РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» для обучающихся 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Рабочая программа элективного курса "Секреты русской орфографии" для обучающихся 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Муниципальное учреждение Департамент образования
администрации Нижнеилимского муниципального района
МОУ «Железногорская СОШ № 4»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического совета Руководитель ШМС _______________Левичева Е.М. Протокол № 1 от 29.08.2024 | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «Железногорская СОШ № 4» ____________ Казанцева Е.А. Приказ № ___ от 29.08.2024 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Предметная область: филология
«Секреты русской орфографии»
для обучающихся 8 класса
Учитель: Носовская Т.А
г. Железногорск-Илимский –2024
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Секреты русской орфографии» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования») с изменениями и дополнениями.
Элективный курс «Секреты русской орфографии» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом МОУ «Железногорская СОШ №4» на изучение элективного курса «Секреты русской орфографии» в 8 классе отведено 17 часов (часы факультативного занятия проводятся во 2 и 3 четвертях). Реализация рабочей программы предусматривает применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Цель курса:
- обобщить, закрепить и углубить полученные знания по орфографии, полученные в курсе основной школы
Задачи курса:
- при анализе трудных случаев правописания уделить внимание этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания отдельных морфем;
- развить умение применять теоретические знания на практике на основе анализа текстов с активным применением лингвистических словарей.
Данный курс нацелен на расширение познавательных интересов учащихся. Практика показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают такие темы, как правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), наречий, производных предлогов, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и наречий. Поэтому в программе в качестве главных содержатся следующие темы: « Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- и другие) в качестве приставок», «Написание глаголов с приставкой недо-, частицей не и приставкой до- », «Модели образования сложных прилагательных», «Правописание производных предлогов и предложных сочетаний», « -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях», «Слитное, дефисное и раздельное написание наречий», « Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый».
Данный материал сопровождается лингвистическим и орфографическим анализом текстов, а также другими упражнениями для закрепления материала.
Изучение языка, особенно грамматики, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико – синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. В связи с этим особое место отводится формированию грамотного письма, которое носит практическую направленность.
Планируемые результаты
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся 8 класса научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и походу его реализации;
Учащийся 8 класса получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решениюучебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся 8 класса научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Учащийся 8 класса получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные
от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся 8 класса научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Учащийся 8 класса получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента
Предметные:
Учащийся 8 класса научится:
- Владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
- работать над расширением словарного запаса;
- применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Учащийся 8 класса получит возможность научиться: иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
- определять:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
- пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
- пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
- использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
- использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
- использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
- поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи.
Содержание учебного курса
Орфография.
Принципы русской орфографии. Правописание согласных в корне слова Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях.
О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. Правописание приставок.
. Правописание Ъ и Ь. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи.
Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний
Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи.
Тренировочные задания по разделу “Орфография ”.
Итоговый тест по орфографии.
.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения |
1 | Введение. Задачи курса «Секреты русской орфографии». Принципы русской орфографии. Правописание согласных в корне. | 1 | Лекция с элементами беседы, решение теста. |
2 | Безударные гласные в корнях. Особые случаи написания гласных в корнях. | 1 | Практикум |
3 | Чередование гласных в корнях. | 2 | Составление схем, решение тестовых заданий |
4 | |||
5 | Правописание приставок. | 1 | Практикум |
6 | Правописание букв Ь и Ъ. | 1 | Практикум |
7 | Правописание О и Е после шипящих и Ц. Ы – И после Ц | 1 | Составление алгоритма. Практикум |
8 | Правописание суффиксов разных частей речи. | 1 | Создание опорной таблицы. Практикум |
9 | Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. | 1 | Составление логических цепочек Практикум |
10 | Буквы Н и НН в словах разных частей речи | 1 | Практикум |
11 | Слитное и дефисное написание разных частей речи. | 1 | Составление таблицы. Практикум. |
12 | Правописание предлогов. Производные предлоги. | 1 | Практикум. |
13 | Правописание союзов | 1 | Орфографический анализ текста. Практикум |
14 | Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение. | 1 | Практикум. |
15 | Правописание НЕ с именами и наречиями на О. | 1 | Составление логических цепочек Практикум |
16 | Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом, причастием и деепричастием. | 1 | Составление логических цепочек Практикум |
17 | Итоговый тест по орфографии | 1 | Выполнение итогового теста с самопроверкой. |
Методическое обеспечение
1. Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. - М.,1990.
2.Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1991.
3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – Москва: Просвещение, 1982.
4.Львова С.И. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – Москва: Просвещение, 1991.
5. Львова С.И Этимология на службе орфографии. – Москва: Просвещение, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-1142208-1557215310.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)
Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/29/picture-645150-1435572173.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса
Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/22/picture-1246578-1616399570.jpg)
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса по проблеме «На пути к ОГЭ» 1 час в неделю (в год 34 часа)
Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку по проблеме «На пути к ОГЭ» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного обр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/26/picture-808662-1472217100.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-1142208-1557215310.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (5 класс)
Занимательная грамматика для 5 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/13/picture-1541099-1736759529.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку «Комплексный анализ текста» для обучающихся 9 класса
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности...