Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия.Графика.»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему
Это урок обобщения изученного материала по теме:"Фонетика.Орфоэпия.Графика.",который проводится в форме игры,что способствует развитию интереса у учащихся к данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия.Графика.»
ЦЕЛЬ: повторить и обобщить изученное по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Задачи:
- вспомнить различия гласных и согласных звуков, двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;
- проверить умение учащихся выполнять фонетический и орфоэпический разборы;
- развивать речевой слух учащихся;
- прививать любовь к русскому языку, к русскому слову.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, пособия по русскому языку, схемы, тесты.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
Чтение эпиграфа: «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём тоны и оттенки., все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…»
Н.В. Гоголь
Учитель: Ребята, этими словами мы начали изучать большой раздел. Скажите, какое здесь слово самое главное? (звуки). Правильно, звуки. А что же такое звук? (Звук - единица фонетики).
- Как называется наука, занимающаяся изучением звуков речи?
(Фонетика, «фоне» - звук).
- Итак, какова тема нашего урока? ( Повторение сведений о фонетике и орфоэпии). Урок наш необычный, урок – защита знаний. Главная задача сегодняшнего урока- повторить и закрепить изученное по данной теме. (запись в тетрадях темы)
- Предлагаю ученику записать следующие предложения:
« Фонетика- раздел науки о языке. Звук – единица фонетики».
II. Практическая работа. Выполнение фонетического разбора слов: ЯЗЫК(на компьютере) 1 ряд, ФОНЕТИКА -2 ряд, ЕДИНИЦА – 3 ряд. (все ученики выполняют на местах). «Слабые ученики» выполняют упр. 153, 163.
- Учитель, а пока ученики занимаются работой предлагаю на листочках «Фонетического дерева нарисовать звуки – гласные и согласные. Главное условие – их должно быть 46 звуков»
(Проверка фонетических разборов).
- Повторение изученного. Ребята, вчера ваш первый учитель, Инна Борисовна, узнала, что у вас урок – обобщение знаний, и прислала письмо. Мы сейчас его откроем и прочитаем.
«Дорогие ребята! Вы уже пятиклассники. Когда вы пришли в первый класс, вам было трудно, потому что вы изучали новые правила, учились правильно писать и считать. Но и эти препятствия на пути к знаниям мы преодолели. Теперь вы уже многое знаете, а сейчас я вам посылаю помощников по теме «Фонетика». Посмотрев на них, вы вспомните, все, что мы изучили в начальных классах.
Ваш первый учитель,Филатова Инна Борисовна.»
(Достаем «помощников» приложение №1)
- Ребята, обратите внимание на веселых мультипликационных героев: Чебурашку, крокодила Гену, Карлсона. О чем они нам хотят сказать? Чем отличаются буквы и звуки? (Буквы – видим и пишем, а звуки произносим и слышим)
_ На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные, различающиеся артикуляционно (по тому, как они произносятся) и акустически (по тому, как они звучат).
- Какие буквы являются гласными? Чем отличаются гласные от согласных? ( Главное отличие гласных от согласных заключается в том, что при образовании согласных применяется голос и шум, а при гласных – только голос).
- Сколько гласных букв в русском языке? (10), а звуков? ( 6). Какие же буквы не вошли в число звуков? (Е, Ё, Ю, Я). Почему? (потому что у этих букв особая роль. Если эти буквы стоят после согласных, то обозначают один звук Е - [ Э ], лес.
Если эти буквы стоят после:
- Ъ и Ь, съемка, воробья;
- после гласной поезд, знания;
- в начале слова – юла, язык, ель, ТО обозначают 2 звука Я-[j`]и [A] и т.д.) Приложение №3
- Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».
К примеру, в каком слове буква Я обозначает один звук:
1. яма; 2. маяк; 3. соловья; 4. пять.
- В русском языке согласных звуков 36. Ученик это представил на дереве «Фонетика». Итак, рассмотрим. (Проверка дерева). Приложение № 2.
ФИЗМИНУТКА
- Орфоэпическая работа. (задание: расставьте правильно ударения, используя орфоэпические нормы. ) Что мы называем орфоэпией?
Алфавит, красивее значимый, повторит, звонит, баловать, торты, свекла.
- Распределительный диктант. ( Задание: распределить слова в две колонки, 1-я, где наблюдается фонетический процесс – озвончение, оглушение). А ученик напишет письмо благодарности своей первой учительнице за оказанную помощь на нашем уроке. (творческая работа)
Дуб, просьба, книжка, сброс, сдобный, муж, глаз, стог.
озвончение | оглушение |
про[з`]ба, [з]брос, [з]добный | ду[ п ], кни[ш]ка, му[ш], гла[с ], |
сто[к] |
Учитель: сделаем вывод. Какие фонетические процессы происходят в словах? (Озвончение и оглушение. Оглушение со звонкими согласными происходит на конце слов и перед глухими согласными. Глаз, стрижка. Исключение: следует произносить
БО[ Х] (в и.п., ед. ч.). На месте букв глухих согласных перед звонкими (кроме в) звучат соответствующие звонкие: футбол, отвертка.)
- Выполнение теста по вариантам.
Если останется время, то выполнение упр. 154
- Обобщение. Скажите, ребята, что мы сегодня повторили на уроке? Вам урок понравился? Самым активным ребятам приз- картинки.
IX. Домашнее задание. Повторить правила, подготовиться к контрольному диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение изученного материала по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». Самоанализ урока
Игровое занятие по русскому языку в 5 классе с применением ИКТ. Самоанализ урока....
Тематическая работа по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"(5 класс, в формате Статград,2014)
В работе представлены вопросы по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография". Тест для подготовки к тематической работе в формате Статград. Возможно использование на интерактивной доске во время ко...
Повторение по теме "Фонетика.Орфоэпия.Графика.Орфография"
Урок содержит разнообразный и разноуровневый материал....
Тест по теме «Фонетика.Орфоэпия. Графика» 5 класс
Данная презентация может использоваться учителем для проверки знаний уч-ся 5 класса после изучения темы "Фонетика. Орфоэпия. Графика"...
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография"
Технологическая карта "Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография", урок русского языка в 5 классе, 1 четверть. Урок построен с применением технологии активных методов,...
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".
Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....