Статья "Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ"
статья на тему
Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ
Досуг – это время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целеcообразностью. Иначе говоря, досуг – это временный период, освобожденный от обязательных и непреложных дел.
К.Д.Ушинский говорил, что нет ничего хуже, когда ребенок проводит время без мысли в голове и без дела в руках. Именно в этом случае портятся его ум, сердце и нравственность. Педагогика накопила достаточный опыт для того, чтобы утверждать, что самые вредные и опасные представления об отдыхе – это представление о нем как о ничегонеделании. Казалось бы, наконец-то ребенок получил свободу, пусть придаётся её радостям. А на деле утомление, усталость, и даже ущерб здоровью. Оказывается, и свободное время требует организации, знания, что и как делать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_litvintsevoy_i.n.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ
Досуг – это время, остающееся у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целеcообразностью. Иначе говоря, досуг – это временный период, освобожденный от обязательных и непреложных дел.
К.Д.Ушинский говорил, что нет ничего хуже, когда ребенок проводит время без мысли в голове и без дела в руках. Именно в этом случае портятся его ум, сердце и нравственность. Педагогика накопила достаточный опыт для того, чтобы утверждать, что самые вредные и опасные представления об отдыхе – это представление о нем как о ничегонеделании. Казалось бы, наконец-то ребенок получил свободу, пусть придаётся её радостям. А на деле утомление, усталость, и даже ущерб здоровью. Оказывается, и свободное время требует организации, знания, что и как делать.
Нравственные стороны нашей современной жизни больно ударили по молодежи. Мы оказались недостаточно подготовленными в воспитании современных детей и изменениям их характера. Они оказались не защищенными от негативных сторон нашей жизни. Не может не вызвать тревогу в нашей республике распространение пьянства среди молодежи. Обострилась проблема одиночества подростков. И, как известно, к таким последствиям подвергаются чаще всего те подростки, которые все свободное от учебы время реализуют бездеятельно. А день ребенка должна планироваться таким образом, чтобы не было времени на ничегонеделание.
А между тем уменьшается количество внешкольных и дошкольных учреждений, в первую очередь сокращаются и закрываются учреждения, занимающиеся дополнительным образованием и воспитанием: в школах сокращается количество кружков, клубов по интересам. Мотивация одна: нет средств, нет денег в бюджете. Экономия идет за счет детей!
Процесс досуговой деятельности в сельской школе может быть более эффективным, если:
- в школе созданы оптимальные организационно-педагогические условия;
- выявлены факторы организации досуга в современном тёлбэ в школе.
В.А.Сухомлинский говорил, что «подлинная школа – это не только место, где дети приобретают знания и умения. Подлинная школа – многосторонняя духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».
В процессе реализации досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей, которые не могли быть удовлетворены в процессе учебной, трудовой деятельности и связанных с ними занятий, диктуемых нуждой и внешней целесообразностью. В этих условиях становление и развитие личности ребенка происходит под влиянием соседей, детского сада, школы и других микросоциумов тёлбэ (организации, учреждения, природы и.т.д.).
Каждый микросоциум в определенной степени по-своему влияет на развитие ребенка. Социум тёлбэ – сфера отдаленного окружения личности, сфера человеческих отношений. Микросоциумы тёлбэ – ближайшее окружение, где идет процесс формирования личности ребенка через её взаимосвязи, взаимоотношения с обществом. В целом тёлбэ составляет объективные условия процесса воспитания.
В Тыарасинском тёлбэ идет процесс систематической, активизирующей организационно-пропагандистской работы путем педагогического и этнокультурного взаимодействия микросоциумов. Педагогическое взаимодействие микросоциумов – процесс, где поведение личности есть совокупность общественных отношений. В процессе жизнедеятельности ребенок постоянно вступает в контакт к себе подобными. В результате этих контактов у него вырабатывается целый ряд отношений к окружающему миру, к обществу, к самому себе. Качественная сторона этих отношений определяет направленность личности, количественная – её силу и целостность.
Целью проводимых досуговых мероприятий является:
- личность, семья – центр деятельности всех сфер тёлбэ;
- оздоровить духовное отношение людей, их досуг, жизнь;
- повысить уровень педагогического потенциала тёлбэ;
- включить в воспитательную среду все микросоциумы тёлбэ.
