«Внедрение компонента профессионального самоопределения в образовательную и досуговую деятельность школьников на примере реализованной целевой программы «Шаг в будущее» в рамках опытно-экспериментальной работы»
статья (7, 8, 9 класс)
Направление «3-ПРО современной школы: профиль, профориентация, пробы».
В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа «Шаг в будущее» для учащихся 7-9 классов, направленная на формирование профессионального самоопределения старшеклассников. Данная программа является практической частью опытно-экспериментальной работы по теме: «Проектирование образовательного процесса общеобразовательного учреждения для обеспечения профориентации обучающихся основной школы в системе среднего профессионального образования».
Внедрение целевой программы «Шаг в будущее» предполагало тесное сотрудничество с образовательными учреждениями среднего профессионального образования. Хотелось отойти от банальных форм профориентации, как экскурсии и ярмарки профессий, хотелось найти нестандартный подход к организации профориентационных мероприятий, аккуратно интегрировать их в учебный процесс, и с минимальным отрывом учащихся от учебы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pedchteniy.docx | 33.86 КБ |
pedchteniya_2020-pdf.pdf | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 102 Выборгского района Санкт-Петербурга
Бойцова Тамара Евгеньевна
Методист центра профориентации учащихся ОУ Выборгского района СПб (структурное подразделение)
«Внедрение компонента профессионального самоопределения в образовательную и досуговую деятельность школьников на примере реализованной целевой программы «Шаг в будущее» в рамках опытно-экспериментальной работы»
Направление «3-ПРО современной школы: профиль, профориентация, пробы»
8911-292-89-77
e-mail: mumu124@mail.ru
«Внедрение компонента профессионального самоопределения в образовательную и досуговую деятельность школьников на примере реализованной целевой программы «Шаг в будущее» в рамках опытно-экспериментальной работы»
Возраст старшеклассников переломный – они еще школьники, но стоят у порога взрослой самостоятельной жизни. Чаще современная школа не столько помогает развитию самостоятельности, а сколько мешает. Старшеклассники начинают привыкать, что за них все решают учителя и родители. Между тем, самое главное решение, к которому должен прийти старшеклассник, это выбор дальнейшего профессионального образования, построение своего профессионального маршрута.
Своевременное и осознанное профессиональное самоопределение старшеклассников является базой и одним из основополагающих факторов профессиональной и социальной успешности в будущем.
Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни каждого человека. Часто по причине недостаточной информированности о ситуации на рынке труда, дезориентации в мире профессий, отсутствия практического опыта и минимальных профессиональных навыков, ориентации семьи на «модные» специальности, молодые люди оказываются неподготовленными к такому выбору.
Отсутствие интересов и недостаточное знание своих личностных качеств и способностей также является одной из основных причин, препятствующих своевременному и осознанному профессиональному самоопределению старшеклассников.
Таким образом, для решения указанных проблем необходима целенаправленная и систематическая, методически обоснованная педагогическая работа по формированию профессионального самоопределения старшеклассников, направленная на осознанное построение дальнейшего профессионального маршрута, особенно для учащихся, нацеленных на получение среднего профессионального образования на базе 8 – 9 классов.
На основании этих факторов в ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа «Шаг в будущее» для учащихся 7-9 классов, направленная на формирование профессионального самоопределения старшеклассников. Данная программа является практической частью опытно-экспериментальной работы по теме: «Проектирование образовательного процесса общеобразовательного учреждения для обеспечения профориентации обучающихся основной школы в системе среднего профессионального образования».
