Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)
методическая разработка (6 класс)

Петровская Елена Алексеевна

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельность

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ Как слово наше отзовётся ” разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами образовательной программы ФГОС МБОУ лицея №9 г. Сальска,  примерной программы по внеурочной деятельности.

      Слово - самая могущественная сила на земле. Как правильно использовать этот  дар ? Как   привить интерес к познавательной деятельности, развить любознательность и желание речевого самосовершенствования?  Это  важная и необходимая задача,  которая  волнует каждого учителя русского языка и литературы Задача трудная, но  интересная. Преподаватель должен понимать, что  с введением образовательных стандартов нового поколения изменились требования к процессу обучения, к учащимся. Сегодня выпускник   должен быть мотивирован на непрерывное образование и самообразование, на творчество, социальную активность.  Ему необходимо свободно владеть устной и письменной речью, чтобы добиться в жизни успеха, чтобы через общение, грамотное письмо  мог ясно выражать свои мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку

"Как слово наше отзовётся".

( 5–8 классы)

Составитель:

Петровская Елена Алексеевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №9 г. Сальска

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельность

Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ Как слово наше отзовётся ” разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами образовательной программы ФГОС МБОУ лицея №9 г. Сальска,  примерной программы по внеурочной деятельности.

      Слово - самая могущественная сила на земле. Как правильно использовать этот  дар ? Как   привить интерес к познавательной деятельности, развить любознательность и желание речевого самосовершенствования?  Это  важная и необходимая задача,  которая  волнует каждого учителя русского языка и литературы Задача трудная, но  интересная. Преподаватель должен понимать, что  с введением образовательных стандартов нового поколения изменились требования к процессу обучения, к учащимся. Сегодня выпускник   должен быть мотивирован на непрерывное образование и самообразование, на творчество, социальную активность.  Ему необходимо свободно владеть устной и письменной речью, чтобы добиться в жизни успеха, чтобы через общение, грамотное письмо  мог ясно выражать свои мысли.

 Обоснование актуальности и новизны программы

                 Актуальность выбора программы внеурочной деятельности “ Как слово наше отзовётся ” диктуется потребностями   жизни, потому что  даёт возможность закреплять знания и навыки, полученные обучающими на урочной деятельности, и одновременно вовлекать учащихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, участвовать  в многочисленных конкурсах  по предмету, ориентированных  на творческую самореализацию и социализацию. И новизна программы касается практики, ведь интересно наблюдать, какие изменения происходят в учащихся в ходе творческой деятельности, как растёт творческая личность , как меняются их способности, как ученик идёт по лестнице успеха Программа позволяет школьникам увидеть  неисчерпаемый мир слова, что важно для формирования истинных познавательных интересов, помогает готовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие инициативы, задумываться о богатстве родного  русского языка

Общая характеристика программы

Программа развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение работать с текстом находить и извлекать информацию из различных источников), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Цель и задачи программы

Цель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и социализации обучающихс

Задачи:

Обучающие:

  • развитие и формирование языковой личности;
  • развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;
  • формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
  • создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности;
  • расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);
  • развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

Воспитывающие:

  • воспитание любви и уважения к родному языку;
  • формирование умения слушать и понимать текст;
  • воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.

Развивающие:

  • развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете;
  • приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.

Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.

Особенности программы

В программе выделяются три смысловых части:

1) “Поговорим о слове”;

2) “Сплетённая из мыслей ткань  (признаки текста)”;

3) “Я   сочинитель ”.

         Часть  “Поговорим о слове  ” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексикосемантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.  Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о  маме ” (“...о космосе”, “...о детстве”, “о Родине...”, “...о жизни”, “...о человеке” ). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов Умение подобрать  синонимы, антонимы, выбрать  для выражения своей мысли более точные  слова, соответствующие  стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя прекрасный мир.

           Часть  “Сплетённая из мыслей ткань ( признаки текста) ” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, экфрасис, эссе, аннотация, Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане. Главное для учеников -  понять, как в душах слово отзовётся. Это могут быть тексты об известных людях, описания картин, составление  лингвистических сказок, рассказов, былей и т.д. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях;  пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству.

