеленая трава.        Как души рвутся из земли ...

Никто не знает их фамилий,          Они прикрыли жизнь собою
О них ни песен нет, ни книг.           Жить начинающие едва,
Здесь чей-то сын, и чей-то милый,          Чтоб было небо голубое,

И чей-то первый ученик.        Была зеленая трава.

Р. Казакова.

Комментарий учителя. В пригороде Берлина Карлхорст представители германского верховного командования 8 мая 1945 подписали акт безоговорочной капитуляции. Великая Отечественная война закончилась.

Вечером 9 мая небо над Москвой озарилось вспышками небывалого салюта из тысячи орудий. С тех пор каждый год в этот день вся наша страна отмечает один из самых торжественных своих праздников - День Победы.

24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся исторический парад Победы. Десять фронтов прислали в столицу своих лучших воинов. Парад принимал заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков - на красивом белом коне. Командовал парадом Маршал

Комментарий учителя. Мы должны помнить о тех, кто никогда не увидит свою Родину свободной. О тех, кто так и не узнал, чем кончилась волна, кто победил. Помнить о героях войны наша обязанность, наш долг.

Итог классного часа

Комментарии учителя. Время летит неумолимо. Все меньше на земле живых свидетелей Великой войны с фашизмом. Сегодня седые ветераны рассказывают внукам о войне. А если позволяет здоровье выезжают на братские захоронения и места боев.

Великая отечественная война закончилась уже давно. Выросло новое поколение, которое не знает ни боев и грохота взрывов. Но в памяти нашего народа никогда не изгладятся подвиги и потери, горькие месяцы отступления и радости первых побед.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Холокост - помнить или забыть?"

Классный час расчитан на учеников 9-11 классов.  Основная цель - показать итоги и последствия холокоста, его значение в жизни человечества....

Технологическая карта урока истории в 5 классе «ДРЕВНИЙ ВОСТОК: ПОМНИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ»

Урок ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ знаний по теме: «Древний Восток: помнить нельзя забыть»ПедагогическиецелиСпособствовать осмыслению учащимися важнейших закономерностей и причинно-следственных связей в исто...

Внеклассное занятие "Не помнить нельзя, забыть невозможно"

Методическая разработка "Не помнить нельзя, забыть невозможно", посвящена 75 -летию Великой Победы....

Классный час. Тема: "Всемирный день борьбы со СПИДом: об этом нельзя забыть"

quot;Выбери жизнь!"Цель: санитарно-гигиеническое просвещение и информирование учащихся.Задачи:- познакомить учащихся с понятиями ВИЧ и СПИД;- дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфек...

Нельзя забыть, нельзя простить…

сочинение о зверствах фашизма...