Программа воспитания и социализации обучающихся 7 отделения Орловского СУВУ «Я гражданин своей страны!»
материал
В программе представлена система деятельности отделения на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_7_otdeleniya.docx | 68.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»
Программа воспитания и социализации обучающихся 7 отделения Орловского СУВУ
«Я гражданин своей страны!»
Система воспитательной деятельности 7 отделения
Автор программы:
Старший воспитатель
7 отделения
Нелюбин А.А.
г. Орлов
Цель программы: формирование личности выпускника, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире, быть готовым к профессиональному и ценностному самоопределению, способным ответить на все вызовы современного общества.
Задачи программы:
- создание благоприятных условий для интеллектуального, духовного, нравственного, физического развития воспитанников;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, пропаганда здорового образа жизни;
- активное приобщение к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям;
- получение обучающимися начальных знаний и навыков необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в образовательных учреждениях
- воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
- развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;
- формирование общей культуры личности на основе усвоения содержания общеобразовательных программ.
Пояснительная записка.
Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
Основными интегрированными задачами воспитательной работы:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии путем получения классического университетского образования - высшего уровня воспитанности и образованности;
- формирование у учащихся гражданской позиции, уважения к закону, социальной активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократического общества;
- освоение и принятие для себя высших нравственных, культурных и научных приоритетов, основанных на общечеловеческих ценностях, достижениях мировой и национальной культуры, традициях народов России;
- развитие отношения к достижениям мировой, национальной культуры, образования, интеллекта и науки как к самостоятельным ценностным феноменам;
- формирование у учащихся профессиональной позиции и этики, осознания общественной миссии своей профессии, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессионально значимых качеств личности и профессиональной корпоративности;
- формирование у учащихся значимых качеств и свойств личности семьянина и гражданина.
Цикл : срок реализации системы рассчитан на 3 года
Направления воспитательной работы :
- Формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей:
- Формирование фундаментальных знаний в системах человек-человек; человек-общество; человек-техника; человек-природа.
- Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.
- Создание условий для осознания и присвоения личностью сущности и значимости гражданско-патриотических ценностей.
- Формирование системы правовых знаний.
- Формирование системы эстетических и этических знаний и ценностей.
- Формирование у студентов установок толерантного сознания и профилактики экстремизма.
- Формирование у учащихся потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей ценности и главному способу достижения жизненного успеха.
Духовно нравственное воспитание:
- Формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей.
- Реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности.
- Формирование у учащихся репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей.
Патриотическое воспитание:
- Повышение социального статуса патриотического воспитания молодежи.
- Проведение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию.
Формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни:
- Организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, проведение всевозможных соревнований.
- Пропаганда здорового образа жизни, профилактика и борьба с курением, наркозависимостью, «вредными» привычками.
Формирование конкурентоспособных качеств:
- Повышение и стимуляция мотивации самосовершенствования учащихся.
- Формирование ориентации на успех, на лидерство и карьерное поведение.
- Способность принимать решения в ситуации морального выбора и нести за них ответственность перед собой, своей страной и человечеством в целом.
- Формирование качеств социально-активной личности.
Реализация гражданско-правового воспитания и образования учащихся:
- формирование представлений о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях в обществе;
- направленного на участие личности в решении задач любого уровня от семейно-бытовых до общенациональных и планетарных.
Формирование гуманистической воспитательной системы:
- формирование основы развития в университете социокультурной воспитывающей среды;
Развитие эстетики в жизни и деятельности учащихся:
- включение учащихся в различные виды креативной деятельности;
- участие учащихся в клубной и досуговой деятельности училища.
