Урок биологии на тему: «Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Урок биологии на тему:
«Вклад ученых-микробиологов в победу
в Великой Отечественной войне»
Возрастная категория учащихся - 6 класс
Выполнил: учитель биологии
МБОУ Староюрьевской СОШ с. Староюрьева
Куликова Наталья Владимировна
Староюрьево - 2012г.
Цель урока: знакомство учащихся с достижениями отечественных микробиологов в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, чувства благодарности за мужество, стойкость и преданность науке людям, которые помогли человечеству выжить.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с работой отечественных учёных на благо победы;
- закрепить знания учащихся о плесневых грибах и их значении для человека и медицины;
- закрепить умения учащихся работать с дополнительной литературой и лабораторным оборудованием;
- продолжить формирование духовных и нравственных качеств и гражданско-патриотической позиции учащихся.
Ход урока:
1. Актуализация знаний с использованием приёмов модельного занятия.
На доске написаны слова:
война,
грибы,
спасение,
открытие,
фронт.
Ребята я прошу вас предположить, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке.
Какой рассказ вы бы составили, опираясь и используя данные слова (учащиеся, выдвигают свои версии событий).
2. Основная часть урока:
Ну что ж некоторые из версий действительно были интересны и я не буду вас больше томить и скажу, что сегодняшний урок мы посвящаем знакомству с вкладом отечественных микробиологов в Великую победу.
Сообщение учащегося:
А началось всё как в легенде: английский ученый Александр Флеминг однажды оставил неубранной лабораторию, из-за чего препараты покрылись плесенью. Оказалось, что плесень убила все микробы, находящиеся в пробах. Флеминг тут же занялся изучением ее действия и открыл новое лекарство – пенициллин. Считая, что оно должно принадлежать всем, он не стал брать патент на новый препарат. Этим воспользовались американцы. Они наладили массовый выпуск лекарства. В это время уже шла война. Естественно Советский Союз просил поделиться чудодейственным препаратом. Однако за образец попросили сначала 10 миллионов долларов, потом все тридцать. Такова версия историков.
Учитель:
Именно тогда микробиолог Зинаида Ермольева заявила, что советские ученые сами могут изготовить пенициллин.
Сообщение учащегося:
Интересна судьба этой женщины. Зинаида Ермольева – прототип героини романа “Открытая книга” В. Каверина. Она не просто была знакома с автором, Зинаида стала женой его старшего брата, Льва Зильбера, который тоже фигурирует в романе. Лев Зильбер был талантливым ученым и очень яркой личностью. Именно он открыл механизм распространения клещевого энцефалита, И был арестован за… заражение трудящихся клещевым энцефалитом. В лагере, где был назначен врачом, продолжал заниматься наукой. На папиросной бумаге отточенным карандашом микроскопическими буквами он написал научную работу о вирусном происхождении рака, которую во время свидания передал Ермольевой. Она каждый раз организовывала письма в поддержку Зильбера, стучалась во все инстанции. “Он нужен науке”, – сказала она однажды Сталину.
Еще в 40-м году в лаборатории Ермольевой был открыт холерный фаг, который помогал бороться со страшным заболеванием. И вот во время боев за Сталинград начинается эпидемия холеры. Правда, эпидемия началась у немцев, но это значит, что в любой день зараза могла перекинуться через линию фронта.
В Сталинград отправили Ермольеву – с особыми полномочиями. Поезд с вакциной разбомбили, пришлось организовать подземную лабораторию. Ученым нужно было выяснить, что стало причиной эпидемии. И разведчикам поручили задание доставлять из тыла противника трупы умерших от холеры немецких солдат. Они сначала отказались, но когда Зинаида Виссарионовна объяснила, зачем это нужно, отправились на задание. В скором времени всем в Сталинграде начали делать прививки. За эту работу она получила Сталинскую премию, которую тут же отдала на постройку самолета-истребителя.
Вернувшись из Сталинграда, Ермольева начала работать над поиском именно той чудодейственной плесени, свойства которой были описаны в научной литературе.
Учитель:
Давайте и мы с Вами вспомним, что же такое плесени или плесневые грибы (зачитывается информация по данному вопросу).
Плесневые грибы или просто плесени поселяются на почве и на пищевых продуктах. Грибница пеницилла поселяется обычно на плодах и фруктах. Она состоит из ветвящихся нитей на концах, которых расположены мелкие кисточки. Внешне гриб окрашен в сине-зелёный цвет.
Учитель:
Я предлагаю сейчас провести лабораторный опыт и рассмотреть плесень в объектив микроскопа (в каплю воды на предметное стекло наносится кусочек выращенной предварительно плесени, закрывается покровным стеклом и помещается на предметный столик микроскопа, увеличение микроскопа в 56 и в 300 раз позволяет хорошо рассмотреть мицелий пеницилла). Учащиеся сравнивают результаты опыта с картинкой на слайде.
