Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)
методическая разработка (6 класс)
Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельность
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по родному русскому языку “ Как слово наше отзовётся ” разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами образовательной программы ФГОС МБОУ лицея №9 г. Сальска, примерной программы по внеурочной деятельности.
Слово - самая могущественная сила на земле. Как правильно использовать этот дар ? Как привить интерес к познавательной деятельности, развить любознательность и желание речевого самосовершенствования? Это важная и необходимая задача, которая волнует каждого учителя русского языка и литературы Задача трудная, но интересная. Преподаватель должен понимать, что с введением образовательных стандартов нового поколения изменились требования к процессу обучения, к учащимся. Сегодня выпускник должен быть мотивирован на непрерывное образование и самообразование, на творчество, социальную активность. Ему необходимо свободно владеть устной и письменной речью, чтобы добиться в жизни успеха, чтобы через общение, грамотное письмо мог ясно выражать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_r._ya._petrovskoy_e._a._salsk.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
"Как слово наше отзовётся".
( 5–8 классы)
Составитель:
Петровская Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №9 г. Сальска
Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельность
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по родному русскому языку “ Как слово наше отзовётся ” разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами образовательной программы ФГОС МБОУ лицея №9 г. Сальска, примерной программы по внеурочной деятельности.
Слово - самая могущественная сила на земле. Как правильно использовать этот дар ? Как привить интерес к познавательной деятельности, развить любознательность и желание речевого самосовершенствования? Это важная и необходимая задача, которая волнует каждого учителя русского языка и литературы Задача трудная, но интересная. Преподаватель должен понимать, что с введением образовательных стандартов нового поколения изменились требования к процессу обучения, к учащимся. Сегодня выпускник должен быть мотивирован на непрерывное образование и самообразование, на творчество, социальную активность. Ему необходимо свободно владеть устной и письменной речью, чтобы добиться в жизни успеха, чтобы через общение, грамотное письмо мог ясно выражать свои мысли.
Обоснование актуальности и новизны программы
Актуальность выбора программы внеурочной деятельности “ Как слово наше отзовётся ” диктуется потребностями жизни, потому что даёт возможность закреплять знания и навыки, полученные обучающими на урочной деятельности, и одновременно вовлекать учащихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, участвовать в многочисленных конкурсах по предмету, ориентированных на творческую самореализацию и социализацию. И новизна программы касается практики, ведь интересно наблюдать, какие изменения происходят в учащихся в ходе творческой деятельности, как растёт творческая личность , как меняются их способности, как ученик идёт по лестнице успеха Программа позволяет школьникам увидеть неисчерпаемый мир слова, что важно для формирования истинных познавательных интересов, помогает готовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие инициативы, задумываться о богатстве родного русского языка
Общая характеристика программы
Программа развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение работать с текстом находить и извлекать информацию из различных источников), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Цель и задачи программы
Цель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и социализации обучающихс
Задачи:
Обучающие:
- развитие и формирование языковой личности;
- развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;
- формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности;
- расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);
- развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
Воспитывающие:
- воспитание любви и уважения к родному языку;
- формирование умения слушать и понимать текст;
- воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.
Развивающие:
- развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете;
- приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Особенности программы
В программе выделяются три смысловых части:
1) “Поговорим о слове”;
2) “Сплетённая из мыслей ткань (признаки текста)”;
3) “Я сочинитель ”.
Часть “Поговорим о слове ” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексикосемантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл. Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о маме ” (“...о космосе”, “...о детстве”, “о Родине...”, “...о жизни”, “...о человеке” ). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов Умение подобрать синонимы, антонимы, выбрать для выражения своей мысли более точные слова, соответствующие стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя прекрасный мир.
Часть “Сплетённая из мыслей ткань ( признаки текста) ” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, экфрасис, эссе, аннотация, Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане. Главное для учеников - понять, как в душах слово отзовётся. Это могут быть тексты об известных людях, описания картин, составление лингвистических сказок, рассказов, былей и т.д. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству.
