Воспитание стойкой нравственной позиции учащегося МБНОУ "Гимназия № 17" (из опыта работы)
статья

Кузенская Мария Сергеевна

Материал представляет собой статью об особенностях воспитательной работы гимназии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание стойкой нравственной позиции учащегося

МБНОУ «Гимназия № 17»

Несмотря на все усилия педагогов, направленные на духовное воспитание учащихся, процесс формирования нравственных качеств личности ребенка в современной школе не всегда можно считать успешным. Мы часто вынуждены констатировать существование у учащихся недостаточно уважительного отношения к духовным ценностям, признавать, что происходит повышение уровня агрессии и конфликтности в детских и подростковых коллективах. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе, – в молодёжной среде. Эти факты свидетельствуют о том, что современная школа не в полной мере справляется с задачей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Как формировать личность ребенка, воспитывая у него стойкую нравственную позицию?

Во-первых, путем введения в план воспитательной работы гимназии мероприятий и коллективных творческих дел, направленных на развитие гражданственности и патриотизма (волонтерской акции «Беспокойные сердца», выставки фоторабот учащихся «Моя малая родина», благотворительных ярмарок и др.).

Для раскрытия творческого потенциала личности, формирования у учащихся культуры поведения в социуме и активной гражданской позиции в гимназии активно внедряется технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова.  Технологическое ядро данной воспитательной технологии - коллективное творческое дело (КТД), то есть такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию совместной деятельности. Ряд КТД, организуемых в гимназии, приобрели традиционный характер, они нацелены на развитие у учащихся таких нравственных качеств, как милосердие, толерантность, гражданственность, патриотизм и формируют отношения общей заботы, эмоционально насыщая жизнь коллектива.  

Самым крупным мероприятием духовно-нравственной направленности в гимназии, охватывающим всех без исключения учащихся, педагогов и многих родителей является ежегодная Благотворительная ярмарка. Волонтеры старшеклассники организуют пространство для проведения данного события, создают штаб по сбору благотворительных пожертвований. На совете органа детского самоуправления гимназии принимается решение о распределении пожертвований.

Часть средств традиционно идет на лечение больных детей, часть на покупку игрушек в Коробку Храбрости детям онкогематологического отделения Детской больницы № 4 города Новокузнецка.

Дети охотно помогают приюту бездомных животных «Кот и Пес» и «Причал», мы привозим корм, оказываем посильную помощь по уходу за животными.

Налажены социальные связи с детскими домами города. В рамках муниципальной акции «Рождество для всех и для каждого» Волонтерский отряд старшеклассников гимназии организовывает поздравление воспитанников с Новым годом, готовят подарки. Неоднократно был осуществлен сбор вещей для ребят из детских домов.

Практически ежегодно в гимназии проходит акция «Беспокойные сердца», посвященная празднованию Дня победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся закупают продукты питания и формируют подарки для ветеранов, находящихся на лечении в Городской клинической больнице №1. Кроме того, учащиеся гимназии на добровольной основе принимают активное участие в акции «Дорога к храму». Подростки помогают в уборке церкви, приводят в порядок близлежащую к ней территорию.

В течение трех лет в гимназии успешно проходят: 1) городская акция «Мелочные фантазии, или чужая уже не мелочь»; 2) благотворительная акция «Связь поколений», направленная на помощь пожилым людям из Центра временного пребывания «Иван да Марья»; 3) экологические акции «Охотники за макулатурой» и «Охотники за батарейками».

В гимназии также создан и активно реализуется постоянно действующий проект волонтерской деятельности «Добротворцы». Активная разъяснительная работа среди учащихся и их родителей, освещение данных мероприятий посредством школьной прессы и официального сайта гимназии позволили увеличить число волонтеров как в гимназии в целом, так и внутри отдельно взятых классных коллективов.

