Статья "Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ"
статья на тему

Литвинцева Изабелла Николаевна

Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ

 

Досуг – это время, остающееся  у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целеcообразностью. Иначе говоря, досуг – это временный период, освобожденный от обязательных и непреложных дел.

К.Д.Ушинский говорил, что нет ничего хуже, когда ребенок проводит время без мысли в голове и без дела в руках. Именно в этом случае портятся его ум, сердце и нравственность. Педагогика накопила достаточный опыт для того, чтобы утверждать, что самые вредные и опасные представления об отдыхе – это представление о нем как о ничегонеделании. Казалось бы, наконец-то ребенок получил свободу, пусть придаётся её радостям. А на деле утомление, усталость, и даже ущерб здоровью. Оказывается, и свободное время требует организации, знания, что и как делать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_litvintsevoy_i.n.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ

Досуг – это время, остающееся  у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных внешней целеcообразностью. Иначе говоря, досуг – это временный период, освобожденный от обязательных и непреложных дел.

К.Д.Ушинский говорил, что нет ничего хуже, когда ребенок проводит время без мысли в голове и без дела в руках. Именно в этом случае портятся его ум, сердце и нравственность. Педагогика накопила достаточный опыт для того, чтобы утверждать, что самые вредные и опасные представления об отдыхе – это представление о нем как о ничегонеделании. Казалось бы, наконец-то ребенок получил свободу, пусть придаётся её радостям. А на деле утомление, усталость, и даже ущерб здоровью. Оказывается, и свободное время требует организации, знания, что и как делать.

Нравственные стороны нашей современной жизни больно ударили по молодежи. Мы оказались недостаточно подготовленными в воспитании современных детей и изменениям их характера. Они оказались не защищенными от негативных сторон нашей жизни. Не может не вызвать тревогу в нашей республике распространение пьянства среди молодежи. Обострилась проблема одиночества подростков. И, как известно, к таким последствиям подвергаются чаще всего те подростки, которые все свободное от учебы время реализуют бездеятельно. А день ребенка должна планироваться таким образом, чтобы не было времени на ничегонеделание.

А между тем уменьшается количество внешкольных и дошкольных учреждений, в первую очередь сокращаются и закрываются учреждения, занимающиеся дополнительным образованием и воспитанием: в школах сокращается количество кружков, клубов по интересам. Мотивация одна: нет средств, нет денег в бюджете. Экономия идет за счет детей!

Процесс досуговой деятельности в сельской школе может быть более эффективным, если:

- в школе созданы оптимальные организационно-педагогические условия;

- выявлены факторы организации досуга в современном тёлбэ в школе.

В.А.Сухомлинский говорил, что «подлинная школа – это не только место, где дети приобретают знания и умения. Подлинная школа – многосторонняя духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».

В процессе реализации досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей, которые не могли быть удовлетворены в процессе учебной, трудовой деятельности и связанных с ними занятий, диктуемых нуждой и внешней целесообразностью. В этих условиях становление и развитие личности ребенка происходит под влиянием соседей, детского сада, школы и других микросоциумов тёлбэ (организации, учреждения, природы и.т.д.).

Каждый микросоциум в определенной степени по-своему влияет на развитие ребенка. Социум тёлбэ – сфера отдаленного окружения личности, сфера человеческих отношений. Микросоциумы тёлбэ – ближайшее окружение, где идет процесс формирования личности ребенка через её взаимосвязи, взаимоотношения с обществом. В целом тёлбэ составляет объективные условия процесса воспитания.

В Тыарасинском тёлбэ идет процесс систематической, активизирующей организационно-пропагандистской работы путем педагогического и этнокультурного взаимодействия микросоциумов.  Педагогическое взаимодействие микросоциумов – процесс, где поведение личности есть совокупность общественных отношений. В процессе жизнедеятельности ребенок постоянно вступает в контакт к себе подобными. В результате этих контактов у него вырабатывается целый ряд отношений к окружающему миру, к обществу, к самому себе. Качественная сторона этих отношений определяет направленность личности, количественная – её силу и целостность.

Целью проводимых досуговых мероприятий является:

- личность, семья – центр деятельности всех сфер тёлбэ;

- оздоровить духовное отношение людей, их досуг, жизнь;

- повысить уровень педагогического потенциала тёлбэ;

- включить в воспитательную среду все микросоциумы тёлбэ.

