Литературный конкурс "Героиня нашего времени"
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

Сценарий конкурсной программы посвящен Международному Дню 8 Марта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_konkurs.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный конкурс «Героиня нашего времени»

В канун Международного Женского Дня 8 марта мы проводим литературный конкурс «Героиня нашего времени». Участницами конкурса будут представительницы прекрасного пола – эти милые девочки.

Русская женщина с ее удивительным внутренним миром всегда привлекала внимание писателей. Наша литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, любящих, мужественных, самоотверженных. Некоторые из них стали просто идеалом женщины. А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой понимали глубину душевных порывов своих героинь. Им, пленительным образам художественных произведений, и будет посвящен сегодня наш конкурс.

Ах, женщины, - и красота, и праздник,
И героини юношеских снов!
С рожденья в дочерях весны прекрасной
Надежда наша, вера и любовь!
Они всю жизнь нам солнцем ярким светят,
И как сказал восторженный поэт:
- Без женщин разве можно жить на свете?
- Без женщин жить нельзя на свете, нет!

Визитка конкурса «Представление»

Представляем наших участниц. Все они обладательницы прекрасных женских имен.

Как гласит древняя народная мудрость: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Быть может, имя человека действительно влияет на события в его жизни.

 

Ангелина – означает «ангел», «вестница», воплощенная тайна, страстная, темпераментная, с острым умом и веселым нравом. Очень самостоятельна и независима. Она всегда все делает так, как желает и думает сама.

Алия – имя арабского происхождения, т.е. «высшая, возвышенная, божественная, величественная». Отличает девушек с таким именем веселый, жизнерадостный нрав, аналитический склад ума и любовь к жизни. Алие действительно стоит полагаться на удачу – фортуна часто помогает ей достигать поставленных целей.

Анастасия – в переводе с греческого означает «воскресение», «возрождение». Она - воплощение очарования, изящества, переменчивости настроений. Ее отличает тонкий душевный настрой и безошибочная интуиция.

Валерия – созвучное сочетание букв этого имени так характеризует девушек: великолепная, ангельская, ласковая, единичная, решительная, интригующая, яркая.

Виктория – девушке с таким именем можно быть уверенной в себе, ведь оно означает «победу». Для Виктории характерны достаточная твердость, подвижность и способность к достижению поставленной цели. Если она уверена в своей правоте, ее ничто не может остановить. Вместе с тем чувство справедливости часто идет вразрез с желаниями Виктории, и тогда нерешительность и сомнение заставляют ее отступать.

Евгения – значит «благородная». Ее отличает благородство и честность. Она верная подруга, хочет, чтобы в ней нуждались, защищает ближних от зла.  Евгения не терпит лжи и сама обычно не лжет. Поборник справедливости и равенства, способна защищать чужие интересы наравне со своими.

1 Конкурс «Литературная разминка» «Знатоки сказок»

Задания на знание женских персонажей русских народных сказок.

1. У кого из невесток царя в сказке «Царевна-лягушка» подгорел хлеб?

а)У Царевны-лягушки
б)У боярской дочки +
в) У купеческой дочки

2. Что сказал царь среднему сыну, когда увидел ковер, сотканный его женой, купеческой дочерью?
а)«Только на птичьем дворе ему место»
б)«Только у ворот его стелить» +
в)«Только им лоханки прикрывать»

3. В чем ехала лягушонка на царский пир?
а)В тарантасе
б)В телеге
в)В коробчонке +

4. Как звали девушку, вынужденную жить какое-то время в облике лягушки?
а)Царевна Несмеяна
б)Марья Моревна
в)Василиса Премудрая +

5. Куда прятала косточки Василиса Премудрая?
а)За правый рукав +
б)За левый рукав
в)В карман фартука

6. У какого злодея оказалась Василиса Премудрая?
а)У Кощея Бессмертного +
б)У Змея Горыныча
в)У Соловья-разбойника

7. Сколько теремов входило в приданое царевны в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
а) Три
б) Тридцать три
в) Сто сорок +

8. Какого цвета была коса у Хозяйки Медной горы?

а) Рубинового

б) Светло-соломенного

в) Ссиза-черного +

9. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»?

а) Таня

б) Женя +

в) Аня

10. Как звали старшую из дочерей в сказке «Крошечка-Хаврошечка»?

а) Двуглазка

б) Одноглазка+

в) Триглазка

2  Конкурс «Найди соответствие»

У каждой девушки, героини этих произведений, есть возлюбленный, который предан ей всей душой, готов ради неё на подвиг.  Соедини влюбленные сердца…

Ассоль                                                                      Елисей            

Мария Ивановна                                                      Владимир Андреевич

Царевна                                                                    Евгений Онегин

Марья Кирилловна                                                  Петр Андреевич

          Татьяна Ларина                                                        Грэй

3  Конкурс «Узнай героиню произведения по описанию»

1. В эпоху, нами  описываемую, ей было 17 лет, и  красота  ее  была в полном цвете. Отец любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему  своенравием, то стараясь угождать малейшим  ее  прихотям, то  пугая  ее суровым,  а иногда и жестоким  обращением.  Уверенный  в  ее  привязанности,  никогда  не  мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты.

