«Герой нашего времени (ХХӀ века)… Кто он?»
методическая разработка (10 класс)

Орлова Елена Александровна

Круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geroy_21_veka.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Якиманско – Слободская средняя общеобразовательная школа»

Круглый стол

«Герой нашего времени (ХХӀ века)… Кто он?»

Автор: Орлова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель

о. Муром

Круглый стол

«Герой нашего времени (ХХӀ века)… Кто он?»

Цель: способствовать созданию диалоговой площадки, а также формированию и развитию социально значимых ценностей, активной гражданской позиции и воспитанию молодежи в духе гуманизма. 

Задачи:

- развитие у молодежи мировоззрения, положительных нравственных качеств, ценностных ориентаций, моральных критериев, смысложизненных ценностей, определяющих направленность личности, ее устремленность к идеалу;

- осознание молодежью важности традиционных моральных, духовных и нравственных ценностей народов России, развитие чувства сопричастности к судьбе, истории, культуре родного Отечества;

- воспитание уважения к героям и подвижникам Отечества, заботливое, бережное отношения к старшему поколению;

- сближение ценностных ориентаций молодежи и старшего поколения;

- повышение инициативы, развитие активной жизненной позиции, волевых качеств, самостоятельности в принятии решений наряду с высоким чувством ответственности за свои дела и поступки.

- повышение культуры ведения дискуссии, развитие умения слушать и слышать друг друга, самостоятельно мыслить, формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, развитие чувства собственного достоинства;

- творческое и эстетическое развитие личности.

Ход мероприятия:

1. Эпиграф (аудиозапись песни «Герои» группы «АнимациЯ»).

2. Модератор:

- Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Как Вы уже поняли, тема нашего круглого стола «Герой нашего времени… Кто он?» Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: «Современный герой… Кто он?» А также составим собирательный портрет современного героя, определим качества, необходимые для того, чтобы быть героем, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, культуре, истории, СМИ и как духовный опыт народа воплощается в этом образе.

Представление гостей. 

Отец Николай – настоятель Муромского храма Иулиании Лазаревской.

Морозов Юрий Иванович – журналист, автор книг о наших земляках «Герои земли Муромской», «На трудовом фронте Муромского края» и статей о героях – слободчанах Михаиле Ивановиче Быкове, Дмитрии Петровиче Лупове, герое – пограничнике Андрее Васильевиче Бочкарёве, об инженере – испытателе Николае Николаевиче Луковникове.

3. Модератор: 

-  «Каждый век имеет своих героев», - говорил английский драматург Джордж Бернард Шоу. Поэтому мы обратимся к истории и посмотрим, кто он – герой минувших столетий. Внимание на экран.

4.  Видеоряд: «Герои минувших столетий» (от древних времён до современности).  Вопросы:

- Какие они – герои минувших столетий? Какую Вы бы дали им характеристику. Если бы Вам предложили назвать возраст, социальный статус, условия, необходимые для того, чтобы человек стал героем, какой бы Вы дали ответ?

5. Комментарий. (Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. )

6.  Модератор. Притча:

«Встретились Учитель и Ученик и начали разговор.

- Я никак не пойму, Учитель, почему человека считают героем? Что в нём особенного? – спросил Ученик.
- Ничего. Он такой же, как все, -  произнёс Учитель. 
- Тогда почему один человек – герой, а другой – нет?! Что такое он делал? – продолжал спрашивать Ученик.

- Он делал всё то, что боялись и не хотели делать другие люди. На войне героем быть легко. Гораздо труднее им быть в мирное время, - ответил Учитель».

7.  Модератор:

 - Легко ли быть героем в мирное время? Я предлагаю Вам выразить своё мнение по данному вопросу, прикрепив стикеры розового цвета к табличкам «Да. Нет. Не знаю».

8. Игра «Да. Нет. Не знаю».

9.  Модератор:

 - Прокомментируйте, пожалуйста, свой выбор.

10. Участники круглого стола комментируют свои ответы.

11. Модератор: 

- Как известно, каждое время рождает своих героев… Но…

Новое время, новые лица,

Кто-то уходит, а кто-то родится.

Были герои военной поры –

Знали их люди! Гордиться могли!

Брали пример! По-стахановски мчались,

В машины врага, как Гастелло, врезались.

Стойкими были – всех вёл Комсомол!

Юность пылала, как жаркий костёр!

Время идёт, и меняются лица…

Афганистан и Чечня… снова нужно сразиться!

Снова герои! Герои войны!

Встают на защиту нашей страны!

Они– миротворцы! Духом сильны!

Сильные парни нашей Земли!