               Следующая часть  программы “Я сочинитель ” способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно формирование  мировоззрения ученика , отношения к жизни.

Результат всей проводимой работы-  успешное участие в конкурсных программах, связанных с демонстрацией творческого потенциала учащихся.Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию. Поиск личностных изменений, личностного творческого роста  - ценность разработанной программы.

Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:

  • принцип психологической комфортности;
  • принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
  • принцип вариативности;
  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип творчества.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы организации занятий

  • лекции, беседы, тренинги;
  • экскурсии в библиотеку;
  • игры-конкурсы, викторины, КВН;
  • практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными  текстами ,лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.

Виды деятельности

  • поисково-исследовательская;
  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение.

Основные методы и технологии

  • проектное обучение;
  • саморазвитие личности;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии.
  • Технология творческой мастерской

             Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

             Программа “ Как слово наше отзовётся ” для учащихся 5– 8  классов рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Приложение 1. Учебно-тематический план.

Тема

Общее время

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. «Поговорим о нас»

0,5

0,5

I. Поговорим о слове  13ч.

2.

Роль слова в жизни человека

2

1

1

3.

Словари - наши помощники

1

0,5

0,5

4.

Откуда к нам пришли слова

1

0,5

0,5

5.

Праздник слов

1

0,5

0,5

6.

Что их роднит? «Чужие» слова

2

1

1

7

Многозначные слова и омонимия

1

0,5

0,5

8.

Слово и его синонимы, антонимы, паронимы

1

0,5

0,5

9.

Что такое фразеологизм?

2

1

1

10.

Роль слова в тексте

2

1

1

II. Сплетённая из мыслей ткань ( признаки текста)

11.

Что такое текст

2

1

1

12.

Какие бывают типы речи?

1

0,5

0,5

13.

Стили текста. Как их различить?

2

1

1

14.

Языковые особенности разных стилей речи

1

0,5

0,5

15.

Жанр текста

1)Жанры художественного и публицистического стиля

1

0,5

0,5

III. Я сочинитель 12ч

16.

Модель создания речевого высказывания

2

1

1

17.

Творческое изложение

1

1

18.

Обучение написанию сочинения-миниатюры

1

0,5

0,5

19.

Сочинение-анализ поэтического текста

1

0,5

0,5

20.

Сочинение-описание картины

1

0,5

0,5

21.

Нетрадиционные жанры сочинений.

1)Письмо. Дневниковые записи

2)Экфрасис

3)Монофон

4)Рассказ

5)Эссе как жанр сочинения. Особенности построения, языка, стиля

6

1

5

22.

Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»

2

2

Итого:

35 часов

Приложение 2. Содержание программы.

Вводное занятие. Слово о нас (1ч.)

О задачах курса и планах работы на учебный год.

Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.

  1. Путь к слову  (13 часов)

Тема  1. Роль слова в жизни человека (2ч.)

Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова. Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся.

Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».

Тема 2. Словари - наши помощники (1ч.)

Для чего нужны словари. Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями  русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник.

 Практическая часть:  экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.

Тема 3. Откуда к нам пришли слова (1ч.)

Этимология-наука о происхождении слов.( интересные примеры). Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями.

Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».

Тема 4. Праздник слов (1ч.)

 Произноси правильно. Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.

Практическая часть: Игра  «Назови меня  правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).

Тема 5. Что их роднит? «Чужие» слова (2ч.)

Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни.

Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например: родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов». Игра «Кто здесь иностранец?».

Тема 6. Многозначность  слова  и омонимия (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  

Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.)

Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением  их в речи. Работа со «Словарем  антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»

Тема 8. Что такое фразеологизм(2ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».

Практическая часть: фразеологический КВН.

Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.)

Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.

Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок.  Индивидуальный проект «Сочини сказку».

  1. Сплетённая из мыслей ткань ( признаки текста)  (7ч )

Тема 10. Что такое текст(2ч.)

Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

 Практическая часть: определение  темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя  -  смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы. Составь текст ».

Тема 11.  Какие бывают типы речи?(1ч.)

Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении.

Тема 12. Стили текста. Какими они бывают?(2ч.)

Стилистика как наука, позволяющая  выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их  основные особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления.

Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.)

Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности;   д) специфические формы (жанры).

Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты.

Тема 14. Жанр текста (1ч.)

Жанры: 1) художественного стиля -  рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля -  статья, репортаж, очерк; 3) научного стиля -  статья, лекция, монография, учебник;  4) официально-делового -  приказ, заявление, служебная записка.

Практическая часть: творческие задания

  1. Я сочинитель (12ч.)

Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.)

Постижение основ риторики. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.

Практическая часть: создание текста-послания для конкурса  « Лицей, ты в сердце моём!». Конкурс юных ораторов

Тема 16.  Творческое изложение (1ч.)

Сжатое изложение текстов публицистического характера.

Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.

Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1ч.)

Сбор материала к сочинению, его систематизация 

Практическая часть: написание сочинения – миниатюры  на предложенные темы (например: «За окном –весна»).

Тема 18. Сочинение-анализ поэтического текста (1ч.)

Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворений  (по выбору).

Тема 19. Сочинение- описание картины (1ч.)

Анализ  содержания картины, составление плана описания, рассказ по картине.

Практическая часть: рецензия написанного текста ( работа в группах или в парах)

Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений (6ч.)

Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе.

Практическая часть: письмо реальному адресату.

Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника).

Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.

Экфрасис  как жанр. Структурные особенности жанра.

Практическая часть: написание сочинения-описания с элементами экфрасиса. .

Рассказ. Формирование представления о структуре рассказа.

Практическая часть:

Написание рассказа на заданную тему по наблюдениям за природой.

Эссе как жанр сочинений. Формирование  у учащихся представления  об эссе как публицистическом жанре, его особенностях.

 Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом? Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»

Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»(2ч.)

Выступления учащихся – защита проектов.

Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».

Требования к планируемым результатам изучения программы

             В наше время важную роль играют коммуникативные навыки, и будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация во многом зависят от стремления их приобрести. Программа внеурочной деятельности “ Как слово наше отзовётся ” направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его родному  русскому  языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
  • формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
  • проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
  • извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности

Приложение 3. Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

Решаемые проблемы

Понятие

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

1 неделя сентября

Вводное занятие «Поговорим  о нас»

 Построение  и реализация  индивидуального маршрута. Как восполненить проблемные зоны  в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности

Что такое словарный запас..

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения диагностической работы

  Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

  Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами коммуникации

Формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Путь к слову – 13 часов

2

2 неделя сентября

Роль слова в жизни человека.

Для чего надо уметь пользоваться словами.

Словарное богатство русского языка, лексическое значение слова.

Научиться извлекать необходимую информацию

Познавательные: определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограммРегулятивные: осознавать самого себя как движущую силу обучения, Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ и историю.

3

3 неделя сентября

Роль слова в жизни человека.

Как научиться извлекать необходимую информацию?

Словарное богатство русского языка, лексическое значение слова.

Научиться извлекать необходимую информацию

Познавательные: определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограмм  Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения. Коммуникативные: формировать навыки проектной работы

Осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ и историю

4

4 неделя сентября

Словари - наши помощники

Как пользоваться словарями?

Основные виды словарей, их назначение, структура. Строение словарной статьи..

Научиться находить необходимую информацию

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы  в ходе работы с различными видами словарей

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные :  учиться  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

5

1 неделя октября

Откуда к нам пришли слова      

Откуда появились слова

Этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи.

Научиться использовать знания о различных видах словарей.

Познавательные: извлекать нужную информацию из различных источников

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

Коммуникативные: совершенствовать собственную речевую деятельность

Формирование умения оценивать себя на основе критериев успешности внеурочной деятельности

6

2 неделя октября

Праздник слов

Орфоэпические словари и их роль

Нормы русского литературного произношения.

Научиться находить необходимую информацию в орфоэпических словарях.

Познавательные: ввести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор

Регулятивные: овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему

Коммуникативные: совершенствовать собственную речевую деятельность

Формирование умения оценивать себя на основе критериев успешности внеурочной деятельности

7

3 неделя октября

Что их роднит? «Чужие» слова

Слова  - « иностранцы». Причины их появления.

. Заимствованные слова.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы со словарём иностранных слов.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего обучения;

Коммуникативные: уметь грамотно задавать вопросы и чётко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию творческой деятельности.

8

4 неделя октября

Что их роднит? «Чужие» слова

Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме?

Слова- пришельцы или. заимствованные слова.

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в ранее изученной теме.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе работы со словарём иностранных слов.

Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: уметь грамотно задавать вопросы и чётко отвечать на вопросы других; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию творческой деятельности.

9

2 неделя ноября

Многозначные слова и омонимия

прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова; омонимы.

Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов.

Познавательные: извлекать нужную информацию из различных источников

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, Коммуникативные: формировать навыки проектной работы

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

10

3 неделя ноября

Слово и его синонимы, антонимы, паронимы.

лингвистические словари различного типа.

 Синонимы, антонимы, паронимы.

Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Формирование желания осваивать новые виды деятельности; участие в творческом процессе.

11

4 неделя ноября

Что такое фразеологизм?

Как научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы?

Фразеология,фразеологизмы, свободные сочетания слов, «крылатые выражения»

Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме

Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

12

5 неделя ноября

Что такое фразеологизм?

Как научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы?

Фразеология, фразеологизмы, свободные сочетания слов, синонимы-фразеологизмы, «крылатые выражения»

Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего обучения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме

Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.

13

1 неделя декабря

Роль слова в тексте

Как научиться применять правила коллективного решения творческой задачи?

Живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.

Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи

Формирование знания о взаимосвязи слова с культурой и историей России.

14

2 неделя декабря

Роль слова в тексте.

Как научиться применять правила коллективного решения творческой задачи?

Живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.

Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Формирование знания о взаимосвязи слова с культурой и историей  России.

Сплетённая из мысли ткань – 7 часов

15

3 неделя декабря

Что такое текст

Как научиться применять правила коллективного решения творческой задачи?

Тема, основная мысль, авторская позиция, микротема, абзац.

 План текста: простой, сложный, тезисный.

Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи.

Познавательные: анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

Коммуникативные: эффективно сотрудничать в парах, группах с учётом конкретных задач.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

16

4 неделя декабря

Что такое текст

Средства связи предложений в тексте

 Способы связи. Средства связи. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы)

Научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте

Познавательные: анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные: эффективно сотрудничать в парах, группах с учётом конкретных задач.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

17

2 неделя января

Какие бывают типы речи.

Как научиться определять типы текста?

Повествование, описание, рассуждение.

Научиться определять типы текста.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

Регулятивные: выявлять и осознавать особенности разных типов текстов

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

18

3 неделя января

Стили текста. Как их различить?

Особенности функциональных стилей речи

Стилистика. Стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный.

Научиться выявлять особенности функциональных стилей речи, производить стилистический анализ текста.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе стилистического анализа текста

Регулятивные: выявлять и осознавать особенности функциональных стилей речи 

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

Формирование нравственно-этических ценностей.

19

4 неделя января

Стили текста. Основные черты.

Как научиться выявлять особенности функциональных стилей речи?

Речевая ситуация. Стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный.

Научиться выявлять особенности функциональных стилей речи, производить стилистический анализ текста.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе стилистического анализа текста

Регулятивные: выявлять и осознавать особенности функциональных стилей речи

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

Формирование нравственно-этических ценностей.

20

1 неделя февраля

Языковые особенности разных стилей речи.

Как научиться определять языковые особенности разных стилей речи?

Языковые особенности, ведущие стилевые черты, специфические формы.

Научиться определять языковые особенности разных стилей речи.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности;

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных высказываний своих чувств, мыслей, побуждений.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста.

21

2  неделя февраля

Жанры стилей речи.

Как научиться создавать творческую работу в определённом жанре?

Жанр.

Научиться давать характеристику жанрам стилей речи.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала.

От готового текста – к собственному тексту – 12 часов

22

3 неделя февраля

Как создать речевое высказывание

Как научиться отбирать материал для создания речевого высказывания?

Литературная речь. Риторика, риторические жанры приветственное, поздравительное слово (послания).