Внедрение целевой программы «Шаг в будущее» предполагало тесное сотрудничество с образовательными учреждениями среднего профессионального образования. Хотелось отойти от банальных форм профориентации, как экскурсии и ярмарки профессий, хотелось найти нестандартный подход к организации профориентационных мероприятий, аккуратно интегрировать их в учебный процесс, и с минимальным отрывом учащихся от учебы. Перед внедрением данной программы в школе был организован квартал профориентационных мероприятий «Маршрут успеха», который в себя вмещал мастер-классы и уроки-викторины, разработанные ОУ СПО Санкт-Петербурга. Уроки и мастер-классы проводились в рамках уроков технологии и классных часов для учащихся 5-9 классов. Примеры уроков и мастер-классов:
- Мастер-класс «Роспись по ткани». Урок технологии. 6-7 классы. Девочки. Лицей сервиса и индустриальных технологий.
- Мастер-класс «Изготовление декора из ткани для женской одежды». Урок технологии. 8-9 классы. Девочки. Колледж Петербургской моды.
- Ознакомительный урок «Знакомство с профессией «сантехник». Урок технологии. 7-8 классы. Мальчики. Невский колледж им. Неболсина.
- Мастер-класс по фотоделу. Уроки ИЗО и технологии. 8-9 классы. Оптико-механический лицей.
- Урок-викторина «Профессии сферы обслуживания». Урок технологии. Классные часы. 8-9 классы. Колледж туризма и гостиничного сервиса.
По итогам квартала были сделаны следующие выводы:
- Данная форма работы очень актуальна и перспективна для проведения уроков технологии, особенно для школ, не имеющих учебных мастерских;
- Учащиеся обеспечиваются раздаточными материалами силами ОУ СПО;
- Данная форма является первым шагом к профессиональным пробам;
- Возникли трудности у преподавателей колледжей в работе с учащимися, как возрастные, так и методические (умение грамотно проводить мастер-классы);
- Представителям ОУ СПО разрабатывать и учиться проводить мастер-классы или ознакомительные уроки для любых возрастов учащихся, и все больше отходить от «просто рекламы» учебного заведения.
Разрабатывая уже непосредственно целевую программу, учитывая опыт проведения и недочеты мероприятий квартала «Маршрут успеха», был сделан акцент на три составляющие образовательного процесса учащихся 7-9 классов:
- учебная деятельность,
- внеклассная (воспитательная) деятельность,
- досуговая деятельность.
Каждое направление предусматривало разделение проводимых мероприятий на блоки согласно типологии профессий по предмету труда (Е.А. Климов) с целью ознакомления старшеклассников с различными сферами профессиональной деятельности.
Рассматривая учебную деятельность, при разработке программы, вектор направления был взят на практико-ориентированность, что сейчас очень популярно в среднем и высшем профессиональном образовании, а в общем среднем образовании данный фактор сильно отстает или отсутствует вовсе.
Самой основательной и необычной, как для учителей, так и для преподавателей колледжей, стала организация и подготовка практико-ориентированных уроков. Во-первых уроки должны были готовиться сообща, во-вторых уроки не должны выбиваться из учебного плана, в третьих интегрирование в урок темы «профессии» должно было соответствовать учебному предмету.
Надо сказать сразу, отбросив иллюзии, не все учителя, и не все преподаватели колледжей справились с данной задачей. Но что можно сказать с уверенностью, данное направление очень полезно, интересно и современно. О связи «знакомство с профессией через предмет» известно давно, но мало кто использует это на практике, а главное – знакомить с профессией тоже надо умеючи. Одно дело, когда о профессии рассказывает учитель, другое – мастер производственного обучения. Мастер знает, как выигрышно преподнести профессию, знает все ее плюсы и минусы, лучше подготовит практические задания к такому уроку, познакомит с историей и интересными фактами, связанными с профессией. Не стоит забывать и о роли студентов, как будущих молодых профессионалов. Из их уст информация для учащихся доносится более доступно, школьники их воспринимают лучше, как старших наставников, нежели учителей и преподавателей.
Познакомим с некоторыми примерами практико-ориентированных уроков, самыми удачными на взгляд автора. Уроки разбиты по типам профессий, с кратким описанием содержания урока. Уроки проводились в течение 2019 г в ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб совместно с преподавателями ОУ СПО СПб.
