Классный час "Умей общаться со всеми и всегда"
классный час (8 класс)
Цель: развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников; привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, ровесниками и со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_klassnogo_chasa.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуативный практикум по культуре общения Классный руководитель: Татаренкова Н.В. |
Цели:
- Развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников.
- Привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, ровесниками и со взрослыми.
Оборудование:
- Листы бумаги и ручки.
Ход классного часа
Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»
Из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?»
Правила, которых следует придерживаться в разговоре:
- необходимо вести разговор вежливо и ровным голосом;
- должно быть желание разговаривать;
- следует смотреть в глаза собеседнику;
- не рекомендуется во время разговора кривить рот, морщить лоб и нос;
- не надо перебивать или перерывать собеседника;
- не следует излишне увлекаться жестикуляцией;
- не засоряйте свою речь словами («того», «как бы», «значит», «так сказать», «короче» и т.п.);
- не следует излишне усложнять свою речь, используя иностранные слова или научные термины;
- старайтесь говорить чётко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;
- интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.
Общие рекомендации по управлению конфликтами.
1. Надо знать, как развивается конфликт:
- возникновение разногласий; возрастание напряжённости в отношениях;
- осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из её участников;
- собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряжённости;
- исход (разрешение) конфликта. Разрешением конфликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и восстановление нормальных отношений между людьми.
2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются чётко сформулировать главную причину конфликта.
3. Определение проблемы в категориях целей, а не решений. Нужно проанализировать не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.
4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция – это то, о чём мы заявляем, на чём настаиваем, наша модель решения. Наши интересы – это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы – это наши желания и заботы. Именно в них ключ к решению проблемы.
5. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента. Будьте жёстки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.
6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.
7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.
8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдержки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При обсуждении конфликта важно избежать следующих серьёзных ошибок:
- партнёр выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;
- поведение партнёра диктуется исключительно тактическими соображениями;
- партнёр укрывается за «производственной необходимостью;
- партнёр настаивает на признании его власти;
- используются самые уязвимые места партнёра;
- припоминаются старые обиды;
- в конце концов выявляются победитель и побеждённый.
Ситуация 2. «Что такое такт?»
Из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?»
Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чём лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики, или обратить её в шутку?
Такт – это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его – уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.
Бестактным считается:
- читать чужие письма или подслушивать чужие разговоры;
- своим поведением обращать на себя внимание в общественных местах (в музее, театре, библиотеке и т.п.);
- говорить в публичном месте о личных делах своих или близких (друзей, родственников и др.);
- навязывать свои вкусы и представления.
Задание: дополните своими предложениями понятие «бестактным считается…»
Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точку зрения?»
- Убеждать человека в чём-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре – это избегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.
- Уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он не прав, особенно при людях. В таких условиях человеку трудно согласиться с вами.
- Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уверены в её ошибочности, лучше обратиться к нему со словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберёмся в фактах». Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.
- Если вы не правы, признавайте это быстро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы знаете. Что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами раньше, этим вы его обезоружите.
- Не начинайте важных разговоров с требованием сказать «да» или «нет», его принципы требуют оставаться до конца последовательным. Позднее он может почувствовать, что «нет» было неверным, но вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».
- Если хотите убедить людей в чём-либо, старайтесь смотреть на ваши вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.
Задание 1. Согласны ли вы с приведёнными правилами?
Задание 2. По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?
Ситуация 4. «Помогут ли вам приведённые рекомендации по ускорению процесса разрешения конфликта?»
- Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.
- Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряжённости.
- Стороны должны демонстрировать взаимное уважение.
- Участники переговоров должны стремиться превратить скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.
- Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Особое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, цеоей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряжённость и прекращена любая борьба.
Задание: Согласны ли вы с данными рекомендациями?
Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?»
Задание:
- Какие способы приветствия вы знаете?
- Отличается ли приветствие в среде молодёжи от приветствия взрослых?
- Вы выбираете данный способ приветствия со знакомыми только по возрастным признакам или по личностным качествам этого человека?
- Примите к сведению приведённую ниже информацию.
Почему люди здороваются за руку?
Из книги В.И. Малова «Загадки и тайны»
Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы. Вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпу.
Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было принято… тереться носами или даже исполнять особый танец. Однако одно только рукопожатие пережило все времена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружеский жест, понятный каждому.
Протягивая открытую ладонь, человек как бы показывал другому. Что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожатием, люди убеждались в том, что в руке другого действительно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку – ладонь должна быть открытой.
От очень древних времён дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков у себя дома человек надёжно защищён стенами. А за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдёт внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришедшего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет – обменяться крепким рукопожатием.
Ситуация 6. «Поможет ли тебе при общении тест?»
Тест «Конфликт без насилия»
- Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы:
1. Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?
А. да, являются;
Б. нет, не являются;
В. всё зависит от культуры человека, страны, где он живёт, и законодательства.
2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:
А. во всех сферах жизни и деятельности;
Б. только в среде своих друзей;
В. только в семье.
3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?
А. потому что так принято в обществе;
Б. потому что это совпадает с его желаниями;
В. потому что так получается.
4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:
А. ссорятся;
Б. отстаивают свои позиции;
В. вырабатывают правила.
5. Почему человек не соблюдает правила?
А. жить по правилам не интересно;
Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;
В. считает, что соблюдение правил – это проявление слабости.
6. Каковы причины конфликтов?
А. грубость;
Б. слабохарактерность;
В. эгоизм;
Г. доброта;
Д. ответственность;
Е. различие взглядов.
7. Может ли быть конфликт без насилия?
А. да Б. нет В. всегда
8. К какому понятию относятся определения «состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка»:
А. конфликт Б. ссора В. противоречие
По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются:
1. б; 2. а; 3. а; 4. в; 5. в; 6. а; 7. б; 8. б.
Итоги классного часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики
Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...
Классный час на тему нравственности "Светить всегда"
На классном часе рассматривается понятие активной жизненной позиции, ребята приходят к мысли о ее важности в наше время. Приводятся примеры людей с такой позицией. Используется музыкальное...
мастер - класс "Умей общаться со всеми и всегда"
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Формировать у воспитанников навыки взаимодействия в группе, в школе. Обучать приёмам выхода из конфликтной ситуации и управлят...
"Умей общаться со всеми и всегда"
Мероприятие на нравственное воспитание учащихся. Формирование у школьников уважения к общечеловеческим нравственным ценностям, закрепление навыков самоорганизации, развитие умения сопереживать д...
Классный час "Солнце светит всем" (Экологический брейн-ринг) 6 класс
Пускай это бурное море огня Зовут лучезарным светилом, Как в детстве, оно для тебя Останется солнышком милым...
Разработка классного часа «Труд – основа всему!»
Цель: - способствовать формированию ответственного отношения к труду; - познакомить детей с профессиями, прививать любовь к труду, стр...
Урок МУЖЕСТВА! Классный час на тему: «Горячие сердца всегда рядом!»
Цель: Формирование гражданской позиции, развитие представлений молодёжи об ответственном поведении, сострадании к слабым и беззащитным, о возможностях спасения себя и окружающих в экстремальных ситуац...