Летопись села Торы
творческая работа учащихся (10 класс)
Великие события не меркнут, уходя в глубину истории. Их значение с течением времени раскрывается все полнее, и люди лучше постигают их величие.
Краеведческие исследования имеют большое значение в жизни современных школьников. После ряда лет, когда в стране, в том числе в системе образования ослабло внимание к воспитанию подрастающего поколения, вновь стал вопрос о молодежной политике государства. Значительное место в этой работе отводится школьным музеям. Это тем более актуально, в наши дни, когда на лицо распад существующей ранее системы традиционного воспитания и приобщения к ценностям культуры. Участие в краеведческих исследованиях расширяют кругозор детей, способствует развитию общественно – значимых личностных качеств, способностей и интересов, создают условия для воспитания патриотизма и толерантности.
Данным целям полностью соответствует долгосрочная краеведческая программа «Летопись родного края»
Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он обеспечивает дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание, способствует созданию воспитательной среды школы.
Школьный музей располагает достаточным материалом по истории села (воспоминания старожилов, фотографии, вещественные памятники, модели, образцы сырья для производства стекла и т.д.)
Создание атласа позволит нам систематизировать имеющийся в архивах музея материал, пополнить фонды музея, создать информационный банк данных.
Поэтому актуальность создания историко-культурного атласа села Торы очень велика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letopis_sela_tory.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
МКУ «Управление образования МО «Тункинский район»
МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»
Историко-культурный атлас
села Торы Тункинского района
Республики Бурятия
Выполнил: коллектив учащихся МБОУ
«Торская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель: учитель бурятского языка и
литературы Янданова Т.П.
Торы
2016 г.
Введение.
Великие события не меркнут, уходя в глубину истории. Их значение с течением времени раскрывается все полнее, и люди лучше постигают их величие.
Краеведческие исследования имеют большое значение в жизни современных школьников. После ряда лет, когда в стране, в том числе в системе образования ослабло внимание к воспитанию подрастающего поколения, вновь стал вопрос о молодежной политике государства. Значительное место в этой работе отводится школьным музеям. Это тем более актуально, в наши дни, когда на лицо распад существующей ранее системы традиционного воспитания и приобщения к ценностям культуры. Участие в краеведческих исследованиях расширяют кругозор детей, способствует развитию общественно – значимых личностных качеств, способностей и интересов, создают условия для воспитания патриотизма и толерантности.
Данным целям полностью соответствует долгосрочная краеведческая программа «Летопись родного края»
Музей является составляющей школьного организма, неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он обеспечивает дополнительное краеведческое образование, гражданско-патриотическое воспитание, способствует созданию воспитательной среды школы.
Школьный музей располагает достаточным материалом по истории села (воспоминания старожилов, фотографии, вещественные памятники, модели, образцы сырья для производства стекла и т.д.)
Создание атласа позволит нам систематизировать имеющийся в архивах музея материал, пополнить фонды музея, создать информационный банк данных.
Поэтому актуальность создания историко-культурного атласа села Торы очень велика.
Степень изученности темы: по истории села Торы имеется ряд исследовательских работ, но данные материалы не носят хронологический характер. Все они представлены в виде отдельных статей в брошюрах, книгах по истории Бурятии, периодических изданиях.
Цель: изучить, исследовать историю и материальную культуру села Торы и составить историко-культурный атлас микрорайона в печатной и электронной версиях.
Задачи:
- овладение приемами исследовательской деятельности;
- расширение научного кругозора учащихся;
- освоение учащимися способов научного познания мира;
- формирование положительной учебной мотивации, интереса к исследовательской работе истории родного края;
- профориентация учащихся.
Новизна и практическая значимость работы:
Работа послужит пособием для проведения школьных внемузейных экскурсий. Полученные в результате краеведческих исследований материалы, могут быть использованы на уроках и во внеурочной работе. На основании собранных вещественных памятников может быть создан раздел экспозиции школьного музея.