- Тип профессии: Человек – человек (работа с людьми).
- Урок - ОБЖ (8 класс). Тема: «Оказание первой медицинской помощи» . Профиль: Медицина. Партнер: Медицинский колледж № 2.
Урок стал обобщающим по теме «Оказание медицинской помощи». Студенты медицинского колледжа продемонстрировали способы оказания первой помощи, виды перевязок, способы оказания психологической помощи пострадавшим.
- Урок - История (9 класс). Тема: «История русского застолья». Профиль: Общественное питание. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса
Урок раздела «Россия на рубеже веков». История застолья. История русской кухни. Сословные различия. Территориальные различия. Этикет застолья. Появления первых поваров в России. История профессии. Задания: составить русское меню, используя предлагаемые продукты. В конце урока тест. Дополнительные материалы: отрывки из кинофильмов, картины русских художников.
- Урок - Литература (8 класс). Тема: «Путешествие по литературным местам Санкт-Петербурга». Профиль: Туризм. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса.
Урок внеклассного чтения. Знакомство с литературными местами Санкт-Петербурга в виде мультимедиа-экскурсии. Поэты и писатели в Санкт-Петербурге и их творчество. Знакомство с профессией «экскурсовод». История профессии. Почему данная профессия актуальна именно для Санкт-Петербурга? «Портфель экскурсовода или групповода»: что с собой всегда должен иметь гид-экскурсовод. Плюсы и минусы данной профессии. Интерактивный опрос учащихся.
- Урок – английский язык (8 класс). Тема: «Ресторанный бизнес в России и Великобритании». Профиль: общественное питание. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса.
Раздел: еда и кухня. Значение иностранного языка в ресторанном бизнесе. Обозначение посуды. Обозначение «русских» блюд. Профессия «официант». Практическое задание: «обслужить иностранного туриста в русском ресторане».
- Тип профессии: Человек – техника (технология производства, производство, транспорт, энергетика).
- Бинарный урок - Технология, физика (8 класс). Тема: «Электро
транспорт Санкт-Петербурга». Профиль: Транспорт. Партнер: Академия транспортных технологий.
Бинарный урок физики и технологии. Раздел: «Электрика. Электротехника. Электричество вокруг нас». Электротранспорт: история и современность. Экологичность электротранспорта. Профессии данного направления. Викторина на знание электрики и электротранспорта.
- Урок – Технология (7 классы, девочки). Тема: «Работа с тестом. Оригинальная выпечка». Профиль: Пищевая промышленость (пекарное производство). Партнер: Колледж пищевых технологий.
Раздел «Кулинария». Мука. Разновидности злаков. Тесто: виды и составляющие. Хлеб-всему голова. Где какой хлеб едят? Изготовление теста. Знакомство с профессией «пекарь». Мастер-класс: работа с тестом. Декор каравая.
- Тип профессии: Человек – знаковая система (работа с цифрами, текстами, символами, программами).
- Урок - Математика (8 класс). Тема: «Построй свой маршрут от точки А до точки В»! Профиль: Операционная деятельность в логистике. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса.
Тема: Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Решение задач на движение. Транспорт. Виды транспорта. Знакомство с профессиями «диспетчер», «логист». Понятие «логистика». Практическое задание: рассчитать оптимальный маршрут, подсчитать затраты на транспортировку.
- Урок – Математика (9 класс). Тема: «Бытовая математика: расчет семейного бюджета». Профиль: Экономика и бухгалтерский учет. Партнер: Технический колледж управления и коммерции.
Раздел: геометрическая прогрессия. Понятия: семейный бюджет, доходы, расходы. Доходы: трудовой, имущественный, трансферты. Расходы: выплата трансфертов, товары, услуги, сбережения. Практические задания: подсчитать полный доход семьи, план расходов семьи на месяц. Задачи на геометрическую прогрессию на тему «Семейный бюджет».
