Учебно-методическая разработка "Ценностное и профессиональное ориентирование" для 9-11 классов
учебно-методическое пособие
Учебно-методическая разработка " Ценностное и профессиональное ориентирование" для 9 -11 классов Разработала Сурнина Т А , учитель ГБОУ СОШ 6 для проведения внеклассных мероприятий, классных часов, использования в педагогических конкурсах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_proekta.doc | 75.5 КБ |
doroga.ppt | 224.5 КБ |
proekt_k_doroge.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Дорога, которую мы выбираем»
Перед работой ребята разбирают свои фотографии и кладут их себе на стол
На партах разложены шаблоны проектов и папки, которые будут оформлять дети.
1 слайд
Совсем скоро вы закончите школу.
И уже сегодня перед вами стоит вопрос выбора, какой дорогой идти дальше. 16-17 лет – этот возраст, когда молодые люди всерьез задумываются, кем быть, а главное, каким быть. И от этого выбора на самом деле очень многое зависит.
Отношения с миром, с людьми, с самим собой – вот составляющие, из которых и складывается личность, от которых зависит, насколько счастлив будет человек в
жизни.
Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив, миг мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед. Перед Вами миллионы дорог и от того, куда Вы пойдете, какой путь выберете, зависит Ваша жизнь.
.
И так, тема нашего проекта – «Дорога. которую мы выбираем»
От школьного порога
Дорог на свете много,
Какой шагать - решенье за тобой
Сегодня вы сами попробуете создать некий проект своей дороги. ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ВАС ПРИГОТОВЛЕНЫ листы, на которых отмечены этапы, с помощью которых вы и будете создавать этот проект. Прошу вас отнестись к этой работе ответственно. Самое главное, постарайтесь быть искренними в своих ответах, потому что лгать самому себе - самая большая ошибка.
На выполнение каждого этапа отводится 2-3 минуты.
Началом к выполнению каждого этапа нашего проекта будут служить афоризмы известных людей. Прислушайтесь к ним, к тому, как они воспитывали себя и каких правил придерживались в жизни.
1. И так, представим нашу жизнь в виде дороги, которая проходит во времени. День за днем, час за часом мы
проходим свой путь, все его возрастные этапы. Где начало нашего жизненного пути?
Конечно же, в стране Детства. Прошу вас приготовить первый лист с названием «Детство».
2 слайд
Вы видите окошко, которое я бы назвала - «окошко в детство».
Через несколько минут в это окошко вы вставите свою детскую фотографию. На окошке напишите, что для вас детство- безмятежность, радость, игра, покой, дом, и прочее.
Напишите в графе «Я» своё имя и фамилию и закончите предложенные фразы, вспоминая, то, что было связанно с вашим детством, какими вы были, кто был рядом с вами.
Я желаю вам приятного погружения в то далёкое безмятежное время под названием Детство.
А перед началом работы - афоризм: «Сильный мужчина может быть побежден целеустремленным ребенком»
П. Форсайт
Музыка «Куда уходит детство»
2. И так вы вспомнили ваши истоки. Отсюда начинается ваш путь в Прекрасное Далеко.
И вы уже прошли часть этого пути, подросли, приобрели определенный опыт, многое узнали, но самое главное, самое интересное у вас еще впереди.
3 слайд
В настоящее же время многие из вас, как витязь на распутье, думающий, куда ему идти. Да, перед человеком, которому еще предстоит стать личностью, вопросов очень много. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей своей жизни, на некоторые попробуйте ответить сегодня.
Какие же вопросы вас могут волновать?
4 слайд
Возьмите второй лист вашего проекта.
Здесь вы видите начало вопросов. Их надо закончить. Возможно, как раз эти вопросы и встают перед вами на данном этапе жизни.
А как напутствие - афоризм : «Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, сможет вынести любое КАК»
Ф. Ницше
Музыка «Слышу голос из прекрасного далёка»
5 слайд.
3.Глаза у нас намного выше ног,
В том смысл я вижу и особый знак –
Мы так сотворены, чтоб каждый мог
Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.
Как известно путник, чтобы не сбиться с пути - берет с собой в дорогу компас.