Хронологические рамки в данной работе практически отсутствуют, так как рассматриваются вопросы с древнейших времен до наших дней.
Территориальные рамки: Республика Бурятия Тункинский район село Торы.
Паспорт села Торы
Общая информация муниципального образования «Торы»
В 1790 году создана Торская инородная управа Иркутской губернии. В 1916 году она была переименована в Торский хошун, который входил в состав Тункинского аймака Иркутской губернии. 10 ноября 1923 года был избран и утвержден Торский хошунный исполком Иркутской губернии, а в декабре 1923 года в связи с образованием Бурят-Монгольской АССР Торский хошун вошел в состав Тункинского аймака БМАССР( Декрет ВЦИК от 12.12.1923г) и был переименован в Торский сомонный Совет с центром с. Торы, с 1993 года Совет переименован в сомонную администрацию и с 01 января 2006 года в местную администрацию муниципального образования «Торы», где проживает 945 человек.
Торский сомонный совет до войны возглавляли: Ц. Найдаков, Д.Т. Сибиряков, В. Салдруев, Л.Т. Балдуев, в годы войны – Х.Т. Холбоева, в 50-80е годы Л.М. Хоренов, Н.С. Шагдуров, Л.Д. Истаева, А.Л. Сыбенов.
В настоящее время главой администрации выбрана Даргаева Л.Е..
В истории развития администрации, большое значение имел колхоз имени Ленина в лице своих председателей в разные годы М.Г. Кырмыгенов, Г.Д. Тангаев, С.-Д. Ошоров, Е.Н. Холбоев, Ж.Д. Халудоров, Л.Н. Шагдуров, Е.Ш. Гулгонов, А.С. Иринчеев, А.М. Холбоев, Л.Г. Данзанов, А.Л. Сыбенов. В годы существования колхоз славился своими трудовыми показателями. Передовыми колхозниками были Г.С. Шойбонов - кавалер 2-х орденов Ленина, орденоносцы: С.Ш. Зандеева, Р. Манзарханов, Н. Саргаев, С.С. Янданов, В.С. Янданов, Д.Ш. Халудоров, С.Б. Халудоров, С.-Р.Д. Холбоев, Б. М. Кырмыгенов, Б.Д. Халудоров.
После реорганизации колхоза имени Ленина на территории администрации одними из первых в районе были созданы крестьянско-фермерские хозяйства. В их числе было крестьянско-фермерское хозяйство «Хоньхоб» под руководством Г.Ц. Ябжанова. Работают КФХ Янданова С.П., Доржиева А.Н., Халудорова П.Ж., Дамбинова А.Р., Халудорова Д.Ж.
Муниципальное образование «Торы» с запада граничит с МО «Зун-Мурино», с севера – «Далахай», на востоке граница проходит по административной границе с Иркутской областью, на юге – по административной границе с Закаменским районом. Общая площадь составляет 189104,5 га.
Началом описания границ муниципального образования «Торы» является точка на южной административной границе района, на стыке границ муниципальных образований «Зун-Мурино и «Торы», которая находится на хребте Хамар-Дабан у истока р. Сахюр-гол.
От начальной точки граница проложена в северо-западном направлении по хребту Хамар-Дабана до р. Усун, затем по этой реке до места впадения в р. Тумусун реки Большой Тутый. В северном направлении проходит по реке Тумусун 2 км и далее по тропе пересекает р. Маргасан. Далее в этом же направлении граница доходит до р. Хыр Горхон, по р. Хыр Горхон в восточном направлении доходит до места впадения в реку Хыр Горхон р. Зур Хатау. От места впадения граница продолжается в северном направлении по тропе, проходит западнее населенного пункта Торы до реки Иркут. По реке Иркут в восточном направлении граница доходит до административной границы района. По административной границе в южном и юго-западном направлении доходит до исходной точки.