Следующая часть программы “Я сочинитель ” способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно формирование мировоззрения ученика , отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы- успешное участие в конкурсных программах, связанных с демонстрацией творческого потенциала учащихся.Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию. Поиск личностных изменений, личностного творческого роста - ценность разработанной программы.
Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:
- принцип психологической комфортности;
- принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
- принцип вариативности;
- принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип творчества.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы организации занятий
- лекции, беседы, тренинги;
- экскурсии в библиотеку;
- игры-конкурсы, викторины, КВН;
- практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами ,лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.
Виды деятельности
- поисково-исследовательская;
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение.
Основные методы и технологии
- проектное обучение;
- саморазвитие личности;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии.
- Технология творческой мастерской
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Программа “ Как слово наше отзовётся ” для учащихся 5– 8 классов рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Приложение 1. Учебно-тематический план.
№ | Тема | Общее время | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. «Поговорим о нас» | 1ч | 0,5 | 0,5 |
I. Поговорим о слове 13ч. | ||||
2. | Роль слова в жизни человека | 2 | 1 | 1 |
3. | Словари - наши помощники | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | Откуда к нам пришли слова | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Праздник слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Что их роднит? «Чужие» слова | 2 | 1 | 1 |
7 | Многозначные слова и омонимия | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Слово и его синонимы, антонимы, паронимы | 1 | 0,5 | 0,5 |
9. | Что такое фразеологизм? | 2 | 1 | 1 |
10. | Роль слова в тексте | 2 | 1 | 1 |
II. “Сплетённая из мыслей ткань ( признаки текста) 7ч | ||||
11. | Что такое текст | 2 | 1 | 1 |
12. | Какие бывают типы речи? | 1 | 0,5 | 0,5 |
13. | Стили текста. Как их различить? | 2 | 1 | 1 |
14. | Языковые особенности разных стилей речи | 1 | 0,5 | 0,5 |
15. | Жанр текста 1)Жанры художественного и публицистического стиля | 1 | 0,5 | 0,5 |
III. Я сочинитель 12ч | ||||
16. | Модель создания речевого высказывания | 2 | 1 | 1 |
17. | Творческое изложение | 1 | 1 | |
18. | Обучение написанию сочинения-миниатюры | 1 | 0,5 | 0,5 |
19. | Сочинение-анализ поэтического текста | 1 | 0,5 | 0,5 |
20. | Сочинение-описание картины | 1 | 0,5 | 0,5 |
21. | Нетрадиционные жанры сочинений. 1)Письмо. Дневниковые записи 2)Экфрасис 3)Монофон 4)Рассказ 5)Эссе как жанр сочинения. Особенности построения, языка, стиля | 6 | 1 | 5 |
22. | Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» | 2 | 2 | |
Итого: | 35 часов |
Приложение 2. Содержание программы.
Вводное занятие. Слово о нас (1ч.)
О задачах курса и планах работы на учебный год.
Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
- Путь к слову (13 часов)
Тема 1. Роль слова в жизни человека (2ч.)
Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова. Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся.
Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Тема 2. Словари - наши помощники (1ч.)
Для чего нужны словари. Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник.
Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
Тема 3. Откуда к нам пришли слова (1ч.)
Этимология-наука о происхождении слов.( интересные примеры). Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями.
Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 4. Праздник слов (1ч.)
Произноси правильно. Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.
Практическая часть: Игра «Назови меня правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).
Тема 5. Что их роднит? «Чужие» слова (2ч.)
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни.
Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например: родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов». Игра «Кто здесь иностранец?».
Тема 6. Многозначность слова и омонимия (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.
Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.)
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»
Тема 8. Что такое фразеологизм(2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».
Практическая часть: фразеологический КВН.
Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.)
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.
Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект «Сочини сказку».
- Сплетённая из мыслей ткань ( признаки текста) (7ч )
Тема 10. Что такое текст(2ч.)
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя - смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы. Составь текст ».
