Всегда на высоте. Женщина в истории нашей страны.
занимательные факты (6, 7, 8 класс)
План-конспект классного часа для учеников 6-8 класса "Всегда на высоте. Женщина в истории нашей страны". Работа содержит лекционный и иллюстративный материал в виде презентации. Направление мероприятия: нравственное и патриотическое воспитание.
Цель: дать представление о роли женщин в ВОВ; воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое; развитие уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи: способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины, вызвать чувство гордости за людей, живших и живущих среди нас, их доблесть и мужество; познакомить учащихся с биографией Ольги Фирсовой, женщины, которая во время ВОВ помогала спасать от бомбардировки достопримечательности города Ленинграда
Форма проведения: час общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsegda_na_vysote._zhenshchina_v_istorii_nashey_strany.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект классного часа
«Всегда на высоте. Женщины в истории страны»
Работу выполнила:
Идрисова Гульсина Мидхатовна,
учитель родного языка и литературы
МБОУ «Лицей №83 – Центр образования»
Приволжского района г. Казани РТ
Казань. 2020 г.
Всегда на высоте. Женщина в истории нашей страны.
План-конспект классного часа
Направление мероприятия: нравственное и патриотическое воспитание.
Цель: дать представление о роли женщин в ВОВ; воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое; развитие уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи: способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины, вызвать чувство гордости за людей, живших и живущих среди нас, их доблесть и мужество; познакомить учащихся с биографией Ольги Фирсовой, женщины, которая во время ВОВ помогала спасать от бомбардировки достопримечательности города Ленинграда
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа: за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам собрать материал о городе-герое Ленинграде, о русском императоре Петре I.
Оборудование: презентация достопримечательностей города-героя Ленинград.
Оформление: написать тему, эпиграфы.
Классный час начинается с вводной беседы о городе-герое Ленинграде.
(На экране демонстрируются достопримечательности города Санкт-Петербург: Исаакиевский собор, Смольный собор, Аничкин мост, Зимний дворец, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Никольский собор).
- Ребята, внимательно посмотрите на эти замечательные постройки.
Узнали ли вы их? Можете ли мне сказать, как они называются?
Приходилось ли вам видеть эти красивые места? В каком городе они находятся?
- Кто является родоначальником города Санкт-Петербург? (Петр I)
- Кто такой Пётр I?
(Прослушиваются ответы учеников. После одному из них предлагается рассказать немного о Петре I. Ученик заранее должен был отыскать необходимый материал)
- Как сейчас по-другому называют Санкт-Петербург? (Северная столица)
- Не зря город Санкт-Петербург называют северной столицей России, потому что он, во-первых, расположен в северо-западной части России, во-вторых, он не менее большой, современный и красивый, чем нынешняя столица России - Москва.
- Как город назывался в годы ВОВ? (Ленинград)
- Приходилось ли вам что-нибудь слышать о блокадном Ленинграде? (Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов 872 дня находился в блокаде, в результате которой более миллиона человек погибли. Город был блокирован немцами, жители оказались оторванными ото всего, что помогало жить: от других городов, от продовольствия, от помощи. Люди голодали, погибали семьями, но продолжали работать для фронта. 1 мая 1945 года Ленинград был объявлен городом-героем.)
- Давайте ещё раз взглянем на красоты города Санкт-Петербург!
- Как же во время войны, бомбардировки сохранились эти красоты? (Выслушиваются предположения детей)
- В этом большую роль сыграли обыкновенные люди, живущие среди нас. Об одной из них я хотела бы рассказать.
Взгляните на это фото 1999 года. На ней изображена женщина в годах на фоне спасённой ей крепости. Это Ольга Фирсова – руководитель альпинистов, которые во время ВОВ под обстрелами укрывали тканевыми куполами дорогие сердцу каждого культурного человека здания. На тот период ей было 30 лет и весила она всего 39 килограмм.
Перед войной Фирсова окончила консерваторию по классу хорового дирижирования. Служила хормейстером, но одновременно с этим крепкая и удивительно сильная физически женщина увлеклась альпинизмом. Ещё до 1941 года совершила восхождение на Эльбрус.
У фашистов имелась карта Ленинграда, на которой были помечены все городские доминанты: купола соборов, шпили, крыши исторических зданий. Немцы хотели всё это разбомбить. Спасти городские достопримечательности могла только маскировка. И это должны были сделать местные альпинисты. Ими руководила Ольга Фирсова. В бригаду вошли четверо альпинистов: две женщины и два мужчины.
В первую очередь нужно было одеть в “маскировочный халат” купол и шпиль Адмиралтейства. По рассказу самой Фирсовой, вот в чём состояла маскировка Адмиралтейства:
-Знаете, на что похожа маскировочная юбка для шпиля? На женскую юбку-клёш, но с одним швом. “Юбку” для шпиля сшивали по чертежу, а для летящего над иглой кораблика выкройку не делали – просто накинули сверху мешок. И много дней натягивали гигантский чехол весом в полтонны на сам шпиль... А крона, венчавшая “иглу”, на самом деле, оказывается, очень мягкая. Я была дистрофиком – 39 килограммов. Но даже под таким весом она немного приплюснулась. Потом её восстановили...
Шпиль здания обмотали толстым канатом – вручную, на холоде, на пронизывающем ветру, под обстрелами. Шов на “юбке” также делали без помощи механизмов. Женщины сшивали его по очереди, сменяя друг друга каждые 3-4 часа... Потом им ещё не раз пришлось подниматься на это здание: чехол лопался от ветра и фашистких снарядов.