Содержание
(Планирование содержания воспитательной деятельности)
Месяц, Направление воспитательной деятельности | Содержание деятельности (ценностно-смысловые ориентации) Цели и задачи | Название мероприятия, уровень, Форма проведения (Весь МПТ: Воспитатель, мастер, учитель) | Специалисты СУВУ, социальные партнеры | Планируемый результат |
Сентябрь Интеллектуальное воспитание | наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира Цель:
Задачи:
| Учителя:
Мастера:
Воспитатели:
| Зам. По УР |
|
Октябрь Правовое воспитание и культура безопасности | гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство; Цель:
Задачи:
| Учителя:
Мастера:
Воспитатели:
| Соц. Педагоги, Специалисты юр. отдела |
|
Ноябрь Здоровьесберегающее воспитание | ЗОЖ Цель:
Задачи:
| Учителя:
Мастера:
Воспитатели:
| Медики, психологи, учителя физ. | Должны знать:
|
Декабрь Духовное воспитание | социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; Цель:
Задачи:
| Учителя:
Мастера:
Воспитатели:
| МПТ, Педагоги доп. образования |
|
Январь Культуротворческое и эстетическое воспитание | искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Задачи:
| Учителя:
Мастера:
Воспитатели:
| МПТ, Руководитель доп. образования |
|
Февраль Формирование коммуникативной культуры | человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество Цель:
Задачи:
| Учителя:
Мастера:
Воспитатели:
| МПТ, логопед, психологи, соц. педагоги, педагоги доп. образования |
|
Март Нравственное воспитание | социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; Цель:
Задачи:
| Учителя: Цикл классных часов по правовой грамотности:
Мастера:
Воспитатели:
| МПТ, логопед, психологи, соц. педагоги, педагоги доп. образования |
|
Апрель Экологическое воспитание | Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание Цель:
| Учителя: Проведение тематических недель:
Мастера:
Воспитатели:
| МПТ, логопед, психологи, соц. педагоги, педагоги доп. образования |
|
Май Воспитание семейных ценностей | семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода Цель:
Задачи:
| Учителя:
Мастера:
Воспитатели:
| МПТ, логопед, психологи, соц. педагоги, педагоги доп. образования |
|
Июнь Гражданско-патриотическое воспитание | патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству Цель:
Задачи:
| Учителя:
Мастера:
Воспитатели:
| МПТ, психологи, педагоги доп. образования |
|
Июль Социокультурное и медиакультурное воспитание | традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; Цель:
Задачи:
| Мастера:
Воспитатели:
| МПТ, логопед, психологи, соц. педагоги, педагоги доп. образования |
|
Август Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость Цель:
Задачи:
| Мастера:
Воспитатели:
| МПТ, логопед, психологи, соц. педагоги, педагоги доп. образования |
|
– создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
– выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления;
– закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
- создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Мониторинг результатов воспитательной деятельности :
Педагогический мониторинг, по мнению А.Н. Майорова, это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы [Майоров, 2005].
Организация слежения предусматривает отбор обоснованных показателей и индикаторов. Слежение осуществляется путем непосредственного измерения или описания параметров объекта.
Система мониторинга включает цель мониторинга, объекты педагогического мониторинга (их элементы, связи, механизмы управления); состав и структуру системы критериев и показателей и ресурсных ограничений как основы информационной составляющей педагогического мониторинга; диагностический инструментарий (включая состав средств и методов педагогического мониторинга, порядок, методы и формы взаимодействия целевых групп, участвующих в педагогическом мониторинге).
В нашем случае объектом мониторинга является жизнедеятельность воспитанников Орловского СУВУ, которая выступает условием их развития постольку, поскольку они могут и стремятся реализовать в ней свою активность, выступая в качестве субъектов представленных сфер жизнедеятельности.
Мы выделили следующие основные компоненты, определяющие понятие жизнедеятельности применительно к воспитаннику Орловского СУВУ, которые должны являться объектами мониторинга специалистов детского дома: биологические (сон, питание, здоровье…),социальные (социально-бытовые навыки, подготовка к семейной жизни, подготовка к учебной и трудовой деятельности, ЗОЖ, активный образ жизни…);коммуникативные (общение, познание, нравственно-этический и эстетический потенциал).
Таким образом, цель мониторинга - выявление проблем у воспитанников по трем критериям: биологическому, социальному и коммуникативному.
