Организация проектной деятельности в школе.
материал на тему
Предварительный просмотр:
на обучающем семинаре директора мишиной т.в. по теме
«Организация проектной деятельности в школе»
Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников еще не дают право говорить, что в школе внедрено проектное обучение.
Для того чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:
– использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.;
– обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);
– необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;
– должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);
– работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.
В н а ч а л ь н о й ш к о л е (1–4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
В о с н о в н о й ш к о л е (5–9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов н а с т а р ш е й с т у п е н и о б р а з о-
в а н и я (10–11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Работа над проектами проводится поэтапно.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, – поиск способов разрешения проблемы – решение.
Этапы работы над проектом можно представить в виде с х е м ы.
Этапы работы над проектом
1. ПОИСКОВЫЙ | |
– моделирование идеальной (желаемой) ситуации; – анализ имеющейся информации; – определение и анализ проблемы; | – анализ имеющейся информации; – определение потребности – сбор и изучение информации |
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ | |
– постановка цели проекта; – определение задач проекта; – определение способа разрешения проблемы; – анализ рисков; – составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; | – анализ ресурсов; – планирование продукта; – анализ имеющейся информации; – определение потребности – сбор и изучение информации |
3. Практический | |
– выполнение плана работ; | – текущий контроль |
4.ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ | |
– предварительная оценка продукта; – планирование презентации и подготовка презентационных материалов; | – презентация продукта |
5. КОНТРОЛЬНЫЙ | |
– анализ результатов выполнения проекта; | – оценка продукта; – оценка продвижения |
Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Такой программой может быть программа «Я и проекты», представленная в настоящем пособии.
В программе должны быть обозначены функциональные обязанности участников проектной деятельности, которые находятся во взаимодействии, предложены формы работы с педагогами, обучающимися и родителями; рассмотрены оптимальные условия для обеспечения проектной деятельности; указаны прогнозируемые результаты по реализации программы. А также должен быть приведен план мероприятий по ее реализации.
Общешкольная проектная деятельность включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе:
– составляется общешкольный план работы над проектами;
– определяется общешкольная тема, объединяющая темы проектов. Так, например, общешкольными темами могут быть: «Гармония», «Познание. Польза. Помощь», «Современный мир», «Развитие», «Наука и искусство», «Я выбираю»;
– организуется обучение педагогов и учащихся в рамках проектной деятельности;
– проводится общение с учителями и учащимися, уже имеющими опыт данной работы.
На основном этапе:
– организуется выполнение проектов;
– освещается ход работы над проектами в школьной газете;
– проводится «Неделя проектов», на которой учащиеся защищают свои проекты на уровне класса. Мы применяем коллективную экспертную оценку проектов, которая включает самооценку учащихся, оценку педагогов, оценку одноклассников, членов НОУ;
– организуются рефлексия и самоанализ деятельности.
На заключительном этапе:
– лучшие проекты рекомендуются для общешкольной презентации на «Фестиваль проектов»;
– каждому проекту присваивается номинация, участники награждаются;
– в конце года подводятся итоги, обобщаются материалы, анализируются результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности в школе; творческие проектные мастерские
Творческие проектные мастерские...
Организация проектной деятельности в школе на уроках технологии
Работа освещает основные аспекты проектной деятельности в школе. Я предлагаю свою методику работы над проектом на уроке, включающую в работу весь класс. Применимо в работе на уроке начиная с 6 класса,...
Организация проектной деятельности в школе по естественно-математическому направлению.
В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способнос...
Организация проектной деятельности в школе
Творческие проектные мастерские...
Организация проектной деятельности в школе
Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Автор статьи рассматривает проектную деятельность в школе как один из путей развития творческой активности, формирования интереса к исследо...
Индивидуальный план работы при организации проектной деятельности в школе
Индивидуальный учебно-тематический план работы необходим для систематической организации проектной деятельности школьников....
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...