Методические материалы
учебно-методический материал

 Борисова Юлия Валерьевна
«Воспитывать» - значит способствовать формированию духовно зрячего, сердечного человека с крепким характером.
          А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный 
«уголек», чуткость ко всему, волю к совершенству, радость любви и доброту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_kinolektoriya.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребёнок- зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца»

В.А. Сухомлинский

«Воспитать»  - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира,

себя, смысла и назначения своей жизни.

«Воспитывать» - значит способствовать формированию духовно зрячего, сердечного человека с крепким характером.
         А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный

«уголек», чуткость ко всему, волю к совершенству, радость любви и доброту.

          Воспитать личность- это социальная потребность жить и действовать «для других», потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Вопрос – проблема нашего лектория: «Сможем ли мы преодолеть «бездну»
современной культуры? Разрешить спор «двух культур», «отцов и детей»,
«прошлого и настоящего»?»

Сознательные родители желают только двух вещей: любить и быть любимыми. Мы хотим, чтобы наши дети чувствовали нашу любовь к ним, чтобы их потребность в любви была удовлетворена, но мы также хотим, чтобы они научились любить других.

 Родители иногда задают вопрос: «Если я продолжу служить моему ребенку, как он научится работать самостоятельно и делать что-то для других?» Ответ прост: вы должны подавать ему пример и наставлять его.

Мы подаем пример безусловной любви, когда делаем для подростка то, что он хочет от нас и что, как мы знаем, будет ему полезно. Однако мы мудро должны выбирать, в чем помогать ему. Иначе мы воспитаем детей, зависящих от родителей, который только берет, но не умеет отдавать.

Основное правило заключается в том, что вы должны делать для подростков то, что они не могут сделать сам…

Социальные институты, формирующие
духовно-нравственную личность

Духовно-нравственное воспитание-
это процесс формирования нравственных:

1) чувств (совести, веры, ответственности)

Прошлое: «Где это видано, где это слыхано»; трейлер.

Фильм разбит на четыре части, на четыре «Секрета», в каждый из которых входят от трех до пяти сюжетов. Окончание каждого «Секрета» становится своеобразной квинтэссенцией для главного героя. Денис (В. Станкевич) подытоживает события, делает выводы, извлекает уроки и становится с каждым разом чуточку взрослее, опытнее и серьезнее; не теряя, однако, детской непосредственности, любознательного и открытого взгляда на окружающий мир.

Так «Секрет первый» - это своеобразная проверка на наличие нравственных чувств, на те личные взаимоотношения, имя которым - дружба. А насколько прочны эти отношения - приходится проверять самому Денису. Что главнее - мстить за мелкую обиду, или стать выше ее? Также в первом «Секрете» Денис знакомит нас с окружающим его миром, в лице одноклассников, домочадцев и соседей… И мы, вслед за героем, задаем и себе вопрос - что ценнее: когда радуешься и копающемуся в коробочке жуку, и фырчащему автомобилю, и мороженому с газировкой после первомайской демонстрации, или целый набор самой разнообразной вкуснятины, при перечислении которой есть риск забыть про все остальное? Особняком стоит отец Дениса (А. Леньков), веселый, любящий пошутить, немного взбалмошный. Но, в то же время, понимающий и чуткий.

Так в «Секретах номер два и номер три» Денис познает и «темные пятна на солнце» — то самое, что, разрушая, одновременно делает сильнее… Так, например, для открытого, доверчивого мальчика неприятным открытием становится неприкрытая ложь Марьи Петровны, благополучно забывшей о своем обещании. Очень поучительной выглядит ситуация, когда родители Дениса, видят его маету посреди двора, в ожидании «поездки на дачу. Они не вмешиваются, не зовут его домой и даже не пытаются ему прочесть лекцию, о том, что люди бывают разными… Они просто предоставляют мальчику шанс самому понять и прочувствовать -каково это, когда страдаешь от тех, кто не умеет держать слово.

