Беседа "Влияние экологии на здоровье человека"
материал (7 класс)

Торяник Евгения Алексеевна

Влияние экологии на здоровье человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ekologii_na_zdorove_cheloveka.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат»

Воспитательский час

«Влияние экологии на здоровье человека»

Подготовила:

Воспитатель: Е.А.Торяник.

Форма воспитательского  часа: беседа, работа в группах.

Дата:07.10.2020.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «качество жизни», «окружающая среда»; как влияет окружающая среда на качество жизни, особенно на здоровье человека; как можно улучшить наше качество жизни.

Задачи:

  • формирование представлений о здоровье;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, что вы считаете самым ценным для человека? (свободное высказывание детей)

– Да, это, конечно же, здоровье! Народная мудрость гласит: «Здоровье всего дороже. Здоровье потеряешь – всё потеряешь».  

– Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь.

– Сегодня мы побеседуем на тему, которая звучит так: «Природа и здоровье человека».

А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Вдохните и выдохните…

Выдохните все обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!

Вдохнём в себя:

  • свежесть и красоту белого снега;
  • всю нежность первых весенних цветов;
  • жажду знойного лета;
  • лёгкое шуршание последнего падающего листочка…

– Прочитайте заголовок ещё раз и подумайте, какие вопросы могут вас заинтересовать при разговоре на эту тему? (Всё фиксируется на доске.)

1. Что такое природа? (Опираясь на свои знания, дети сами дают ответ на этот вопрос.)

 

Живая, Человек Воздух Животные Вода Растения Камни Грибы Микробы

Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.

2. Что такое здоровье? (свободное высказывание детей)

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье? Работа в группах: – Обсудите в группе, что же такое здоровье?

– Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье? (Высказывания учащихся от каждой группы).

  • «Здоровье не купишь, его разум дарит».
  • «Здоровому врач не надобен».
  • «Болен – лечись, а здоров – берегись».
  • «Береги здоровье смолоду» и т. д.

Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Окружающая среда – среда обитания и деятельности человека, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.

В настоящее время проблемы окружающей среды в мировом сообществе рассматриваются в единстве с проблемами социальными, экономическими, технологическими, духовно-нравственными. Только комплексный подход может обеспечить становление устойчивого развития общества и природы.

Качество жизни человека – это совокупность важнейших жизненных ценностей человека. Как живется человеку, как удовлетворяются его потребности, во имя чего он живет, каков смысл его жизни, удовлетворен ли он своей жизнью. (Академик И.В.Бестужев-Лада)

Качество жизни в международной практике оценивается индексом человеческого развития (ИЧР), включающим три основных показателя: здоровье, образование, внутренний доход на душу населения.

На основании этого индекса строится рейтинг стран мира по качеству жизни. В первую пятерку входят такие страны как Норвегия, Австралия, США, Нидерланды, Германия. Пятерку стран с самым низким уровнем качества жизни составляют Буркина-Фасо, Чад, Мозамбик, Конго, Нигер. Росси занимает 55 место из 187 стран.

Санкт-Петербург занимает второе место в Росси по качеству жизни после Москвы.

Определим основные факторы, влияющие на качество жизни человека:

  1. жилищные условия;
  2. доходы;
  3. занятость;
  4. образование;
  5. экология;
  6. здоровье;
  7. эффективность управления;
  8. общественная жизнь;
  9. безопасность;
  10. удовлетворенность условиями жизни;
  11. баланс между рабочим временем и досугом.

Вы, как ученики, много времени проводите в школе. Ее даже можно назвать вашим вторым домом. Скажите, как вы думаете, можно ли говорить о качестве жизни в школе?

Учащиеся разбиваются на три группы и обсуждают показатели качества жизни в школе учеников и педагогов. Каждая группа называет по 2-3 фактора, основываясь на вышеназванных.

Понятия «качество жизни» и «окружающая среда» очень тесно связаны между собой.

Как вы думаете, ваши квартиры, где вы проживаете, можно отнести к окружающей вас среде?

К сожалению, в наших собственных домах очень много факторов, отрицательно влияющих на наше здоровье, а значит и на качество жизни. Как вы думаете, что к ним относится? Давайте разобьем факторы на три основные группы: химические, биологические и физические (внутри групп учащиеся обсуждают один из видов названных факторов, способы уменьшить их отрицательное влияние, затем обсуждаем это всем классом).

Химическое загрязнение.