Основными видами экономической деятельности, осуществляемыми на территории поселения являются :
-производство сельскохозяйственной продукции, администрация производит более половины производства продукции зерновых культур района, развито животноводство, из 446 хозяйств имеют личное подворье 371, а в более 100 хозяйствах имеют 10 и более голов крупного рогатого скота
-обработка древесины - основные отрасли промышленности это пилорамы, предприятия промышленности, 2 пилорамы обеспечивают население пиломатериалами и дровами.
На территории администрации строятся 5 новых жилых домов, благоустроены улицы, дворы, огорожены сенокосные участки, зерновые поля.
-оказание услуг связи и других социальных услуг.
На территории поселения функционируют 6 фермерских хозяйств, 446 личных подсобных хозяйств, 3 торговых объектов, 5 частных предпринимателя.
Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 2,7км. По администрации проходит автодорога международного значения Култук – Монды.
Общая характеристика природы, основные природные ресурсы
Флора и фауна района не имеет каких – либо отличий от других районов Восточных Саян. Здесь растет сосна сибирская («кедр») и эдельвейс, белоствольная береза, сосна и ель. Леса по южным склонам поднимаются вверх сплошным массивом до гольцового пояса (1800 – 1900м.). Каменистые вершины гольцов покрыты только мхом и лишайниками. В гольцовой зоне кедровое редколесье исчезает после 2200м., где преобладают стелющиеся и кустарниковые растения. Большие пространства предгорных болот заняты карликовой березкой. Много ягод и грибов, пригодных в пищу. Много орехов, ревеня, жимолости.
Климатические условия
Климат резкоконтинентальный, в горах наблюдается вертикальная климатическая поясность. В холодную часть года здесь господствует азиатский антициклон, центр которого находится в Монголии. В теплое время циклон перемещается с запада на восток и несет обильные осадки, поэтому восточная зона отличается меньшим количеством осадков. Зима холодная и безветренная. Много солнечных дней. Максимальные морозы до -38* -40*С, средняя температура -17* -25*С. Как правило, мало снега (30-35см.). для весны характерная ненастная погода с частными небольшими снегопадами. Температура воздуха уже в апреле выше нуля (в среднем 0,3*С). Лето жаркое, максимум осадков (дождь) приходится на июль. В этот период часты дожди с грозами. Осень продолжительная, с ясными теплыми днями. Особенно хорошая погода стоит в сентябре – начале октября. Снегопады и резкое изменение температуры выше зоны леса возможны в любой месяц лета, но после 20 августа вероятность их возрастает.
Социальная сфера
Образование. На территории поселения функционирует МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа», которая занимает типовое здание, построенное в 1971 году в кирпичном исполнении. Школа рассчитана на 400 учащихся. Также школа оказывает услуги дошкольного образования, где работают две дошкольные группы: разновозрастная, подготовительная. Педагогическими кадрами школа обеспечена 100 % .
В целях создания внебюджетных средств и удешевления горячего питания школа развивает подсобное хозяйство. Торская школа имеет КРС- 26 голов, трактор МТЗ-80, прицепное оборудование. Имеет ПОУ, где выращивают овощи для столовой школы.
История Торской средней школы начинается с 1887 года. Ее первый учитель В. Кульчихин. В разные годы директорами работали Капралов, М.И. Абросимов, Г.С. Шалтыков, Н.Б. Тармаев, Н.С. Шагдуров, Р.А. Фомкинова, Ю.А. Хоренов, Р.А. Холбоев, А.А Халудорова. В настоящее время директором работает Туяна Пурбоевна Янданова.
Здравоохранение.
В сфере здравоохранения на территории МО «Торы» работает Торская врачебная амбулатория. У истоков Торской участковой больницы стояли И.А. Чирков, О.И. Косыгина. В разные годы работали: Г.П. Нилова, Д.Б. Ильина, Х.А. Гыргенова – кавалер ордена «Знак Почета», Д.С. Самбуев, С.С. Харлова, Х.Л. Халудорова. В настоящее время главным врачом работает Цыренова Татьяна Валерьевна.
Основной задачей больницы является оказание медицинской помощи, профилактики и раннее выявление заболеваний и его эффективное лечение, обеспечение санэпидблагополучия.
Численность работников всего-11 человек, в том числе : врач- 1, средний мед. персонал- 7 , технические рабочие-3 человек.
Здание больницы введено в эксплуатацию в 1982 году.
При Торской больнице функционирует аптечный пункт.
Культура.
По администрации действуют сельский клуб и библиотека. Первым библиотекарем Торской сельской библиотеки был Баханов, а ныне работает С.И. Шляпкина. Директором СК работает Холбоева Р.Д., худ.рук-лем Улукшонова Т.Г. Работники культуры принимают активное участие в жизни села и района. Проводятся культурные мероприятия по всем праздникам (Сурхарбан, Сагаалган, День Урожая, День Победы т.д.). Также много разнообразных культурно – досуговых формирований, проводятся мероприятия по здоровому образу жизни.
Археология
Местонахождение Торы (долина р. Иркут у с. Торы) – находки артефактов неолита – средневековья отмечаются по обеим берегам р. Иркут в окрестностях с. Торы, на его восточной и западной окраинах на протяжении нескольких километров. В котловинах выдувания встречается археологический материал: отщепы, микропластинки, нуклеусы, изделия из железа, фрагменты керамики неолитического облика и железного века. Сборы археологического материала произвел В.И. Подгорбунский в 1923 году (Комплексная оценка …, 1994; Лбова, Хамзина, 1999).
Выходцы из села Торы- деятели культуры и искусства
Мунко Саридак (Будажап Цыренович Найдаков)
(1909-1929) поэт литературный критик. Родился в крестьянской семье, учился в Торской инородческой школе и окончил Кыренскую семилетку. В 15 лет избирается членом райкома ВЛКСМ, с 16 – работник аппарата Тункинского района ВЛКСМ, затем комсомольский работник в Мухоршибири. Был литературным сотрудником газеты «Бурят – Монгольская правда», заведующим политпросветкабинетом Наркомпроса республики и одновременно с 1928 г., ответственным секретарем Бурятского отделения организации пролетарских писателей. Мунко Саридак очень часто выступал со статьями на сельские и литературные темы в газете и журнале «Жизнь Бурятии». Первые его стихи на русском языке датированы 1926-27 гг. поэзия его в основе своей светла и жизнеутверждающая. Он по праву считается первым комсомольским поэтом Бурятии, успел получить всеобщее признание. В 1932 г. Бурятское книжное издательство выпустило сборник стихов и статей Мунко Саридака. Имя Мунко Саридака носит сегодня Тункинское литературное объединение.
В.Ц.Найдаков (1928-1998)
Окончил Улан-Удэнское театрально- музыкальное училище и историко-филологический факультет Иркутского государственного Университета. После его окончания, в 1954 г. был оставлен на кафедре литературы. Преподавал и одновременно начал активные исследования в области бурятской литературы. Через шесть лет защитил в Институте востоковедения АН СССР кандидатскую диссертацию по бурятской драматургии. В 1980г. Становится доктором филологических наук.
Основное направление его научных исследований – разработка литературно-художественного процесса и развитие бурятской литературы. Ныне по праву считается знатоком литературы, театра и фольклора. Основные его работы используются в школьных и вузовских курсах по бурятской литературе. Автор более 150 научных работ, в том числе 14 авторских книг, где вопросы бурятской литературы и искусства рассмотрены в контексте развития всей многонациональной культуры страны. О значении его работ академик В. А. Авронин сказал: "Научные труды В.Ц. Найдакова убедительно свидетельствуют, что в лице их мы имеем вполне сложившегося исследователя, способного вести научную работу в области самых сложных проблем литературоведения". Он был членом Союза писателей СССР, профессором, работал председателем БНЦ и директором БИОН. Награжден орденом "Знак почета",удостоен званий заслуженного деятеля науки РБ и академика Петровской академии.
Жорж Долгорович lOбухаев
Родился в 1950 г. Пристрастился к литературному творчеству еще в школьные годы, когда начал заниматься в Тункинском литературном объединении им. М.Саридака. Затем служба в армии, работа в родном колхозе, учеба в БГПИ им.Д.Банзарова, учительство в школе, работа в районной газете, "Буряад унэн",_газете "Мундapгa", ныне заведующий отделом районной администрации, руководитель литобъединения им. М.Саридака. Жорж Юбухаев издал три сборника "Начало", "Серебряная коновязь", "Полдень". Он - участник ΙΙ фестиваля молодых писателей в Г.Москве. Его стихи переведены на языки народов нашей страны и за рубежом. Член Союза писателей России, лауреат премии Ленинского комсомола Бурятии.
Легенда о происхождении Торских бурят
Буряты раньше жили в Монголии в местности Хотогойто. Во время китайско-монгольской войны они вынуждены были уйти из насиженных мест далеко на север.
Два брата Турай и Багшахы со своими семьями шли вместе. По дороге был убит один из братьев Багшахы. Через 2-3 года жена его с двумя детьми, наконец-то нашла Турая близ станции Мурино. Они жили 2 года недалеко от Иркутска, потом переехали в нынешний Култук и жили там 2-3 года. Там, где росли березы, они могли жить. Затем они переехали в места, где нынче живут торцы. От имени Турай произошло название села Торы.
У Турая было трое сыновей:: һанхалан Зарин, Тэртэ и Бата. Һанхалан Зарин стал начальником-нойоном. Тэртэ-шаманом, а Бата стал ламой.
Потомки нойона сейчас живут в Торах, Тэрты-в местности Яндан, Улан Горхон, в Окинском районе и в Санаге Закаменского района.
Записано со слов Мухуева Сырен-Жапа Ильича 1906 г.р. в 1992 году.
Мудрость Протаса
Давным-давно в Торах жил һамааг тайшаа, очень богатый нойон. В его ведении были четыре аймака: Джидинский, Закаменский, Окинский и Тункинский. У него в советниках был человек, который славился остроумием. Его звали Протасом, в народе – «черным языком Суходая». Суходаем звали его отца. Һамааг тайша, когда объезжал свои аймаки, всегда брал своего советника.
Однажды в Хоринске собрались со всех аймаков тайши. В их честь был устроен большой праздник. Нойонов угощали мясомпяти видов животных, которых держали буряты. Хозяин сидел на почетном месте. Во время трапезы каждый говорил о своем богатстве: кто о скоте, кто о деньгах и золоте. Һамааг тайша потихоньку толкнул Протаса в ногу, который встал и сказал:
- Я не знаю, кого вы называете богатым. У нас самые богатые, у кого пятеро сыновей, средний богач - у кого трое сыновей, а у кого один сын, того называют младшим богачом. А людей, имеющих желтые и белые металлы, у нас много.
Как только Протас произнес эти слова, хозяин схватился за голову: у него не было сыновей.
И еще говорят, что в Торах жил другой богач Василий Дорофеев. Он давно метил на место һамааг тайши. А потому между ними происходили всякие разногласия. Тогда их вызвал к себе в Иркутск генерал-губернатор. Һамааг тайша поехал со своим верным Протасом. По дороге размышляли, о чем будут говорить генерал-губернатору.
Протас посоветовал тайше: «Вы скажите генерал-губернатору, что своих людей заставите поменять веру и стать христианами, которые будут носить кресты».
Һамааг тайша последовал его совету. Губернатор очень обрадовался, похвалил его за ум и оставил прежнюю должность. С тех пор наши буряты стали носить кресты и у них появились русские имена.