Тема 11. Какие бывают типы речи?(1ч.)
Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении.
Тема 12. Стили текста. Какими они бывают?(2ч.)
Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их основные особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления.
Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.)
Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические формы (жанры).
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты.
Тема 14. Жанр текста (1ч.)
Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк; 3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник; 4) официально-делового - приказ, заявление, служебная записка.
Практическая часть: творческие задания
- Я сочинитель (12ч.)
Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.)
Постижение основ риторики. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.
Практическая часть: создание текста-послания для конкурса « Лицей, ты в сердце моём!». Конкурс юных ораторов
Тема 16. Творческое изложение (1ч.)
Сжатое изложение текстов публицистического характера.
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1ч.)
Сбор материала к сочинению, его систематизация
Практическая часть: написание сочинения – миниатюры на предложенные темы (например: «За окном –весна»).
Тема 18. Сочинение-анализ поэтического текста (1ч.)
Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворений (по выбору).
Тема 19. Сочинение- описание картины (1ч.)
Анализ содержания картины, составление плана описания, рассказ по картине.
Практическая часть: рецензия написанного текста ( работа в группах или в парах)
Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений (6ч.)
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе.
Практическая часть: письмо реальному адресату.
Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника).
Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.
Экфрасис как жанр. Структурные особенности жанра.
Практическая часть: написание сочинения-описания с элементами экфрасиса. .
Рассказ. Формирование представления о структуре рассказа.
Практическая часть:
Написание рассказа на заданную тему по наблюдениям за природой.
Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях.
Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом? Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»
Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»(2ч.)
Выступления учащихся – защита проектов.
Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».
Требования к планируемым результатам изучения программы
В наше время важную роль играют коммуникативные навыки, и будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация во многом зависят от стремления их приобрести. Программа внеурочной деятельности “ Как слово наше отзовётся ” направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его родному русскому языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
- формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
- проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
- извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | Решаемые проблемы | Понятие | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||
1 | 1 неделя сентября | Вводное занятие «Поговорим о нас» | Построение и реализация индивидуального маршрута. Как восполненить проблемные зоны в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности | Что такое словарный запас.. | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения диагностической работы Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами коммуникации | Формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Путь к слову – 13 часов | |||||||
2 | 2 неделя сентября | Роль слова в жизни человека. | Для чего надо уметь пользоваться словами. | Словарное богатство русского языка, лексическое значение слова. | Научиться извлекать необходимую информацию | Познавательные: определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммРегулятивные: осознавать самого себя как движущую силу обучения, Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ и историю. |
3 | 3 неделя сентября | Роль слова в жизни человека. | Как научиться извлекать необходимую информацию? | Словарное богатство русского языка, лексическое значение слова. | Научиться извлекать необходимую информацию | Познавательные: определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограмм Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения. Коммуникативные: формировать навыки проектной работы | Осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ и историю |
4 | 4 неделя сентября | Словари - наши помощники | Как пользоваться словарями? | Основные виды словарей, их назначение, структура. Строение словарной статьи.. | Научиться находить необходимую информацию | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы в ходе работы с различными видами словарей Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные : учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
5 | 1 неделя октября | Откуда к нам пришли слова | Откуда появились слова | Этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. | Научиться использовать знания о различных видах словарей. | Познавательные: извлекать нужную информацию из различных источников Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные: совершенствовать собственную речевую деятельность | Формирование умения оценивать себя на основе критериев успешности внеурочной деятельности |
6 | 2 неделя октября | Праздник слов | Орфоэпические словари и их роль | Нормы русского литературного произношения. | Научиться находить необходимую информацию в орфоэпических словарях. | Познавательные: ввести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор Регулятивные: овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему Коммуникативные: совершенствовать собственную речевую деятельность | Формирование умения оценивать себя на основе критериев успешности внеурочной деятельности |
7 | 3 неделя октября | Что их роднит? «Чужие» слова | Слова - « иностранцы». Причины их появления. | . Заимствованные слова. | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы со словарём иностранных слов. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего обучения; Коммуникативные: уметь грамотно задавать вопросы и чётко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию творческой деятельности. |
