Рабочая программа экологического клуба "Тэрэнги"
рабочая программа

Цырендоржиева Наталия Николаевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kluba.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

Программа экологического клуба «Тэрэнги»

Руководитель клуба: Цырендоржиева Н.Н., учитель биологии

Сосново-Озерское, 2018г.

Пояснительная записка

Программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своей республики.

         Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

         Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.

         Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.

         Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.

         Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму.

         Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой, поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда».

         Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на уроках (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума (практическая часть).

Основание для разработки программы:

- ФЗ «Об образовании» 2012 г.,

- Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002 г.

- Закон РФ «Об особо охраняемых территориях», 1996 г.

Целевая группа: учащиеся 7-9 классов. Для обучения принимаются учащиеся с 12 до 15 лет, талантливые и любознательные, интересующиеся биологией, экологией, химией, географией. Оптимальное количество детей в группе 15-20 человек.

Цели и задачи:

  1. Формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
  2. Развивать стремление охранять окружающую среду внося посильный вклад в улучшение санитарно – гигиенических и экологических условий жизни человека;
  3. Развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;
  4. Воспитывать экологической культуры учащихся;

Формы и режим занятий:

Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

Переход от одного года обучения проходит по принципу повторения и обобщения.

В работе клуба рассчитано использовать научно-исследовательскую работу, познавательные игры, экскурсии, диспуты, практическую работу на местности, встречи с интересными людьми (врачами, учеными, студентами).

В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:

  • Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы).
  • О типах взаимодействия организмов.
  • Современные проблемы охраны природы.
  • О рациональном использовании и охране водных ресурсов.
  • О современном состоянии, использовании и охране растительности.
  • Вредные для здоровья факторы.
  • О норме и режиме питания.
  • Об охраняемых территориях и объектах своей местности.
  • Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

Учащиеся должны уметь:

  • Решать простейшие экологические задачи.
  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов. хозяйственной деятельности.
  • Определять уровень загрязнения воздуха и воды.
  • Подкармливать и охранять птиц.
  • Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.

Ожидаемые результаты:

Посещая занятия клуба и участвуя в проводимых в школе, районе и республике мероприятиях, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, в которой они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений;  любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Сформируют в себе  личность, способную противостоять активному влиянию негативных процессов, происходящих в природе и обществе.

Программа предусматривает различные методы работы:

  • Полевые практические работы на базе экологического лагеря «Индола»;
  • Групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе, районе;
  • Работа с учебной и художественной литературой;
  • Подготовка проектов, докладов, рефератов, презентаций;
  • Работа с использованием компьютерных программ, видеоматериалов, дополнительной литературы, ресурсов интернета;
  • Техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
  • Проведение НПК;
  • Работа с наглядными пособиями и наглядными материалами.

п/п

Основные направления работы экологического клуба «Тэрэнги»

1.

Природа вокруг нас

2.

Экология – наука о нашем доме

3.

Человек и природа

4.

Экомониторинг

5.

Охранять и защищать

6.

Театр экологических знаний

7.

Здоровый образ жизни

Краткое описание основных направлений работы:

  1. Природа вокруг нас. В данном направлении предполагается изучение природных комплексов, находящихся в районе, в селе Сосново-Озерское и окрестностях летнего лагеря «Яндола»; изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности учащихся. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала. Проведение НПК и участие в разных конкурсах экологической направленности и разного уровня.
  2. Экология – наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном направлении будут освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии городов, а также экологическому состоянию республики в целом Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
  3. Человек и природа. Данное направление рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием деятельности человека на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. Проводятся викторины и конкурсы. На территории села раздаются информационные листовки об экологических проблемах и путях их решения. Традиционно проводится экологическая акция «ЭКОС».
  4. Экомониторинг. Занятия по данному направлению включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса учащихся к изучению природы района, села, получить информацию о состоянии природных территорий. Результат мониторинга – это выставки, посвященные природе, проекты, изготовление эколого - информационных стендов.
  5. Охранять и защищать. Данное направление включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой волонтеров и т.д.
  6. Театр экологических знаний. Данное творческое направление поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.
  7. Здоровый образ жизни. Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых очень важны для сохранения здоровья человека и окружающей среды в целом.