Учитель:
Ребята вернёмся к нашему рассказу, что же происходило дальше с исследованиями Зинаиды Ермольевой: оказывается, только 93-я проба дала нужный результат. Было это в 1942 году. Созданный препарат пенициллин-крустозин, превосходивший по эффективности недоступный зарубежный аналог, был получен из штамма гриба вида Penicillium crustosum. Новый медикамент в рекордные сроки начали выпускать в больших объемах. На испытание отправилась группа ученых во главе с Бурденко. Зинаида Ермольева тоже поехала в Даугавпилс.
Точно известно, что испытания проходили в госпитале № 3331. На этом здании теперь есть мемориальная доска. Ведущим хирургом госпиталя был М. Лангер. Большая бригада медиков и микробиологов прибыла в Даугавпилс осенью 44-го года. Тяжелораненые помещались в отдельную палату и им вводили пенициллин. Как рассказывали ветераны, сама Ермольева постоянно бывала в госпитале, делала инъекции и следила за состоянием больных. 600 человек с тяжелыми огнестрельными ранениями бедра, коленного и тазобедренного суставов, которым в течение недели вводили пенициллин, выздоравливали без осложнений. Врачи поражались, видя, как больные, у которых уже начался сепсис и они считались обреченными, поправлялись буквально на глазах. Проводились испытания также в госпитале № 3452, где находились раненные в мягкие ткани, обмороженные и обожженные. Результаты испытаний были обобщены на конференции в Шяуляе.
Сообщение ученика:
Пенициллин относится к группе антибиотиков. Антибиотики (от др. греч. — anti — против, — bios — жизнь) — вещества природного происхождения, способные подавлять рост микроорганизмов или вызывать их гибель.
Учитель:
Журналист Борис Сопельняк пишет о своей встрече с Ермольевой уже в конце ее жизни. Он задал ей вопрос о том, какое событие во время войны стало самым ярким.
- Это зима 44-го года, – сказала “мадам Пенициллин”, как ее называла западная пресса. – Я тогда работала в зоне действия 1-го Прибалтийского фронта, стараясь доказать эффективность нового лекарства. Удалось вернуть в строй около тысячи солдат.
Начальник Военно-медицинской академии Вооруженных сил РФ, генерал-лейтенант медицинской службы, член-корреспондент РАМН Борис Всеволодович Гайдар на юбилее победы сказал: «Необходимо отметить, что в годы войны были достигнуты серьезные успехи в лечении инфекционных больных. Впервые в истории широкомасштабных войн инфекционных больных не эвакуировали с театров военных действий в тыл страны, а лечили на месте. В результате предупреждалось распространение инфекционных заболеваний из тыла в действующую армию, и в годы Великой Отечественной было возвращено в строй более 90% инфекционных больных. Подобные результаты были обусловлены своевременной разработкой учеными отечественных антибиотиков и обеспечением ими действующей армии. Среди них отмечу З.В. Ермольеву, получившую в 1942 г. первый советский пенициллин и впоследствии активно участвовавшую в организации промышленного производства антибиотиков».
Такова история развития микробиологии в тяжёлые военные годы, история маленькой и скромной плесени, спасшей наших отцов и дедов на фронтах великой Отечественной войны.
Нам же надо с благодарностью вспоминать тех, кто однажды помог человечеству выжить.
3. Рефлексия.
Учитель возвращается к словам на доске, и ребята дружно составляют маленький рассказ.
Список использованной литературы:
1. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
2. К. В. Русанов. Пенициллиновый приоритет: у линии фронта. (газета «Новости медицины и фармации», 2007, № 11)
3. Медицинская энциклопедия 2002г.
4. http://www.nasha.lv/article.php?id=5606439&
5. http://www.bio.su/page.php?id=679
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентеция к уроку по истории России " Советский тыл в годы Великой Отечественной войны""
Данная презентация разработана к уроку истории 9 кл. по теме "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
Урок с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".
Конспект урока с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".Возраст учащихся: 3 класс....
Материалы к уроку искусства Воздействующая сила искусства. Роль музыки в Великой Отечественной войне
Разработка данного урока может быть использована как на уроке искусства, так и музыки по программе Критской. Предварительно можно подготовить с учащимися индивидуальные сообщения по истории нескольких...
Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»
Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...
Урок по курсу «История России в XIX веке». Тема «Отечественная война 1812 года».
Урок по курсу «История России в XIX веке». Тема «Отечественная война 1812 года».Урок закрепления нового материла с использованием ЭОР. Проектная деятельность учащихся....
Урок биологии на тему: «Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне»
Урок биологии на тему:«Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне»...
Исследовательская работа Тема: «Вклад военных топографов в победу Великой Отечественной войны»
Тема: «Вклад военных топографов в победу Великой Отечественной войны» Цель: изучить деятельность топографических отрядов в годы Великой Отечественной войны.Задачи:Изучить ...