Литературная игра «Что? Где? Когда?» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Литературная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_geroy_nashego_vremeni.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

             Литературная игра «Что? Где? Когда?»                                                по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

  1. «Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который наполовину был набит …(чем?)            

       («путевыми записками о Грузии»).

  1. «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду».  Чей портрет?

(Максима Максимовича).

  1. Печорин и Максим Максимыч были приглашены на свадьбу горцев . Какие взаимоотношения были между Максимом Максимычем и отцом Бэлы?

   («Мы были кунаки». Приятели – примеч. Лермонтова).

  1. О ком сказал Печорин: «Я вам даю честное слово, что она будет моя»?

                                    ( о Бэле).

  1. Кто «самые счастливые люди», по мнению Печорина?

                                                         (невежды).

  1. Печорин сказал Максиму Максимычу: «Жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство:  ….». Какое?

                                                   

                                                 (путешествовать)

  1. Из разговора с Печориным штабс-капитан сделал вывод: «А всё, чай, французы ввели моду…?»  Какую моду?

                                                     

                                                (скучать, разочарование).

  1. Какая деталь в портрете Печорина определяет, по мнению автора-путешественника, «признак породы в человеке»?

                     (светлые волосы, но усы и брови – чёрные).

  1. «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Меня это известие очень ….». Какое чувство испытал автор – путешественник, получив такое известие?

                                                         (обрадовало)

  1. Воспроизведите начало цитаты, и станет понятно: почему роман «Герой нашего времени» называют психологическим:  «…….., хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление»

                      («история души человеческой»)

  1. «На стене ни одного образа – дурной знак!» С чем связано такое умозаключение Печорина?

(гл. «Тамань», предупреждение о нечистой квартире подтверждается отсутствием икон).

  1. Какая деталь в портрете ундины казалась Печорину особенным признаком «породы и красоты» у женщин?

                                     (правильный нос)

  1. Какое произведение А.С.Пушкина напомнил вам диалог героев из главы «Тамань»: «Скажи-ка мне, красавица,- спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же? Разве ты песнею зазывала счастье?» - «Где поётся, там и счастливится». – «А как неравно напоёшь себе горе?» - «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко». – «Кто ж тебя выучил эту песню?» - «Никто не выучил; вздумается – запою; кому услыхать, тот услышит; а кому не должно слышать, тот не поймёт». – «А как тебя зовут, моя певунья?» - «Кто крестил, тот знает». – «А кто крестил?» - «Почему я знаю».?

(«Капитанская дочка», разговор вожатого с хозяином , приютившим странников во время бурана).

14.О ком Печорин сказал: «Производить эффект – их наслаждение»?

                                 (о Грушницком и ему подобных).

  1. очему храбрость Грушницкого Печорин назвал «нерусской»?

                  (бросается с шашкой вперёд, зажмурив глаза).

  1. ого в «водяном» обществе прозвали Мефистофелем?

                                                                                                                                  (Вернера)

  1. Вернер отметил, что княгиня Лиговская  «питает уважение к уму и знаниям дочки». Почему?

(«читала Байрона по-английски и знает алгебру»)

  1. «Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь». Эту  «странность» автор романа «Евгений Онегин» считает ключом к сердцу женщин. Вспомните эту цитату.

                              ( чем меньше женщину мы любим,тем больше нравимся мы ей).

  1. «Я глупо создан: ничего не забываю, - ничего!» Не зная об этой особенности характера Печорина, находившиеся рядом с ним  люди часто упрекали в обратном. Приведите примеры.

20. О ком Печорин сказал: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был обмануть»?

                                                  (о Вере)

21.Для чего Печорин держал четырёх лошадей?

     (Одну для себя, трёх для друзей. Он любил выезжать на прогулки. Лошадьми его пользовались, но «с ним никогда никто не ездил»).

22. В чей адрес сказаны Печориным слова: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой. Едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!» Можно ли считать это признание одним из принципов Печорина?  Аргументируйте свой ответ.

                (в адрес Мери. Да, можно назвать жизненным принципом).

23. «Это Грушницкому даром не пройдёт!» - ответил Печорин. О чём предупредил его Вернер?

                                   (о заговоре)

24. «Всё, что говорю о них (женщинах), есть только следствие

                    Ума холодных наблюдений

                    И сердца горестных замет».

Назовите автора и произведение, из которого лермонтовский герой взял цитату.

           (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).

25. Кто из героев (Печорин, Максим Максимыч, Казбич, Вернер, Грушницкий) сравнивал женщин с «заколдованным лесом»?

                                                                  (Вернер)

26. «Трудно описать восторг всей честной компании…Со мной этак не шутят.. Я вам не игрушка». Почему и в чьих руках Печорин почувствовал себя «игрушкой»?

           (Сговор офицеров на пирушке против Печорина. Согласие Грушницкого на дуэль с холостыми патронами).

27. Печорин признался: « Как бы страстно я ни любил женщину, если она даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! Моё сердце превращается в камень. Это какой-то врождённый страх…» Что явилось причиной боязни женитьбы?

           («одна старуха предсказала смерть от злой жены»)

28. Кто первый – Печорин или Грушницкий – вызвал на дуэль?

    (Печорин. «Я буду иметь честь прислать вам нонеча моего секунданта, -прибавил я , раскланившись»)

29. Печорин пишет: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле  этого слова, другой…». Что делает другой?

                       («мыслит и судит его»).

30. «Вот люди! Все они таковы: знают заранее…., - а потом умывают руки, отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..»  Какое противоречие не может простить людям Печорин?

(«..знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют. даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки…».

31. «Я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает, потому что…». Далее Печорин приводит неопровержимый, по его мнению, аргумент. Какой?

  («хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....

"Своя игра" (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени")

Презентация к уроку литературы после изучения романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" поможет учащимся в игровой форме повторить и закрепить полученные знания....

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Игра по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Игра предназначена для сопровождения заключительного урока по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...

Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Итоговый урок-игра по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (9 класс)         Литературная игра проводится после изучения романа М.Ю. Лермонто...

Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс

Игра "Умники и умницы" по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", 9 класс...