Научиться отбирать материал для создания речевого высказывания.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы.

Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения задания.

23

4 неделя февраля

Модель создания речевого высказывания

Конкурс юных ораторов

Как научиться выступать перед аудиторией?

Риторика. Ораторское мастерство.

Научиться выступать перед аудиторией

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.

Формирование навыков создания собственного текста

24

1 неделя марта

Творческое изложение

Как написать творческую работу?

Виды творческих изложений

Научиться составлять и редактировать текст творческой работы

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над разными видами изложений;

Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового.

25

2 неделя марта

Обучение написанию сочинения-миниатюры.

Как научиться писать сочинение-миниатюру?

Сочинение-миниатюра

Научиться писать сочинение-миниатюру.

Познавательные: объяснять языковые явления, выявляемые в ходе конструирования ответа

Регулятивные: осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать языковые средства для отображения в форме устных и письменных высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира

Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению.

26

3 неделя марта

Сочинение-анализ поэтического текста.

План анализа поэтического текста

Жанры поэтического текста (баллада, ода, послание и др.)

Научиться исследовать поэтический текст.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию

Коммуникативные с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование навыков исследования поэтического текста.

27

4 неделя марта

Сочинение-описание картины

Примерный план написания сочинения-описания картины

Завязка, кульминация, развязка

Научиться анализировать эпизоды из текста.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению.

28

1 неделя апреля

Нетрадиционные жанры сочинений

Как научиться писать сочинения нетрадиционных жанров?

Письмо. Дневниковые записи. Отзыв. Аннотация. Эссе

Научиться писать сочинения нетрадиционных жанров

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания отзыва

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность

Коммуникативные:  с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе.

29

2 неделя апреля

Письмо-эпистолярный жанр

Как писать  письмо?

Эпистолярный жанр. Адресат, адресант.

Научиться писать письмо

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы в ходе написания письма.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего обучения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность

Коммуникативные:  с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование устойчивого  интереса к творческой деятельности

30

3 неделя апреля

Дневниковые записи

Дневниковая запись.  Что это такое?

Типы дневников: дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник.

Научиться составлять дневниковые записи

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания дневника

Регулятивные: проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе.

31

4 неделя апреля

Экфрасис

Происхождение слова . Как писать сочинение с элементами экфрасиса?

Экфрасис.

Научиться составлять и использовать алгоритм написания сочинения- описания картины с элементами экфрасиса.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения по картине.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность

Коммуникативные:  с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участие в творческом процессе.

32

1 неделя мая

Рассказ

Как писать рассказ на заданную тему?

Проникновение в тему, способы выражения основной идеи. Постановка проблемы.

Научиться писать небольшие рассказы по наблюдениям за природой.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания аннотации.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность

Коммуникативные:  с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

33

2 неделя мая

Эссе.

Как научиться писать эссе?

Эссе, впечатление, ассоциации, раздумья, свободная композиция.

Научиться составлять и использовать алгоритм написания творческой работы.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания эссе.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельность

Коммуникативные:  с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению.

34

3 неделя мая

Выступление с проектами  «Как наше слово отзовётся»

Как научиться самостоятельно или в группе выполнять проект?

Структура проекта

Научиться выполнять индивидуальный проект.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные: взаимодействовать с окружающими людьми в процессе подготовки ,обсуждения

Формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации.

35

4 неделя мая

Итоговое занятие «Презентация своих работ»

Как обсуждать и рецензировать работы друг друга?

Приёмы рецензий

Научиться выполнять рецензию.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: осознавать свою  способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Коммуникативные: владеть национально-культурными нормами речевого поведения

Формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации.

Приложение 4. Список литературы.

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва-1963
  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
  3. Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  4. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  5. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
  6. Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
  7. Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
  8. Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.

               Словари русского языка:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
  2. Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
  3. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
  4. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
  5. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
  6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
  7. Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
  8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
  9. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448с.
  10. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.
  11. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.-416 с.
  12. Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.

13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся  5 или 6 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.

Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово"

Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочно...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Сила слова"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 7 класса, УМК Разумовской М.М....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ К...