В МБНОУ «Гимназия № 17 имени В. П. Чкалова» функционирует система воспитательной работы, направленная на создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности, воспитание навыков самостоятельного принятия ответственных решений и проявления нравственного поведения в любых жизненных ситуациях, поддержание инициативы учащихся по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании людям - пожилым и одиноким, ветеранам войны и труда, детям, оставшимся без попечения родителей и т.д. Данный подход основан на формировании у детей нравственного сознания, воспитании у детей таких значимых в современном мире чувств как эмпатия, доброта, чуткость, сострадание, забота и милосердие по отношению ко всем людям, к людям с ограниченными возможностями, приобщение к православным духовным и семейным ценностям. Основной задачей также является выработка умений и привычек нравственного поведения. В гимназии духовно-нравственное воспитание учащихся реализуется в интегрированном учебно-воспитательном пространстве в формах урочной и внеурочной деятельности.

 В урочной деятельности важным представляется содержательный аспект учебных предметов гуманитарно-эстетического и естественнонаучного циклов. На уроках обществознания и истории изучается Конституция, создаваемые условия для демократии, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина. Уроки русского языка и литературы способствуют формированию любви и уважения к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле. Среди тех факторов, которые играют наиболее важную роль в формировании личности ребёнка, подростка, обучающегося молодого человека, следует назвать искусство. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в музыке. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный облик и духовный мир [1, с. 3]. На уроках физической культуры формируются морально-психологические и физические аспекты  готовности к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, способствуют формированию уважения к Вооруженным Силам, к образу Защитника Отечества. На уроках естественнонаучного цикла, у детей, посредством изучения особенностей краеведческого компонента, происходит формирование бережного отношения к родной земле, природным ресурсам.

Но особая роль в нравственном воспитании детей в гимназии отведена внеурочной деятельности. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность включиться в занятия по интересам, познать новый безоценочный способ взаимодействия с педагогом, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Одним из основных принципов организации внеурочной деятельности является учет познавательных и личностных потребностей учащихся и социального заказа родителей, таким образом, данная деятельность учащихся является высоко мотивированной и способствует саморазвитию детей.

Программа «Я в этом мире» (5-6 классы) реализуется классным руководителем с целью духовно-нравственного воспитания гражданина России, патриота своей страны в форме бесед, круглых столов, экскурсий, выходов в театры, музеи и т.д., организации КТД, праздников, дней здоровья и других внеурочных мероприятий. Дополнительное время отведено на проведение тематических классных часов: «175 лет со дня рождения П. И. Чайковского», «Традиции празднования Рождества в России», «250-летие со дня рождения Н.М. Карамзина», «Весенний праздник», «1000-летие святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси», «День славянской письменности и культуры».

Духовно-нравственное направление представлено также занятиями по программе проектной деятельности «Патриоты большой и малой родины», цель которых - воспитание патриотического сознания школьников, формирование основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими, воспитание нравственности, патриотизма учеников, любви к Родине, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.  Занятия представляют собой включение в учебно-сетевые проекты, реализующиеся блочно, в даты Всероссийских интернет-проектов.

Таким образом, воспитательная работа в гимназии представляет собой целостную взаимосвязанную систему формирования нравственных качеств личности учащегося и его активной жизненной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...

Нравственное воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе ( из опыта работы)

" Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке, к отупляющей , одурманивающей, никому не нужной зубрежке.. Хочется, чтобы дети  были путешественниками, открывателями...

«Формирование нравственной позиции учащихся в контексте возрождения этнокультурных традиций»

Формирование нравственной позиции учащихся в контексте возрождения этнокультурных традиций...

Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)

Память о Холокосте необходима,чтобы наши дети никогда не былижертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.И. БауэрВ статье представлен  опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразо...

Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся посредством литературных произведений " 2024год

Районные педагогические чтения "Воспитание духовно-нравственных качеств  учащихся посредством литературных произведений"...

Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди молодежи: из опыта работы

Сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди молодежи: из опыта работы преподавателя русского языка и литературы...