Этнокультурное взаимодействие микросоциумов – процесс непосредственных контактов, общения членов группы между собой, основанный на передаче опыта этнической культуры, где взаимодействие досуга идет не прямо от общества и индивиду, через непосредственный круг общения.
Целью этнокультурной педагогики досуговой деятельности является:
- организация деятельности людей, направленная на возрождение, усвоение, сохранение, распространение культуры, культурных ценностей этноса;
- передача опыта сформировавшейся веками традиционной этнической культуры старшим поколением младшему поколению;
-воспитание детей на основе этнической культуры, культуры созидательной, общечеловеческой.
Семья является приоритетным звеном досуговой деятельности в микросоциуме и несёт основную нагрузку и ответственность за воспитание и развитие детей. Проблемы семьи и всего жизненного уклада тёлбэ заставляют пересматривать традиционные парадигмы всего воспитательного процесса. Все сферы тёлбэ постепенно должны вовлекаться в воспитательный процесс, в досуговую деятельность во взаимодействии.
Воспитание действительно становится воспитанием. Формирование личности молодого человека получает признак управляемости, контролируемости. Люди, участвующие в воспитательном процессе, станут руководствоваться сознательными намерениями. Процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие, результативное сотрудничество воспитателей и воспитанников, направленное на достижение позитивных целей, понятных и близких воспитанникам.
Чтобы обеспечить активное и целенаправленное участие населения тёлбэ в досуговой деятельности, организуется договор микросоциумов тёлбэ. Договорная работа должна соответствовать возрастным особенностям, уровню развития детей и берется под наблюдение.
Изучив психолого-педагогические, методологические аспекты использования досуга в семье и учебно-воспитательной работе школы, во взаимодействии микросоциумов в тёлбэ, разработана технология досуговой деятельности:
- Создание организационно-педагогических условий досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ позволяет внедрить в жизнь три наиболее необходимые принципы педагогики досуга: интереса, единства реакреации и познания, совместная деятельность.
- Оптимальным путем социализации личности ребенка является организация досуговой деятельности по возрастным ступеням.
Когда личность ребенка оказывается в центре трех звеньев (родителей, педагогов, общественности) педагогического воздействия, то в его сознании и деятельности происходят многие положительные изменения. Формирование личности молодого человека получает признак управляемости, контролируемости. Эффективное содержание досуговой деятельности, как воспитательный процесс, в специфической сфере личности ребенка, состоит:
- Социализация личности.
- Процесс формирования личности.
- Влияние на нахождение молодыми людьми своего места в жизни.
Общество вступило в новый век, в котором качество воспитания будет как никогда определять уровень жизни: благосостояние человека, как и республики в целом, зависит от качества личного опыта, приобретенного в юные годы. И только воспитание, ориентированное на благополучие населения и развитие гражданского общества, является качественным.
Инициатором широкомасштабной и созидательной работы по преобразованию села может и в некоторых случаях должна стать сельская школа, так как, по сути и цели своей деятельности она ориентирована на будущее.
Литвинцева И.Н. – заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию Тыарасинской СОШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»
Выступление на заседании методического объединения воспитателей...
Прогулка – компонент организации досуговой деятельности школьников
В стать описываются различные виды прогулок с учащимися во внеурочное время, их структурное содержание Даются рекомендации по организации прогулки, как активного отдыха детей....
Организация досуговой деятельности школьников младшего и среднего возраста в дни зимних каникул
сценарии....
МЕСТО И РОЛЬ УРОКОВ ОРКСЭ В РАЗВИТИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
татья посвящена вопросам создания единой образовательной системы, которая будет в себя включать и обучение, и досуг, с целью эффективности целостного учебно-воспитательного процесса....
Досуговая деятельность школьников
В данной статье даются рекомендации для организации досуга детей...
ПРОЕКТ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
laquo;Школа – наш второй дом». Чтобы школа поистине стала нашим вторым домом, мы создаем свою школьную страну, где всем школьникам будет интересно и весело не только на уроках, но и...
«Внедрение компонента профессионального самоопределения в образовательную и досуговую деятельность школьников на примере реализованной целевой программы «Шаг в будущее» в рамках опытно-экспериментальной работы»
Направление «3-ПРО современной школы: профиль, профориентация, пробы». В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа &la...