Но… речь не о них.  Поговорим о героях иных

 12. Модератор:

- Да, у каждой эпохи свои герои. А кто знает, откуда пришло в наш язык слово «герой» и какого его лексическое значение? Чтобы лучше ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии и значению слова «герой» и заглянем в словарь.

13.  Докладчик. Этимологическая справка о слове «герой».

- Слово «герой» пришло к нам из Древней Греции, оно переводится как «защитник», «хранитель» и этимологически связано с именем богини Геры, покровительницы брака и обетов. В латинском языке аналогичное понятие означает «хранить целое», в авестийском «бдить». Герой мифологический, как правило, сын смертной матери и бессмертного отца, как, например, Геракл. Родившись на земле и пройдя множество испытаний, он возвращается к своему божественному отцу, окончательно преодолевая свою смертную земную природу и указывая тем самым путь всему человечеству.

14. Сообщение докладчика о значении слова «герой».


-  
Значение слова «герой» по Ожегову С. И. и Шведовой Н. Ю.:

Герой. Главное действующее лицо литературного произведения.

Герой. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Герой. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).

Герой.  Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды

15. Модератор:

 - Слово «герой» – многозначное, и мы попытаемся раскрыть все эти значения.

Сегодня мы употребляем слово «герой» во множестве различных смыслов, весьма далёких от изначального. Герои труда и войны, герои книжные, театральные, герои кино, трагические и лирические, наконец, герои «наших дней» и «наших романов»... Понятие это изменилось, но не устарело. Живёт всё-таки в нас что-то, что заставляет душу пусть и бессознательно искать того, кто мог бы служить ей ориентиром. Ведь в герое, как в фокусе, собирается то лучшее и ценное, к чему мы стремимся сами. И по тому, какие у нас герои, можно судить и о нас самих, о тех ценностях, которые нам важны и дороги. Попробуем ответить на вопрос: «Герой – идеальный человек?».

16.  Ответы участников круглого стола на данный вопрос.

17. Модератор: 

- А. М. Горький, обращаясь к своим современникам, писал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – всё выше и выше!». Действительно, если обратиться к истории мировой культуры, то можно отметить, что она направлена на поиски идеала и совершенной красоты Человека. Что же такое идеал?

18. Комментарий участников круглого стола.

19. Модератор:   

- А теперь обратимся к словарям.

20. Сообщение докладчика о значении слова «идеал».

- Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

ИДЕАЛ, -а, м. 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы. 2. чего и чей. Совершенное воплощение чего-н. Я. доброты. Этот человек - мой и. 3. Наилучший вид, элитный образец чего-н. (спец.). Формы-идеалы (в растениеводстве). II прил. идеальный, -ая, -ое (к 3 знач.; спец.). Я. газ. И. кристалл.

21. Модератор:

- Идеал Человека показан в различных произведениях художественной культуры и литературы. Он также находит своё воплощение и в религиозных представлениях человечества. Главная заслуга христианства в том, что оно проповедует любовь, высокую нравственность, соединяет верующих союзом любви с Богом. В этом союзе верующих людей с Богом человеческая личность не поглощается, а приобретает более свободную и содержательную, форму.

Каков он, идеал Человека, в Христианстве?

22. Выступление отца Николая. Вопросы к гостю: Какое качество человека, из всех названных, Вы бы определили всё-таки, как самое главное? Человека каких духовных качеств Вы бы назвали идеальным? К какому идеалу должен стремиться человек? Кто является Вашим идеалом?

23. Модератор:          

Без книги в мире ночь и ум убог,

Без книги, как стада,

Бессмысленны народы,

В ней добродетель, долг,

В ней мощь и соль природы.

В ней будущность твоя

И верных благ залог.

В. Гюго

24. Модератор: 

- В этих замечательных словах Виктора Гюго каждый из вас сам для себя выделит ключевые слова. Но бесспорно одно, самое важное: книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые.

Идеал Человека нашёл своё художественное воплощение в образе святых – людях высокого духа и праведности, прославивших себя служением Богу. Такой образец нам даёт богатая древнерусская литература.

25.  Сообщение учеников об изображении идеала Человека в древнерусской литературе.

26. Модератор:

- Какое же качество человека, по данным произведениям, можно назвать ключевым?

- Человек литературы Древней Руси – это человек, прославившийся подвигами самопожертвования, неиссякаемой веры и любви к ближнему.  Но мы живём в другое время…

- Какого человека вы считаете современным героем?

Вот что говорят о современном герое представители нашей школы. (Опрос взрослых и детей). Внимание на экран.

 (Вопросы: «Кто такой герой?», «Кто, по-вашему, настоящий герой?», «Назовите имя настоящего героя. Почему Вы его считаете героем?», «Ваш идеал героя?», «Можно ли быть героем в мирное время?», «Возможен ли героизм в наше время?» «Так кто же он, современный герой?», «Можно ли сегодня вообще точно определить, кто он — наш современный герой?», «Каким должен быть современный герой?».)