8 | 4 неделя октября | Что их роднит? «Чужие» слова | Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме? | Слова- пришельцы или. заимствованные слова. | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе работы со словарём иностранных слов. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: уметь грамотно задавать вопросы и чётко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию творческой деятельности. |
9 | 2 неделя ноября | Многозначные слова и омонимия | прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова; омонимы. | Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов. | Познавательные: извлекать нужную информацию из различных источников Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, Коммуникативные: формировать навыки проектной работы | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
10 | 3 неделя ноября | Слово и его синонимы, антонимы, паронимы. | лингвистические словари различного типа. | Синонимы, антонимы, паронимы. | Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Формирование желания осваивать новые виды деятельности; участие в творческом процессе. |
11 | 4 неделя ноября | Что такое фразеологизм? | Как научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы? | Фразеология,фразеологизмы, свободные сочетания слов, «крылатые выражения» | Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности. |
12 | 5 неделя ноября | Что такое фразеологизм? | Как научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы? | Фразеология, фразеологизмы, свободные сочетания слов, синонимы-фразеологизмы, «крылатые выражения» | Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности. |
13 | 1 неделя декабря | Роль слова в тексте | Как научиться применять правила коллективного решения творческой задачи? | Живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов. | Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи | Формирование знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России. |
14 | 2 неделя декабря | Роль слова в тексте. | Как научиться применять правила коллективного решения творческой задачи? | Живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов. | Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Формирование знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России. |
Сплетённая из мысли ткань – 7 часов | |||||||
15 | 3 неделя декабря | Что такое текст | Как научиться применять правила коллективного решения творческой задачи? | Тема, основная мысль, авторская позиция, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. | Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. | Познавательные: анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные: эффективно сотрудничать в парах, группах с учётом конкретных задач. | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста. |
16 | 4 неделя декабря | Что такое текст | Средства связи предложений в тексте | Способы связи. Средства связи. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы) | Научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте | Познавательные: анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: эффективно сотрудничать в парах, группах с учётом конкретных задач. | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста. |
17 | 2 неделя января | Какие бывают типы речи. | Как научиться определять типы текста? | Повествование, описание, рассуждение. | Научиться определять типы текста. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: выявлять и осознавать особенности разных типов текстов Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста. |
18 | 3 неделя января | Стили текста. Как их различить? | Особенности функциональных стилей речи | Стилистика. Стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный. | Научиться выявлять особенности функциональных стилей речи, производить стилистический анализ текста. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе стилистического анализа текста Регулятивные: выявлять и осознавать особенности функциональных стилей речи Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме. | Формирование нравственно-этических ценностей. |
19 | 4 неделя января | Стили текста. Основные черты. | Как научиться выявлять особенности функциональных стилей речи? | Речевая ситуация. Стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный. | Научиться выявлять особенности функциональных стилей речи, производить стилистический анализ текста. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе стилистического анализа текста Регулятивные: выявлять и осознавать особенности функциональных стилей речи Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме. | Формирование нравственно-этических ценностей. |
20 | 1 неделя февраля | Языковые особенности разных стилей речи. | Как научиться определять языковые особенности разных стилей речи? | Языковые особенности, ведущие стилевые черты, специфические формы. | Научиться определять языковые особенности разных стилей речи. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности; Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных высказываний своих чувств, мыслей, побуждений. | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста. |
21 | 2 неделя февраля | Жанры стилей речи. | Как научиться создавать творческую работу в определённом жанре? | Жанр. | Научиться давать характеристику жанрам стилей речи. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала. |
От готового текста – к собственному тексту – 12 часов | |||||||
22 | 3 неделя февраля | Как создать речевое высказывание | Как научиться отбирать материал для создания речевого высказывания? | Литературная речь. Риторика, риторические жанры приветственное, поздравительное слово (послания). | Научиться отбирать материал для создания речевого высказывания. | Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы. | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения задания. |
23 | 4 неделя февраля | Модель создания речевого высказывания Конкурс юных ораторов | Как научиться выступать перед аудиторией? | Риторика. Ораторское мастерство. | Научиться выступать перед аудиторией | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. | Формирование навыков создания собственного текста |
