Памятка «Особенности работы с подростками».
учебно-методическое пособие
Для работы учителей и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_osobenosti_raboty_s_podrostkami.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для учителей и воспитателей «Особенности работы с подростками».
- Необходимо принимать подростков и демонстрировать это принятие с тем, чтобы способствовать их позитивному самоощущению.
- Справляться с собственными чувствами (раздражением, гневом, обидой), проявлять их открыто и искренне.
- Важно уметь «сбрасывать» чувства после их проявления и в дальнейшем взаимодействовать с подростком более или менее спокойно и уверенно.
- Показывать, что отвергаются только конкретные действия подростка, а не он сам, открыто проявлять свое отношение (даже неприятие) к отдельным поступкам подростка.
- Нельзя «заигрывать» с подростком, общаться как бы на равных, практически без применения дисциплинарных воздействий (подростки могут это интерпретировать как личностную слабость педагога).
- Побуждать подростков к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для них видах деятельности: учебе, общении со сверстниками и взрослыми.
- Формировать волевые качества подростка, активизировать, направлять стремление ребенка к самовоспитанию («все, очень многое зависит от тебя»).
- Развивать у подростков рефлексию, побуждать к содержательному оцениванию результатов своих действий. Побуждать подростка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения.
- Вербализировать чувства подростка в той или иной ситуации; важно применять «я-высказывания», переносящие акцент в той или иной ситуации с осуждения виновника на собственные чувства, позитивную лексику.
- При оценивании работы подростка так обосновывать оценку и критерий ее выставления, чтобы подросток это понял.
- Оказывать помощь родителям в перестройке отношений с ребенком в целях преодоления социальной незрелости подростка (инфантильные представления о будущем, размытая жизненная перспектива, депрессия и т.д.).
- Степень авторитарности воздействия педагогов должна соответствовать возрастным особенностям учащихся:
- авторитарное воздействие – прямое сообщение о желаемых действиях («сделайте», «должны» и т.д.), младшие подростки 11-12 лет;
- частично авторитарное – прямое сообщение с обоснованием необходимости действий («сделайте, потому что это нужно для …»), 12-13 лет;
- неавторитарное – просьба о совершении действия прямая («прошу сделать») и косвенная («мог бы ты..»), 13-14 лет;
- демократическое – убеждение, обращение к имеющимся у подростка установкам и ценностям, 12-16. Более сложный уровень.
- Формировать коллектив учащихся, создавать подростку частично принимающую среду, обеспечивать каждому подростку принятие его несколькими сверстниками (отслеживать динамику взаимоотношений в классе).
- Стимулировать в классе проявление взаимопомощи, использовать так называемые кооперативные учебные ситуации.
- Формировать адекватную самооценку в процессе общения с другими людьми.
- Формировать положительные привычки, способствовать общему положительному направлению компенсации подростка. Воспитание привычек – наиболее действенный путь формирования нравственных культурных потребностей характера (Э. Сеген: «Привычка - все для идиота, все для его спасения»).
- Наполнять учебную мотивацию дополнительным содержанием (осуществлять профориентационную работу).
- Особое внимание уделять подросткам с признаками школьной социальной дезадаптации (профилактика суицидов).
У учащихся с интеллектуальными нарушениями в подростковом возрасте может наблюдаться декомпенсация (реакция неполноценного мозга на действующие вредности). Причины:
1) эндогенного характера:
- психобиологические изменения во время возрастных кризов, особенности полового созревания, темперамента, своеобразие эмоционально-волевой сферы;
- эндокринно-вегетативная дисгармония, нарушение общей реактивности, умственной и физической работоспособности.
2) экзогенного характера:
- острая психогенная травматизация;
- хронические психотравматирующие обстоятельства, неблагоприятный семейный климат (распад семьи, скандалы, частичная или полгая депривация, безразличные, враждебные отношения в семье и т.д.);
- соматогенные вредности (ЧМТ, инфекции);
- сопутствующие соматические заболевания;
- неврологическая симптоматика;
- затруднения в учебе;
- увеличивающийся объем и точность выполнения работы;
- несложившиеся отношения со сверстниками.
Проявления декомпенсации:
- Снижение продуктивности учебы, усвоения знаний, запоминания, осмысления, вялость, пассивность, склонность к бездеятельности.
- Усиление церебрастенических явлений: утомляемость, головная боль, головокружение, расстройство сна, колебания настроения, нарушение сосредоточения, физическая истощаемость.
- Усиление психопатоподобного поведения, злобности, агрессивности, протестного поведения, расторможенности.
- Учащение или появление дисфорических состояний, фазовых аффективных колебаний, ипохондрия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт социально-педагогической работы с подростками по профилактике правонарушений
Главная задача профилактической работы в системе правонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадап...
Работа с подростками
Подростки не так уж часто обращаются к психологу самостоятельно. Чаще всего их «направляют» и «приводят» - родители, учителя, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних… Направляют и приво...
Реферат по теме: «Здоровьесберегающие технологии в учреждениях профессионального образования как основное направление в работе с подростками»
Основные подтемы реферата:1.Состояние здоровья подростков в современных условиях2. Здоровьесберегающие технологии 2.1. Методы здоровьесберегающих технологий 2.2.Основопол...
Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты
Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...
Проектная деятельность как эффективная форма работы с подростками в условиях СРЦ
Цель творческого отчета: теоритически обосновать, разработать и апробировать проект с подростками в условиях СРЦ. ...
Исследовательская работа -презентация: " Подростки. Легко ли быть подростком. "
В нашей школе № 41 им. Г.А. Тарана ЗАО г.Москвы ежегодно проходит смотр проектных и исследовательских работ учащихся .Победители представляют свои работы в округе.В данном конкурсе рискнули выст...
Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)
Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...