Определить маршрут по дороге жизни компас, конечно, не поможет, но он будет символом нашего дальнейшего этапа, который называется « Мои приоритеты»
6 слайд
Сейчас мы с вами попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни. Выберите или напишите свои 5 самых главных для вас понятий, которые помогут вам не сбиться с пути и 2 , которые могут быть в будущем.
А перед началом как напутствие – афоризм:
«Осчастливить непременно и чем-нибудь хоть одно существо в своей жизни, но только практически, то есть, в самом деле, я бы поставил заповедью для всякого развитого человека»
Ф. Достоевский «Идиот»
Музыка «город 213»
4. Кто из нас не любит мечтать? И вы знаете, мечты могут сбываться, если задаться целью или поставить перед собой задачу и стремиться реализовать её.
7слайд
Попробуем определить, какие задачи стоят перед вами.
Условный знак вашего следующего проектного плана - часы, потому что для выполнения поставленных задач кроме очень и очень много - требуется, конечно же, и какое-то время.
Сформулируйте ближнюю, среднюю, дальнюю задачи:
Через 5 лет я буду…
Через 10 лет я буду…
Через 30 лет я буду…
А для начала я желаю вам запомнить следующий афоризм:
«Самый медлительный человек, если он только не теряет из вида цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно»
Г. Лессинг
Музыка «Ты – человек»
5 .Итак, вы выбрали, какие вершины будете преодолевать на дороге жизни. Встретятся вам и горы и овраги, и пропасти, непроходимые ущелья, дремучие леса. Как быть. Можно ли одному преодолеть все жизненные трудности?
8 слайд
Конечно же, нет. А если у вас большая удача или какая-то радость – возможно ли это удержать в себе и не с кем не поделиться? (жду ответ) Конечно же, нет.
- Но какими чертами характера вам бы хотелось, чтобы обладали ваши друзья или люди окружающие вас.? Приготовьте следующий лист, и напишите ответы на этот вопрос. Но для начала прошу вас прислушаться к очень мудрому афоризму:
9 Слайд
«Мы научились летать в небе, как
птицы, и плавать в море, как рыбы, но
так и не научились одной простой вещи
— идти по земле, как братья»
Мартин Лютер Кинг
Музыка «Когда мои друзья со мной»
Выполнение
(Продолжение к этому этапу)
Как важно для каждого из нас чувствовать поддержку других людей. Как порой сплочённые действия нескольких человек могут спасти или выручить в какой-то ситуации. Сейчас попробуем рассмотреть две ситуации, где в течение одной-двух минут должны вспомнить названия разных предметов или действий, которые необходимы в данной ситуации. Таким образом, мы выстроим цепочку помощи для кого-то. Прошу выйти 6-10 человек. Первая ситуация – пожар. (выходят и говорят)
Прошу выйти остальных. Вторая ситуация - человек потерял сознание
Молодцы вы успешно справились с заданием. Надеюсь, что и в жизни вы будете так же сплочённы и внимательны друг к другу. Прислушайтесь к этим словам:
Всё что с опозданием не в счёт:
Перезревший плод - теряет сладость
Друг, пришедший поздно - не спасёт.
Дай вам Бог, способность обрести
Чьей-то вовремя руки коснуться
Вовремя на выручку прийти
Вовремя кому-то улыбнуться.
6. Приоритеты определены, цели поставлены. Теперь нам предстоит определиться с тем, а какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь намеченное.
Но сначала послушайте отрывок из произведения О, Генри название которого созвучно теме сегодняшнего нашего классного часа «Дороги, которые мы выбираем»
Произведение начинается с того, что три бандита грабят восточный экспресс. Один из них убит в перестрелке. Два других благополучно уходят с награбленным. Я предлагаю вам прослушать один из их разговоров и попытаться продолжить фразу, которую я прерву.
«Акула Додсон, садясь на валун и пожевывая веточку: – Я родился на ферме в округе Олстер. Семнадцати лет я убежал из дому. И на Запад-то я попал случайно. Шел я по дороге с узелком в руках, хотел попасть в Нью-Йорк. Думал, попаду туда и начну деньги загребать. Мне всегда казалось, что я для этого и родился. Дошел я до перекрестка и не знаю, куда мне идти. С полчаса я раздумывал, как мне быть, потом повернул налево. К вечеру я нагнал циркачей-ковбоев и с ними двинулся на Запад. Я часто думаю, что было бы со мной, если бы я выбрал другую дорогу.