Этнокультурное взаимодействие микросоциумов – процесс непосредственных контактов, общения членов группы между собой, основанный на передаче опыта этнической культуры, где взаимодействие досуга идет не прямо от общества и индивиду, через непосредственный круг общения.

Целью этнокультурной педагогики досуговой деятельности является:

- организация деятельности людей, направленная на возрождение, усвоение, сохранение, распространение культуры, культурных ценностей этноса;

- передача опыта сформировавшейся веками традиционной этнической культуры старшим поколением младшему поколению;

-воспитание детей на основе этнической культуры, культуры созидательной, общечеловеческой.

Семья является приоритетным звеном досуговой деятельности в микросоциуме и несёт основную нагрузку и ответственность за воспитание и развитие детей. Проблемы семьи и всего жизненного уклада тёлбэ заставляют пересматривать традиционные парадигмы всего воспитательного процесса. Все сферы тёлбэ постепенно должны вовлекаться в воспитательный процесс, в досуговую деятельность во взаимодействии.

 Воспитание действительно становится воспитанием. Формирование личности молодого человека получает признак управляемости,  контролируемости. Люди, участвующие в воспитательном процессе, станут  руководствоваться сознательными намерениями. Процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие, результативное сотрудничество воспитателей и воспитанников, направленное на достижение позитивных целей, понятных и близких воспитанникам.

Чтобы обеспечить активное и целенаправленное участие населения тёлбэ в досуговой деятельности, организуется договор микросоциумов тёлбэ. Договорная работа должна соответствовать возрастным особенностям, уровню развития детей и берется под наблюдение.

Изучив психолого-педагогические, методологические аспекты использования досуга в семье и учебно-воспитательной работе школы, во взаимодействии микросоциумов  в  тёлбэ, разработана технология досуговой деятельности:

  1. Создание организационно-педагогических условий досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ позволяет внедрить в жизнь три наиболее необходимые принципы педагогики досуга: интереса, единства реакреации и познания, совместная деятельность.
  2. Оптимальным путем социализации личности ребенка является организация досуговой деятельности по возрастным ступеням.

Когда личность ребенка оказывается в центре трех звеньев (родителей, педагогов, общественности) педагогического воздействия, то в его сознании и деятельности происходят многие положительные изменения. Формирование личности молодого человека получает признак управляемости, контролируемости. Эффективное содержание досуговой деятельности, как воспитательный процесс,  в специфической сфере личности ребенка, состоит:

  1. Социализация личности.
  2. Процесс формирования личности.
  3. Влияние на нахождение молодыми людьми своего места в жизни.

Общество вступило в новый век, в котором качество воспитания будет как никогда определять уровень жизни: благосостояние человека, как и республики в целом, зависит от качества личного опыта, приобретенного в юные годы.  И только воспитание, ориентированное на благополучие населения и развитие гражданского общества, является качественным.

Инициатором широкомасштабной и созидательной работы по преобразованию села может и в некоторых случаях должна стать сельская школа, так как, по сути и цели своей деятельности она ориентирована на будущее.

Литвинцева И.Н. – заместитель директора по воспитательной работе и дополнительному образованию Тыарасинской СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»

Выступление на заседании методического объединения воспитателей...

Прогулка – компонент организации досуговой деятельности школьников

В стать описываются различные виды прогулок с учащимися во внеурочное время, их структурное содержание Даются рекомендации по организации прогулки, как активного отдыха детей....

МЕСТО И РОЛЬ УРОКОВ ОРКСЭ В РАЗВИТИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

татья посвящена вопросам создания единой образовательной системы, которая будет в себя включать и обучение, и досуг, с целью эффективности целостного учебно-воспитательного процесса....

Досуговая деятельность школьников

В данной статье даются рекомендации для организации досуга детей...

ПРОЕКТ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

laquo;Школа – наш второй дом». Чтобы школа поистине стала нашим вторым домом, мы создаем свою школьную страну, где всем школьникам будет интересно и весело не только на уроках, но и...

«Внедрение компонента профессионального самоопределения в образовательную и досуговую деятельность школьников на примере реализованной целевой программы «Шаг в будущее» в рамках опытно-экспериментальной работы»

Направление «3-ПРО современной школы: профиль, профориентация, пробы». В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа &la...