проект "Весна души"
проект (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32им. С.А. Лавочкина» гор. Смоленска
3394
ПРОЕКТ
«ВЕСНА ДУШИ»
(для детей от 7-17лет, срок реализации 2 года)
Авторы:
директор школы Мандрикова С.С.
заместитель директора Аникина И.В.
заместитель директора Якубович Т.В.
Смоленск
2019г.
Содержание
- Краткая аннотация проекта …………………………………………...2стр.
- Актуализация проекта………………………………………………….3стр.
- Цели и задачи проекта………………………………………………….3стр.
- Основные риски и пути их преодоления……………………………....4стр.
- Планируемые результаты. Критерии успешности проекта…………..5стр.
- Целевая аудитория. Сроки реализации проекта………………………5стр.
- Форма и принципы реализации проекта……………………………….6стр.
- Основные этапы реализации проекта…………………………………..6стр.
- Календарно-тематическое планирование………………………………8стр.
- Образовательные и интернет ресурсы………………………………8-9стр.
- Приложение…………………………………………………………….10стр.
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков, юношества от одной из самых больших бед
– пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…»
В.А. Сухомлинский
- Краткая аннотация проекта
В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Обеспечение духовной безопасности страны тесно связано с защитой культурного, духовно – нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, в том числе в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития человека.
Роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формирование духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки.
Проект «ВЕСНА ДУШИ» представляет собой социально значимую систему форм, методов и приемов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Основным ключом для использования всех методов и приемов проекта программе по духовно-нравственному воспитанию является деятельностно-интегративный подход, позволяющий организовать воспитание обучающихся в рамках «проживания» - в реализуемых мероприятиях. На основе Православного календаря разработан план мероприятий направленный на формирования ценностного отношения к православным традициям, формирование гражданской позиции, патриотической и семейной ориентации. Реализация проекта осуществляется в рамках социально-партнерских отношений с максимальным использованием педагогического потенциала социального окружения: семьи учащихся, учреждений дополнительного образования, школ Республики Беларусь, при тесном сотрудничестве с представителями Православной церкви. В рамках проекта мероприятия интегрируют урочную и внеурочную деятельность в единый творческий процесс, консолидирующий усилия всех участников образовательного процесса в направлении формирования духовно-нравственных ценностей. Практическим выходом проекта стало оформления календаря «Добрых дел школы».
2. Актуализация проекта
Будущее России как суверенного центра силы современного мира связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но и с воспитанием Человека в человеке, формированием духовности, нравственности на основе исторически сложившейся российской ментальности, традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей. Реализация проекта приобщает школьников к духовно-нравственным ценностям российской культуры, формирует гражданскую позицию, создает условия для самопознания и самовоспитания.
3. Цель и задачи проекта «ВЕСНА ДУШИ»
Цель: возрождение традиционной российской культуры, духовности, нравственности и повышение интереса обучающихся к русской национальной Православной культуре, истории России, расширение кругозора, воспитание в духе гражданственности и патриотизма.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
- Понимание всеми участниками интеграционного процесса значимости проектируемой деятельности.
- Сохранить традиционность проводимых событий.
- Использовать все ресурсы интеграционного пространства для реализации образовательной, развивающей и воспитательной деятельности
- Расширить рамки сотрудничества с Православной церковью
4. Основные риски и пути их преодоления.
Риски и ограничения в реализации проекта: недостаточная компетентность родителей по духовно-нравственных воспитанию, низкий уровень активности родителей для участия в совместных мероприятиях со школой, недостаточный уровень мотивации обучающихся для участия в общественных мероприятиях
Пути преодоления имеющихся ограничений:
- диагностика родительского мнения по духовно-нравственных воспитанию,
- проведение тематических родительских собраний
- совместное планирование проведения различных мероприятий в рамках реализации проекта
- совместное планирование мероприятий с обучающимися для повышения мотивации сотрудничества
- награждение активных участников реализации проекта
5. Планируемые результаты. Критерии успешности проекта.
Планируемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
В результате проекта ожидается:
- сформированность духовно-нравственных качеств личности обучающихся на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей
- консолидация школы, семьи, общественности и представителей Православной церкви в духовно-нравственном воспитании детей.
- Использовать все ресурсы интеграционного пространства для реализации образовательной, развивающей и воспитательной деятельности.