Марья Кирилловна из романа А.С. Пушкина «Дубровский»

2. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка, руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой не по-детски грустно.

Маруся из повести В.Короленко «В дурном обществе»

3. Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому.

Учительница французского языка Лидия Михайловна из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

4. «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? — Лгут люди, я совсем не хороша». Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. «Разве черные брови и очи мои, — продолжала красавица, не выпуская зеркала, — так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! — и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: — Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!

Монолог Оксаны из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

                                                                                                       

5. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая ее черта была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой..."

Юная Ассоль из романтической повести А. Грина «Алые паруса».

3  Конкурс «Узнай героиню по иллюстрации»

4. Конкурс «Узнай героиню по предмету»

  • Яблоко (царевна или царица  А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и Лидия Михайловна В.Г.Распутин «Уроки французского»)
  •  Кольцо (Марья Кирилловна А.С.Пушкин «Дубровский» и «Светлана» В.А.Жуковский)
  • Письмо (Марья Ивановна Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Татьяна Ларина «Евгений Онегин»)
  • Зеркало (царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», Оксана из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
  • Кораблик (Ассоль А.Грин «Алые паруса»)

      5. Конкурс «Поэтический»   

      Составить буриме  на праздничную тему.

     Буриме – это небольшое стихотворение на заданную тему и с заданной рифмой.

…………………………..весна

…………………………..красна

………………………….настаёт

………………………….поёт

6. Конкурс «Моя литературная героиня»

Написать мини-сочинение «Моя любимая литературная героиня».

Образно описать свою любимую литературную героиню.

Игра со зрителями

 Баба Яга, как любая женщина, скрывает свой возраст. Она предлагает нам отгадать загадку:

- Мой возраст – трехзначное число; - каждая следующая цифра в этом числе больше предыдущей; - все слова в названии этого числа начинаются с одной и той же буквы.

Сколько лет Бабе Яге?  Ответ: 147

В повести И.С. Тургенева «Муму» сказано, что Герасим был «двенадцать вершков роста». Один вершок примерно равен 4,4 см. Получается, что рост Герасима был около 53 см, что противоречит описанию могучей фигуры героя в повести. Разве у Тургенева было плохо с математикой?

(Нет. Просто во времена Тургенева указывалось, на сколько вершков человеческий рост превышает 2 аршина. Один аршин равен 71 см, поэтому настоящий рост Герасима 195 см.)

Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа?   (Повесть)

По подсчётам учёных, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?    («Любовь»)

Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной?   (Герой, персонаж литературного произведения.)

Какую линию можно найти в литературном произведении?   (Сюжетную)

Что любят делать «делимым» у неубитого медведя, согласно русской пословице?

(Шкуру. Делить шкуру неубитого медведя.)

Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?  (Ноль)

Какой сказочный герой ещё с советских времён утоляет жажду российских ребятишек?   (Лимонад «Буратино»)

Её поэты сочиняют,

Царям, героям посвящают.  (Ода)

Восклицанье, утвержденье,

Всё - поэта сочиненье.  (О+да)

Составитель словарей

Для больших и для детей.  (В.И. Даль)

Мой первый слог растёт в дубраве,

Второй - глубокая канава,

Добавьте букву иль предлог.

Затем найдите третий слог:

Его отлично знает,

Кто в бильярд играет.

А в целом - повесть это

Великого поэта.    (Дуб + Ров + С + Кий = «Дубровский».)

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой.   (Елисей - Енисей.)

С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят любовно поэты.   (Стихия - стихи.)

Первое - это же имя мальчишки,

Ну а второе - читаете в книжке.  (Роман)

На церкви первая блестит,

И крест резной на ней стоит.

У государства есть вторая,

Народ её весь выбирает.

А третью в книжке вы найдёте

И за полчасика прочтёте.  (Глава)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ОМОНИМЫ

 Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга. (Переплёт.)

 Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение.)

 Не только  геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа. (Гипербола.)

 Не только сетчатая ткань для вышивания по клеткам, но и основная сюжетная линия произведения.(Канва.)

 Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.

(Дневник.)

 Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата.(Выдержка.)

 Не только деталь в виде колеса с жёлобом по окружности для троса, но и русский поэт.

(Блок - Блок Александр.)

 Не только название покрытых короткой травой участков для гольфа, но и псевдоним русского писателя.   (Грин - Грин Александр. Настоящая фамилия - Гриневский.)

 Не только ряд одинаковых по размеру ровных предметов, наложенных один на другой, но и минимально повторяющийся в стихе ритмический рисунок. (Стопа.)

 Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений.  (Драма.)

 Не только купол церкви, но и раздел книги. (Глава.)

 Не только специалист по раскрытию уголовных преступлений, но и литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений.   (Детектив.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....

Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»

Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, понима...

Выпуск литературной газеты «Герои нашего времени» как форма воспитательной работы с одаренными детьми.Доклад на X окружную научно-практическую конференцию педагогов «ОТК-2017. Образование. Технологии. Качество».

У одаренного ребенка, в отличие от одарённого взрослого, будущее  ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Такие ребята, обучающиеся в Русско-Борковской школе, с удовол...

Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»

Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...

Урок-суд "Литературный суд над Г. А. Печориным - главным героем романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Урок-суд над Г.А. Печориным - главным героем романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...