Химическое загрязнение воздушной среды, помимо постороннего запаха, может вызвать головную боль, повышенную утомляемость, жжение в глазах, носоглотке, снижение иммунитета, аллергические реакции

Как надо бороться с химическими загрязнениями?

Приобретать качественные строительные материалы для ремонта и мебель, регулярно вытирать пыль, проводить влажную уборку, проветривать помещение. А также хорошо держать дома комнатные растения.

Биологическое загрязнение жилых помещений:

  • Плесневелые грибы – 94% квартир;
  • Дрожжи – 44% квартир;
  • Клещи бытовой пыли (постельные принадлежности, ковры, подушки, диваны) – 50% квартир.

Микроорганизмы выделяют различные летучие соединения, аллергены в виде спор, токсины. Обычно причиной появления грибкового поражения жилых помещений является нарушение герметичности швов, промерзание стен, затопление квартир, нарушение технологии работ при ремонте.

Способы борьбы с биологическими загрязнениями, в принципе, такие же, как и с химическими: качественный ремонт, влажная уборка, проветривание.

Физическое загрязнение жилых помещений:

  • Электрические и магнитные переменные поля (компьютеры, мобильные телефоны, бытовая техника).

Установлено влияние излучения телефона на головной мозг, сетчатку глаза, барабанные перепонки, температуру кожи головы.

Конечно, в современном мире, избавиться полностью от электромагнитных полей невозможно, но можно постараться их минимизировать.

Рекомендации по снижению воздействия электромагнитных полей:

  • Оптимизировать электрические сети;
  • Оптимизировать размещение рабочих мест в помещении;
  • Включать беспроводные интерфейсы только на время выхода в сеть;
  • Располагать беспроводные интерфейсы на максимальном от себя удалении;
  • Использовать только в случае крайней необходимости;
  • Не использовать мобильные телефоны для долгих разговоров;
  • Держать на максимальном удалении от себя во всех режимах работы;
  • Отключать на время сна.

Все люди пользуются транспортом. Можно ли отнести транспорт к понятию окружающей среды?

Транспорт оказывает огромное влияние на экологию, а, значит, и на наше с вами качество жизни.

Например, в атмосферу Санкт-Петербурга за 2012 год автотранспорт выбросил 419 тысяч тонн загрязняющих веществ, что составляет 85% всех загрязнений. На одного жителя города пришлось 98,5 кг загрязнений. Примерно 30% заболеваний горожан связаны с загрязненностью воздуха выхлопными газами.

Человечество пытается найти выход из этой ситуации. Изобретены электромобили, гибридные автомобили и т.д. Многие люди, особенно в Европе, пользуются самым экологически чистым видом транспорта. Каким? (велосипед).

Конечно, мы обсудили далеко не все факторы окружающей среды, влияющие на качество жизни человека. Но я надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и полезное, постараетесь вести здоровый образ жизни, соблюдать чистоту в своих домах, сохранять и улучшать экологию, таким образом, влияя на окружающую среду и качество вашей жизни.