Мониторинг осуществляется через организацию работы группы специалистов, в которую входят педагог-психолог, социальные педагоги, воспитатели и медицинские работники. Координацию работы осуществляет администрация Орловского СУВУ по решению следующих задач мониторинга:
-выявление проблем социализации каждого ребенка;
-обозначение проблемных зон в организации жизнедеятельности воспитанников;
-осуществление краткосрочного прогнозирования воздействия образовательного процесса на социализацию воспитанника;
- предупреждение негативных проявлений в процессе образования;
- создание карт индивидуального сопровождения воспитанников исходя из полученных результатов мониторинга и рекомендаций специалистов по коррекции проблем;
- разработка планов-графиков для специалистов и членов администрации по оптимизации условий жизнедеятельности воспитанников.
Мониторинг осуществляется два раза в год, а также по мере поступления
новых воспитанников.
В ходе мониторинга используются такие методы, как опрос, анкетирование, тестирование, медицинское обследование (диспансеризация), наблюдение, инструментальное обследование, анализ, сравнение.
В качестве примера карты индивидуального сопровождения можно привести:
Карта индивидуального сопровождения по итогам диагностики
Дата диагностического исследования, на основании которого заведена карта:
Дата контрольных срезов:
- Возраст:
- Питание:
- Сон:
- Социально-бытовая деятельность:
Гигиенические навыки:
- Воспитание бережливости:
- Общение с ровесниками:
- Умение держаться за столом:
- Бережное отношение к имуществу:
- Умение решать вопросы в различных учреждениях :
- Умение готовить:
- Умение ремонтировать одежду, шить:
- Выполнять мелкий ремонт мебели:
- Культура речи:
- Профессиональное самоопределение:
- Умение соотносить способности и возможности с потребностями:
Мотивация к учению:
- Обученность:
- Качество обучения :
- Читательская активность:
- ИКТ :
Воспитанность учащихся:
- Отношение к человеку:
- Отношение к обществу:
- Отношение к себе:
- Отношение к знаниям:
- Отношение к труду:
- Отношение к прекрасному:
Дополнительное образование:
- Занятость в свободное время в кружках секциях:
- ЗОЖ:
- Вредные привычки:
- Занятость спортом и физкультурой:
- Понимание роли семьи в жизни человека:
- Понимание распределения обязанностей в семье:
- Умение соотносить способности и возможности с потребностями:
Мониторинг жизнедеятельности воспитанников, экспертноаналитическая деятельность педагогов, специалистов, администрации, изучение условий жизнедеятельности воспитанников, обсуждение результатов на медико-психолого-педагогических консилиумах и административных советах, разработка индивидуальных карт сопровождения составляют программу мониторинга жизнедеятельности воспитанников. Особо следует пояснить, что мониторинг проводится в отношении каждого воспитанника и на уровне отделения идет сравнение мониторинговых результатов в разные периоды по каждому наблюдаемому ребенку.
Регулярный мониторинг по приведенным показателям позволяет увидеть динамику изменений, выявить проблемы и наметить действия по ее решению и оптимизировать целостность педагогического процесса в училище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...
Программа воспитания и социализации обучающихся "Зажги свою звезду" 5-9 классы
Программа воспитания и социализации обучающихся "Зажги свою звезду" 5-9 классы...
Программа "Воспитание и социализация обучающихся" Куртамышского СУВУ.
Рабочая программа "Воспитание и социализация обучающихся" для 9 классов Куртамышского СУВУ. Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного ук...
"Я-Гражданин" Программа воспитания и социализации обучающихся
Реализация воспитательной программы «Я - Гражданин» (с 1 по 11 класс) позволит осуществить переход школы на более высокий уровень культуры восп...
Программа воспитания и социализации обучающихся "Я-Гражданин"
Программа воспитания и социализации обучающихся "Я-Гражданин"...
Фотоотчет о проведенных акциях в рамках программы воспитания и социализации обучающихся "Я - Гражданин" 2018-2021 учебный год
Фотоотчет о проведенных акциях в рамках программы воспитания и социализации обучающихся "Я - Гражданин"...