27.  Видеоролик на тему: «Какого человека Вы считаете современным героем?»
28. Модератор:

- Порой приходится слышать такую фразу, особенно от людей преклонного возраста, что люди нашего времени «потерянное поколение». Так ли уж мрачно выглядит современный человек? Попытаемся создать портрет современного человека, обратившись к современной литературе и СМИ.  Каким же должен быть человек, воплощающий в себе черты эпохи? Прокомментируйте, пожалуйста.

29.  Выступление представителя СМИ.

30. Модератор. Вопросы к представителю СМИ:

- Юрий Иванович! О каком человеке Вы чаще всего пишите и рассказываете? Кто он -  герой современных СМИ?  Образ такого человека Вам близок, Вы создаёте его, следуя зову сердца, или всё-таки Вы рисуете «образ героя» по определённому стандарту?)

31.  Выступление докладчика «Образ героя в современной литературе».

32. Модератор:

- Какую всё-таки самую главную черту в образе героя современной литературы Вы бы назвали основной?

33. Модератор:

-  А теперь я хочу обратиться к участникам круглого стола. Назовите имена конкретных героев нашего времени. Кто они?

34.  Модератор: 

- Обратимся к статистике. Согласно недавно проведённому Фондом «Общественное мнение» опросу, мы с вами почти не знаем героев среди реальных людей: «Около 40% респондентов затруднились назвать даже одного «настоящего героя» России. Около 20% считают, что настоящих героев в реальной жизни вообще нет (среди молодёжи таких 25%). Лишь очень немногие назвали Георгия Жукова и Юрия Гагарина (по 4%), а также Владимира Путина (3%). Чаще всего среди «настоящих героев» молодёжь называла Илью Муромца (20%). Второе место в числе вымышленных героев молодёжи занимает Железный Человек. Его считают «настоящим героем» 17% молодых людей. На третьем месте — Штирлиц. Старшие поколения часто вспоминали также Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и Глеба Жеглова из кинофильма «Место встречи изменить нельзя»...

Многие из названных героев вымышленные. Мы плохо знаем героев – реальных людей, живущих среди нас.  Поэтому я предлагаю всем найти в Интернете сайт «Герои России» и познакомиться с героями сегодняшнего дня, живущими среди нас.

35. Видеофильм с сайта «Герои России». 

- Подвиги совершаются и в мирное время. И возраста нет у подвига. Иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой. Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.

36. Модератор: 

- Ушли времена, когда нашими героями были Пархоменко и Стаханов, Александр Матросов и политрук Клочков, Цой и Тальков…. Новое время, новые ценности — новые герои, их воплощающие. Какие ценности должен выражать герой, чтобы стать героем для нас, к чему стремиться, за какие идеи бороться? А какие они бывают, эти идеи и ценности? Христианские, православные? Национальные, великорусские? Универсальные, общечеловеческие? Какие-то ещё? Трудный вопрос, не правда ли?  Но мы постараемся сейчас ответить на эти вопросы для себя. Я предлагаю выбрать и расположить по степени важности каждой группе 10, самых главных, на ваш взгляд, качеств современного человека - «героя нашего времени», пусть и совсем непростого, рассмотрев слово «герой» во всех известных Вам значениях. Почему Вы выбрали именно эти качества?

37. Дискуссионный практикум «Портрет современного молодого человека». Обсуждение. Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше» 

38. Модератор: 

- Вернёмся к начальному вопросу нашего круглого стола «Легко ли быть героем в мирное время?» Я предлагаю Вам выразить своё мнение по данному вопросу, прикрепив стикеры зелёного цвета к табличкам «Да. Нет. Не знаю».

39. Игра «Да. Нет. Не знаю».  Изменилось ли Ваше мнение? Почему?

 40. Участники круглого стола комментируют свои ответы.

41.  Модератор:

- Целью нашего круглого стола был обмен мнениями, а не приведение их «к одному знаменателю». Я рада, что многие вопросы остались неразрешёнными, значит, у нас будет возможность задать их себе вновь. Но всё-таки позволю себе сказать следующее

Секрет настоящего и всегда современного героя - одна существенная черта: он несёт в себе зерно будущего и будет тем больше героем, чем ближе будет к тому будущему, которое вчера ещё было невозможным. Будущее за Вами, наши молодые герои, потому что перед Вами большой жизненный путь.  Как говорил великий Гёте: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».

42.  Звучит песня Ольги Дубовой «Гимн жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...

Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»

Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...

Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»

Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал  о герое3.Заинтересовать обучающихся  лично...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...