– По-моему, было бы то же самое, – философски ответил Боб Тидбол. – Дело не в дороге, которую мы выбираем;…(а в чём - дать возможность ответить детям) ( потом закончить самой)………………………..
А ответ звучал так 10 Слайд (читаю по слайду «то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». )
Теперь самое время вам определить, что же должно быть внутри вас, какими духовно – нравственными качествами вы должны обладать, чтобы не ошибиться в выборе своей дороги.
Определим, какие черты характера являются для вас главными, а от каких качеств лучше бы избавиться или вообще не иметь их.
11 Слайд
Приготовьте для работы следующий лист. На нём вы должны обвести две свои руки. На одной ладони напишите «да», на другой – «нет». На руке да напишите пять качеств, которыми вы хотите обладать, а на руке нет, напишите те качества, которые вы категорически отвергаете для себя.
А потом дайте определение двум любым качествам из вашего списка
Музыка «Дорогою добра»
7. Часто у нас возникает такие ситуации, когда мы просто обязаны ответить отказом на предложение, которое нас не устраивает.
12 слайд
Все твое существо бьет тревогу, ты хочешь сказать НЕТ, я этого не хочу, но… ты боишься прослыть не таким как все, получить прозвище “маменькин сынок”, “ботаник” и т.д. или просто не хватает силы воли. Попробуйте предложить 3 способа отказа, способов сказать НЕТ наркотикам, сигаретам, спиртному.
А перед началом мудрые слова: «Деньги - медь, одежда - тлен, а здоровье - всего дороже»
(выполняют работу)
Вы всегда должны помнить о том, что имеете право на выбор, что вы сами за себя должны принимать решения, не бойтесь говорить НЕТ и не идти на поводу у кого-то.
Музыка «Есть только миг»
13 слайд
афоризм.
«Если лестница приставлена не к той стене, то, сколько бы ступенек вы не одолели, все равно придете не туда»
С. Кови
На пороге выхода из стен школы перед вами, конечно, стоит один из главных вопросов - кем быть по профессии, какую специальность избрать для себя. От правильного выбора будущей своей работы во многом зависит, каким будет ваша дальнейшая дорога.
Но понимаете ли вы что такое профессия, а что такое специальность? Сейчас мы это и выясним.
14 слайд
Начинает отвечать тот, кому я брошу мяч, а дальше вы передаёте мяч по цепочке. Я буду говорить правильно вы ответили или нет. Кстати будьте внимательны – здесь есть провокационные слова.
(игра)
А теперь самое время написать на своих проектных листах кем вы хотите стать по профессии, специальности. А может и по должности.
(выполняют)
Муз
Мы приблизились к последнему и очень важному этапу нашего проекта, который называется «Моя жизненная позиция»
15 Слайд
Подумайте, пожалуйста, и выберите из предложенного или напишите свою жизненную позицию. Человек сам выбирает для себя определённый жизненный девиз. И очень важно, каким он будет. Во многом именно жизненная позиция определяет - как сложится ваша дорога. Перед тем как вы ответите на этот вопрос я хочу прочитать вам великолепное стихотворение Киплинга «Заповедь» . Вслушайтесь в эти строки
Редьярд Киплинг Заповедь
Владей собой среди толпы смятенной, |
Тебя клянущей за смятенье всех, |
Верь сам в себя, наперекор вселенной, |
И маловерным отпусти их грех; |
Пусть час не пробил - жди, не уставая, |
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них; |
Умей прощать и не кажись, прощая, |
Великодушней и мудрей других. |
|
Умей мечтать, не став рабом мечтания, |
И мыслить, мысли не обожествив; |
Равно встречай успех и поруганье, |
Не забывая, что их голос лжив; |
Останься тих, когда твое же слово |
Калечит плут, чтоб уловить глупцов, |
Когда вся жизнь разрушена и снова |
Ты должен все воссоздавать с основ. |
|
Умей поставить, в радостной надежде, |
На карту все, что накопил с трудом, |
Все проиграть и нищим стать, как прежде, |
И никогда не пожалеть о том, |
Умей принудить сердце, нервы, тело |
Тебе служить, когда в твоей груди |
Уже давно все пусто, все сгорело |
И только Воля говорит: "Иди!" |
|
Останься прост, беседуя с царями, |
Останься честен, говоря с толпой; |
Будь прям и тверд с врагами и друзьями, |
Пусть все, в свой час, считаются с тобой; |
Наполни смыслом каждое мгновенье, |
Часов и дней неуловимый бег, - |
Тогда весь мир ты примешь во владенье, |
Тогда, мой ДРУГ, ты будешь Человек! |
А теперь - запишите вашу позицию и разложите последовательно все этапы своего проекта «Дорога, которую мы выбираем» в папочку.
