Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании подростков
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Халамова Наталья Анатольевна

Авторская статья о роли авторской песни в патриотическом воспитании подростка. Ярко выплеснуть свои эмоции через песню, выразить своё отношение  к людям с гитарой, помогает обстановка различных мероприятий, акций и концертов ребят из объединения "Гитара и Мы", которые проходят в рамках авторской программы педагога дополнительного образования, руководителя студии  Халамовой Натальи Анатольевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_patrioticheskoe_vospitanie.doc34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании подростков

                                                                     Халамова Н.А.,
                                                                                    педагог дополнительного  
                                                                                        образования  МКУ ДО ДДТ
                                                                                                     «Ровесник» пгт Подосиновец                    
                                                                           Кировская область

  «И сама по себе не играет гитара, 
а дана человеку как голос души»
Ю.Визбор 

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании подростков. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям.

Ярко выплеснуть свои эмоции через песню, выразить своё отношение  к людям
с гитарой, помогает обстановка различных мероприятий, акций и концертов ребят из объединения "Гитара и Мы", которые проходят в рамках авторской программы педагога дополнительного образования, руководителя студии  Халамовой Натальи Анатольевны.

        В далёком 1996 году, как только образовалась наша студия  в Подростковом клубе «Ровесник» пгт Демьяново Подосиновского района, так и  появилась  «Литературно-музыкальная гостиная» с ее бардовскими вечерами и авторскими песнями. Большим помощником руководителю по части подборки литературы была Галина Васильевна Надеева, школьный библиотекарь Демьяновской средней школы. С 2003 года программу наших встреч по жизни и творчеству бардов стали готовить сами студийцы. Мероприятия «Вечер памяти», «Человек-портрет» и многие другие вошли в настоящую традицию объединения и решали не только воспитательные, но и обучающие и развивающие задачи авторской программы.

        Свое начало БАРД и  жанр «бардовская песня» берет в музыкальной культуре Древней Руси. Бардовская, или сейчас уже говорят Авторская песня в России имеет особый смысл, так как на протяжении многих веков в профессиональной русской музыке главным было слово, а не музыка. Недаром при определении сущности авторской песни Булат Окуджава сказал, что это «поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий говорил, что БАРДЫ это – поэты, которые исполняют свои стихи под музыку.

        Концерт любого поэта-барда – это не развлекательное шоу, это всегда душевный, искренний разговор со слушателями, это исповедь поэта.

        Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли, как он несовершенен, в суете и спешке быстротекущего времени осознали себя в этом мире и постарались чуточку изменить этот мир и самих себя. Как найти себя в жизни, стать личностью? Каждый бард решает это по-своему. Например, Юлий Ким  считает, что путешествие, романтика и природа лучше, чем стены квартиры, а Александр Розенбаум считает, что важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому  прошлому нашей Родины.

        Внимание бардов всегда привлекали люди мужественные, стойкие и смелые. Россия испокон веков славилась своими доблестными сынами. 

        Размышления о прошлом и настоящем России, тревога за ее судьбу, преклонение перед ее мощью и красотой – все это мы находим в авторских песнях.

        Бардов отличает искренность высказывания, доверительный тон исполнения.

        В истории авторской песни есть одно печальное событие, которое как бы стало новой точкой отсчета в развитии жанра. В 1967 году студент пятого курса Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин ушел со своими друзьями в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. Именно здесь он открыл свой полюс мужества. Проходя маршрут, ребята заметили, как недалеко от них перевернулась моторная лодка с детьми. Валерка бросился в ледяную воду их спасать, но сам выплыть не смог. Его искали больше месяца – не нашли. Смерть Валеры потрясла весь институт. Он был душой компании, сам писал песни, пел песни других авторов. Через год родился фестиваль, носящий имя Валерия Грушина. Этот фестиваль является главным экзаменом и для известных авторов-исполнителей, и для тех, кто только еще начинает свой творческий путь.

        На современном этапе музыкального образования детей до сих пор особую актуальность имеет столь любимый и популярный в нашей стране инструмент, как гитара.

        Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети.

        Музыка, которую они слышат вокруг, которую они играют, зачастую определяет их вкус, формирует духовные склонности.
        Для молодого поколения нашей страны Виктор Цой значит больше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не верить.

        Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке и поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом.

Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой: «Дело искусства – сохранять душу» (В.Распутина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков"

Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков....

«Нравственно патриотическое воспитание подростков в семье через знакомство с родным городом»

Разработка родительского собрания в 8 классе по проблеме патриотического воспитания подростков...

Доклад на педагогическом совете на тему «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника»

В докладе мною освещена актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Также в докладе представлены формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках указанной тем...

Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка

Статья "Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка"...

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Дошкольное детство-это важный период духовно - нравственного воспитания детей...

«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании школьников

Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценно...