Вклад советских математиков в Победу в Великой Отечественной войне.
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Прошло 75 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности, математике. В этой презентации показана роль немногих советских математиков в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vklad_sovetskih_matematikov_v_pobedu_v_vov.ppt | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что “каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня” (Ю. Фучек.)
С первых дней войны математики принимали участие в защите страны: призывались в армию, записывались в народное ополчение, шли на фронт добровольцами. В самые тяжелые для страны дни они показали себя верными сыновьями Родины, способными на самопожертвование и готовыми отдать жизнь во имя свободы Отчизны. И действительно, многие из тех, кто ушел на фронт, не возвратились и не приступили к своей любимой работе. Среди погибших было много талантливых математиков, подававших большие надежды, способных внести большой вклад в прогресс наших знаний .
На защите Отечества Роль математиков велика не только в научных изобретениях для превосходства армии, но и в личном вкладе в Победу. Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах .
Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Несомненно, что при этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Так, Московский университет потерял талантливых молодых математиков Г.М. Бавли, М.В. Бебутова, Н.В. Веденисова, В.Н. Засухина и многих, многих других. Они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Помимо преподавателей, аспирантов и студентов, получивших мобилизационные извещения уже в первые дни войны и попавших в регулярные воинские части, механико-математический факультет Московского университета дал 213 человек в 8-ю Краснопресненскую дивизию народного ополчения. Все они были зачислены в 975-и артиллерийский полк этой дивизии и после короткого обучения уже в августе заняли оборонительный рубеж на ржевско-вяземском направлении.
Ляпунов Алексей Андреевич Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов .Он храбро воевал и внес много значимого в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы.
Алексей Васильевич Погорелов В 1941 году был направлен учиться на 11-месячные курсы в военно-воздушную инженерную академию имени Н. Н. Жуковского. После победы под Москвой обучение продолжили на полный срок. А во время учебы периодически на несколько месяцев посылали на фронт в качестве техников по обслуживанию самолетов.
Линник Юрий Владимирович . Храбрым воином был известный математик академик, выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Ю.В.Линник. Когда вражеские войска подошли к Ленинграду, Юрий Владимирович вступил добровольцем в народное ополчение, и участвовал в тяжёлых боях на Пулковских высотах.
Бровиков Иван Семёнович доктор физико-математических наук. Участвовал в боях под Москвой, Старой Руссой, на Курской дуге, на Украине, в Румынии, Польше, Германии и Чехословакии, за что награжден орденом Красной Звезды и многими медалями.
Математика в авиации В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Достижение блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов позволило А. С. Яковлеву и С.А. Лавочкину создать грозные истребители, С. В. Илюшину - неуязвимые штурмовики, А.Н. Туполеву, Н. Н. Поликарпову и В. М. Петлякову - мощные бомбардировщики. Но, овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестным ранее явлениями в поведении самолета.
А.С.Яковлев С.В.Илюшин А.Н.Туполев С.А.Лавочкин . . Поликарпов Н.Н М.В.Петляков
Келдыш Мстислав Всеволодович Выдающийся советский математик М. В. Келдыш исследовал причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила авиационной науке защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков.
Бернштейн Сергей Натанович Математические знания были нужны непосредственно в бою. В апреле 1942 года коллектив математиков под руководством академика Сергея Натановича Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам
Глаголев Нил Александрович Существенное значение для решения некоторых практических задач имело развитие номографии, изучающей теорию и способы построения особых чертежей-номограмм. Работу специального бюро возглавлял известный геометр. Номограммы, подготовленные в этом бюро, применялись в военно-морском флоте, зенитной артиллерии, оборонявшей советские города от налетов вражеской авиации
Лаврентьев Михаил Алексеевич Во время Великой Отечественной войны много работал в области приложений математики и механики к оборонным вопросам техники и народного хозяйства. Во время эвакуации основного состава Академии наук УССР в Уфу изучал действие на преграду металлического стержня, движущегося с большой скоростью вдоль своей оси. Этим предвосхищается, в сущности, идея кумулятивного действия взрыва
Математики в народном ополчении Как только стало известно о нападении фашистской Германии на наше Отечество, всюду на заводах и в учреждениях прошли митинги, и возникло общенародное движение по записи в народное ополчение. В ополчение записались практически все студенты и аспиранты и подавляющее большинство ассистентов, доцентов и профессоров, в том числе и те, кто по возрасту и состоянию здоровья был освобожден от воинской службы
В начале октября положение на Ельнинском направлении резко обострилось, поскольку немцы сосредоточили здесь большие свежие силы и начали наступательную операцию. , В связи с этим командование фронтом передало 8-ю Краснопресненскую дивизию из 32-й в 24-ю армию и срочно перебросило ее с подготовленных позиций в район деревни Уварово, расположенной несколько южнее Ельни. Дивизия выполнила боевую задачу: она задержала врага на несколько дней и тем самым оказала значительную помощь обороне Москвы. По сохранившимся сведениям это сражение дорого обошлось оккупантам: около 45 тысяч солдат и офицеров они потеряли под Ельней в результате стойкой обороны советских солдат. Но и мы заплатили за это дорогую цену: около трети ополченцев 8-ой дивизии погибли в этих боях. Среди них были аспиранты или уже защитившие диссертации А.И. Герчиков, М.Е. Глезерман, В.II. Засухин, И.Р. Лепехин, X.М. Мильштейн, С.С. Кудашев, С.Я. Карпов, А.Т. Павлов, М.И. Песин и ряд других. Трудно переоценить тяжесть этой потери для страны и для советской науки.
Математика в артиллерии Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск – артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части. Еще в древности математические знания использовались в военном деле .
Исследованием артиллерийских систем занимались М. В. Остроградский (1801 —1862) и П. Л. Чебышёв (1821—1894), и последующие поколения ученых. Проблемы пристрелки, разработанные еще в XIX веке в связи с появлением новых типов артиллерии, потребовали в период Великой Отечественной войны дополнительных исследований и составления таблиц. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить. Ими занимались упорно как специалисты в области артиллерии, так и математики . М. В. Остроградский П.Л. Чебышев
Колмогоров Андрей Николаевич 23 июня 1941 года состоялось расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Принятое на нем решение кладет начало перестройке деятельности научных учреждений. Теперь главное — военная тематика: все силы, все знания — победе. Советские математики по заданию Главного артиллерийского управления армии ведут сложные работы в области баллистики и механики. Колмогоров, используя свои исследования по теории вероятностей, дает определение наивыгоднейшего рассеивания снарядов при стрельбе
Благодаря новаторским расчетам математиков в СССР была сделана лучшая в мире каска с очень сложной кривизной поверхности, обеспечившей ее наилучшую отражательную способность . Профессор С.В.Бахвалов, известный геометр, разработал теорию приборов управления артиллерийским огнем. Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А.Рахматулиным. В начале войны молодые ученые мехмата А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название « катюш ».
Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности .
Давая оценку вклада советских ученых в военное дело, президент Академии Наук СССР С. И. Вавилов написал: “Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки”. В значительной части эти мысли были результатом математического поиска или математической обработки изучаемых явлений. До сих пор нет сводного труда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях.
Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому, что каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по краеведению ученицы 10 класса Веры Градецкой "Трудовой вклад игримчан в дело Победы в Великой Отечественной войне". МОУ ИСОШ №1. 2009г.
Работа содержит воспоминания еще живших в п.Игрим ветеранов. Использованы материалы местного архива. Описание труда рыбаков на Севере в годы Великой Отечественной войны....
Реферат "Вклад религиозных организаций в победу в Великой Отечественной войне"
Реферат взял 3 место в Городских Кирилло-Мефодиевских чтениях....
Урок-конференция по физике на тему: «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне»
Урок-конференция по физике на тему: «Вклад ученых физиков в победу в Великой Отечественной войне»...
Урок биологии на тему: «Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне»
Урок биологии на тему:«Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне»...
Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".
Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...