Календарно-тематическое планирование работы

на 2019-2020 учебный год

п/п

Основные мероприятия

Сроки реализации

1.

Теоретическое занятие клуба:

  • Беседа «Природа – это начало нашей жизни».
  • Обсуждение и планирование мероприятий работы клуба на новый учебный год

Сентябрь

2.

Проведение «Дня здоровья».

3.

Экскурсия  «Осенние явления за окном» (общешкольный поход на школьную поляну)

4.

Экологическая акция ЭКОС

5

Конкурс рисунков «Берегите лес от пожаров»

6.

Классные часы: «Поговорим о своем здоровье» /профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании/

7

Экологическая акция «Озеленим родную школу»1-9 классы

1.

Участие в районных и республиканских экологических олимпиадах и конкурсах

Октябрь

2.

Подготовка к олимпиаде по экологии (ВОШ)

3.

Подготовка к НПК «Шаг в будущее»

4.

Экологическая викторина «Мы – друзья природы»5-8

1.

Творческий конкурс стихов, сочинений и рисунков «Я и природа» 1-11

Ноябрь

2.

Теоретико-практическое занятие экологического клуба на тему: «Наша жизнь – в наших руках»  

1.

Синичкин день

Декабрь

2.

Подбор материала и  подготовка к НПК им.Вернадского

3.

Декада экологии:

  • Конкурс газет, рисунков
  • Беседа «Байкал-жемчужина планеты»

4.

Книжная выставка: «Мы живём в эпоху СПИДа» - Всемирный день борьбы со СПИДом (1.12)

5.

Покормите птиц зимой

1.

Викторина «Мы – друзья природы»

Январь

2

Устный журнал «Дорога к доброму здоровью»

3

Книжная выставка «Еравна в произведениях писателей»

1.

Оформление отчета о работе в январе месяце.

Февраль

2.

Олимпиада на знание ООПТ

1.

Оформление отчета о работе в феврале месяце.

Март

2

Мониторинг состояния улиц, озера, леса.

3

Анализ накопленного материала по экологической ситуации в районе, селе

4

Выпуск газеты: «Здоровый образ жизни»

5

Конференция «Еравна – родина моя»

1.

Оформление отчета о работе в марте месяце.

Апрель

2.

Практическое заседание клуба по теме: «Определение состава почв  на клумбах прилегающих к школе»

3.

Трудовой десант по уборке школьной территории

4.

Участие в озеленении и благоустройстве села

5.

Выступление участников клуба на классных часах «Здоровая планета в наших руках»

6.

7.04. - Всемирный день здоровья. Выпуск газеты.

7.

Кл. часы: «Здоровая планета в наших руках»

8

Экологический праздник «Живи, Земля!» 1-4 классы

9

Викторина ко Дню птиц «Птицы нашего региона» 5-8 классы

1.

Оформление отчета о работе в апреле месяце.

Май

2.

Библиотечные уроки «Земля – наш общий дом»

3.

Теоретико-практическое занятие экологического клуба на тему: «Сельская экосистема»

4

31.05 – Всемирный день без табака.

1.

5.06 – День охраны окружающей среды. Закон РФ «Об охране окружающей среды»

Экологический брейн-ринг: «Экология и мы»

Июнь

2.

1.06. – Международный день защиты детей

3

Полевые работы в летнем экологическом лагере

4

Круглый стол. Результаты работы клуба.

5

Подведение итогов работы учащихся. Награждение.

6

Оформление и сдача отчета о проделанной работе, подготовка статьи о работе  клуба в СМИ.

7

Оформление и сдача отчета о проделанной работе.

Члены кружка:

  1. Дармаев Буянто
  2. Ширапова Дудари
  3. Базарова Настя
  4. Черных Алина
  5. Шагдарова Женя
  6. Куликова Алина
  7. Байбородина Даша
  8. Минеева Настя
  9. Балдоржиева Дугарма
  10. Арабжаева Саша
  11. Праскова Лера
  12. Краскова Вика
  13. Ивакина Диана
  14. Козлова Лена
  15. Верхотурова Даша
  16. Дарижапов Легцог
  17. Цыбиков Бато
  18. Ширабон Долсон
  19. Цырендоржиев Абида
  20. Шоноева Намгар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Рабочая программа экологического кружка.

Экологический кружок"Зеленые спасатели"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011

Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...