24 | 1 неделя марта | Творческое изложение | Как написать творческую работу? | Виды творческих изложений | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над разными видами изложений; Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового. |
25 | 2 неделя марта | Обучение написанию сочинения-миниатюры. | Как научиться писать сочинение-миниатюру? | Сочинение-миниатюра | Научиться писать сочинение-миниатюру. | Познавательные: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе конструирования ответа Регулятивные: осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать языковые средства для отображения в форме устных и письменных высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира | Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению. |
26 | 3 неделя марта | Сочинение-анализ поэтического текста. | План анализа поэтического текста | Жанры поэтического текста (баллада, ода, послание и др.) | Научиться исследовать поэтический текст. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование навыков исследования поэтического текста. |
27 | 4 неделя марта | Сочинение-описание картины | Примерный план написания сочинения-описания картины | Завязка, кульминация, развязка | Научиться анализировать эпизоды из текста. | Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами | Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению. |
28 | 1 неделя апреля | Нетрадиционные жанры сочинений | Как научиться писать сочинения нетрадиционных жанров? | Письмо. Дневниковые записи. Отзыв. Аннотация. Эссе | Научиться писать сочинения нетрадиционных жанров | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания отзыва Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность Коммуникативные: с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе. |
29 | 2 неделя апреля | Письмо-эпистолярный жанр | Как писать письмо? | Эпистолярный жанр. Адресат, адресант. | Научиться писать письмо | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы в ходе написания письма. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего обучения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность Коммуникативные: с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности |
30 | 3 неделя апреля | Дневниковые записи | Дневниковая запись. Что это такое? | Типы дневников: дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник. | Научиться составлять дневниковые записи | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания дневника Регулятивные: проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе. |
31 | 4 неделя апреля | Экфрасис | Происхождение слова . Как писать сочинение с элементами экфрасиса? | Экфрасис. | Научиться составлять и использовать алгоритм написания сочинения- описания картины с элементами экфрасиса. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения по картине. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность Коммуникативные: с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе. |
32 | 1 неделя мая | Рассказ | Как писать рассказ на заданную тему? | Проникновение в тему, способы выражения основной идеи. Постановка проблемы. | Научиться писать небольшие рассказы по наблюдениям за природой. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания аннотации. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность Коммуникативные: с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
33 | 2 неделя мая | Эссе. | Как научиться писать эссе? | Эссе, впечатление, ассоциации, раздумья, свободная композиция. | Научиться составлять и использовать алгоритм написания творческой работы. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания эссе. Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность Коммуникативные: с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению. |
34 | 3 неделя мая | Выступление с проектами «Как наше слово отзовётся» | Как научиться самостоятельно или в группе выполнять проект? | Структура проекта | Научиться выполнять индивидуальный проект. | Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: взаимодействовать с окружающими людьми в процессе подготовки ,обсуждения | Формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации. |
35 | 4 неделя мая | Итоговое занятие «Презентация своих работ» | Как обсуждать и рецензировать работы друг друга? | Приёмы рецензий | Научиться выполнять рецензию. | Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера Регулятивные: осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Коммуникативные: владеть национально-культурными нормами речевого поведения | Формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации. |
Приложение 4. Список литературы.
- Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва-1963
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
- Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
- Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
- Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
- Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
- Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.
Словари русского языка:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
- Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
- Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
- Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
- Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
- Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
- Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448с.
- Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.
- Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.
- Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовате...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся 5 или 6 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.
Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....
Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово"
Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочно...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Сила слова"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 7 класса, УМК Разумовской М.М....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)
Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по родному русскому языку “ К...