Экологическая викторина

  1. На каком дереве в сказках растут «молодильные яблочки»? (дуб).
  2. Как по ягоде земляники можно определить стороны света? (красный бочок – юг, зеленовато-розовый – север).
  3. Как называется ядовитый кустарник, растущий в наших лесах, имеющий ядовитый сок и ядовитые ягоды? (волчье лыко или волчья ягода).
  4. В Африке тепло и много пищи. Почему соловьи, пеночки, славки и другие птицы возвращаются весной в Россию? (на Родине они высиживают птенцов. Здесь много материала для гнёзд и мало хищников).
  5. Как волк носит добычу? (на спине)
  6. Какой хищный зверь является заклятым врагом белок? (куница)
  7. Если в одном гнезде поселилось несколько белок, какая будет зима? (холодная)
  8. Из какого дерева делают спички? (осина)
  9. Устраивает ли волк засады для жертв? (нет. Волки постоянно рыщут в поисках еды. «Волка ноги кормят»)
  10. Название какого животного одновременно напоминает о религии и животноводстве? (Божья коровка)
  11. Как орёл убивает добычу? (Душит когтями)
  12. Какая птица предвещает ненастье? (Буревестник, ласточка)
  13. Умеют ли слоны плавать? (да, очень хорошо)
  14. На каком дереве растёт лечебный гриб – чага? (берёза)
  15. Из какого растения получают манную крупу? (пшеница)
  16. Какая рыба может заменить свечку? (любая жирная)
  17. Какая птица в переводе означает «пламя»? (фламинго)
  18. Какая птица предвещает ненастье? (буревестник)
  19. Есть ли у птиц зубы? (только у птенцов)
  20. Какие рыбы спят в рубашках? (рыбы – попугаи. Они перед сном изо рта выпускают клейкую жидкость и обволакиваются ею. Проснувшись, съедают свою «рубашку»
  21. Почему дрожит осина? (Черешки длинные, в верхней части сильно уплощены, лист неустойчив)
  22. Какое дерево появилось в нашей стране благодаря корзине? (ива. В корзине привезли из Азии фрукты, их съели а корзину выбросили, она проросла).
  23. Почему в лесу прохладно даже в знойный день? (тень, испарение воды с листьев)
  24. Сколько весят новорождённые медвежата? (500 грамм)
  25. Шляпка белого гриба коричневатая, красновато-бурая … почему гриб называется «белый»? (при изломе, при жарке, при варке гриб остаётся белым).
  26. Из какого растения получают перловку? (из ячменя)
  27. Из какого растения получают геркулес? ( овёс)
  28. Почему хвойное дерево называют «лиственница»? (сбрасывает хвоинки на зиму)
  29. Какие цветы носят человеческие имена? (роза, лилия, маргаритка, василёк, Иван- да- Марья)
  30. Какое дерево посадили в Кремле 14 апреля 1961 года и назвали «Космос» в честь полёта Ю.А.Гагарина? (дуб)
  31. Из какого дерева делают музыкальные инструменты? (ель)
  32. Какое животное слышит ногами? (Кузнечик. Его слуховой аппарат находится на передних ногах)
  33. Представьте, что исчезли все птицы. Как это отразится на жизни леса?(Лес погибнет, т. к. резко увеличится численность насекомых и уменьшится возможность переноса семян)
  34. Гадюка - ядовитая змея. Имеет ли смысл полное уничтожение гадюк? ( Нет. Они регулируют численность грызунов- вредителей, являясь звеном в пищевой цепочке)
  35. Что общего между хвоей сосны, плодами шиповника, петрушкой, укропом, черной смородиной? ( в них много витамина С, средства от цинги и простуды)
  36. Древесина какого дерева является лучшей для строительства Парусного флота? Лиственница. Её древесина не гниёт)
  37. Какое животное самое большое? (синий кит)
  38. Каких животных боятся змеи?(овец)
  39. Какие млекопитающие хорошо летают? (летучие мыши, летучие собаки, лемуры)
  40. Какие млекопитающие ведут полуводный образ жизни? (ластоногие, бобры, выхухоль, ондатра, выдра).
  41. Кого называют пантерой? (черный леопард)
  42. У каких животных яйца покрыты самой мягкой оболочкой? (змеи, ящерицы)
  43. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?( лошадь очищает свой нос, чтобы быстрее определить источник опасности)
  44. Как коза предупреждает козлят об опасности? (частым постукиванием копыт и тревожным блеяньем)
  45. Какое животное самое длинное? (анаконда-водяной удав 10 метров)
  46. В какой стране отмечают День Лошади? (в Голландии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-конференция "Влияние экологии на здоровье человека"

Этот урок в виде пресс-конференции был проведен в 8 классе после изучения темы "Нарушение экологического равновесия". Этот урок  имитирует проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы...

Элективный курс «Экология и здоровье человека»

Программа   элективного курса «Экология человека» (8 класс) ориентирована на    учащихся общеобразовательных, профильных химик...

Конспект урока по географии в 9 классе на тему:"Хозяйство, экология и здоровье человека"

Конспект урока на тему "Хозяйство, экология и здоровье человека"  в 9 классе построен на основе использования современных образовательных технологий....

Экология и здоровье человека

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный) . Разум выдел...

Конспект урока по теме "Экология и здоровье человека"

Тема: «Экология и здоровье человека»Цель: Используя здоровьесберегающие технологии, изучить влияние различных факторов среды на человека.Задачи:·         Продол...

Работа "Влияние экологии на здоровье человека"

Исследовательская работа на тему "Влияние экологии на здоровье человека"...

Презентация к работе "Влияние экологии на здоровье человека"

Презентация к исследовательской работе "Влияние экологии на здоровье человека" к конкурсу "Я познаю мир"...