Легенды и предания Хонгодоров
Род Тэртэ - один из многочисленных родов, населяющий Закамну, Тунку и Оку. Начало образованию рода положили выходцы из Халха Монголии в середине XVΙΙ века.
В «Родословной Тэртэ 3акамны» говорится, что человек по имени Тэртэ был младшим братом Нойон-Бура. Люди из рода тэртэ издавна жили по долинам рек Иркут, Ангары и за рекой Китой, также в Торской степи. В 3акамне род тэртэ делится на большой и малый. Из местности Тооры Тунки прибыли в Сагаан-Морин Закамны два человека: Хунэхэй из большого Тэртэ и Ургэдэй из малого тэртэ. Люди малого тэртэ жили в местностях Дархинта, Мэлэ; Нурта, и Хуурай-Сахир. Род тэртэ в 1680-х годах жил на территории Зacaгтухановского ханства Монголии, где находились кочевья «хонин хотогойто», входивших тогда в состав «табан хотогойто» этого же ханства. Во время междоусобной войны между джунгарским Галдан Бошокту ханом и халхаским Тушету-ханом свыше десятка семей из рода Тэртэ во главе с Торой Бодон-Хушуута спешно укочевали к озеру Байкал по северной стороне гор Алтая и Хангая. Затем остановились в местности Больгёо в Тунке, ещё прошли дальше и обосновались на восточном берегу горной реки Тоёо. Эта местность впоследствии стала называться Тооро, в честь имени Торой Бодон-Хушуута. До недавнего времени здесь сохранялась коновязь Торой Бодон-Хушуута. Его потомки образовали род турай /т/ тэртэ. Потомки шаманки Багшахуу, жены брата Торой Бодон-Хушуута, составили род ноёд тэртэ. Сирота Бажагадай, пришедший из Монголии в составе кочевников жил в местности Больгёо Тунки. Он женился на девушке по имени Дурбэд, дочери хамнигана 3уршэ. У Бажагадая родилось два сына: Мангадай и Зандаба. Сын Зандабая Башли образовал род тэртэ в Тунке. Сейчас потомки этого рода живут в основном в улусах Мыла, Баянгол, Сагаан-Морин, Дархинтуй и Ехэ-Цакир.
В низовьях Иркута находились хонгодоры из улуса Тойбин. Вероятно, после возвращения из Монголии с основанием Тункинского острога часть хонгодоров, осела в Торской степи. В 1699 году произошло переселение хонгодоров в аларские степи. Вместе с хонгодорами туда ушли представители рода Шаранут.
Соседями хонгодоров по долинам левобережных речушек Ангары в XVΙΙ веке являлись тертеевский (Тураев), цысоликский (Шешоловский) роды. В источниках эти роды часто упоминаются вместе с хонгодорами. Но устная традиция бурят не смешивает их с хонгодорами. Из генеалогических преданий ясно, что Тэртэ родной брат нойона Бура. Последний образовал ноетский род, а брат его тертеевский. Потомки ноета Тумана с помощью шамана из рода Тэртэ освободились от кузнечного ремесла. Тертеевцы жили в районе Торской степи. Случалось так, что иногда они откочевывали к низовьям Иркута. Маленькая группа тертеевцев, во главе с неким Базигидаем, жила в районе Култука среди тунгусов Заектаевского рода.
Шаманские культовые места близ села Торы
Места, которые особенно почитаются жителями села Торы.
