Памятка «Особенности работы с подростками».
учебно-методическое пособие

Оксана Юрьевна Бойко

Для работы учителей и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_osobenosti_raboty_s_podrostkami.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учителей и воспитателей «Особенности работы с подростками».

  • Необходимо принимать подростков и демонстрировать это принятие с тем, чтобы способствовать их позитивному самоощущению.
  • Справляться с собственными чувствами (раздражением, гневом, обидой), проявлять их открыто и искренне.
  • Важно уметь «сбрасывать» чувства после их проявления и в дальнейшем взаимодействовать с подростком более или менее спокойно и уверенно.
  • Показывать, что отвергаются только конкретные действия подростка, а не он сам, открыто проявлять свое отношение (даже неприятие) к отдельным поступкам подростка.
  • Нельзя «заигрывать» с подростком, общаться как бы на равных, практически без применения дисциплинарных воздействий (подростки могут это интерпретировать как личностную слабость педагога).
  • Побуждать подростков к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для них видах деятельности: учебе, общении со сверстниками и взрослыми.
  • Формировать волевые качества подростка, активизировать, направлять стремление ребенка к самовоспитанию («все, очень многое зависит от тебя»).
  • Развивать у подростков рефлексию, побуждать к содержательному оцениванию результатов своих действий. Побуждать подростка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения.
  • Вербализировать чувства подростка в той или иной ситуации; важно применять «я-высказывания», переносящие акцент в той или иной ситуации с осуждения виновника на собственные чувства, позитивную лексику.
  • При оценивании работы подростка так обосновывать оценку и критерий ее выставления, чтобы подросток это понял.
  • Оказывать помощь родителям в перестройке отношений с ребенком в целях преодоления социальной незрелости подростка (инфантильные представления о будущем, размытая жизненная перспектива, депрессия и т.д.).
  • Степень авторитарности воздействия педагогов должна соответствовать возрастным особенностям учащихся:

                -   авторитарное воздействие – прямое сообщение о желаемых действиях («сделайте», «должны» и т.д.), младшие подростки 11-12 лет;

                - частично авторитарное – прямое сообщение с обоснованием необходимости действий («сделайте, потому что это нужно для …»), 12-13 лет;

                -  неавторитарное – просьба о совершении действия прямая («прошу сделать») и косвенная («мог бы ты..»), 13-14 лет;

                -   демократическое – убеждение, обращение к имеющимся у подростка установкам и ценностям, 12-16. Более сложный уровень.

  • Формировать коллектив учащихся, создавать подростку частично принимающую среду, обеспечивать каждому подростку принятие его несколькими сверстниками (отслеживать динамику взаимоотношений в классе).
  • Стимулировать в классе проявление взаимопомощи, использовать так называемые кооперативные учебные ситуации.
  • Формировать адекватную самооценку в процессе общения с другими людьми.
  • Формировать положительные привычки, способствовать общему положительному направлению компенсации подростка. Воспитание привычек – наиболее действенный путь формирования нравственных культурных потребностей характера (Э. Сеген: «Привычка - все для идиота, все для его спасения»).
  •  Наполнять учебную мотивацию дополнительным содержанием (осуществлять профориентационную работу).
  • Особое внимание уделять подросткам с признаками школьной социальной дезадаптации (профилактика суицидов).

                У учащихся с интеллектуальными нарушениями  в подростковом возрасте может наблюдаться декомпенсация (реакция неполноценного мозга на действующие вредности). Причины:

1) эндогенного характера:

  • психобиологические изменения во время возрастных кризов, особенности полового созревания, темперамента, своеобразие эмоционально-волевой сферы;
  • эндокринно-вегетативная дисгармония, нарушение общей реактивности, умственной и физической работоспособности.

2) экзогенного характера:

  • острая психогенная травматизация;
  • хронические психотравматирующие обстоятельства, неблагоприятный семейный климат (распад семьи, скандалы, частичная или полгая депривация, безразличные, враждебные отношения в семье и т.д.);
  • соматогенные вредности (ЧМТ, инфекции);
  • сопутствующие соматические заболевания;
  • неврологическая симптоматика;
  • затруднения в учебе;
  • увеличивающийся объем и точность выполнения работы;
  • несложившиеся отношения со сверстниками.

Проявления декомпенсации:

  1. Снижение продуктивности учебы, усвоения знаний, запоминания, осмысления, вялость, пассивность, склонность к бездеятельности.
  2. Усиление церебрастенических явлений: утомляемость, головная боль, головокружение, расстройство сна, колебания настроения, нарушение сосредоточения, физическая истощаемость.
  3. Усиление психопатоподобного поведения, злобности, агрессивности, протестного поведения, расторможенности.
  4. Учащение или появление дисфорических состояний, фазовых аффективных колебаний, ипохондрия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт социально-педагогической работы с подростками по профилактике правонарушений

Главная  задача  профилактической  работы  в  системе  правонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадап...

Работа с подростками

Подростки не так уж часто обращаются к психологу самостоятельно. Чаще всего их «направляют» и «приводят» - родители, учителя, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних… Направляют и приво...

Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»

Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии   2.1. Методы здоровьесберегающих технологий   2.2.Основопол...

Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты

Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях СРЦ

Цель творческого отчета: теоритически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ. ...

Исследовательская работа -презентация: " Подростки. Легко ли быть подростком. "

В нашей школе № 41 им. Г.А. Тарана ЗАО г.Москвы ежегодно проходит смотр проектных и исследовательских работ учащихся .Победители  представляют свои работы в округе.В данном конкурсе рискнули выст...

Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)

Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...