Проблемы организации проектной деятельности в школе
статья
В статье освещаются проблемы организации проектной деятельности в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_organizatsii_proektnoy_deyatelnosti_v_shkole.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы организации проектной деятельности в школе
В практику учителей нашей школы метод проектов вошел давно, он выступает и как технология, и как элемент содержания образования. Но, несмотря на то, что педагоги все чаще обращались к проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности, многие из них отмечали, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна.
По наблюдениям руководителей проектных и исследовательских работ многие учащиеся не умели самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать свою деятельности и формулировать цели. Несмотря на постоянное погружение в информационную среду и умение успешно искать информацию, школьники испытывали проблемы с ее анализом, предоставлением результатов исследования, осуществлением рефлексии. Одной из причин данных проблем было то, что не все школьники были обучены проектной и исследовательской деятельности. В большинстве случаев они пользовались предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности. В то же время федеральный государственный стандарт основного общего образования при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования требует учитывать сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Достижение метапредметных результатов и выполнение требований, предъявляемых к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности невозможно без целенаправленной работы всего педагогического коллектива. Начиная с начальных классов, дети нашей школы посещают курс "Мой проект", «Я – исследователь», где знакомятся с основами работы в коллективе и методикой проведения исследования. Результаты работы представляются как выполнение индивидуальных творческих заданий на уроках, через участие в школьных и региональных конференциях. Курс позволяет учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний, понять универсальность ряда учебных действий, способствует развитию регулятивных и коммуникативных характеристик школьника. Результатом является обязательная защита проектов в рамках промежуточной аттестации в 5-11 классах.
Необходимо: 1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. ( сталкиваемся с проблемой не желание учащихся мыслить самостоятельно) Размышлять , опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. ( проблема не в знаниях, а не в умении их связать!) Принимать самостоятельные аргументированные решения. ( не умение учащимся сформулировать аргументы) Научить работать в команде , выполняя разные социальные роли. ( проблема разобщённости в классе)
2. Рассмотрим учебный проект с точки зрения учителя и учащегося. Учебный проект с точки зрения учащегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя -это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Учитель очень часто сталкивается с отсутствием или недостаточным уровнем развития информационных умений у учеников. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор.
Несмотря на популярность и достоинства этого метода, его реализация вызывает затруднения в практической деятельности учителя из-за недостаточно разработанной и систематизированной методической базы.
Из-за того, что работа над проектом обширна и кропотлива, она занимает много времени и у учителя, и у детей. Возникает проблема перегрузки учащихся, возрастает нагрузка на учителя.
Проекты не должны быть длительны, школьники работу начинают с интересом и желанием. Но сталкиваясь с трудностями, а это, например, большой объём информации, которую нужно найти, изучить, проанализировать, систематизировать, возможно, провести исследование, могут потерять интерес и бросить работу над проектом. Тогда учителю приходится использовать различные приемы, даже превратиться в ментора, который диктует свое мнение, что, безусловно, нельзя допускать.
Или он вынужден взвалить на себя основную часть работы, оставив детям лишь самый минимум.
Детям не всегда хватает умений и навыков работы с компьютером. И опять учитель берет на себя эту функцию. Поэтому, к сожалению, неудивительно игнорирование данного метода некоторыми педагогами.
Следующим этапом должно стать выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта. Осложняет ситуацию доступность любых сведений в Интернете. Очевидно, что подобные задания приводят не к формированию новых компетенций, а к накоплению знаний, которые не способствуют развитию личности школьника, не делают его учебную деятельность более осмысленной. Проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу учащихся.
Итак, нами отмечены следующие проблемы и трудности в организации проектной деятельности школьников:
1) недостаточное количество методической и учебной литературы для учителя и учащегося;
2) необходимость обеспечения единства проектной деятельности и системы обучения в школе;
3) корректное использование источников информации;
4) необходимость обучения школьников пониманию прочитанного;
5) соблюдение требований к выбору темы проектного задания.
Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)
Анкета
- Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
- Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
- По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
- Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
- Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
- Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
- Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
- Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
- Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
- Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
- Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности в школе; творческие проектные мастерские
Творческие проектные мастерские...
Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии
Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...
Организация проектной деятельности в школе по естественно-математическому направлению.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способнос...
Организация проектной деятельности в школе
Творческие проектные мастерские...
Организация проектной деятельности в школе
Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Автор статьи рассматривает проектную деятельность в школе как один из путей развития творческой активности, формирования интереса к исследо...
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...