Во-первых, это культ Байкала. Байкал для бурят - это высочайшее божество, которое является не только материальным, но и духовным существом. От «Байгал - далай», как называют Байкал буряты, зависит судьба людей, живущих на земле и кормящихся от земли. Люди издавна заметили, что Байкал, его близость к Тункинской долине, влияет на плодородие земли, от него зависит благополучие и материальное счастье людей. Большая зависимость людей от природы осталась, т.к. в Тунке в основном занимаются скотоводством и земледелием. Поэтому в конце весны или в начале лета верующие собирают средства для жертвоприношения духам Байкала. Потом во главе с шаманом они уезжают на один день к Байкалу. На Байкале шаман, согласно традиции, начинает обряд вымаливания у Байкала дождливых дней в году, хорошего урожая и благополучия односельчанам. Шаман при этом как бы уходит в себя, концентрируясь на контакте с природой. После этого он набирает в сосуд священную воду Байкала, чтобы освятить этой водой речку Тоёо, протекающую через наше село и вокруг Тор, После возвращения в Торы, через некоторое время шаман вместе с верующими проводит обряд «Тоёо тасиха».
В назначенный день они собираются в местности Шадарай, где есть строго определенное место, которое почитается как священное. Здесь же есть деревья, на которые привязывают кусочки материи, ленточки. Весь обряд проходит почти так же, как и на Байкале: верующие готовят разные кушанья, достают принесенные с собой продукты, а после обряда могут отведать уже освященную еду, Главная часть шаманского обряда здесь - освящение воды в реке Тоёо. Считается, что Тоёо отныне будет насылать людям благополучие. Жители Тор знают, что Тоёо - это священная вода, вокруг которой нельзя сорить, нельзя полоскать белье, купаться, ломать вокруг деревья. Культ Байкала, Тоёо воспитывает в людях экологическую культуру. Человек впитывает в себя правила поведения на природе, начинает бережно относиться к нему.
В Торах существует также культ гор. Люди почитают «Иринчин-хана» - культовое место. «Иринчин-хан» находится на северной стороне Тор, за рекой Иркут, у села Далахай. Далахайцы также поклоняются «Иринчинхану». «Иринчин-хан»- это голая, крупная скала, на которой построен небольшой квадратный домик, а вокруг нескончаемые леса. Есть также другое название Иринчин-хана – Буха ноен. В последнее время на устах земляков все больше слышится это название – Буха ноен. Лишь эта скала вдали светится. В этом домике можно увидеть разные атрибуты: изображения богов, книги, резные сосуды и т.д. Домик обшит алюминием; поэтому издали блестит. Алюминий хорошо защищает от дождя и частых ветров. Но то, что было внутри разграблено туристами из других мест, а буряты ничего там не трогают. Это место священно для них. Для молебнов необязательно подниматься на гору. У подножия есть поляна, где раньше жители села Далахай устраивали свои празднества. Верующие останавливаются там. Считается, что горы, окружающие Торы, оберегают жителей в дальних дорогах и, когда те живут в другом месте, далеко от родины. Перед дальней дорогой или перед важным делом человек обязательно приходит к «дедушке» (шаману) с бутылкой водки, и через его посредство обращается к Иринчин-хану с просьбой о защите и покровительстве, «Считается, что шаман видит в водке то, что ожидает человека. Просто так, ради праздного любопытства нельзя подходить к этому священному месту. Если это происходит, то поднимается очень сильный ветер. Люди говорят тогда: «Видно, какие-то незнающие люди рассердили Иринчин-хана». Ведь Иринчин-хан - это главное божество окружающих нас гор, от которых зависит наше физическое и духовное существование.
При въезде в Торы с обеих сторон также имеются культовые места, где человек должен останавливаться и отдать дань уважения этому месту. Между Шулутами и Торами paстет огромная сосна, где останавливаются почти все водители. Считается, что почитание и поклонение этому месту обеспечивает удачную дорогу, а жизнь шофера всегда связана с дорогой. Между селом Зун-Мурино и Торами на мосту через речку Тоёо также есть такое место. Здесь водитель может достать водку и просто брызнуть на землю. Считается, что лучше при этом ничего не говорить, не молиться. После этого в дальнейшей дороге человеку будет сопутствовать удача. Еще древние люди заметили, что выбор культовых мест определяется не случайно. Эти места обладают уникальными физическими и химическими свойствами, заряжающими человека положительной энергией. Человек, будучи в таком месте, считая его священным местом, непроизвольно настраивает себя на положительные дела. А в это время земля входит в контакт с желаниями человека, наделяя его энергией. Поэтому культовые места играют важную роль в жизни человека.
Список использованной литературы
- Ангархаев А. «Буха Ноён » и этногенез бурят. Газета «Буряад унэн» № 12 от 31.03.2005г
- БалдаевС.П. Родословные предания и легенды бурят.-Ч.1.-Улаан-Удэ: 1970.-С.51.
- Бобков А.К. «Откуда пошла земля Тункинская».газета «Саяны»№ 23-24. от 12.04.2003г.
- Бобков А.К., От стен Тункинского острога. Историко-краеведческая повесть, посвящённая 330-летию села Тунка.-Иркутск: Иркут.гос.ун-т., 2006.-83с.
- «Бурятия». История. Культура. Современное общество. СД-диск. Москва.2003.
- Егунов Н.П Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа.-Улан-Удэ.: 1984.-С. 156-205.
- Историко-культурный атлас Бурятии. Основной том – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. картография», 2001.-680с.
- Календарь традиционных обрядов: Некоторые святые места и горы, находящиеся на территории Бурятии, где с давних времён проводятся тайлаганы и молебны.Улан-Удэ.1998.
- Мальхеев М.Н.Топонимика Бурятии.Улан-Удэ.1969.
- Малзурова Л.Ц. Легенды и предания Хонгодоров/ Научред.С.Ш.Чагдуров.-Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006.-128с.
- Михайлов Т.М. из истории бурятского шаманизма.-Новосибирск, «Наука», 1980.
- Национальному парку «Тункинский»-10лет.-Улан-Удэ, Составители: А.Л.Ангархаев, В.Ж.Сыренов, Т.В.Самбялова, Л.М.Ермакова, Б.Д.Романов, Изд-во «Буряад унэн», 2001г.-186с.
- Памятники природы Тункинского национального парка. – Улан – Удэ: Е.В.Кислов, Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. – 93с Охрана памятников неживой природы. В.А. Варсонофьева, Р.Ф.Геккер,-М,: ВООП, 1951.-40с.
- Пысин К.Г. О памятниках природы России. –М.: Советская Россия, 1982.-176с.
- Тапхаев.Л. «О родах и племенах Хонгодоров» газета «Саяны»№ 40 от 06.09.2002г.
- Шагдуров.Д «Потомки племени Тэртэ» газета «Буряад унэн» №4 от 02.02.2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Летопись села на страницах Интернета"
Программа кружка «Летопись села на страницах Интернета» предназначена для учащихся 8-9 классов сельских общеобразовательных школ. Данный кружок является интегрированным: информатика, геогр...
Разработка урока татарского языка "Светофор тора сакта" ,8 класс с презентацией
Развернутый конспект урока татарского языка "Светофор тора сакта" ,для русскоязычной группы, 8 класса. На уроке применяется сингапурская методика .Задания в форме ГИА:...
Сандугачлар китә тора...
Рөстәм Яхин иҗатына презентация...
Историческая летопись моего села.
Сочинение раскрывает историю заселения села, дружбу коренного населения и первых переселенцев. Есть сведения о первых руководителях сельской администрации и коллективного хозяйствования....
Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.
Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с ...
Летопись села Зарубино. Альбом 1
Описание села Зарубино от 4 февраля 1884 года Донесение старшины Зарубинского селения Зарубина от 4 февраля 1884 года в Селенгинскую Степную Думу: умерших до 14-летнего возрас...
Летопись села Жаргаланта
История любой страны, района, села –это сплетение тысяча и тысяча челове-ческих судеб и дорог. Каждый человек –это частица истории, несущий в себе некуюсилу времени....