Классный час на тему "Агрессия"
классный час (8 класс)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_agressiya.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Ход занятия.

Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

                                 Омар Хайям

- Я  говорю  вам  «здравствуйте», а  это  значит, что я  вам  всем  желаю здоровья. Задумывались  ли  вы  когда-нибудь  о  том, почему  в  приветствии  людей  заложено  пожелание  друг  другу  здоровья?

- Наверно, потому, что  здоровье  для  человека – самая  главная  ценность.

- Мы много говорим о здоровье, но часто о физической его стороне, а ведь немаловажно и психическое здоровье. Психическое здоровье – это основа успешного развития личности.

Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.

- Сегодня мы поговорим об агрессии, попробуем разобраться в этой серьезной проблеме, определим причины и последствия агрессивного поведения.

- На ваш взгляд, что такое “агрессия”?

Упражнение “Расшифровка”

Вот давайте попробуем расшифровать это слово.

А – аффект

Г – грубость, гнев

Р – резкость

Е – естественность

С – стресс

С – самоконтроль

И – изменение

Я – я (как носитель агрессии)

В психологическом словаре приводится следующее определение: Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям.

С точки зрения ведущих учёных психологов, агрессия берёт начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Кроме того, в подростковом возрасте, в момент полового созревания, происходит повышение уровня тестостерона, что провоцирует агрессивное поведение. Однако исследования показывают, что воспитание и образование в значительной степени снижают склонность к насилию. Чем лучше воспитание и выше уровень образования, тем ниже уровень содержания тестостерона в крови, тем менее проявляется агрессивное поведение.

В смысле позитивности – негативности агрессия подразделяется на доброкачественную и злокачественную. Так доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также игровая агрессия (борьба, фехтование).

        Недостаток приемлемой агрессии приводит к блокированию самоутверждения и самореализации к слепому подчинению и ненужной жертвенности. Доброкачественная агрессия необходима для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций. Любая творческая деятельность подразумевает отрицание сложившегося порядка и установления новых правил, теорий, законов.

Твоя агрессивность – твоё личное дело до тех пор, пока оно не затрагивает других людей. Поэтому необходимо: осознать, что в тебе присутствует данное качество; понять, что с этим можно работать; научиться отрицательную энергию преобразовывать в положительную.

Посмотрите, по каким параметрам у вас идёт превышение нормы.

Шкалы:

  • Физическая агрессия – склонность к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личные особенности мешают тебе искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуешь нарваться на ответную агрессию.
  • Косвенная агрессия – конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнёра. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так не долго и пораниться.
  • Раздражительность – плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведёт к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать из нутрии, как серная кислота, пока не прорвётся наружу. Когда прорвётся – проявятся физическая и косвенная агрессия.
  • Негативизм – реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть её в пословице «Выбью себе глаз, пусть у тёщи будет зять кривой».
  • Обидчивость – готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить тебя. Здорово отравляет жизнь.
  • Подозрительность – готовность видеть в словах и поступках других людей, скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
  • Вербальная агрессия – за словом ты в карман не полезешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.
  • Чувство вины – поздравляю, ты никого не ударил, ничего не разбил, ни на кого не наорал. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чём-то виноват? Если ты чувствуешь себя в ответе за свои эмоции, значит, умеешь ими управлять. Что же с этим делать? Как минимум знать – чтобы понимать, что этим качеством природа наделила тебя более щедро, чем следовало бы. Максимум – вспомнить, кто в доме хозяин – ты или твои эмоции?

Процесс укрощения эмоций можно сравнить с укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать, предоставляя им полную свободу или, наоборот постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя раз и навсегда сказать себе, что все попытки приручить дикую лошадь ни к чему не приведут. С другой стороны –  мы должны признать, что лошадь дикая, и проявлять терпение при её приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в том, что она должна признать в нас своего укротителя.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Настойчивость

Приспособление

Компромисс

Избегание

Сотрудничество

1. Настойчивость – («несмотря не на что, активно отстаиваю собственную позицию»)

Тот, кто придерживается подобной стратегии в конфликте, не интересуется мнениями остальных и старается настоять на своем во что бы то ни стало. Внешне такое поведение часто выглядит агрессивным. Для достижения успеха при такой позиции необходимо иметь власть, в противном случае единственным следствием подобного поведения будет ухудшение взаимоотношений. Данная стратегия максимально эффективна в случае реальной внешней угрозы группе людей - в этом случае человек, настойчиво защищающий ее интересы, воспринимается как лидер и повышает свой статус.

2. Приспособление («я всегда стараюсь идти навстречу другому»)  

Такой человек готов отказаться от собственных интересов, принеся их в жертву другому. Подобная стратегия, как правило, не используется «фигурами власти» (лидерами и руководителями), за исключением достаточно редкой ситуации. Когда предмет разногласий, оказывается, менее значим, чем сохранение отношений с партнером. Или когда, соответственно, данный «тактический проигрыш» ведет к итоговому «стратегическому выигрышу».

3. Компромисс «я стараюсь искать решение, основанное на взаимных уступках»

     Такой человек готов принять точку зрения другого, но лишь до определенной степени. Подобная стратегия поведения в конфликте обычно высоко ценится окружающими, так как уменьшает враждебность и агрессию конфликтующих, а также позволяет довольно быстро найти решение. Однако если прибегать к ней долгое время, можно прослыть «беспринципным соглашателем».

4. Избегание (« я стараюсь уклониться от участия в конфликте»)

Человек,  придерживающийся этой позиции, делает вид, что конфликта для него не существует. Эта позиция эффективна в трех случаях:

1) если предмет разногласий не представляется человеку важным;

2) если ситуация может разрешиться сама собой;

3) если в настоящий момент нет условий для разрешения конфликта, но в будущем они могут появиться.

Также эта стратегия достаточно эффективна в случае эмоционального конфликта (но, к сожалению, редко встречается).

5. Сотрудничество («я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы всех»)

    Иными словами, эту стратегию поведения можно назвать как «стратегию решения проблем». Этот стиль основан на убеждении в том, что расхождение во взглядах есть неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При таком поведении человек не старается добиться своей цели за счет других, а пытается проанализировать причины разногласий и найти выход. Кратко выразить эту позицию можно было бы так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

- Провести анкетирование «Наиболее предпочитаемая форма поведения». (5 минут)

Как разрядить негативные эмоции?

  • Можно разрядить свои эмоции, высказываясь в кругу своих друзей, которые поймут и посочувствуют.
  • Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Родители скажут только спасибо, если вы что-нибудь постираете. И для организма польза и для семьи и для улучшения взаимоотношений со старшими.
  • Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле. Если чувствуешь «комок» в горле – полезно покричать в подушку, вкладывая в крик всю силу своих эмоций, или дать волю своим вокальным способностям. Лучше если ты будешь дома один, чтобы не испытывать терпение близких.
  • Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.
  • Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.
  • Дыхание уступами. Три – четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.
  • Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок – смех и плачь. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

А если вы проведёте выходной день катаясь на лыжах или коньках, то поймаете сразу трёх зайцев: занятие спортом, общение с природой и работа с дыханием. Причём акцентировать внимание на дыхании, в данном случае, нет необходимости, оно будет произвольным.

А сейчас выполним ряд упражнений на снятие эмоционального напряжения.

1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите пять раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2. Слегка помассируйте кончик мизинца.

        3. Постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании. На счёт 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперёд, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счёта дыхание задерживается. Затем плавный выдох на счёт 1-2-3-4-5-6. И опять задержка дыхания на счёт 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойнее.  

        !!! Необходимо осознать, что агрессия – это энергия, которая, как мы знаем, не исчезает в никуда, а переходит из одного состояния в другое. И в ваших силах направить её в позитивное русло. Иначе эта энергия будет разрушать ваше тело (в форме хронических заболеваний) или психическое благополучие близких и родных вам людей.

Надеюсь вы примете правильное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...