«Формирование нравственной позиции учащихся в контексте возрождения этнокультурных традиций»
статья на тему
Формирование нравственной позиции учащихся в контексте возрождения этнокультурных традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_word_document.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование нравственной позиции учащихся в контексте возрождения этнокультурных традиций»
«Во всем поступайте так,
как вы хотите, чтобы поступали ваши дети»
(Народная мудрость)
НРАВСТВЕННОСТЬ – личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение ребенка.
Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает.
Нравственное воспитание требует постоянных практических усилий, настойчивости в достижении намеченного.
Надо помнить, что на первом плане – практическая деятельность детей, и прежде всего труд, приносящий общественную пользу. При духовном контакте и взаимной поддержке взрослых труд превращается в мощное средство нравственного воспитания.
В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы гражданского, духовного, нравственного воспитания, профессионального самоопределения личности и появились новые, касающиеся сознания необходимых для выживания и полноценного развития детей социально-педагогических условий, необходимости создания новой практики воспитания, ориентации в вопросах воспитания на возрождение ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
Актуальны слова В.В. Зеньковского «Воспитание должно быть национальным, оно должно приобщать человека к исторической работе его страны, должно связывать его с родной страной и развивать сознание его долга перед своей Родиной, но именно поэтому, что национальное воспитание необходимо, еще более необходимо социальное воспитание, которое развивает более высокие силы человеческой души – дух братства и взаимопомощи».
Знание этнокультурного прошлого важно для правильного решения задач по возрождению национальной культуры.
При формировании нравственной позиции учащихся необходимо помнить о решении следующих задач воспитания, основанных на национальных традициях:
- Вооружить знаниями базовых основ национальной культуры;
- Развить в каждом ребенке патриотические, гражданские, нравственные и эстетические чувства;
- Сформировать национальное самосознание;
- Способствовать воспитанию национального характера, придающего личности колорит национальной культуры и самобытности;
- Приобщить школьников к общечеловеческим ценностям в области науки, культуры, искусств.
Для этого приемлемы следующие формы работы: экскурсии, экологические игры, спектакли, беседы, мини лекции, поисковая работа. Традиции и обычаи выполняют две общие для них этносоциальные функции:
- Средство стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений;
- Осуществлять воспроизводство их в жизни новых поколений (формирование духовных ценностей).
Нельзя потерять чувство традиции, но надо помнить и о национальных ценностях, это – родной язык, фольклор, мифология, символика, искусство, традиции, обычаи, обряды, игры.
Именно национальные ценности влияют на формирование мировоззрения, нравственной позиции, характер подрастающего поколения.
Можно проследить формирование нравственной позиции учащихся на примере детского фольклора. Начнем с колыбельных песен (на родном языке) – идет знакомство с родной речью - прививается любовь к родному языку. В более сложных – идет привитие любви к труду, к Родине, уважение к старшим.
Пестушки – приобщают к родной речи.
Потешки – обучают счету, развивают речь, воспитывают доброту, внимание к окружающим.
Прибаутки – приучают малышей не совершать недозволенных поступков; воспитывают художественный вкус, чувство юмора, заставляют думать, мыслить.
Загадки – учат понимать мир, способствуют развитию сообразительности ребенка, вырабатывают у него поэтическое восприятие окружающей действительности, впервые знакомятся с метафорой, что способствует развитию воображения, образному мышлению.
Игры – формируют сноровку, сообразительность, ловкость, самостоятельность; воспитывают чувство ответственности перед коллективом.
Скороговорки, дразнилки, поддевки наполнены рифмованными звуками и словами – что помогает детям удовлетворить потребность их развивающего мозга.
Сказки – воздействуют на ум и сердце ребенка; прекрасный материал для нравственного воспитания подрастающего поколения, а родной язык обеспечивает достойность текстов.
У фольклора высокие педагогические качества – глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений:
- дает познание общих связей и закономерностей, самые простые и главные понятия о жизни, о людях.
Хочется остановиться и на значении мордовского музыкального искусства в свете возрождения этнокультурных традиций.
Мордовское музыкальное искусство – ценнейшая часть национальной культуры. В лучших произведениях народного творчества воплощены типичные черты национального характера; история и быт народа, его обычаи и нравы – богатый и разнообразный опыт эмоционально-нравственных отношений человека к действительности. Изучение мордовского искусства необходимо для разностороннего развития личности. Художественное наследие мокши и эрзи должно стать достоянием каждого человека и общества в целом. При изучении идей формирование разносторонних и многообразных представлений учащихся о богатстве и разнообразии национальной культуры, о жизненных истоках народного и профессионального творчества, об их взаимодействии и взаимосвязях; положительного отношения к художественным ценностям мокши и эрзи, пробудить интерес и любовь к национальной музыке, а через эмоционально-нравственное ее освоение чувство национальной гордости и уважения к национальной культуре, самоуважения.
Произведения мордовского народного творчества – особая единая система, с помощью которой воспринимается жизнь во всех ее направлениях; материал, отражающий историческую действительность того периода, от которого иных сведений не сохранилось; одна из форм народной идеологии, которая помогает формировать нравственную позицию учащихся в контексте возрождения этнокультурных традиций, в чем и заключается ценность, как исторического документа.
При работе можно использовать следующие методы и формы:
- ролевые игры;
- введение творческого дневника;
- дискуссия;
- «этнический заряд», «заряд доброты»;
- моральные пятиминутки;
- школа вежливости.
- Конкурс рисунков, сочинений;
- Операция «Уют» (посадка кустарников у школы, показ документальных фильмов);
- Урок творчества «Улица моей мечты».
Рекомендуемые темы:
«Мой край родной – Мордовия моя»
«Я и природа»
«Воспитание здорового образа жизни»
«Я, моя семья и мои друзья»
«Воспитание культуры поведения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"
В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...
Формирование нравственной позиции ребенка по отношению к миру
Статья на экологическую тему...
Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»
О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...
Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"
Материал включает в себя полное описание совместного проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...
Воспитание стойкой нравственной позиции учащегося МБНОУ "Гимназия № 17" (из опыта работы)
Материал представляет собой статью об особенностях воспитательной работы гимназии...
Доклад на тему: "Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников
Доклад на тему: Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников"...
Роль педагога в формировании нравственных позиций воспитанника
Роль педагога в формировании нравственных позиций воспитанника...