Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
рабочая программа (6 класс)

Гартвих Светлана Николаевна

Курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» ориентирован на учащихся 6-х классов и нацелен на формирование навыков  исследовательской деятельности.. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий,  олимпиад, викторин, соревнований, реализации проектов.

Программа составлена на 35 часов, в расчете на 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchus_sozdavat_proekt.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»

Составитель:

Гартвих Светлана Николаевна,

учитель географии

Барнаул 2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» и письма Минобрнауки России от 12.05.2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта основного общего образования».

Курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» ориентирован на учащихся 6-х классов и нацелен на формирование навыков  исследовательской деятельности.. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий,  олимпиад, викторин, соревнований, реализации проектов.

Программа составлена на 35 часов, в расчете на 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

Личностные результаты внеурочной деятельности:

  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Метапредметные результаты внеурочной деятельности:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • формирование умения анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
  • формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.                  

 Познавательные универсальные учебные действия:

  • формирование умения осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • формирование умения строить речевые высказывания в устной форме;
  • формирование умения оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
  • формирование умения включаться в познавательную  деятельность под руководством учителя.
  • умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнений условий проекта или учебного исследования.
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;
  • формирование умения задавать вопросы;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
  • исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  •  задавать вопросы.
  • допускать возможность существования точек зрения, втом числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействию.
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Система оценки освоения программы

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует

считать предметные результаты,  интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать и самостоятельно работать.

Данный курс знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях, в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад.

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется

при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Виды деятельности на занятиях

Лекция, беседа, семинар, практикум,консультация, работа с компьютером, работе в паре, работа в группе, конкурсы, брейн – ринги, экскурсии в ВУЗы. Проведение занятий предполагает как работу учебной группы в полном составе, так и работу в подгруппах, звеньях, индивидуальное сопровождение и консультирование.

Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется

с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Содержание программы

1. Наука и научное мировоззрение – 3 часа.

  • Образование, научное познание. Роль науки в развитии общества.
  • Интеллектуальное чтение «Биография науки в лицах».

2. Учимся работать с информацией – 6 часов.

  • Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды

чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное,

изучающее, творческое.

  • Приемы работы с текстом. Чтение с закладкой, метод толстых и

тонких вопросов, чтение с пометками, метод смысловой догадки

  • Работа с научной и научно-популярной литературой. Методика

работы с периодической печатью.

  • Интернет – ресурсы (правила пользования).
  • Способы обработки полученной информации. План, выписки,

цитаты, тезисы, конспект.

  • Способы представления информации в различных видах.

Вербальный, табличный, графический, схематический. Диаграммы

и их виды.

3. Учебно-исследовательская работа – 25 часов.

  • Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности. Актуальность. Цели и задачи исследовательскойдеятельности. Структура исследовательской деятельности.
  • Определение содержания.
  • План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования.
  • Основные источники получения информации. Учебная литература,

справочная литература, энциклопедии. Электронные пособия.

  • Методы исследования. Эксперимент, наблюдение, анкетирование.

Мыслительные операции, необходимые для учебно-

исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение,

обобщение, вводы.

  • Обработка результатов исследования, методика оформления

результатов. Письменный отчет, структура содержание.

Визуальный отчет: диаграммы, таблицы, схемы, графики.

  • Оформление работы, подготовка доклада. Требования к

оформлению работы, как подготовить письменный доклад, как

интересно подготовить устный доклад.

  • Как правильно делать презентацию. Знакомство с

MicrosoftPowerPoint.

  • Индивидуальная работа над проектом, исследовательской

работой.

  • Защита работы. Анализ исследовательской деятельности.

Познание и творчество – 1 час

  • Дискуссия «Наука и творчество

Тематическое планирование

№ занятия

Наименование разделов и тем занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Наука и научное мировоззрение – 3 часа.

1

Вводное занятие. Цели и задачи

курса. Диагностика учащихся.

1

1 неделя

2

Образование, научное познание,

научная деятельность. Выбор

образовательного пути. Роль науки в развитии общества.