- Бинарный урок - Математика, история (7 класс). Тема: «Кредит. Займ. История и современность». Профиль: Банковское дело. Партнер: «Высшая банковская школа» (колледж).
Тема урока: Повторение этапов решения текстовых задач (математика); Мир в начале нового времени (новая история). История займов. Ростовщичество. Появление банков. История денег. Изготовление купюр и монет. Практические задания: математические задачи на проценты с использованием банковских терминов.
- Физика (9 класс). Тема: «Метрология – наука точности». Профиль: Метрология, измерительные приборы. Партнер: Университетский Политехнический колледж.
Раздел: ядерная физика. Атомная энергетика. Радиационное излучение. Приборы измерения излучения. Знакомство с профессией «метролог». Места работы метрологов. Функционал метролога.
- Тип профессии: Человек – природа (работа с растительным и животным миром).
- Урок – Биология (7 класс). Тема: «Кем стать, если любишь природу?» Профиль: Садово-парковое хозяйство, флористика. Партнер: Садово-архитектурный колледж.
Раздел: ботаника. Растительный мир Северо-Западного региона. Садовые и полевые цветы. Деревья и кустарники Северо-Запада. Знакомство с профессиями: флорист и ландшафтный дизайнер. Практические задания: составить букет, придумать дизайн садового участка. Итоговый опрос с использованием приложения на смартфоне Plickers.
- Урок – География (9 класс). Всероссийский профориентационный урок «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока». Профиль: добыча полезных ископаемых. Партнер: Комитет по труду Санкт-Петербурга.
Чем богата Арктика и Дальний Восток? Рынок труда данных регионов. Возможности для молодых специалистов в данных регионах.
- Урок – ОБЖ (9 класс). Тема: «Сделаем планету чистой» (защита экологических проектов). Профиль: Экология. Партнер: Пожарно-спасательный колледж.
Раздел: экология. Защита проектов. Авторы проектов - учащиеся, студенты колледжа выступают в роли экспертов. Знакомство с профессией «техник-эколог». Демонстрация приборов, которые использует техник-эколог в своей работе.
- Тип профессии: Человек – художественный образ (творческие профессии).
- Урок – Технология (7 класс, девочки). Тема: «Профессии индустрии красоты». Профиль: Сфера обслуживания. Партнер: Колледж Петербургской моды.
Раздел: Арт – дизайн. Дизайн прически. Практическое задание: придумать и назвать прическу. Кто работает в салонах красоты? Знакомство с профессиями: администратор, парикмахер, мастер по маникюру, визажист. Мастер – класс «Косоплетение» (наставники – студенты колледжа).
- Урок - История Санкт-Петербурга (8 класс). Тема: «Петровская эпоха в облике Петербурга». Профиль: реставрация. Партнер: Реставрационно-художественный колледж.
Архитектурные стили, их признаки. Архитектурные стили в Петербурге. «Болезни» зданий. Работа реставраторов. Исторические справки. Восстановление памятников и дворцов после войны. Работа реставратора сегодня. Какие качества важны для будущего реставратора.
Если рассматривать воспитательную работу, то форм проведения профориентационных мероприятий на сегодняшний день имеется множество. Внеклассные мероприятия программы «Шаг в будущее» тоже были разбиты по типологии Климова по типам профессий. В идеале учащиеся должны были участвовать в мероприятиях по итогам диагностики, чтобы эффект участия в них был более адресным. Но на данный момент большинство учащихся 7-9 классов либо совсем не склоняются к какому-либо профессиональному выбору, либо их интересы очень разрознены. Поэтому мы пришли к выводу, что участие всех учащихся в мероприятиях разных направлений пойдет им только на пользу, чтобы расширить их профессиональный кругозор.
Хотелось бы остановиться на самых необычных мероприятиях, которые были внедрены в рамках программы «Шаг в будущее» в Школе № 102.