Музыка Высоцкий «Я не люблю» или другая
Последний этап
Ну что ж, выполнение вашего проекта подошло к концу. Надеюсь, что сегодняшняя работа в какой-то мере помогла вам в определении вашей дальнейшей дороги жизни. Попробуйте сейчас каждый в нескольких словах сказать , что для вас было интересным, какой этап вызвал затруднения, какой этап стал открытием, что вы чувствовали во время выполнения заданий, просто поделитесь своими мыслями и эмоциями. Начинайте своё высказывание словами « Сегодня я……….» или «Мне сегодня……»
( передать мяч)
(говорят дети, передавая мяч друг другу)
Спасибо. Все ваши проекты будут вас сопровождать и на последнем звонке и на выпускном. Но самое главное, встретившись через несколько лет все вместе - вы каждый сможете сравнить свой проект с тем, кем вы станете
16Слайд
.
А сегодняшнюю встречу я хочу закончить одной притчей, последние слова которой будут моим пожеланием для вас.
В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…
Спасибо всем, вы были сегодня молодцы. До свидания.
Музыка. «Дорогою добра»( на последнем слайде)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д е т с т в о Самое первое воспоминание… Я был (какой)… Я хотел… Я не понимал… Самым главным человеком в детстве был (а)… Меня научили… Я в долгу перед… Путевку в жизнь мне дали…
В о п р о с ы на п у т и Что в жизни…? Кем бы я…? Что для меня…? Есть ли у меня…? Чего бы я…? Какую цену…? Зачем людям…? Кто должен…? Можно ли обойтись без…? Какие качества…? Хорошо ли учить…? С кем мне…? В чем моя…? Как выбрать…? Как получить…? Сколько стоит…?
Выбор своего предназначения Глаза у нас намного выше ног, В том смысл я вижу и особый знак – Мы так сотворены, чтоб каждый мог Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.
Для того, чтобы жить полноценно, важно, чтобы жизненные приоритеты были правильно расставлены Семья Друзья Любовь Власть Свобода Работа Карьера Дети Самосовершенствование Здоровье Богатство Духовные поиски Иное (уточнить что)
В а ш и з а д а ч и Ближняя Средняя Дальняя Через 5 лет я буду… Через 10 лет я буду… Через 3 0 лет я буду…
Просто ли идти в одиночку?
Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи — идти по земле, как братья. Мартин Лютер Кинг
«Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу» О.Генри
Ум Низость Доброжелательность Благородство Честь Справедливость Тщеславие Честность Трусость Чувство юмора Чуткость Трудолюбие Алчность Мужество Нерадивость Злость Эгоистичность Отзывчивость Усидчивость Ответственность Лживость Лень Воспитанность Самовлюблённость Образованность Лицемерие Грубость Человечность Зависть Порядочность Хамство Целеустремлённость Другое
Умей сказать НЕТ
«Если лестница приставлена не к той стене, то, сколько бы ступенек вы не одолели, все равно придете не туда» С. Кови
Судья Маляр Директор школы Пианист Литературный критик Столяр Лётчик-испытатель Официант Менеджер Учитель Ветеринарный врач Врач Продавец книг Председатель колхоза Инженер Художник Парикмахер Водитель Швея Кулинар Хирург СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ИЛИ ПРОФЕССИЯ
Моя жизненная позиция Семь раз отмерь – один раз отрежь Если не я – то кто же Не создавать себе и окружающим лишних проблем Здоровый образ жизни Идти с улыбкой по жизни Не обещать, а решать. За словом – Дело! Смело идти вперёд Жить, чтобы расти и помогать расти другим Моя хата скраю – ничего не знаю
ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ
Предварительный просмотр:
Дорога, которую мы выбираем
«Сильный мужчина может быть побежден целеустремленным ребенком»
П. Форсайт
1. Детство
Я | ||
Самое первое воспоминание… | ||
Я был (какой)… | ||
Я хотел… | ||
Я не понимал… | ||
Самым главным человеком в детстве был (а)… | ||
Меня научили… | ||
Я в долгу перед… | ||
Путевку в жизнь мне дали… |
2. Путь в Прекрасное Далёко
«Тот, кто имеет ЗАЧЕМ жить, сможет вынести любое КАК»
Ф. Ницше
Вопросы на моём пути
Что в жизни…? | |
Кем бы я…? | |
Что для меня…? | |
Есть ли у меня…? | |
Чего бы я…? | |
Какую цену…? | |
Зачем людям…? | |
Кто должен…? | |
Можно ли обойтись без…? | |
Какие качества…? | |
Хорошо ли учить…? | |
С кем мне…? | |
В чем моя…? | |
Как выбрать…? | |
Как получить…? | |
Сколько стоит…? |
3. Чтобы не сбиться с пути
«Осчастливить непременно и чем-нибудь хоть одно существо в своей жизни, но только практически, то есть, в самом деле, я бы поставил заповедью для всякого развитого человека» Ф. Достоевский «Идиот» |
Мои приоритеты |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
1 - 5 - главные
6 – 7 - не очень значимые в данный момент, но будут в будущем
4. Вершины, по дороге жизни
Я буду через…
5 лет 10 лет 30 лет
«Самый медлительный человек, если он только не теряет из вида цели, идет быстрее, чем тот, кто блуждает бесцельно»
Г. Лессинг
………………………………………………………………………………………………….
5. Вам со мной по пути
Я хочу, чтобы мои друзья обладали такими чертами характера, как:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
«Мы научились летать в небе, как
птицы, и плавать в море, как рыбы, но
так и не научились одной простой вещи
— идти по земле, как братья»
Мартин Лютер Кинг
6. Духовно-нравственные качества для меня
«Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, |
Да Нет
качество | моё определение |
………………………………. - это | |
………………………………. - это |
7. Я выбираю здоровье
«Деньги - медь, одежда - тлен, а здоровье - всего дороже»
1 | |
2 | |
3 |
3 моих способа отказаться от курения, алкоголя, наркотиков:
8. Хочу быть…
«Если лестница приставлена не к той стене, то, сколько бы ступенек вы не одолели, все равно придете не туда»
С. Кови
По профессии | |
По специальности | |
По должности |
9. Моя жизненная позиция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по изучению темы "Текстовый редактор". 6 класс.
В данном учебно-методическом пособии разработан полный цикл уроков по изучению темы "Текстовый редактор" в 6 классе....
Учебно-методическое пособие "Тесты по информатике и ИКТ" . 5 класс
Тест по информатике – 5 класс итоговый. Время работвы 45 минут....
Учебно-методическая разработка ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ для учащихся 7 класса
Диагностическая конрольная работа по теме "Основание Санкт-Петербурга" предназначена для учащихся 7 класса, изучающих предмет "История и культура Санкт-Петербурга. Включает три блока заданий для двух...
АНАЛИЗ РАЗДЕЛА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (“SPOTLIGHT”) ДЛЯ 10 КЛАССА (авт.: О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. М.: Express Publishing: Просвещение, 2009)
Данное пособие базируется на общеевропейской шкале уровней владений иностранными языками и соответствует уровню В-2. Для анализа я выбрала раздел (модуль) № 3 «Школа и работа» (“Schooldays & ...
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: Профессиональная силовая подготовка – гантельный комплекс
Даная методическая разработка предназначена для проведения занятия по теме: «Профессиональная силовая подготовка» в разделе учебной программы «Профессионально-прикладная физическая п...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: Профессиональная силовая подготовка – гантельный комплекс 2023 год
Общая физическая подготовка (ОФП) - педагогический процесс всестороннего физического развития человека, процесс совершенствования физических качеств, направленных на всестороннее и гармоническое физич...