РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Секреты русской орфографии» для обучающихся 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Носовская Татьяна Андреевна

Рабочая программа элективного  курса  "Секреты русской орфографии" для обучающихся 8 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области

Муниципальное учреждение Департамент образования

администрации Нижнеилимского муниципального района

МОУ «Железногорская СОШ № 4»

РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического совета

 Руководитель ШМС _______________Левичева Е.М. Протокол № 1 от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «Железногорская СОШ № 4» ____________ Казанцева Е.А. Приказ № ___ от 29.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

Предметная область: филология

 «Секреты русской орфографии»

для обучающихся 8 класса

Учитель: Носовская Т.А

г. Железногорск-Илимский –2024

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Секреты русской орфографии» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования») с изменениями и дополнениями.

Элективный курс «Секреты русской орфографии» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений.

В соответствии с учебным планом МОУ «Железногорская СОШ №4»  на изучение элективного курса «Секреты русской орфографии» в 8 классе отведено 17 часов (часы факультативного занятия проводятся во 2 и 3 четвертях).  Реализация рабочей программы предусматривает применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Цель курса:

 -  обобщить, закрепить и углубить  полученные знания по  орфографии, полученные в курсе  основной школы 

Задачи курса:

- при анализе трудных случаев правописания уделить внимание этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания отдельных морфем;

- развить умение применять теоретические знания на практике на основе анализа текстов с активным применением лингвистических словарей.

  Данный курс нацелен  на расширение познавательных интересов учащихся. Практика показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают такие темы, как  правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), наречий, производных предлогов, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и наречий. Поэтому  в программе в качестве главных содержатся следующие темы: « Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- и другие) в качестве приставок», «Написание глаголов с приставкой недо-, частицей  не  и приставкой до- », «Модели образования сложных прилагательных», «Правописание производных предлогов и предложных сочетаний», « -Н- и –НН- в  прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях», «Слитное, дефисное и раздельное написание наречий», « Слитное и раздельное написание НЕ с  отглагольными прилагательными и причастиями на – мый».

Данный материал сопровождается лингвистическим и орфографическим анализом текстов, а также  другими упражнениями для закрепления материала.

Изучение языка, особенно грамматики, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико – синтетической работой, в процессе которой осуществляются  мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала. В связи с этим особое место отводится формированию грамотного письма, которое носит практическую направленность.

Планируемые результаты

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся 8 класса научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и походу его реализации;

Учащийся 8 класса получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решениюучебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся 8 класса научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Учащийся 8 класса получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные

от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся 8 класса научится:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Учащийся 8 класса получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Предметные:

Учащийся 8 класса научится:

  • Владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
  • моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Учащийся 8 класса получит возможность научиться: иметь представление:

  • о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
  • о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
  • определять:
  • основные понятия культуры речи, основные качества речи;
  • показатели индивидуальной культуры человека;
  • языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
  • основные нормы литературного языка;
  • назначение речевого этикета;
  • умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
  • пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
  • пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
  • использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
  • использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
  • использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
  • поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

освоение правил правописания служебных частей речи.

Содержание учебного курса

Орфография.

Принципы русской орфографии. Правописание согласных в корне слова Безударные гласные корня, проверяемые и  непроверяемые ударением. Чередование в корнях.

О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. Правописание приставок.

. Правописание Ъ и Ь. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи.

Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний

Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи.

Тренировочные задания по разделу “Орфография ”.

Итоговый тест по орфографии.

.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Введение. Задачи курса «Секреты русской орфографии». Принципы русской орфографии. Правописание согласных в корне.

1

Лекция с элементами беседы, решение теста.

2

Безударные гласные в корнях. Особые случаи написания гласных в корнях.

1

Практикум

3

Чередование гласных в корнях.

2

Составление схем, решение тестовых заданий

4

5

Правописание   приставок.  

1

Практикум

6

Правописание букв Ь и Ъ.

1

Практикум

7

Правописание О и Е после шипящих и Ц. Ы – И после Ц

1

Составление алгоритма. Практикум

8

Правописание суффиксов разных частей речи.

1

Создание опорной таблицы. Практикум

9

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

1

Составление логических цепочек Практикум

10

Буквы Н и НН в словах разных частей речи

1

Практикум

11

Слитное и дефисное написание разных частей речи.

1

Составление таблицы. Практикум.

12

Правописание предлогов. Производные предлоги.

1

Практикум.

13

 Правописание союзов

1

Орфографический анализ текста. Практикум

14

Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение.

1

Практикум.

15

Правописание НЕ с именами и наречиями на О.

1

Составление логических цепочек Практикум

16

Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом, причастием и деепричастием.

1

Составление логических цепочек Практикум

17

Итоговый тест по орфографии

1

Выполнение итогового теста с самопроверкой.

Методическое обеспечение

1. Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. - М.,1990.

      2.Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1991.

3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – Москва: Просвещение, 1982.

4.Львова С.И. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – Москва: Просвещение, 1991.

5. Львова С.И Этимология на службе орфографии. – Москва: Просвещение,  2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)

Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса

Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и ...

Рабочая программа Курса внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса по проблеме «На пути к ОГЭ» 1 час в неделю (в год 34 часа)

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку по проблеме «На пути к ОГЭ» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного обр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класс...