Из этой легендарной четвёрки только Фирсова доработала до конца войны. Один её коллега – Михаил Бобров – ушёл на фронт. А двое других – Алоизий Земба и Александра Пригожева умерли от голода: альпинистам, работавшим под обстрелами и на ледяном ветру, особо льготного питания не полагалось. Вот что незадолго до смерти писал Алоизий Земба: “Применяя всю высшую альпинисткую технику, кроме крючьев, карабкался на эти вершины. Михайловский шпиль очень сложный, хотя его высота всего 58 метров, Адмиралтейская игла тоже была сложна, высота – 72 метра. Петропавловский шпиль – 122 метра... Надеюсь, что скоро улучшиться положение с продовольствием. Как только разобъют врага под Мгой... Но, если недели две-три затянется, я вряд ли выживу. Все мыщцы отстали от костей. А кости все видать, и не требуется рентгена... Больше радостных вестей нет никаких...”
Александра Пригожева в марте 1942-го года, незадолго до кончины, также писала своему знакомому: “Жду смерти... Никого не вижу, чувствую себя скверно... Похоронила отца и мать. Теперь сестрёнка и я... Заходи, дорогой. Посмотри на меня, на кого я стала похожа. Целую. Аля.”
Возможно, эта 20-летняя девушка выжила бы. Но во время одной из “восхождений” она застудила почки. Ослабший от голода организм не справился с болезнью.
Альпинистов мучили не только те трудности, от которых страдали все блокадники: холод, голод, обстрелы. Их деятельность была чрезвычайно травмоопасной. Ольга Фирсова как минимум чуть не погибла дважды: как-то раз она сорвалась с купола Никольского собора – прогнившая верёвка лопнула. Муж-альпинист удержал её на шнуре. Это немного ослабило удар. Но альпинистка всё равно сломала грудной позвонок. О другом случае вспоминала сама Ольга Афанасьевна: ”Однажды, во время маскировки церкви Ионна Предтечи, начался шрапнельный обстрел со стороны Лигово, и моя случайная напарница, испугавшись, бросила страховку и убежала. Я пролетела 10 метров и ударилась о кровлю шпиля. Удержалась чудом, содрав верёвкой кожу на ладонях. Сломала два крестцовых позвонка...”
- Ребята, подумайте, как же она смогла остаться живой, ведь весь Ленинград голодал, умирал? Кто сможет предложить способы обмануть голод? (Выслушиваются версии учеников)
Мать научила альпинистку бороться с чувством голода. Вот что Ольга Фирсова сама рассказывает. “Мама посоветовала: “Когда почувствуешь сонливость, знай – это голод. Нужно хоть сухарик положить под язык. Моментально появится слюна, а слюна - это жизнь! Обморочное состояние пройдёт”. Я всю войну пользовалась её советом. Скудный наш хлебный паёк мы резали на крошечные кусочки, сушили на буржуйке. Я заворачивала сухарики в тряпочку и подвешивала на шею”.
Следует напомнить, что бесстрашные полуголодные маскировщицы спасли не только достопримечательности Ленинграда, но и тысячи жизней обычных граждан: бомбы, попав в соборы города, разрушили бы не только эти нежилые здания.
Вот список основных работ, которые в годы войны провела бригада во главе с Фирсовой:
1941
- шпиль (чехол) Адмиралтейства,
- шпиль (чехол) Инженерного замка.
- шпиль (покраска) Петропавловского собора;
1942
- покраска купола Исаакиевского собора;
- чехлы на Никольском соборе.
После Победы Фирсову удостоили высокой чести: именно она срезала стропы, которые удерживали чехол на символе города – кораблике на конце шпиля Адмиралтейства. Это событие прошло под крики “ура”, доносившиеся с Дворцовой площади: освобождение кораблика приветствовали солдаты, которые репитировали Парад Победы.
Тяжёлые военные годы не подорвали железного здоровья Фирсовой. Уже летом 1945-го она выехала на Кавказ, где инструктировала альпинистов. Потом были восхождения и на Эльбрус, и на другие сложные вершины...
В 1951-м у 40-летней Ольги Афанасьевны, выдержавшей ужасы блокады и трудности альпинизма, родилась здоровая дочь, которую назвали также Ольгой.
Альпинизм не стал основным видом деятельности Фирсовой: после войны она руководила самодеятельными хоровыми коллективами. А в конце XX столетия Ольга Афанасьевна уехала в Германию вместе с дочерью. Побеждённые не забыли заслуг Фирсовой: бургомистр Берлина поздравлял её со всеми праздниками, в том числе и с Днём Победы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода»
Разработка урока представлена в виде повторительно-обощающего урока на тему «История нашей страны древнейшего периода». Цель: обобщить и закрепить пройденный материал по разделу: «История нашей страны...
Игра "Кто лучше знает историю нашей страны?"
Презентация для игры "Кто лучше знает историю ннашей Родины?"...
История нашей страны с древнейшего периода
выберите верный ответ...
Классный час «Трагический день в истории нашей страны»
открытое внеклассное мероприятие, посвященное 70-ю ВОВ...
Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода»
Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей ...
Контрольная работа по истории в 7 классе на тему: «История нашей страны с древнейшего периода»
Контрольная работа по истории в 7 классе на тему «История нашей страны с древнейшего периода»...
КЛАССНЫЙ ЧАС «ИСТОРИЯ КАЖДОЙ СЕМЬИ – ЧАСТЬ ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ»
Классный час по истории...