1

2 неделя

3

Интеллектуальное чтение

«Биография науки в лицах»

1

3 неделя

Учимся работать с информацией – 6 часов.

4

Чтение как способ получения

информации. Цели чтения. Виды

чтения: библиографическое,

просмотровое, ознакомительное,

изучающее, творческое.

 

1

4 неделя

5

Приемы работы с текстом. Чтение с

закладкой, метод толстых и тонких

вопросов, чтение с пометками, метод

смысловой догадки.

 

1

5 неделя

6

Работа с научной

и научно-популярной литературой.

Методика работы с периодической

печатью.

1

6 неделя

7

Интернет-ресурсы, правила

пользования, правила оформления

ссылок

1

7 неделя

8

Способы обработки полученной

информации. План, выписки, цитата,

тезисы, конспект.

1

8 неделя

9

Способы

представления информации в

различных видах: вербальный,

табличный, графический,

схематический. Диаграммы и их виды

1

9 неделя

 Учебно-исследовательская работа – 25 часов.

10

Что такое метод проектов, история

развития проектного метода.

Возможность и смыслы проектной деятельности

1

10 неделя

11

Классификация проектов. Учимся

проектировать

1

11неделя

12

Учимся выявлять проблемы.

1

12 неделя

13

Учимся ставить цели.

1

13 неделя

14

Мой интеллект. Учимся планировать.

Учимся  взаимодействовать.

1

14 неделя

15

Структура и содержание учебно-

исследовательской деятельности.

1

15 неделя

16

Актуальность. Цели и задачи

исследовательской работы.

1

16 неделя

17

Структура исследовательской

деятельности. Определение

содержания

1

17 неделя

18

План работы над

учебным исследованием. Объект,

предмет и гипотеза исследования.

1

18 неделя

19

Этапы работы. Методы исследования.

Тема исследования.

1

19 неделя

20

Основные источники получения

информации. Учебная литература,

справочная литература,

энциклопедии, электронные пособия.

1

20 неделя

21

Методы исследования. Эксперимент,

наблюдение, анкетирование.

1

21 неделя

22

Мыслительные операции,

необходимые для учебно-

исследовательской деятельности:

анализ, синтез, сравнение,

обобщение, выводы.

1

22 неделя

23-24

Обработка результатов исследования,

методика оформления результатов.

2

23-24неделя

25

Письменный отчет, структура,

содержание.

1

25 неделя

26

Визуальный отчет:

диаграммы, таблицы, схемы,

графики.

1

26 неделя

27-28

Оформление работы,

подготовка доклада. Как правильно

делать презентацию. Знакомство MicrosoftPower.

2

27-28 неделя

29-30

Индивидуальная работа над

проектом, исследовательской

работой. Посещение городских

библиотек. Посещение учебных

заведений

2

29-30 неделя

31

Подготовка к участие в мини-

конференции, в научно-

практических конференциях. Защита

работы. Анализ исследовательской

деятельности.

1

31 неделя

32-33-34

Защита работы. Анализ исследовательской

деятельности.

3

32-33-34 неделя

 Познание и творчество – 1 час

35

Дискуссия «Наука и творчество

1

35неделя

Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Используемый  УМК:  

  1.  Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
  3. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
  4. Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.
  5. Портфолио школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Просвещение.2012.
  6. Личностный портфель школьника . З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Интеллект-Центр.2011.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

2. Коллекция ЦОРов по проектной деятельности

3. Интернет-материалы

4. Компьютер

5. экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» для 7 классов

Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, так...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Метапредметный проект "Увлекательная математика каждому", 7класс (ФГОС).

Программа позволит увлекательно и с удовольствием изучать серьезные научные вещи.Темы , предложенные в программе, позволят не только развить кругозор учащихся, но и найти предметы для исследования. Чт...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

Индивидуальная (адаптированная) рабочая программа внеурочной деятельности "Мой проект" для ученицы 9 класса

              Данная программа разработана для индивидуальных занятий по проектной деятельности, адаптирована для детей - сирот (1 человек). Проектная деятель...