Рабочая программа экологического клуба "Тэрэнги"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Программа экологического клуба «Тэрэнги»
Руководитель клуба: Цырендоржиева Н.Н., учитель биологии
Сосново-Озерское, 2018г.
Пояснительная записка
Программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района, своей республики.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.
Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму.
Школьникам среднего возраста свойственны высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, к широкому кругу явлений, социальной и природной действительности, стремление к общению с природой, поэтому целесообразно ввести в учебный процесс современной школы экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда».
Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на уроках (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума (практическая часть).
Основание для разработки программы:
- ФЗ «Об образовании» 2012 г.,
- Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002 г.
- Закон РФ «Об особо охраняемых территориях», 1996 г.
Целевая группа: учащиеся 7-9 классов. Для обучения принимаются учащиеся с 12 до 15 лет, талантливые и любознательные, интересующиеся биологией, экологией, химией, географией. Оптимальное количество детей в группе 15-20 человек.
Цели и задачи:
- Формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
- Развивать стремление охранять окружающую среду внося посильный вклад в улучшение санитарно – гигиенических и экологических условий жизни человека;
- Развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;
- Воспитывать экологической культуры учащихся;
Формы и режим занятий:
Приоритетное направление деятельности – стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
Переход от одного года обучения проходит по принципу повторения и обобщения.
В работе клуба рассчитано использовать научно-исследовательскую работу, познавательные игры, экскурсии, диспуты, практическую работу на местности, встречи с интересными людьми (врачами, учеными, студентами).
В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:
- Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы).
- О типах взаимодействия организмов.
- Современные проблемы охраны природы.
- О рациональном использовании и охране водных ресурсов.
- О современном состоянии, использовании и охране растительности.
- Вредные для здоровья факторы.
- О норме и режиме питания.
- Об охраняемых территориях и объектах своей местности.
- Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.
Учащиеся должны уметь:
- Решать простейшие экологические задачи.
- Применять знания экологических правил при анализе различных видов. хозяйственной деятельности.
- Определять уровень загрязнения воздуха и воды.
- Подкармливать и охранять птиц.
- Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.
Ожидаемые результаты:
Посещая занятия клуба и участвуя в проводимых в школе, районе и республике мероприятиях, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, в которой они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений; любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Сформируют в себе личность, способную противостоять активному влиянию негативных процессов, происходящих в природе и обществе.
Программа предусматривает различные методы работы:
- Полевые практические работы на базе экологического лагеря «Индола»;
- Групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе, районе;
- Работа с учебной и художественной литературой;
- Подготовка проектов, докладов, рефератов, презентаций;
- Работа с использованием компьютерных программ, видеоматериалов, дополнительной литературы, ресурсов интернета;
- Техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
- Проведение НПК;
- Работа с наглядными пособиями и наглядными материалами.
№ п/п | Основные направления работы экологического клуба «Тэрэнги» |
1. | Природа вокруг нас |
2. | Экология – наука о нашем доме |
3. | Человек и природа |
4. | Экомониторинг |
5. | Охранять и защищать |
6. | Театр экологических знаний |
7. | Здоровый образ жизни |
Краткое описание основных направлений работы:
- Природа вокруг нас. В данном направлении предполагается изучение природных комплексов, находящихся в районе, в селе Сосново-Озерское и окрестностях летнего лагеря «Яндола»; изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности учащихся. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала. Проведение НПК и участие в разных конкурсах экологической направленности и разного уровня.
- Экология – наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном направлении будут освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии городов, а также экологическому состоянию республики в целом Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
- Человек и природа. Данное направление рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием деятельности человека на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. Проводятся викторины и конкурсы. На территории села раздаются информационные листовки об экологических проблемах и путях их решения. Традиционно проводится экологическая акция «ЭКОС».
- Экомониторинг. Занятия по данному направлению включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса учащихся к изучению природы района, села, получить информацию о состоянии природных территорий. Результат мониторинга – это выставки, посвященные природе, проекты, изготовление эколого - информационных стендов.
- Охранять и защищать. Данное направление включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой волонтеров и т.д.
- Театр экологических знаний. Данное творческое направление поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.
- Здоровый образ жизни. Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых очень важны для сохранения здоровья человека и окружающей среды в целом.
Календарно-тематическое планирование работы
на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки реализации |
1. | Теоретическое занятие клуба:
| Сентябрь |
2. | Проведение «Дня здоровья». | |
3. | Экскурсия «Осенние явления за окном» (общешкольный поход на школьную поляну) | |
4. | Экологическая акция ЭКОС | |
5 | Конкурс рисунков «Берегите лес от пожаров» | |
6. | Классные часы: «Поговорим о своем здоровье» /профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании/ | |
7 | Экологическая акция «Озеленим родную школу»1-9 классы | |
1. | Участие в районных и республиканских экологических олимпиадах и конкурсах | Октябрь |
2. | Подготовка к олимпиаде по экологии (ВОШ) | |
3. | Подготовка к НПК «Шаг в будущее» | |
4. | Экологическая викторина «Мы – друзья природы»5-8 | |
1. | Творческий конкурс стихов, сочинений и рисунков «Я и природа» 1-11 | Ноябрь |
2. | Теоретико-практическое занятие экологического клуба на тему: «Наша жизнь – в наших руках» | |
1. | Синичкин день | Декабрь |
2. | Подбор материала и подготовка к НПК им.Вернадского | |
3. | Декада экологии:
| |
4. | Книжная выставка: «Мы живём в эпоху СПИДа» - Всемирный день борьбы со СПИДом (1.12) | |
5. | Покормите птиц зимой | |
1. | Викторина «Мы – друзья природы» | Январь |
2 | Устный журнал «Дорога к доброму здоровью» | |
3 | Книжная выставка «Еравна в произведениях писателей» | |
1. | Оформление отчета о работе в январе месяце. | Февраль |
2. | Олимпиада на знание ООПТ | |
1. | Оформление отчета о работе в феврале месяце. | Март |
2 | Мониторинг состояния улиц, озера, леса. | |
3 | Анализ накопленного материала по экологической ситуации в районе, селе | |
4 | Выпуск газеты: «Здоровый образ жизни» | |
5 | Конференция «Еравна – родина моя» | |
1. | Оформление отчета о работе в марте месяце. | Апрель |
2. | Практическое заседание клуба по теме: «Определение состава почв на клумбах прилегающих к школе» | |
3. | Трудовой десант по уборке школьной территории | |
4. | Участие в озеленении и благоустройстве села | |
5. | Выступление участников клуба на классных часах «Здоровая планета в наших руках» | |
6. | 7.04. - Всемирный день здоровья. Выпуск газеты. | |
7. | Кл. часы: «Здоровая планета в наших руках» | |
8 | Экологический праздник «Живи, Земля!» 1-4 классы | |
9 | Викторина ко Дню птиц «Птицы нашего региона» 5-8 классы | |
1. | Оформление отчета о работе в апреле месяце. | Май |
2. | Библиотечные уроки «Земля – наш общий дом» | |
3. | Теоретико-практическое занятие экологического клуба на тему: «Сельская экосистема» | |
4 | 31.05 – Всемирный день без табака. | |
1. | 5.06 – День охраны окружающей среды. Закон РФ «Об охране окружающей среды»Экологический брейн-ринг: «Экология и мы» | Июнь |
2. | 1.06. – Международный день защиты детей | |
3 | Полевые работы в летнем экологическом лагере | |
4 | Круглый стол. Результаты работы клуба. | |
5 | Подведение итогов работы учащихся. Награждение. | |
6 | Оформление и сдача отчета о проделанной работе, подготовка статьи о работе клуба в СМИ. | |
7 | Оформление и сдача отчета о проделанной работе. |
Члены кружка:
- Дармаев Буянто
- Ширапова Дудари
- Базарова Настя
- Черных Алина
- Шагдарова Женя
- Куликова Алина
- Байбородина Даша
- Минеева Настя
- Балдоржиева Дугарма
- Арабжаева Саша
- Праскова Лера
- Краскова Вика
- Ивакина Диана
- Козлова Лена
- Верхотурова Даша
- Дарижапов Легцог
- Цыбиков Бато
- Ширабон Долсон
- Цырендоржиев Абида
- Шоноева Намгар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...

рабочая программа Экологические основы природопользования 080501 Менеджмент (по отраслям) 2011
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...

рабочая программа Экологические основы природопользования 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014
Рабочая программа дисциплины Экологические основы природопользования...