Творчество и функциональная грамотность подростков
статья

Ильин Александр Алексеевич

Задачи формирования современного демократичного общества требуют от каждого человека самостоятельности, инициативы, творческого подхода к делу. Педагогическая деятельность обладает значительными воспитательными возможностями по развитию творческого потенциала личности.

Проблема развития творческих способностей личности является одной из важнейших проблем современной педагогики. Управлять процессом воспитания и взрослых и подростков означает предвидеть, как реализуется цель – творческое развитие их личности. Стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками позволяет осуществлять индивидуальную педагогическую помощь детям по широкому кругу проблем. Таким образом, творчество играет огромную роль в формировании функциональной грамотности человека. Особенно важна эта роль в подростковом возрасте.

 

Творчество играет огромную роль в формировании функциональной грамотности человека. Особенно важна эта роль в подростковом возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творчество и функциональная грамотность подростков

Задачи формирования современного демократичного общества требуют от каждого человека самостоятельности, инициативы, творческого подхода к делу. Педагогическая деятельность обладает значительными воспитательными возможностями по развитию творческого потенциала личности.

Проблема развития творческих способностей личности является одной из важнейших проблем современной педагогики. Управлять процессом воспитания и взрослых и подростков означает предвидеть, как реализуется цель – творческое развитие их личности. Стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками позволяет осуществлять индивидуальную педагогическую помощь детям по широкому кругу проблем.

Театр как социокультурное явление в нашей стране занимает одну изведущих позиций не только в мире искусства, но и в воспитании и образовании подрастающего поколения. Воспитательную ценность театрального искусства отмечали С.А. Рачинский, К.Д.Ушинский, педагоги-непрофессионалы  К.В. Вентцель, С.Т. Шацкий, А.А. и др.

Поиск истоков, объясняющих природу творчества, неизбежно приводит к философским основаниям этого процесса. Среди работ многих философов, пытавшихся объяснить природу и предназначение творчества в жизни человека, можно выделить концепцию выдающегося русского философа Николая Бердяева, для которого тема творчества и творческого призвания человека являлась, по его собственным словам, основной темой его жизни.

Под творчеством Н.Бердяев понимал не создание культурных продуктов, «а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию…Творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общественный, космический и социальный характер. Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя. Поглощенность собой подавляет, выход из себя освобождает». Человек, по его мнению, вынужден быть творцом. Потому что «творчество есть ответ человека на призыв Бога… Творчество есть продолжение миротворения».

Обобщая данные многих исследований,ученые выявили  составляющие творческой личности:задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;интересы, их направленность, частота и систематичность проявления, доминирование познавательных интересов;стремление к созданию нового, любознательность, склонность к решению и поиску проблем; быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выборов эталонов для последующего отбора;проявление общего интеллекта – схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение ит.д.;настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений; творческость – умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать;склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т.п.;интуитивизм – способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиске выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т.п.

Итак, исходя из проанализированной литературы, можно сделать следующий вывод: творчество – это деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, часто уникальностью. Сущность творчества – это нестандартное отношение человека к действительности. И педагогическое творчество не является исключением. Творческий человек – постоянно развивает свои способности и реализует их в нестандартных материальных или духовных ценностей, в новых формах деятельности и общения.Главное в процессе творческой деятельности - создание условий для личностного роста человека, постоянное расширение границ его внутреннего мира. В идеале этот процесс не должен прекращаться, пока человек живет.

Творческая деятельность необходима, чтобы человек  смог подняться до уровня понимания достижений мировой культуры и стал полностью очеловечным. Такой подход к характеристике творческой деятельности имеет принципиальное значение. Это связано с тем, что многое из того, что создается подростками в процессе их деятельности является объективно новым, оригинальным. Важно то, что учащийся достигает реальных результатов, т.е. проявляет себя. А проявление «самости» - это, во-первых, залог  устойчивого творческого отношения к окружающему миру и, во-вторых, важный фактор развития целостной творческой личности, т.е. осознание себя, познание своих физических, духовных возможностей, своего места среди других людей.

Следовательно, творчество выражается не только в удовлетворении потребности быть личностью, но и является условием ее становления.

Одним из важнейших условий успешной социализации человека является его способность не только к адаптации в обществе, но и умение преодолевать трудности жизни в этом обществе. Из многочисленных определений понятия «социализация» мы выделяем точку зрения А.В. Мудрика, который полагает, что «социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в обществе, к которому он принадлежит».

Понимание социализации как процесса развития и становления человека во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и активного воспроизводства этим человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному коллективу, предполагает ее двусторонний процесс. С одной стороны, в процессе социализации индивид усваивает социальный опыт, входя в данную систему социальных связей, а с другой он активно воспроизводит эту систему социальных связей, т.е. не только обогащается опытом, но и реализует себя, как личность, влияя на окружающих его людей, на всю социальную среду.

Таким образом, творчество играет огромную роль в формировании функциональной грамотности человека. Особенно важна эта роль в подростковом возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...