- Смотр-конкурс литературно-музыкальных композиций «Заметный подвиг незаметных людей», посвященный 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Сама цель данного смотра уже была необычной: создание условий для выбора профессии с позиции гражданско-патриотического воспитания учащихся, познакомить учащихся с профессиями в рамках патриотического мероприятия. Надо заметить, что и форма литературно-музыкальной композиции, знакомая советской школе, совсем не знакома школе современной, но и сейчас остается очень смотрибельной, емкой и творческой. Ребята готовили композиции по разным темам:
- «Герои в белых халатах» (подвиг врачей и саниструкторов);
- «Эх, путь-дорожка, фронтовая» (подвиг водителей);
- «Труженики тыла» (оборонная промышленность, ученые, конструкторы, рабочие);
- «Фронтовые бригады: искусство и война»;
- «В блокадные дни, под обстрелом в снегу, не сдался, не сдался наш город врагу….» (геройское сохранение памятников и зданий в блокадном Ленинграде);
- «Письма, опаленные войной» (полевая почта);
- «Они писали о войне» (военкоры);
- «Регулировщицы Победы» (женщины-регулировщицы).
- Комбинированные экскурсии «Колледж – производство. От образования до профессии». Данная форма экскурсий очень эффективная, учащиеся посещают учебное заведение, и в этот же день видят рабочее место будущего специалиста. Экскурсии такого профиля непросты в организации, здесь либо колледж должен находиться рядом с производством, либо требуется заказ транспорта. Но нам удалось провести несколько таких экскурсий, например:
- «Колыбель Российского кораблестроения». Посещение Колледжа судостроения и прикладных технологий и завода «Адмиралтейские верфи».
- «Наш спутник-автомобиль». Посещение Автодорожного колледжа и завода «Хендэ».
- «Кто делает, а кто считает деньги?». Посещение Колледжа «Высшая банковская школа» и Монетного Двора.
- «Наша работа – дарить красоту!». Посещение Садово-Архитектурного колледжа и Питомника – розария.
- «Мастер Фаберже. История и современность». Посещение Художественно-профессиональный лицея им. К.Фаберже и завода «Русские самоцветы».
В завершении хотелось бы сделать следующие выводы. Профориентационная работа – не тягомотная и не нудная, если подходить к ней креативно и творчески. Компонент профессионального самоопределения с легкостью можно внедрить в любой аспект учебного и воспитательного процесса школьника. В любом празднике, в любом мероприятии можно найти для него применение. Но одно дело придумать и разработать, другое – внедрить на практике. Для этого требуется коллектив единомышленников, педагогов, готовых отойти от рутинной работы, превратить свою работу с учащимися в удивительный необычный процесс. Таких, к сожалению, сейчас становится все меньше, и зачастую хорошие идеи остаются только на бумаге! Но мы должны стремиться к изменению данной ситуации, тк от нее страдают дети, а от них зависит наше будущее и ….наша старость.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и классного руководителя
В тексте описываются приемы, используемые на уроках биологии и в деятельности классного руководителя для работы с учащимися по их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так же представлены цел...
Статья "Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ"
Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ Досуг – это время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных вне...
МАСТЕР-КЛАСС на тему: «Исследовательская деятельность на занятиях по программе «Углубленная биология» для учащихся 10-11 классов» (В рамках опытно- экспериментальной работы с одаренными детьми)
Разработка мастер-класса на тему "Исследовательская деятельность на занятиях по программе "Углубленная биология " для учащихся 10-11 классов...
«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»
Выступление на заседании методического объединения воспитателей...
Прогулка – компонент организации досуговой деятельности школьников
В стать описываются различные виды прогулок с учащимися во внеурочное время, их структурное содержание Даются рекомендации по организации прогулки, как активного отдыха детей....
Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»
Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...
Организация исследовательской деятельности по физике в рамках опытно экспериментальной деятельности региональной инновационной площадки «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профилизации» в МАОУ СОШ №27 г. Балаково
Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательски...