Конспект мероприятия «Правовая игра с применением ИКТ».
план-конспект занятия (5, 6, 8 класс)
Цель:
Знакомство ребят с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovaya_igra.docx | 358.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Казенное общеобразовательное учреждение города Москвы
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30 имени К.А.Микаэльяна
Конспект
мероприятия
«Правовая игра с применением ИКТ».
Воспитатель Горбачева И. Н.
2017-2018 учебный год
«Правовая игра с применением ИКТ»
Цель:
Знакомство ребят с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Задачи:
- Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
- формировать систему правовых знаний;
- способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- развивать у ребят познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
- на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
- формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Место проведения: групповая комната.
Используемый материал:
- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки.
- Карточки, интерактивная презентация, видеоролик.
Для команд:
- чистые листы бумаги;
- ручки, карандаши;
- отдельные статьи Конвенции о правах ребенка;
- карточки с заданиями.
Актуальность мероприятия:
- В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.
- Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.
Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Ход мероприятия:
На доске
Памятка «Важные правила» (слайд 2)
1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
Организационный момент. (2 мин.)
Ведущий: Тема нашего занятия «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?
Объяснение нового материала с использованием ответов на вопросы. (10 мин.)
Ведущий: Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность». (слайд 3)
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.
Ведущий: Что такое, например, право на жизнь?
(Ответы ребят)
Ведущий: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.
Ведущий: Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права. (слайд 4)
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
Ведущий: Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?
(Ответы ребят)
Ведущий: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Закрепление пройденного материала. (22 мин.)
Ведущий:С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
1 задание. Составление таблицы (слайд 5)
Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека.
Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) | |
1 | Ночью спал | |
2 | Завтракал, обедал | |
3 | Смотрел телевизор | |
4 | Сходил в школу | |
5 | Лечил зубы | |
6 | Право на всестороннее развитие | |
7 | право на отдых и досуг | |
8 | право на справедливое вознаграждение | |
9 | право на свободу мирных собраний | |
10 | право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
Ответы детей.
Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) | |
1 | Ночью спал | Право на отдых и здоровье |
2 | Завтракал, обедал | Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье |
3 | Смотрел телевизор | Право на доступ к информации и СМИ |
4 | Сходил в школу | Право на образование |
5 | Лечил зубы | Право на медицинскую помощь. |
6 | Посещал кружки и секции | Право на всестороннее развитие |
7 | Играл в компьютер | право на отдых и досуг |
8 | Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку | право на справедливое вознаграждение |
9 | Встречался с друзьями | право на свободу мирных собраний |
10 | отвечал на уроке. Защищал свое мнение. | право на свободу убеждений и на их свободное выражение |
Ведущий: Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.
Вниманию ребят предлагаются различные ситуации. Совместное обсуждение и правильный ответ.
Ситуация 1. (слайд 6)
На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?
Правильный ответ:
Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.
Ситуация 2. (слайд 7)
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Правильный ответ:
Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.
Ситуация 3. (слайд 8)
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.
Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ:
Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 4. (слайд 9)
Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.
Вопрос: Почему были не правы мальчики?
Правильный ответ:
Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.
Ситуация 5. (слайд 10)
Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.
Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Даниле?
Правильный ответ:
Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.
Ситуация 6. (слайд 11)
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос. Будут ли ребята наказаны?
Правильный ответ:
Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
Ситуация 7. (слайд 13)
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.
Вопрос. Какие обязанности они нарушили?
Правильный ответ:
Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Ситуация 8. (слайд 14)
В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.
Вопрос. Нарушается ли право на получение информации?
Правильный ответ:
НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью
ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» (слайд 12)
Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.
Ж | И | О | Б | Р | О | В | А |
И | З | Н | Ь | А | З | З | Н |
Н | Д | И | У | Ж | Е | А | И |
Х | И | М | В | А | Н | Б | Е |
Ы | В | Я | С | У | И | О | Т |
Д | И | Д | О | Г | Е | Х | У |
Т | Д | Л | Ь | С | Т | Ы | О |
О | У | А | Н | О | Ь | Д | Т |
Ж | И | О | Б | Р | О | В | А |
И | З | Н | Ь | А | З | З | Н |
Н | Д | И | У | Ж | Е | А | И |
Х | И | М | В | А | Н | Б | Е |
Ы | В | Я | С | У | И | О | Т |
Д | И | Д | О | Г | Е | Х | У |
Т | Д | Л | Ь | С | Т | Ы | О |
О | У | А | Н | О | Ь | Д | Т |
Правильный ответ:
- Жизнь
- Образование
- Отдых
- досуг
- индивидуальность
- уважение
- имя
- Заботу
Просмотр и обсуждение видеоролика о реализации прав и обязанностей в нашей жизни. (6мин.)
Игра. Я уважаю твое право…
Ведущий: Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):
«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
Подведение итогов. (5 мин.)
Ведущий:А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.
(раздать памятку «Важные правили»)
Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!
Литература:
- Гражданское самосознание основа мировоззрения личности методическое пособие P.M. Рогова [и др.]. М., 2000.
- Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.
- Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.
- Конституция РФ.
- Семейный и Гражданский кодексы.
- Конвенция о правах ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые элементы и дидактические игры с применением ИКТ на уроках математики в 5-6 классах для учащихся с ДЦП
Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий органическим кдинством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей....
Урок английского языка по теме: "Олимпийские игры" с применением ИКТ технологий
с применением ИКТ технологий...
Игры с применением компьютера как способ организации внеурочной деятельности школьников
Представлен опыт организации и проведения игр по станциям с применением компьютера для учащихся начальной школы...
Внеклассное мероприятие “Правовая игра с применением ИКТ”
Знакомство с правами , закреплёнными в Конституции РФ, является важной частью воспитания детей. Но важно, чтобы эта работа проходила в игровой, интересной для учеников форме....
«Игры с применением развивающей системы Мари Монтессори»
Консультация для родителей«Игры с применением развивающей системы Мари Монтессори»...