Но если Марья Петровна - всего лишь болтливая и недалекая мещанка, то ситуация с пропавшим велосипедом гораздо более серьезная по духу и содержанию.

Великовозрастный олух не крадет у ребят чудесную машину и не отнимает ее силой. Нет, его преступление гораздо хуже - он злоупотребляет доверием, упирая на сознательность и гуманизм. И если от воровства порой можно как-то защититься при помощи элементарной осторожности, то, как разглядеть в слезных просьбах и клятвах циничный расчет подростка? Самое страшное даже не в пропаже! Страшно то, что в дальнейшем у ребят может пропасть доверие и отзывчивость к людям вообще…

Ну а четвертый «Секрет» для Дениса и юных зрителей - это как глоток чистого воздуха после духоты. Дальняя поездка отца и сына Кораблевых для Дениса стала не только каскадом новых приключений и калейдоскопом ярких впечатлений, но и стала подтверждением того, что хороших людей все-таки больше. Это и лесник с малиной (А. Кузнецов), тоскующий по оставившей его семье. Это и рабочий в карьере (В. Розстальный), приглашавший Дениса на работу в его коллектив. Это и бульдозерист (А. Гай). Это и бестолковый, но добрый дядя Саша (замечательный Б. Гитин). К Денису приходит понимание того, что такое — быть Человеком.

Настоящее: «Реальная сказка»; трейлер.

В современном мире обитают персонажи русских народных сказок, которые только выглядят иначе, чем встарь, но играют все те же роли. Василиса Премудрая стала учительницей, Леший - бомжом, а любитель злата Кощей Бессмертный - олигархом. И борьба добра со злом продолжается

Снято на современный лад, но в то же время с философским уклоном! Действительно заставляет задуматься над тем, что сейчас мало кто верит в чудо, а дети в основном смотрят современные американские мультики, герои для них не русские богатыри и Иван-царевич! Это ведь неправильно?!

2) облика (терпение, милосердия, незлобивость):

Прошлое: «По секрету всему свету»; трейлер.

Настоящее: «Тайна темной комнаты»; трейлер.

Знаешь, как называется человек, который ни во что не верит? — циник, а в тебе этого уже много, да еще в таком молодом возрасте. 

Запомнился начальный диалог с бабушкой:

- Завтра в школу пойду, после школы работать буду, потом умру.

- Хм… неужто всё?

- А что ж другого-то? По-моему все так и живут.

Если задуматься, к сожалению так и происходит у большинства, например. Ничего не удивляет, нет детской игривости, интереса к мелочам, все куда-то делось, заглушилось. От поведения окружающих порой подкатывается тошнота к горлу. И вот смотрю на героя, у него подобная ситуация, только он много моложе нас взрослых, и как-то невольно погружаюсь в атмосферу фильма и сопереживаю вместе с ним. У ребят появляется запал и интерес. Учитель на уроке подмечает: «У тебя такой вид, будто ты сделал важное открытие». Прямо и хочется ощущать то же самое, что и они.

И по нарастающей, фильм держит тебя у экрана, тебе хочется смотреть на них, как они выкручиваются и подстраиваются. В чем-то, конечно предсказуемость развития событий есть, но не стоит забывать, что фильм детский. Тот же школьник с иным интересом прочувствует картину происходящего.

Игра актеров, музыкальное сопровождение дополняет картинку. Порой и слезы накатываются, порой и улыбаешься, все, как и должно быть, в хорошем детском кино.

3) позиции (способность к различению добра и зла, проявлению

эмпатии,  готовность к преодолению жизненных испытаний):

Прошлое: «Внимание, черепаха!»; трейлер.

Несмотря на то, что советские дети в этом фильме пока не знают, что такое «крещеный мир», о котором говорится в сказке Пушкина, — они непосредственные, трогательные и добрые. Не случайно святые утверждают, что человеческая душа «по сути христианка». Автор этой киноистории, Ролан Быков, напоминает нам о хрупкости жизни, о нашей ответственности за дарованный нам окружающий мир, об уникальности и бесценности каждой человеческой души. Фильм ненавязчиво и любовно рассказывает нам о том, что наш любопытствующий разум порой бывает не в ладу с сердцем, что у познания должна быть граница, которая проходит там, где появляется возможность гибели живого.

И еще много о чем говорится в этом фильме, например о дружбе, о целомудрии и самоотверженности. Весело и тепло рассказанная на экране занимательная история учит детей понимать друг друга, а взрослых — понимать детей и внимательно относиться к событиям их маленькой детской, а в таинственной глубине уже существенно взрослой жизни. Ведь именно в детстве незаметно сеются зерна будущей взрослости, только кажущейся нам еще очень далекой.

Настоящее: «Бегство рогатых викингов»; трейлер.

4) поведения (готовность служения людям и Отечеству, проявления

духовной рассудительности:  

Прошлое: «Алые погоны»; трейлер.

Настоящее: «Пионеры герои; трейлер.

Люди, получавшие воспитание на сломе эпох, успевшие побыть и пионерами, и «коммерсантами», и респектабельными гражданами, – как закалялась их сталь? И сталь ли это? Наталья Кудряшова бросает свой взгляд и взгляд зрителя в кажущееся ей важным время детства, когда героика вбивалась в головы октябрят каждый день, с каждым звонком, каждым уроком, каждым внеклассным занятием. Ужас перед церемонией принятия в пионеры помнит каждый, кому приходилось повязывать галстук.

С этим можно соглашаться или нет, но Кудряшова проблемы современности видит именно в советской воспитательной системе, переполненной героическим прошлым, примерами самоотверженности пионеров-героев, жестким давлением, заставляющим делать выбор между семьей и страной. Какой детский организм справится с этим? Однако тогда справлялись. Теперь наступила стабильность, сытость и уверенность, нужда в подвиге отпала, и героизм ушел в тень. Персонажи «Пионеров» плывут по течению современности, огибая родных и знакомых, оставаясь одиночками в большом людском море. Фильм делает множество акцентов на том, что мы остались совсем одни, даже окруженные другими людьми. И некому помочь в трудную минуту подменить коробок, никто не встанет на пути машины со шпионами, никто не поставит тебя в ряд с Валей Котиком и Зиной Портновой. А когда героизм потребуется, захочется быть от него подальше, спрятаться за чужую спину, выйти сухим из воды.

Кудряшова нашла благодатную тему – свела воедино сегодняшнее упадничество и вчерашнее величие, героику прошлого и серость нынешнего, великие имена и безвестные фамилии, страх и смелость, секс и бескорыстную любовь, божественное и земное. Фильм получился многогранный и сложный, особенно для дебюта. Не все в нем ровно, иногда автора заносит, местами случаются сюжетные пробуксовки, да и героев симпатичными не назвать, есть в каждом из трех персонажей что-то отталкивающее, но «Пионеры-герои» – это та лента, которая оставляет долгое послевкусие, которую хочется обсудить, и не только со сверстниками, но и с поколениями сегодняшних детей. Как там им дается учеба? Знают ли они, что такое ССД? Поют ли песни о Красной армии?

Содержание духовно-нравственного
развития и воспитания

Настоящий человек начинается там,  где есть святыни души».                        

                                                                                                   В.А.Сухомлинский

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.

Методы нравственного воспитания

  • Атмосфера любви
  • Атмосфера взаимопонимания
  • Атмосфера искренности
  • Атмосфера доверия

Базовые национальные ценности:

Патриотизм; Социальная солидарность; Гражданственность; Семья; Труд и творчество; Наука; Религия; Искусство и литература; Природа

Духовно-нравственное развитие ребенка

«При образовании чрезвычайно

вредно развивать только рассудок и ум,
оставляя без внимания сердце…»

                          (св. Иоанн Кронштадский)

     

    Для достижения общей цели эффект дает только

совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка.

Использованные источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.

Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ

В помощь руководителю школьного методического объединения...

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...