- создание «КЛЕНДАРЯ ДОБРЫХ ДЕЛ»
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации проекта проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников проекта.
Оценка эффективности реализации проекта
Система объективных критериев оценки результативности | ||
Основные направления оценки | Сформированность знаний, нравственно-духовные и количественные параметры | Формы оценки |
Сформированность гражданских навыков | - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; - готовность к участию в общественных делах; - символика Российской Федерации; - готовность к образованию. | Контрольные тесты, анкетирование |
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: | - патриотизм и любовь к Родине; - национальное самосознание; | Контрольные тесты, анкетирование (Т.Н. Гущина) |
Количественные параметры | - включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; - качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); - отсутствие детей с девиантным поведением; - участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; – культурных и социальных практик | Контрольные тесты анкетирование, аналитическое наблюдение |
6. Целевая аудитория.
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на 2 года и ориентирован на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения при тесном сотрудничестве государственных и негосударственных учреждений и Православной церквью. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
7. Идея, форма, принципы и механизм реализации проекта
Главная идея проекта: как весной расцветает природа, так и души детей раскроются для добрых дел и поступков на основе традиций Православной веры.
Форма организации работы в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы во внеурочное время.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Реализация проекта опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной, социальной и воспитательной среды.
8. Этапы реализации проекта
I этап: проектный
Цель: подготовка условий для реализации проекта
Задачи: изучить нормативную базу, подзаконные акты; разработать и утвердить программу проекта; проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта; подобрать диагностические методики по основным направлениям реализации проекта.
II этап: практический
Цель: реализация проекта.
Задачи: отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; разработать методические рекомендации; расширять и укреплять связи и отношения с общеобразовательными учреждениями и культуры, с Православной церковью; проводить мониторинг реализации проекта.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи: обобщить результаты работы учреждения; провести коррекцию затруднений в реализации проекта; создать программу по духовно-нравственному воспитанию на три года; спланировать работу гражданско-патриотического воспитания на 2018-2020годы
Практический выход реализации проекта
Создание «КАЛЕНДАРЯ ДОБРЫХ ДЕЛ»
10. Схематический план проекта «ВЕСНА ДУШИ»
Календарно-тематический мероприятий проекта
№ п/п | Мероприятие | Сроки (дата, месяц, год) | Содержание мероприятий | |
I этап – проектный | ||||
1 | Открытый методический совет в форме круглого стола | 15.01.2018 | «Организация условий реализации проекта» | |
2 | Входящая диагностика личностных компетенций – | 18.01.2018 (Приложение 1) | «Личностный рост школьника» «Духовные ценности» (Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В.) | |
3 | Педагогический совет | 19.01.2018 | «Формирования социокультурного пространства, как динамической системы духовно-нравственного воспитания обучающихся» | |
II этап – практический | ||||
4 | Тематические родительские собрания, классные часы, индивидуальные консультации с родителями | 22-23 01.2018 | привлечение социальных партнеров в практическую деятельность проекта, представителей Православной церкви | |
5 | Цикл мероприятий «Дорога к Дому» | 26.01.2018 (Приложение 2) | Классные часы «Рождество Христово» Открытый круглый стол «Дорога к дому» с участием отца Георгия Конкурс «Традиции моей семьи» | |
7 | Конкурс « Символ Пасхи» | 10.04.2018 (Приложение 4) | Оформление «Пасхальных яиц» - Акция «Подари радость ближнему» | |
6 | «ДЕНЬ МАТЕРИ» | 11.11.2018 (Приложение 4) | Концерт, выставка фото-эссе | |
7 | «Рождественские встречи» | 25.01.2019 | Международный фестиваль с участием средней школы № 13 г. Орши РБ, отца Сергия | |
8 | «Прощеное Воскресенье» | 9-10.03.2019 | Классные часы «Прощеное Воскресение» Благотворительная Акция на Соборном Дворе | |
9 | «День православной книги» | 14.03.2019 (Приложение 4) | Классные часы, выставка | |
II этап – заключительный | ||||
10 | Итоговая диагностика | 21.03.2019 Приложение 2 | Мониторинг нравственных ценностей старшеклассников | |
11 | Открытый круглый стол | 26.03.2019 | Подведение итогов проекта |
Заключение
Проект «ВЕСНА ДУШИ» смог раскрыть самые лучшие качества детей, такие как сострадание, милосердие, любовь к ближнему. Все участники проекта получили уроки дарить радость своим близким и друзьям, что способствовало духовно-нравственному развитию обучающихся. Как весной расцветает природа, так и души детей раскрывались для добрых дел и поступков на основе традиций Православной веры.
11. Образовательные и интернет ресурсы
Используемая литература:
1. Воспитательная работа. Система гражданского образования школьников. 2. Воспитание гражданской активности. Методическое пособие. Москва, Глобус, 2006г.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Закон об образовании. Москва, Просвещение, 2011г.
6. Конвенция о правах ребёнка. Москва, Просвещение, 2010г.
Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Москва, ЮНВЕС, 2012г.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – URL:http://standart.edu.ru
8. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
Интернет ресурсы
Название сайта | Электронный адрес |
Русский образовательный портал | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
Приложение № 1
Анкета «Духовные ценности» для учащихся 7-9 классов.
(П.В.Степанов. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003).
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет.
- Глупо рисковать ради другого человека. Да, нет.
- Я допускаю, что могу ошибиться в жизненном выборе. Да, нет.
- Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей. Да, нет.
- Для меня важно найти смысл собственной жизни. Да, нет.
- Приходилось ли выбирать вам: принести пользу себе, но сделать больно другим людям (одноклассникам, родителям, друзьям), ради достижения положительного результата. Да, нет.
- Приходилось ли вам жертвовать своими интересами ради других людей. Да, нет.
Приложение № 2
Мониторинг нравственных ценностей старшеклассников
Задание. Расположите в порядке снижения важности перечисленные проблемы
1. Взаимоотношения в семье
|
Выразите своё отношение к гуманистическим ценностям
|
Чему жизненно важному учит вас школа?
|
Приложение №3
Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся
Данная анкета разработана Н. Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ — 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
2. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но неучебные ситуации.
4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии.
АНКЕТА
1. Тебе нравится в школе?
а) да
б) не очень
в) нет
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) иду с радостью
б) бывает по-разному
в) чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школе не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
а) пошел бы в школу
б) не знаю
в) остался бы дома
4. Тебе нравится, когда вам отменяют какие- то уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы
б) не знаю
в) хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
7. Ты часто рассказывает о школе своим родителям и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) точно не знаю
в) хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) много
б) мало
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Анкета для родителей
«Уважаемые родители! Приглашаем вас принять участие в обсуждении проблем обучения, воспитания и развития вашего ребёнка в школе. Нас очень интересует ваше мнение по этим проблемам, поэтому просим ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать. Заранее благодарим вас за участие в анкетировании.
1. Нравится ли вам школа, в которой учится ваш ребёнок (подчеркните)
- да
-больше да, чем нет
- трудно сказать
- больше нет, чем да
-нет.
2. Как относятся жители вашего села к школе? Подчеркните один из предложенных ответов:
- очень хорошо
-хорошо
- удовлетворительно
- плохо
- очень плохо
- безразлично
3. Как относятся жители вашего села к учителям школы (подчеркните)?
- очень хорошо
-хорошо
- удовлетворительно
- плохо
- очень плохо
- безразлично
4. С каким настроением приходит Ваш ребёнок из школы ( подчеркните)
- весёлый и жизнерадостный
- уставший, но удовлетворённый
- раздражительный, расстроенный, неудовлетворённый
5. Как вы думаете, учитывают ли в школе индивидуальные особенности вашего ребёнка (подчеркните)?
- учитывают
- в основном учитывают
- и да, и нет (трудно сказать)
- мало учитывают
- не учитывают
6. Что больше всего вы цените в школе, в которой учится ваш ребёнок (напишите)? __________________________________________________________________________
7. Что не нравится вам в школе (напишите)? ________________________________
8. Какие пожелания ребёнка и других членов вашей семьи не осуществляются в школе (напишите)? ________________________________________________________
9. Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка по окончании школы? Какими качествами должен обладать он, как выпускник школы (напишите) ___________ __________________________________________________________________________
10. Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в школе, чтобы ваш ребёнок обладал названными качествами (напишите)? __________________________________
__________________________________________________________________
Приложение №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")
Урок - мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого...