Классный час "Умей общаться со всеми и всегда"
классный час (8 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

Цель: развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников; привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, ровесниками и со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

        

Ситуативный практикум по культуре общения

Классный руководитель: Татаренкова Н.В.

Цели:

  • Развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников.
  • Привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, ровесниками и со взрослыми.

Оборудование:

  • Листы бумаги и ручки.

Ход классного часа

Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»

        Из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?»

Правила, которых следует придерживаться в разговоре:

  • необходимо вести разговор вежливо и ровным голосом;
  • должно быть желание разговаривать;
  • следует смотреть в глаза собеседнику;
  • не рекомендуется во время разговора кривить рот, морщить лоб и нос;
  • не надо перебивать или перерывать собеседника;
  • не следует излишне увлекаться жестикуляцией;
  • не засоряйте свою речь словами («того», «как бы», «значит», «так сказать», «короче» и т.п.);
  • не следует излишне усложнять свою речь, используя иностранные слова или научные термины;
  • старайтесь говорить чётко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;
  • интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.

Общие рекомендации по управлению конфликтами.

1. Надо знать, как развивается конфликт:

  • возникновение разногласий; возрастание напряжённости в отношениях;
  • осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из её участников;
  • собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряжённости;
  • исход (разрешение) конфликта. Разрешением конфликта является устранение проблемы, породившей конфликтную  ситуацию, и восстановление нормальных отношений между людьми.

   2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются чётко сформулировать главную причину конфликта.

  3. Определение проблемы в категориях целей, а не решений. Нужно проанализировать не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.

  4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция – это то, о чём мы заявляем, на чём настаиваем, наша модель решения. Наши интересы – это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы – это наши желания и заботы. Именно в них ключ к решению проблемы.

  5. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента. Будьте жёстки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

  6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.

  7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

  8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдержки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте состояние и индивидуальные особенности  участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При обсуждении конфликта важно избежать следующих серьёзных ошибок:

  • партнёр выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;
  • поведение партнёра диктуется исключительно тактическими соображениями;
  • партнёр укрывается за «производственной необходимостью;
  • партнёр настаивает на признании его власти;
  • используются самые уязвимые места партнёра;
  • припоминаются старые обиды;
  • в конце концов выявляются победитель и побеждённый.

Ситуация 2. «Что такое такт?»

Из книги В.В. Любимцева «Знаешь ли ты?»

   Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чём лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики, или обратить её в шутку?

    Такт – это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его – уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.

    Бестактным считается:

  • читать чужие письма или подслушивать чужие разговоры;
  • своим поведением обращать на себя внимание в общественных местах (в музее, театре, библиотеке и т.п.);
  • говорить в публичном месте о личных делах своих или близких (друзей, родственников и др.);
  • навязывать свои вкусы и представления.

Задание: дополните своими предложениями понятие «бестактным считается…»

Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точку зрения?»

  • Убеждать человека в чём-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре – это избегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.
  • Уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он не прав, особенно при людях. В таких условиях человеку трудно  согласиться с вами.
  • Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уверены в её ошибочности, лучше обратиться к нему со словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберёмся в фактах». Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.
  • Если вы не правы, признавайте это быстро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы знаете. Что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами раньше, этим вы его обезоружите.
  • Не начинайте важных разговоров с требованием сказать «да» или «нет», его принципы требуют оставаться до конца последовательным. Позднее он может почувствовать, что «нет» было неверным, но вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».
  • Если хотите убедить людей в чём-либо, старайтесь смотреть на ваши вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

Задание 1. Согласны ли вы с приведёнными правилами?

Задание 2. По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?

Ситуация 4. «Помогут ли вам приведённые рекомендации по ускорению процесса разрешения конфликта?»

  •   Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.
  •  Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряжённости.
  •  Стороны должны демонстрировать взаимное уважение.
  •   Участники переговоров должны стремиться превратить скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.
  •   Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Особое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, цеоей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряжённость и прекращена любая борьба.

Задание: Согласны ли вы с данными рекомендациями?

Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?»

Задание:

  • Какие способы приветствия вы знаете?
  • Отличается ли приветствие  в среде молодёжи от приветствия взрослых?
  • Вы выбираете данный способ приветствия со знакомыми только по возрастным признакам или по личностным качествам этого человека?
  • Примите к сведению приведённую ниже информацию.

Почему люди здороваются за руку?

Из книги В.И. Малова «Загадки и тайны»

    Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы. Вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпу.

    Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было принято… тереться носами или даже исполнять особый танец. Однако одно только рукопожатие пережило все времена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружеский жест, понятный каждому.

     Протягивая открытую ладонь, человек как бы показывал другому. Что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожатием, люди убеждались в том, что в руке другого действительно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку – ладонь должна быть открытой.

    От очень древних времён дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков у себя дома человек надёжно защищён стенами. А за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдёт внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришедшего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет – обменяться крепким рукопожатием.

Ситуация 6. «Поможет ли тебе при общении тест?»

        

Тест «Конфликт без насилия»

  • Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы:

1. Являются ли постоянные споры с друзьями проявлением свободы вашего выбора?

А.   да, являются;

Б.   нет, не являются;

В. всё зависит от культуры человека, страны, где он живёт, и законодательства.

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:

А.  во всех сферах жизни и деятельности;

Б.  только в среде своих друзей;

В.  только в семье.

3. Почему человек должен следовать общепринятым правилам?

А.  потому что так принято в обществе;

Б.  потому что это совпадает с его желаниями;

В.  потому что так получается.

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:

А.  ссорятся;

Б.  отстаивают свои позиции;

В.  вырабатывают правила.

5. Почему человек не соблюдает правила?

А.  жить по правилам не интересно;

Б.  он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;

В.  считает, что соблюдение правил – это проявление слабости.

6. Каковы причины конфликтов?

А. грубость;

Б. слабохарактерность;

В. эгоизм;

Г. доброта;

Д. ответственность;

Е. различие взглядов.

7. Может ли быть конфликт без насилия?

А. да                                   Б.  нет                                В.  всегда

8. К какому понятию относятся определения «состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка»:

А.  конфликт                     Б. ссора                              В.  противоречие

  По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются:

1. б;         2. а;       3. а;      4. в;       5. в;      6. а;      7. б;       8. б.

Итоги классного часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики

Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...

Классный час на тему нравственности "Светить всегда"

На классном часе  рассматривается понятие активной жизненной позиции, ребята приходят к мысли  о ее важности в наше время. Приводятся примеры людей с такой позицией. Используется музыкальное...

мастер - класс "Умей общаться со всеми и всегда"

Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Формировать у воспитанников навыки взаимодействия в группе, в школе. Обучать приёмам выхода из конфликтной ситуации и управлят...

"Умей общаться со всеми и всегда"

Мероприятие на нравственное воспитание учащихся.  Формирование у школьников уважения к общечеловеческим нравственным ценностям, закрепление навыков самоорганизации, развитие умения сопереживать д...

Классный час "Солнце светит всем" (Экологический брейн-ринг) 6 класс

Пускай это бурное море огня Зовут  лучезарным светилом, Как в детстве, оно для тебя Останется  солнышком милым...

Разработка классного часа «Труд – основа всему!»

Цель: - способствовать формированию ответственного отношения к труду;           - познакомить детей с профессиями, прививать любовь к труду, стр...

Урок МУЖЕСТВА! Классный час на тему: «Горячие сердца всегда рядом!»

Цель: Формирование гражданской позиции, развитие представлений молодёжи об ответственном поведении, сострадании к слабым и беззащитным, о возможностях спасения себя и окружающих в экстремальных ситуац...